Конспект урока по литературе.
«Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»
(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
(т. I, II, ч. 1-3)
Ю.В. Онуляк,
преподаватель русского языка и литературы
Цели урока: проследить, как исторические процессы влияют на судьбы и характеры героев,
- выделить принципы изображения Толстым положительных героев,
- отметить и проанализировать эпизоды романа, где Толстой рисует поиски смысла жизни положительных героев романа (на примере П.Безухова, А.Болконского).
Оборудование: проектор, отрывки из романа.
Эпиграф к уроку:
«Чтобы жить честно,
надо рваться, пугаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать,
и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие — душевная подлость»
Л.Н.Толстой
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем работать по 2 тому романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Во II томе романа «Война и мир» показана жизнь героев между 1806 и 1812 годами. В нем Л.Н. Толстой противопоставляет бессмысленности войны 1805 года ту жизнь, которую называет «настоящей». Но «мир» к концу II тома рушится. Изображение России за шестилетие 1806-1812 гг. было у Толстого изображением определенной исторической эпохи, подводящей к Отечественной войне. Без II тома нам был бы непонятен характер участия в войне главных героев, их поиски смысла жизни и их судьба в эпилоге.
Итак, тема урока: «Поиски смысла жизни П. Безуховым и А. Болконским» (т. II, ч. 1-3).
- запишите в тетрадях число на полях, тему урока.
Сегодня на уроке мы проследим, как исторические процессы в стране влияют на судьбы и характеры героев,
- выделим принципы изображения Толстым положительных героев.
- отметим и проанализируем эпизоды романа, где Толстой рисует поиски смысла жизни положительных героев романа (на примере П.Безухова, А.Болконского, Наташи).
- Каковы же принципы изображения Толстым положительных героев.
Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане.
Характер Пьера? Пьер добр, но вспыльчив до бешенства. Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее, он часто идет по течению, не умеет противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом., то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (Дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)
Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.
И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.
В эпиграфе, наверное, и заключено толстовское понимание единства характера.
Герои Толстого - Андрей Б. И Пьер Безухов - повторяют его нравственный кодекс, оттого одним из принципов создания Толстым положительных героев является изображение их во всей душевной сложности и в непрерывных поисках истины.
3. Духовные искания, т. е. поиски подлинного смысла жизни Пьера Безухова.
1. Лекция или рассказ с анализом (ч. II, гл.1-4, 10; ч. III , гл. 7). Беседа по вопросам:
— Что такое масонство и как Толстой описывает его?
— Что привело Пьера в общество масонов?
— Какую деятельность ведет в нем Пьер?
— Почему начинает разочаровываться?
Поступление Пьера в масонское общество падает на тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Почему Пьер женился на Элен? С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т. к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера. Толстой пишет: «И в эту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе...» (т. I, ч. III, гл. 1). Он мучается потом, понимая, что он не только обманулся, но и обманул других. Он считал себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен: «Я вас люблю» А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис.(т. II, ч. I, гл. 6). «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивает он себя. (т. II, ч. II, гл. 1). Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого. И как Пьер отвечает на поставленные вопросы? Выход из тупика он не хочет видеть в решении социальных проблем. Сама по себе мысль о социальной несправедливости мира возникает у Пьера. На почтовой станции в Торжке он видит торговку туфлями и думает: «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня» (т. II, ч. II, гл. 1). Казалось бы, Пьер должен сейчас подумать об изменении основ жизни, но он решает иначе: «И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души эти деньги?» Материально обеспеченному Пьеру кажется, что не в деньгах дело. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баздеев, встретившийся с ним в дороге.
4. Беседа с учениками о масонском обществе.
— Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою» (ч. II, гл. 3), вступает в масонское общество?
(Потому что его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире» (там же). Пьер воспринял в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то («Пьер с замиранием сердца, ... — ... испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни» (ч. II, гл. 2). Итак, желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя приводит Пьера в масонство.
5. Рассказ ученика «деятельность Пьера в масонском обществе» (ч. II, гл.10), ее результаты.
Начало кризиса в увлечении Пьера масонством (ч. III, гл. 7). Убеждается, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Поездка за границу, выступление последнее. Видя социальную несправедливость мира, снова не принимает мысли о социальном преобразовании общества (ч. III, гл. 7).
Так Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием, революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Однако даже отнюдь не революционные предложения Пьера о преобразовании масонских обществ были приняты руководителями и большинством членов общества как опасные, а на Пьера вновь находит тоска. Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний, он вновь попадает в тупик, из которого выводит его только 1812 год.
Таков характер поисков Пьером смысла жизни. Такое стремление к полезной деятельности одно из проявлений нравственной жизни передового русского дворянства в начале ХIХ века.
6. Поиски смысла жизни князем Андрей Болконский.
Поиски смысла жизни князем Андреем перекликаются с поисками Пьера.
«Эта жизнь - не по мне» – анализ частей 1 тома.
зачитайте эпизод характеризующий иллюстрацию « Вот оно!» - думал князь Андрей, схватив древко знамени… - Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Какое чувство возникает в душе Андрея? Почему кризис после Аустерлица был тяжелым для князя Андрея? «С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом» (гл. XIX). Правда, ранение князю Андрею принесло не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нем новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».
- небо (читать отрывок )
— К каким мыслям пришел князь Андрей после Аустерлица? Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа — таков итог его поисков в конце I тома.
Возвращение домой. Другой князь Андрей – какой? Когда же он вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, на него обрушилось горе — смерть от родов княгини Лизы. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней (ч. I, гл. 9), усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком.
— Какую деятельность он ведёт в Богучарово и Петербурге? (нач. 1 гл. II ч., гл. 4, 6, 18)
- Пьер навещает его в Богучарове, что поразило его? поразил его «потухший, мертвый взгляд» (ч. II, гл. 11). «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), — вот вся моя мудрость теперь», — говорить князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время — это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни. Впоследствии спор с Пьером, встреча с Наташей и воздействие весенней природы пробуждают живую душу в князе Андрее, и он тоже включается в общественную жизнь. Те дела, которые не сумел до конца довести Пьер, были выполнены князем Андреем. Начинания князя Андрея были прогрессивного характера (часть крестьян перечислена в вольные хлебопашцы, барщина заменена оброком и т. д.).
В петербургский период жизни князя Андрея Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, — это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная (ч. III, гл. 18). Так же, как и Пьер, князь Андрей, начав общественную работу увлеченно, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел ее глубокого смысла.
Вывод учителя: Разочарования обоих героев вызваны глубиной их стремлений. Только та деятельность удовлетворит их, в которой они найдут совмещение интересов для себя и для других.... А пока они ошибаются, снова начинают и бросают и вечно борются, потому что «спокойствие — душевная подлость». В их поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная сторона исторической жизни начала ХIX века, важная грань «настоящей жизни», по Толстому.
5. Природа в жизни людей с точки зрения Толстого. Слайд 9
- Какова роль природы в жизни Андрея? (Небо, паром, вода, дуб)
Зачитайте эпизод описания дуба (т.2. ч.3, глава 1, 2)
Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони в Отрадном (ч. III, гл.1-3).
Что поразило князя Андрея в Отрадном ночью? (Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.)
Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью? (Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.)
Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея? Дуб 2 - «Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» (т2. ч.3 гл3)
(Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, любить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель)
Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета — открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова... Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью.
Итоги урока:
- К чему приходят герои после поисков смысла жизни?
Вывод: Разочарования обоих героев вызваны глубиной их стремлений. Только та деятельность удовлетворит их, в которой они найдут совмещение интересов для себя и для других.... А пока они ошибаются, снова начинают и бросают и вечно борются, потому что «спокойствие — душевная подлость». В их поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная сторона исторической жизни начала ХIX века, важная грань «настоящей жизни», по Толстому.
- Как влияет природа на внутренний мир человека?
У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу. Природа возрождает человека к жизни (на примере князя Андрея), заставляет жить, любить, таким образом, природа помогает понять смысл жизни, ее цель.)
Домашнее задание
1. Выучить отрывок «Описание дуба» т. II, ч. III, гл. 3 «Целый день был жаркий... — и чтобы все они жили со мною вместе» или т. II, ч. III, гл. 1 «На краю дороги стоял дуб... — не тревожась и ничего не желая».
2. т.1,2 – изображение войны 1805-1807года, 1812. Сделать закладки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.