1.Пояснительная записка:
Тема : Культурное наследие Южного Урала: художники ,композиторы, музыканты.
Актуальность и обоснование выбора темы: Южный Урал - край многонациональный. На его территории проживают представители более 40 народов. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Ученики , как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у школьников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль взрослого – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. О композиторах и музыкантах живущих на Южном Урале…В нашем крае проживает очень много талантливых художников и музыкантов, которые внесли огромный вклад в культурное развитие Южного Урала. И поэтому учащимся нужно донести столь познавательную информацию , которая в дальнейшем будет способствовать развитию учащихся.
Южный Урал имеет колоссальные традиции и играет немаловажное значение в историко-культурном развитии России. Этот удивительный творческий край дал миру известных музыкантов, композиторов, писателей, художников, ученых и других выдающихся деятелей литературы и искусства.
Столица Южного Урала город Челябинск, сегодня является одним из ведущих культурных центров России. Изучение лучших исторических традиций культуры, знакомство с современным состоянием культурной жизни города Челябинска - важная задача воспитания духовно богатой и патриотически настроенной личности школьника.
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т. п.
Проблема воспитания патриотизма у современных школьников привлекала и продолжает привлекать внимание ведущих педагогов исследователей, психологов:
• Е. А. Ануфриева;
• Я. А. Коменский;
• А. С. Макаренко;
• Л.И. Мищенко;
• В. А. Сухомлинский;
• К.Д. Ушинский;
• А. В. Усова и др.
Политики, музыканты, краеведы, историки, искусствоведы в своих выступлениях, статьях, книгах отмечают потенциальные возможности музыкального искусства для воспитания патриотизма. В научно-исследовательской деятельности ученых – музыковедов города Челябинска В. Вольфовича, А. Кривошея, Т. Синецкой, нашли отражение различные аспекты краеведения и региональной культуры: история и перспективы развития музыкального искусства и образования, творчество композиторов Уральского региона, история исполнительского искусства, творческие портреты деятелей музыкальной культуры и педагогики, сохранение и изучение фольклорных традиций народов Южного Урала, жанровое разнообразие произведений современных композиторов и их трактовка.
Изучение художественной культуры и музыкального искусства Южного Урала, в частности города Челябинска, является одной из проблем музыкознания на современном этапе. Нельзя любить свой край и не знать талантливых его представителей, их музыкальные произведения, основные направления и жанры их музыкальных сочинений.
На основе актуальности проблемы, создается методическая разработка на тему : «Культурное наследие Южного Урала: композиторы, художники и музыканты» для воспитания у школьников любви к творчеству своего края, познания и патриотизма.
Целевая аудитория: Методическая разработка направлена на учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Цель и задачи: Методическая разработка направлена на изучение и популяризацию музыкального искусства Южного Урала.
Задачи: 1. Выявить уникальные черты музыкальной и художественной культуры Южного Урала.
2. Исследовать творчество уральских художников, композиторов и музыкантов.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания; размышлять, рассуждать, о деятельности музыкантов и художников; демонстрировать суждения над проблемными вопросами.
Предметные: формировать представление о богатстве и разнообразии картин художников, музыкальных произведениях композиторов и исполнителей этих произведений.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: форма проведения воспитательного мероприятия -беседа ,с моделированием проблемных ситуаций, ответы на сложные вопросы и решением задач.
Воспитательные методы и приемы:
Методы теоретического исследования:
- отбор, изучение и анализ литературы;
- систематизация изученного материала;
- обобщение
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- беседа
Практическая значимость раскрывается в разработанности и универсальности применения бесед об искусстве Южного Урала, ее апробированности и универсальности использования широким кругом аудитории.
Материально технические и информационные ресурсы:
Использование компьютера, художественной литературы, интернета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2011. - 205 c.
2. Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников. – URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1308
3. Вольфович, В.А. Музыканты Южного Урала / В.А. Вольфович. Областная организация общества «Знание», 1991. - 195 с.
4. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. – URL: http://vestnik.osu.ru/2011_11/34.pdf
5. История Южного Урала. - URL: http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=228
6. Исследование методом опроса. – URL: https://allbest.ru/otherreferats/psychology/00007074_0.html
7.Музыкальные жанры [Электронный ресурс]: http://allbest.ru/o-2c0a65635b2bc78a4d43b88421306d37.html
8. Педагогика. – URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132903_0.html
9. Синецкая Т.М. Композиторы Южного Урала. / Т.М. Синецкая. Монографическое исследование. – Челябинск, дом печати, 2003. – 352 с.
10. Синецкая Т. Елена Поплянова // Композиторы Южного Урала: - Челябинск: Дом печати, 2003. – С. 235 – 271;
Крылова Л. А мы на уроке играем. – Веч. Челябинск. – 1993, 2 дек.; Лукина М. Под музыку Вивальди и детской сказки. – Веч. Челябинск, 1994, 6 марта; Рубинская Н. «Уральский уникум» + Фея колыбельных // Автограф. Челябинск-АРТ, 1999, №3 (6). – С. 41 – 42; Лукина М. Поплянова Елена Михайловна. – Челябинск: Энцикл. / Сост. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск, 2001. – С. 644
11. Сергей Яковлевич Садаков. Этапы жизненного пути. – URL: https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:12291:5668771
12. Т. Синецкая. О чем рассказывала музыка (заметки с пленума уральских композиторов). – Вечерний Челябинск. – 1997, 28 апреля.
13. Байнов Л.П. «Очерки истории искусства Южного Урала» Чел. ЧПО «Книга» 2007
14. Бобрихин А.Л. «Народное искусство Урала. Традиционный костюм». Изд. «Баско»
2006
15. Бубнов Е.Н. «Русское деревянное зодчество Урала» М. Стройиздат 1988
16. Горяева Н.А. Островская. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник.
Учебник для 4 класса. М. «Просвещение» 2009
17. Елфимов Ю.Н. «Каслинские мастера» Ю-Уральское книжное изд-во 1977
18. Кириллова И.А. «Легенды Южного Урала». ООО «Аркаим» 2008
Список литературы, рекомендованный для детей и родителей:
1. Журнал «Юный художник» №9 2000г. «Забытый мир Каслинского литья»
2. «Искусство мастеров Златоуста» комплект открыток. М. «Планета» 2000г.
3. Павловский Б.В. «ДПИ промышленного Урала» М. «Искусство» 1975г.
4. Шитова С.Н. «Народное искусство: войлоки, ковры у южных башкир» Уфа 2006г.
5. Семенов Б.Б. «Малахит» Свердловское книжное издательство. 1987г.
Перечень электронных информационных источников:
1. История искусства. [Электронный ресурс].– М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996.
2. Сокровища мирового искусства. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия
Паблишинг», 2004.
3. Энциклопедия материальной культуры. [Электронный ресурс]. – М.: ООО
«ДиректМедия Паблишинг», 2004.
4. Орнамент всех времен и народов. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия
Паблишинг», 2005
5. Золотое кольцо России. Интерактивные экскурсии. [Электронный ресурс]. – М.: ООО
New Media Generation, 1997.
6. Свердловский областной краеведческий музей: Презентационный диск [Электронный
ресурс].- Екатеринбург: СОКМ, 2005.
7. Современное российское искусство. [Электронный ресурс].– М.: «Кирилл и
Мефодий», 1997.
8. Русские народные праздники, обряды и обычаи. [Электронный ресурс]. – М.: ЗА
2.1.Основная часть.
Хотя на Урале искусство живописи появилось не так давно, но за это время наши художники достигли высокого мастерства. Работы уральских художников можно встретить в музеях, в художественных коллекциях, в художественных салонах России и разных стран. Картины выполнены в разных жанрах и техниках. Они глубоки и притягательны.
Художественная жизнь Челябинска насчитывает всего сто лет, в городе нет уходящих в века культурных корней, нет преемственности традиций, как в некоторых провинциальных городах России. Ростки художественной жизни зародились здесь в конце XIX века с появлением первых профессиональных художников. Местная общественная жизнь осталась в стороне от новаторских открытий русского авангарда. Но не тенденции и направления, а яркие личности, художники честные искренние, творящие не на заказ, а по велению сердца, создают неповторимое лицо культурной среды города Челябинска.
Художественная среда Челябинска рождалась в атмосфере творческого общения, выставок самим творчеством первых профессиональных мастеров, создателей Челябинской организации Союза художников СССР. Самый ранний этап художественной жизни Челябинска в советское время в 20-40х гг. определили художники Игнатий Лукич Вандышев, Николай Афанасьевич Русаков. Игнатий Лукич Вандышев, художник самоучка впитавший в себя русскую живописную культуру, крестьянин не только по происхождению, но и по мировоззрению , и в творчестве.
Родился 29.01.1891 хуторе Вандышево Троицкого уезда Оренбургской губ.
С 1915 по 1917 на фронте 1-й мировой войны. С фронта присылал письма с рисунками, запечатлевшими военный быт, облик сослуживцев Начиная с 1921 участник 40 с лишним выставок различного ранга.
В 1941 участвовал в выпуске сатирических плакатов “Боевого карандаша” в Челябинске с середины 1940-х гг. работал над живописными и графическими композициями на темы старой Челябы , над жанровыми и пейзажными картинами городской и сельской жизни.
ВАНДЫШЕВ Игнатий Лукич
Биография художника отражается в его творчестве- пейзажи родного хутора Вандышево («Дворик», «Пруд», «Окрестности хутора»),зарисовки с фронта – серия жанровых набросков с натуры однополчан под общим названием «Типы 10-го полка», этнографические рисунки, запечатлевающие бытовые предметы, интерьеры жилищ Молдавии, Галиции, Румынии представителей разных национальностей в народных костюмах.
Вернувшись на родину в 1921, сотрудничал с троицкой окружной газетой “Вперед”, уральской областной “Крестьянской газетой” (сатирические рисунки). В 1927 поступил на Единый художеств. рабфак Высшего художественного-технического института (Вхутеина), в 1929–30 учился там же на 2-м курсе монумент-станкового отделения у П. Сурикова (по классу живописи), Н. Тарабукина. Работал над картиной “Первый трактор в уральской деревне”. Не окончив учебу (реорганизация Вхутеина, трудности материального характера в семье, оставшейся на Урале), вернулся на родину и преподавал в уйской школе крестьянской молодежи. Устроил там 1-ю, затем 2-ю персональные выставки. В 1934 переехал в Челябинск, работал художником в газете «Челябинский рабочий» до 1935.
Карталинский район тоже богат своими талантливыми художниками.
В Историко-краеведческом музее проходят художественные выставки «Природа Карталинского района глазами художников».
Вниманию присутствующих были представлены картины Карталинских художников И.Платова, Е.Шаламова, С. Ганиной, В. Ганина, П. Струкова, М.Баталова, А. Ординой. Гости узнали о жизни и творчестве художников. Через прекрасный мир живописи, совершили путешествие по чарующей природе Карталинского района.
Заслуживает любовь и уважение соотечественников творчество самодеятельных художников г. Карталы. Их произведения очень своеобразны, интересны своей непосредственностью. В основе произведения самодеятельного художника лежат его личные переживания, отображённые так, как позволяют его фантазия, талант, художественный опыт. Один из таких художников Карталинского района Илларион Александрович Платов, всю свою жизнь посвятивший железной дороге. Выбранная профессия не помешала ему быть увлечённым изобразительным искусством с молодых лет. Одна из его работ называется «Дорога на рабфак». Вероятно, автору произведения близка эта тема, и ему приходилось так же, как персонажу картины, идти выбранной дорогой, строить планы на будущее навстречу новой трудовой жизни. Свои произведения автор дарит друзьям, некоторые из них вместе с друзьями перекочевали в Польшу, Германию, во многие города России.
Творчество художника Евгения Викторовича Шаламова хорошо знают в Карталах. Окончив художественно-оформительское училище г. Челябинска и занимаясь оформительской деятельностью, художник самостоятельно приобщался к станковой живописи, посещая изостудию. Тематика произведений – в основном пейзажи. Два пейзажа художника – «Запасное» и «Плёс», в которых он постарался передать своё настроение – единение с природой, тихой, спокойной, умиротворённой.
Творчество художника-профессионала Анатолий Андреевича Корянова . Его работы, как и работы его воспитанников, экспонируются на различных художественных выставках. Более 60 работ этого автора увезено в Польшу. Его произведение – пейзаж, который передаёт неброскую, но милую сердцу красоту родной природы.
Есть работы, похожие на картинки из любимых сказок, – «Звездочёт», «Купец», «Частушечники»… И это не случайно. Автор этих работ – Евгения Михайловна Князева . Педагогическое образование и призвание художника и педагога на всю жизнь связало творческую деятельность Евгении Михайловны с детьми, а значит, и со сказкой. Работы, выполнены в технике коллаж, и составлены из самых различных материалов. Лица, руки и все объёмные части этих сказочных фигур выполнены из солёного теста, одежда из текстиля, на заднем плане используется цветная бумага. Работы мастера, безусловно, могут украсить не только стены детского сада, но и в домашней обстановке создадут уют и хорошее настроение.
Карталинскин художники не только пишут картины , но и занимаются скульптурой- Гордая амазонка. В этой скульптуре из дерева читается мастерство автора и его идеальное владение ремеслом резьбы по дереву. Рядом с нею многофигурная композиция из дерева «Счастливчик». Лицо первобытного человека в этой композиции действительно счастливое – ведь он принёс с охоты целого кабана! А рядом завистники с соответствующими выражениями лиц. На челе вождя племени печать глубокой думы: он принимает решение. В творчестве автора присутствуют нотки юмора. А автор этих работ – Владимир Николаевич Николаев, мастер во многих творческих направлениях, в том числе и в резьбе по дереву. Окончив живописное отделение художественного училища г. Челябинска, в настоящее время он работает в доме школьника п. Сухореченский , ведёт кружок художественного творчества. Для работы использует липу и сосну.
Некоторые работы художников могут ввести зрителя в заблуждение. Мы видим керамический сосуд, штоф из непрозрачного стекла, деревянные расписные стаканы для карандашей. На самом же деле все эти предметы выполнены… из бумаги. То есть техникой папье-маше. Да так искусно, что передают фактуру разных материалов. Автор этих работ, а также замечательных вышитых гладью салфеток и расписных деревянных сувениров – Маргарита Карловна Бусилкова – человек нелёгкой судьбы, которая всю свою жизнь посвятила творчеству. Сегодня этого мастера уже нет в живых. Творчество Маргариты Карловны выходит за рамки просто увлечений, оно признано искусствоведами как творчество высокого уровня. Работы этого автора принимали участие во многих Всероссийских выставках, некоторые экспонаты бывали за рубежом. Ещё в советские времена в музее декоративно-прикладного искусства Урала г. Челябинска состоялась персональная выставка М.К. Бусилковой. Многих научила Маргарита Карловна любить прекрасное, т.к. работала она в школе учителем рисования.
Современное и очень востребованное направление декоративно-прикладного творчества на сегодняшний день – техника батика. В Карталинском районе есть коллекция работ, выполненных в этой технике, автором которых является художница Анна Олеговна Андреева – с ранних лет творческий человек. В 2006 г. закончила художественно-графическое отделение МаГУ, работает преподавателем и заведующей художественным отделением в ДШИ п.Локомотивный . Работы этого автора отмечены двумя дипломами международного конкурса.
Встретить резные наличники на окнах, да ещё и новые – большая редкость в наше время. А вот на выставке можно ими полюбоваться. Их автор – Минибулат Абдрахимов. Этот мастер занимается резьбой по дереву. Кроме деревянных украшений, Минибулат создаёт резные деревянные картины. Его произведения отражают самые различные темы, они известны карталинцам своей оригинальностью и актуальностью тематики. Многие отмечены областными наградами. Но для автора награды – не главное. Главное – это вклад в культурное развитие и историю родного края. Наверное, это является основой в творчестве каждого художника ,работы которых радуют глас людей , благодаря которым мы знакомимся с творчеством на карталинских художников. Остаётся пожелать им вдохновения и творческих успехов, чтобы ещё не раз радовали они своим искусством не только жителей своего района, но и районов соседних. (В тексте использованы материалы историко-краеведческого музея г. Карталы).
2.2. Развитие композиторского творчества на Южном Урале
В послевоенные годы начинает активно развиваться творчество композиторов-любителей. В нем, главным образом, отразился внутренний мир человеческих переживаний, отклик на происходящие события в городе и в южноуральском регионе. В основе мелодики ярко проявились черты народной песенности. Шутов Иван Исидорович — один из первых композиторов-любителей Южного Урала. Музыковед В. Вольфович так пишет о творчестве И. Шутова: «В его музыке, как в чистой реке, отразилось все, что составляет душу русского человека: его любовь, боль, история его жизни, дорогие сердцу места и даже то, над чем мы привыкли и любим смеяться, есть в его музыке» Композитором написано много произведений об Урале, воспевающих красоту, раздолье родной земли, трудолюбие, мужество ее сынов и дочерей.
Среди первых основателей, заложивших фундамент профессиональной композиторской деятельности в Челябинской области, выделяются фигуры Е. Гудкова и М. Смирнова, которые начали работать в 60-е годы. Именно они написали первые страницы музыкальной летописи Челябинска. Это подтверждает музыковед С. Губницкая в статье «До новых Уральских зорь»: «Гудков и Смирнов — представители старшего поколения челябинских композиторов, с их именами связано становление композиторского творчества в нашей области. Их творчество — это всегда непосредственный отклик на важнейшие события наших дней, это отражение чувств и устремлений русского человека».
При всей широте творческих интересов уральских композиторов чётко прослеживается одна тема, которая роднит всех авторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу. Обращение композиторов к региональной поэзии и литературе позволило не только глубоко освоить историю, традиции, современные проблемы своего края, но и создать новые возможности их осмысления, соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Урала с общими тенденциями и движениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора. Это, прежде всего, песни на стихи уральских поэтов Г.Суздалева , Б.Ручьёва, В.Тимофеева, Л.Татьяничевой и др. Среди наиболее ярких произведений можно назвать «В Урале Русь отражена» Е. Гудкова, «Урал — золотая земля», «Ильмень — озеро» М. Смирнова.
Органическое взаимодействие уральской литературы и музыки — это та плодотворная основа, которой рождены интересные музыкальные произведения различных жанров. Очень обширна и значительна часть творчества, которая представлена вокально-хоровыми, циклическими, кантатно-ораториальными жанрами — оратории: М. Смирнова «Имени железного наркома», «Седой Урал», Ю. Гальперина «Я по земле иду», кантаты: «Славься наша держава» М. Смирнова, «Победная весна» Ю. Гальперина на стихи уральских поэтов, «Светлый день» Е. Гудкова на слова Н. Рубинской , хоровые циклы: «Времена года» Е. Гудкова, «Бабьи пески» Ю. Гальперина и другие.
Деятельность вышеуказанных композиторов — яркая интересная страница в музыкальной жизни области. Жанровый диапазон музыки южноуральцев широк и включает практически всё — от песни до симфонии.
Значительным фактором, способствующим развитию музыкальной культуры Южного Урала , явилась деятельность Союза композиторов, благодаря которой определялись новые творческие задачи и происходило включение культуры исследуемого региона в орбиту музыкальной жизни страны.
2.3. Возникновение и развитие Союза композиторов на Южном Урале
В 70-е годы в Челябинске образовалось объединение композиторов, представленное яркими, неповторимыми дарованиями. А в мае 1983-го года открывается Челябинское отделение Союза композиторов – это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства.
В этом же году (18-го декабря) в Свердловске состоялся 12-й пленум композиторской организации Урала, посвященный творчеству молодых авторов. Сегодня это хорошо известные имена в среде музыкантов-любителей и профессионалов: Ю. Е. Гальперин, В. П. Веккер , В. Я .Семененко, В. А. Сидоров, А. Д. Кривошей и другие. Их творчество составляет яркое и интересное направление в музыкальной жизни области и оказывает существенное влияние на развитие музыкальной культуры Южного Урала.
Основной целью деятельности Союза являлось содействие развитию профессионального композиторского творчества, музыковедческой исследовательской мысли, музыкальной культуры на территории России и в Уральском регионе, в частности: защита профессиональных, гражданских прав и интересов членов союза.
Основными направлениями деятельности Союза Композиторов стало создание условий для сочинения новых произведений, исполнения новой музыки, музыкальное просвещение и пропаганда выдающихся образцов мирового и отечественного музыкального искусства, музыки уральских композиторов, музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения, участие в крупных событиях культурной жизни уральского региона и России, педагогическая работа с молодыми композиторами и одарёнными детьми, а также музыкальная критика и публицистика.
В первый состав Союза композиторов входили: заслуженный деятель искусств РСФСР М. Смирнов, Е. Гудков, Ю. Гальперин - композиторы-мэтры и музыковеды С. Губницкая и Т. Синецкая , творчество которых оказало влияние на всю дальнейшую культуру Южного Урала.
На сегодняшний день Союз Композиторов представляют:
1.Веккер Владимир Павлович – композитор, выпускник УГК им.М. П. Мусоргского, доцент, лауреат Германо-Российской премии в области культуры;
2.Долганова Лариса Валерьевна – композитор, выпускница Горьковской гос. консерватории им. М.И.Глинки, дипломант и обладатель спец. Приза Международного конкурса «Два ангела» в номинации «Детская музыка»;
3.Сергиенко Полина Геннадьевна – композитор, выпускница ЧГИМ им. П. И. Чайковского, кандидат педагогических наук. Стипендиат Министерства культуры Российской Федерации.
4.Кривошей Анатолий Давидович – композитор, выпускник Уфимского института искусств, заслуженный деятель искусств, профессор;
5.Кузьмин Алан Рудольфович – композитор, выпускник УКГ им. М. П. Мусоргского. Стипендиат и лауреат Всероссийской программы «Новые имена» как композитор; областной стипендиат в номинации «Молодые творческие работники культуры и искусства»; лауреат Государственной премии Челябинской области, Диплом и премия Челябинской государственной академии культуры и искусств за достижения в творческой и исполнительской деятельности в номинации «Композиторское творчество»;
6. Парфентьева Наталья Владимировна – музыковед, окончила ЧГИИК, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области, заслуженный деятель искусства Российской Федерации;
7.Поплянова Елена Михайловна – композитор, выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского - Корсакова; лауреат Всероссийского конкурса музыкальных сочинений для детей и юношества «Классическое наследие», обладатель Грамоты Королевского Посольства Дании за участие в юбилейных конкурсах и торжествах, посвященных 200-летию Х. К. Андерсена ; обладатель диплома и Медали Виктора Розова за вклад в отечественную культуры за серию книг «Давай, Земля, покружимся» (V Всероссийский конкурс «Хрустальная роза Виктора Розова», номинация «Просветительская деятельность»); заслуженный работник культуры Российской Федерации;
8.Растворова Наталья Михайловна – музыковед, выпускница ГМПИ им. Гнесиных. Кандидат искусствоведения, доцент;
9.Синецкая Татьяна Михайловна – музыковед, выпускница Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского; кандидат педагогических наук, профессор; заслуженный работник культуры РСФСР; заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества; Почетный деятель Союза композиторов России, почетный работник высшего профессионального образования; лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства челябинской области, заслуженный деятель искусств Российской Федерации; «Персона года» газеты «Музыкальное обозрение», председатель Челябинского отделения СК России;
10.Ширяева Ольга Федоровна – музыковед, выпускница Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы, кандидат искусствоведения, доцент;
11.Шкербина Татьяна Юрьевна – композитор, выпускница Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. 1993-97 – участница творческой Мастерской молодых композиторов в Иваново (Дом творчества СК России). Специальный Диплом V Международного фестиваля «Сурмы-98» как композитор; доцент, лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области; лауреат Государственной премии Челябинской области в номинации «Театральное искусство».
Первым председателем Союза композиторов был Михаил Смирнов, сменила его на посту председателя Т. М. Синецкая , с 2011 года эту организацию возглавляет Татьяна Юрьевна Шкербина.
В Союзе композиторов отлажена система взаимодействия с творческими коллективами и ведущими солистами регионами, что является залогом качественного исполнения новых сочинений композиторов Южного Урала. Организована презентация произведений как сложных синтетических жанров (симфония, кантата, оратория), так и камерной музыки. Большая часть сочинений челябинских композиторов разных жанров была исполнена и записана на диски или видеокассеты. Таким образом, на сегодняшний день накоплен весьма внушительный нотный материал и архив музыкальных записей, всё это предоставляется в пользование учебных заведений, диссертантов, педагогов, ведущих курсы «регионального компонента», художественным коллективам, желающим иметь в репертуаре сочинения композиторов Южного Урала.
Вся названная работа не могла бы состояться в полном объёме без поддержки властных структур: Губернатора, Законодательного Собрания Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области, а также – Союза композиторов России.
Челябинский Союз композиторов живет сегодня полнокровной творческой жизнью и во многом определяет духовный климат Челябинска, и от того, насколько успешными будут его существование и реализация дальнейших планов, зависит во многом и культура города и области.
2.4. Особенности творчества уральских композиторов для детей
Весом вклад композиторов в создание музыки для детей и юношества, результативно работают в этой области Поплянова Е.М., Долганова Л.В., Семенова Л.А., Сергиенко П.Г., Веккер В.П., Кривошей А.Д., Шкербина Т.Ю.и др.
Подробнее обратимся к творчеству этих композиторов:
Елена Михайловна Поплянова родилась 11 июля 1961 г. в г.Челябинске. В 1980 г. окончила теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И.Чайковского. С 1981 – 1986 гг. училась в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского – Корсакова. С 1986 г. – снова в Челябинске. Много лет работает в гимназии №10 , где успешно занимается развитием творческих способностей детей. В 2008 г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Елена Михайловна является создателем авторской программы воспитания ребенка «Подари мне музыку». Большим успехом у практических работников образовательных учреждений пользуются ее книги по музыкальной педагогике, сборники музыкальных игр и песен для детей. Среди челябинских композиторов Елена Поплянова – самый издаваемый автор. Она – постоянный участник международных и всероссийских семинаров педагогов – новаторов. Семинары «Воспитание творчеством», «Игровое сольфеджио», «Развитие творческих способностей детей» и др. с успехом проходят в разных городах России. Музыкальные произведения и книги Е.Попляновой изданы в Челябинске, Санкт-Петербурге, Москве, Германии, Италии.
Но, прежде всего, она – композитор, творческая мысль которого работает активно и ярко, воплощаясь в сочинения различных жанров. Перу Е.Попляновой принадлежат музыкально-сценические сочинения: «Шагал один Чудак» (1976,2001) – опера-сказка для детей на стихи Л.Кузьмина; «Карусель» (1995, 1998) – музыкальная шутка для флейты, свистка и камерного оркестра; на стихи А.Пушкина – «Песня Мери». Обширен круг авторов, на стихи которых Е.Поплянова написала песни: А.Барто, Л.Кузьмин, Э.Успенский, Г.Владычина, Н.Пикулева, В.Татаринов, Ю.Мориц, Б.Заходер, А.Горская, М.Бородицкая, Н.Шилов и др.
Среди сочинений последнего десятилетия – «50 фортепианных пьес» для чтения с листа и домашнего музицирования (2003); «Три дождя тому назад» - цикл песен на стихи Н.Шилова (2007); «Эники-Беники» - цикл песен на стихи В.Татаринова (2007) и др.
«Елена Поплянова – замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Она сделала огромные успехи, стала настоящим композитором, педагогом, музыкально-общественным деятелем. Она прекрасно понимает свое предназначение: служить своей музыкой людям, воспитывать детей – наших будущих слушателей, пытаясь вырвать их из окружающей нас звуковой порнографии…Ее музыка ярка, театральна, образна, ее сочинения высокопрофессиональны», - так сказал о ней известный композитор и педагог В.А.Успенский.
Самое главное, что есть сегодня в творческой жизни Е.Попляновой – это ее востребованность. Ее музыка звучит в разных городах на фестивалях, авторских концертах, конкурсах; ее книги, музыкальные произведения издаются в России и за рубежом.
Лариса Валерьевна Долганова родилась 19 июля 1964 г. в Челябинске. С 1978 по 1983 училась в музыкальном училище им. П.И.Чайковского по классу фортепиано и композиции. В 1988 г. окончила Горьковскую государственную консерваторию им. М.И.Глинки, в 1990 г. – ассистентуру – стажировку. С 1990 г. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и композиции в Челябинском музыкальном училище (ныне – Челябинский государственный институт музыки им. П.И.Чайковского) С 1997 г. – член Союза композиторов России. Автор музыкально-сценических произведений: детских опер «Девочка-волшебница» (1983), «Чучело-мяучело» (1994), «Сказка про интервалы», «Сказка о родном доме» (1999); симфонических сочинений: «Фуга и пассакалия» для фортепиано и симфонического оркестра (1989), «Каприччио» (1990) и др.
Ее музыка отличается естественностью, теплотой, своеобразием интонационного наполнения. Два важнейших составляющих мастерства: школа, знания, основы ремесла, полученные в период обучения; и собственно личностные качества: дарование, работоспособность, увлеченность профессией – находятся у Ларисы Долгановой в органическом сочетании.
Людмила Алексеевна Семенова - автор-исполнитель, композитор. Работает в жанре авторской песни, эстрадной песни, городского романса. Пишет музыку для детей: песни, музыкальные сказки, мюзиклы, пьесы для фортепиано. По первой специальности – хормейстер, закончила Челябинский государственный институт культуры в 1973 году. Организовала детскую хоровую студию «Радость» и хоровую школу «Музыка» в г.Челябинске, на базе которой был открыт Уральский филиал Академии детского хорового искусства Г.А.Струве. 15 лет сотрудничала с Валентиной Толкуновой, которая исполнила песни: «Русь» и «Будет все хорошо».
Одной из главных тем творчества Людмилы Семеновой остается любовь к родному краю. Песни о Челябинске и уральских красотах – Аркаиме, Тургояке, Таганае часто исполняют школьные творческие коллективы. На ее творчество откликается публика самых разных возрастов – ведь в основу ее песен закладываются высокие нравственно – этические понятия, такие, как любовь, добро, благородство, верность, целомудрие, красота, гармония.
Вышло в свет 4 диска CD и 4 песенных нотных сборника: «Будет все хорошо!» (для школьников с 1 по 11 кл), «Песенки-загадки» (для школьников и младших школьников), «Я танцую на лужайке» (для младших и средних классов), «Мир спасет Красота» (для среднего и старшего возраста).
Полина Геннадьевна Сергиенко родилась в Челябинске 7 декабря 1983 года. С 6- летнего возраста Полина Сергиенко обучалась в ЦДШИ в классе фортепиано у Р.П.Розановой. В ЦДШИ также состоялась встреча с композитором, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации А.Д.Кривошеем, который и раскрыл композиторские способности.
Училась на теоретическом отделении в музыкальном колледже при Челябинском Государственном Институте музыки им. П.И.Чайковского, параллельно с теоретическим циклом продолжала заниматься композицией у А.Д.Кривошея. В годы учебы в музыкальном колледже становится Лауреатом композиторских конкурсов в Москве «Рябиновые грезы», Санкт-Петербурге.
По окончании колледжа в 2003 году Полина Сергиенко поступает в ЧГИМ им. П.И.Чайковского на композиторское отделение в класс Кривошея А.Д., где уже получает академическое композиторское образование. В годы учебы П.Сергиенко написаны ряд произведений на стихи С.Есенина, Детская опера на сл. А.С.Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде», Концерт для скрипки с оркестром и др.
По окончании Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И.Чайковского остается в Челябинске, продолжает активную профессиональную и музыкально-общественную деятельность.
Владимир Павлович Веккер родился 2 февраля 1947 года в г.Копейске Челябинской области. С 1963 по 1967 – учился в Челябинском музыкальном училище им. П.И.Чайковского по классу баяна, одновременно занимался композицией. После службы в армии поступил в Уральскую государственную консерваторию (1970-1975), композиторский факультет которой успешно закончил.
С 1975 по 1994 гг. – преподаватель, доцент Челябинского государственного института культуры. С 1981 – член Союза композиторов СССР (ныне – СК России). С 1994 г. живет в Германии, оставаясь официально (по личному заявлению) членом СК России (Челябинское отделение).
Необычайно разнообразна камерная музыка В.Веккера: композитор очень свободен в выборе инструментов и камерных составов: 3 сонаты, 3 сонатины, около 100 миниатюр для фортепиано; 6 миниатюр для струнного квартета, «Детская сюита» для балалайки и фортепиано и др.
Осенью 1994 года В.Веккер с семьей переехал на жительство в Германию, оставшись членом Челябинского отделения СК России. Но важным являет тот факт, что уральский композитор, органично войдя в музыкальный мир другой страны, остается представителем нашей, российской культуры, осуществляет благотворные акции взаимодействия двух государств в сфере музыкального искусства.[7]
Анатолий Давидович Кривошей родился 27 июня 1950 года в Челябинске. В 1972 году окончил теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И.Чайковского; в 1977- Уральскую государственную консерваторию как музыковед , в 1983 – Уфимский государственный институт искусств как композитор, в 1994 ассистентуру - стажировку Уральской государственной консерватории, как композитор. Член Союза композиторов России с 1993 года. Живет и работает в Челябинске. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Южно – Уральского государственного института искусств им. П.И.Чайковского, заведующий кафедрой истории, теории музыки и композиции.
Творческая деятельность этого композитора вписана в музыкальную культуру Урала несколькими крупными направлениями: как композитора, известного в России педагога по классу композиции, театрального деятеля.
Для А.Кривошея – композитора характерно последовательное освоение уральской темы, фольклорных истоков региона, особенно, его южных районов. Созданы песни на народные слова, на тексты уральских поэтов- Л. Татьяничевой, В. Брызгалова, В. Щёголева, Ю. Жука, Н. Рубинской , Н. Шилова, М. Шанбатуева, В. Плотникова и др. Среди произведений крупных форм – балет «Мефистофель» (1992), мюзиклы «Маугли» (1994, либр. Е.Ланцова), «Новые приключения Буратино» (1995, либр. Е.Ланцова), «Новогодний переполох» (2000, Э.Успенский) и др.
Перу композитора принадлежит разнообразная камерная музыка – для ансамблей, отдельных инструментов, голоса и фортепиано. Известность приобрели такие сочинение, как «Прощание с Тбилиси» (1993) и «Прогулка с Моцартом по Праге» (1995) – музыка для струнного квартета, романсы на ст. А.Пушкина, А.Исаакяна, Е.Бартынского, многочисленные песни.
Многочисленны и востребованы сочинения А.Кривошея для детей и юношества. В постановке 45 спектаклей челябинских театров драмы и ТЮЗа А.Д.Кривошей принял участие как автор музыки и музыкальный оформитель.
Одним из направлений в творчестве А.Д.Кривошея является написание музыки к драматическим спектаклям: «Джельсомино в стране лжецов» (Д.Родари), «Добрый человек из Сезуана» (Б.Брехт), «Маленькие трагедии» (А.Пушкин) и другие.
Особое внимание А.Д.Кривошей уделяет произведениям для детского хора: «Мама, школа, Родина, Москва» (сл. В.Приходько), «Карусельные кони» (сл. В.Орлова), «Автомобиль» (сл. Мирослава Валека), «Песенка о болезнях» (сл. Боро Павловича) и другие.
Татьяна Юрьевна Шкербина родилась 4 июня 1967 года в Челябинске. В 1993 году окончила композиторский факультет Уральской Государственной консерватории им. М.П.Мусоргского.
Сочинения Т. Шкербиной отличаются яркой образностью. Присущие многим из них драматизм и психологическая глубина, эмоциональное наполнение, разнообразная композиторская техника свидетельствуют о больших творческих возможностях композитора.
Работа театрального композитора также остаётся важнейшим направлением творческой деятельности Т. Шкербиной, она является автором музыки к 16 драматическим спектаклям. Как композитор получила признание на международном музыкальном фестивале «Игра и созерцание», на фестивалях молодых композиторов (Екатеринбург), на Всесоюзном Конкурсе «Хоровая лаборатория ХХI век» (С-Петербург), «Время Прокофьевых» (Москва) на международных конкурсах: «Сурма-98» (Ровно, Украина), «Молодая классика» (Вологда) и др.
Музыка Шкербиной с успехом исполнялась в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Одессе, Ровно, Новосибирске, Костроме и др. городах.
Большим событием в творческой жизни Т. Шкербиной, в музыкальной культуре Челябинска стало создание по заказу руководства челябинского концертного объединения двух произведений:
1. Балета «Аркаим» (либретто К. Рубинского, реж.- постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник С. Александров, художник по свету Г. Приклонская).
2. Оперы «Дюймовочка» (либретто К. Рубинского, реж.-постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник Т. Королева).
Не так известны широкой публике имена композиторов, которые посвятили свою жизнь музыкальному воспитанию детей в отдаленных районах Челябинской области, а именно в поселке Лазурном Красноармейского района, но их творчество заслуживает внимания.
Виктор Анатольевич Курбатов - челябинский композитор и аранжировщик. Родился 21 апреля 1948 года. Композитор, который всю свою трудовую деятельность посвятил культуре. Учитель музыки, руководитель вокально-инструментального ансамбля, преподаватель школы искусств, хормейстер народного хора. Музыка Виктора Курбатова известна далеко за пределами Лазурного, где он жил. Его песни поют в Миасском и Бродокалмаке, в Копейске и Кыштыме, в Верхнем Уфалее и Долгодеревенском, его творчество известно и взрослым и детям. Наиболее известны его песни: «Песня о школьном звонке», «Чтобы солнышко светило», «Если все вокруг подружатся».
Другой наш земляк, Кириллов Игорь Юрьевич, окончил фортепианное отделение Челябинского музыкального училища, а затем получив специальность руководителя народного хора в Челябинском институте культуры стал работать учителем музыки в одной из общеобразовательных школ г.Челябинска. Позже в течение трех лет работал с детьми в школе станции Муслюмово, приобщая их к миру прекрасного, обучая игре на фортепиано. В начале 2000-х по воле судьбы он переезжает с семьей в поселок Лазурный, где и продолжает работать по сегодняшний день.
Более 25 лет Игорь Юрьевич трудится на селе, приобщая к музыке все возрастные группы населения. Работал музыкальным руководителем в детском саду, преподает по классу фортепиано и хора в детской музыкальной школе искусств, является руководителем созданного им народного вокального ансамбля «Вереница» и хормейстером народного хора русской песни «Лазуринка» в ДК,
Проявил себя и в композиторском творчестве, пишет песни для детей. Опубликованные сборники «Помогают нам дети душой не стареть» имеют лицензию на авторское право. Получили широкую признательность и еще семь сборников, где более 90 песен. Наиболее известны песни «Защитникам Отечества», «Возвращение скворца», «Песенка дорожных знаков».
2.5 Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием национальных традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Музыкальная жизнь региона представлена музыкальной культурой русских, башкирских, удмуртских и других народов. Наиболее старые очаги профессиональной русской музыкальной культуры Урала связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских уральско-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая «усольская» школа, среди мастеров которой известны С. Голыш, И. Лукошков, Ф. Субботин.
История инструментальной русской музыки на Урале восходит к практике игры на народных инструментах.
Разнообразие в размеренную жизнь города внесла небольшая группа уездных чиновников во главе с основателем городской больницы Челябинска В.Г.Жуковским. В 30-х годах XIX века Жуковский у себя дома создал музыкальный салон, где собирались местные меломаны.
Музыкальная культура Южного Урала стала активно развиваться с конца XIX века. Особый интерес к музыке проявляли самые богатые южноуральцы , которые имели собственные небольшие оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Одними из ярких представителей этого слоя общества были братья Покровские и управляющий винокуренным заводом М. Д. Кетов .
Южно-Уральская земля взрастила целую плеяду музыкантов, многие из которых внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки -это В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), Н.Факторович (один из создателей симфонического оркестра филармонии), Е.Филиппова (многие годы являлась главным дирижером театра оперетты), И.Зак (заложил прочный фундамент в деятельность Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки), С.Г.Эйдинов — музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы), составляют гордость культуры Южного Урала.
Конец 1980-х и 1990-е гг. изменили музыкальную жизнь южноуральцев. Ценители классической музыки получили возможность наслаждаться любимым жанром в Органном зале Челябинска, открывшемся в 1986 году.
Для любителей народной музыки проводились ежегодные фестивали, успешно работал центр «Гармонь». По несколько тысяч человек, отдающих предпочтение бардовской песне, ежегодно собирал и продолжает собирать Ильменский фестиваль.
Челябинская область - родина многих известных людей. Среди них актеры, спортсмены, политики и, конечно, музыканты.
Журналисты сайта «Челябинск Сегодня» составили ТОП-10 популярных исполнителей. На первом месте — Олег Митяев. Он родился в 1956 году в семье рабочего трубопрокатного завода в Челябинске. Окончил монтажный техникум и институт физической культуры, отслужил на флоте. Быстро стал известным: уже его первая песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», исполненная в 1978 году на Ильменском фестивале, приобрела большую популярность и стала, по сути, образцом бардовской песни.
Также в список вошли Иван Дорн, «Триагрутрика», ВИА «Ариэль», Гарри Ананасов, Ирина Круг, «4 апреля», «2rbina 2rista», «Томас» и Алена Швец.
Олег Митяев родился в Челябинске. Его отец был рабочим трубопрокатного завода. Митяев был артистом филармонии, с 1987 стал писать песни. Музыкант стал ездить с гастролями по России и европейским странам.
ВИА «Ариэль» - российская рок-группа, которая была основана в далеком 1970 году в Челябинске. Ее руководитель Валерий Ярушин. Со временем ансамбль стал очень популярен.
Из Челябинска и российская рок-группа «Томас». Ее первый состав был собран в 1989 году. Коллектив в новом составе играет и сегодня.
46-летний рок-музыкант Виктор Андрианов, известный как Гарри Ананасов, родился в Челябинске. Музыкальные группы он стал создавать еще в школе. Сегодня является лидером группы «Ананасов и Компания».
Родом из Челябинска и 44-летняя Ирина Круг, которая была супругой известного исполнителя шансона Михаила Круга. После гибели мужа также стала исполнять шансон. В ее копилке 10 сольных альбомов.
Альтернатива и инди-рок от Южного Урала представлены группой «Томас». В списке нельзя было не упомянуть и Гарри Ананасова (Виктора Андрианова), который по сей день выступает в составе группы «Ананасов и Компания».
Иван Дорн тоже относится к числу уроженцев нашего региона, но он здесь только родился, а затем он переехал с родителями на Украину.
Самыми известными представителями южноуральского хип-хопа является группа «Триагрутрика». Ребята замечены в «совместках» с такими рэперами, как Гуф, Леша Маэстро, и с коллективом «Каспийский груз». «Ядерный» рэп представлен музыкантами из Озерска под названием «2rbina 2rista». Также в списке есть группа «4 апреля» (Магнитогорск) и 19-летняя постбард-певица Алена Швец из Златоуста.
На Южном Урале не так много было ярких музыкальных групп и исполнителей. Тем не менее «Курс дела» напоминает про топ-10 музыкальных коллективов и исполнителей разных лет, которыми регион может по праву гордиться.
«Оптимисты»
Первая челябинская рок-группа «Оптимисты» была создана студентами и выпускниками политехнического института еще в начале 1960-х годов.
В 1968 году группа достигла большого успеха, выступив на Олимпийских играх в Мехико в составе делегации Советского Союза. Причем, «Оптимисты» стали единственным коллективом из советской провинции.
В 1969 году группа распалась, поскольку все участники окончили вуз и устроились на работу. Им стало не до музыки.
«Рифы»
Эта группа появилась под названием «Голубые рифы» (позднее название укоротили) в 1967 году в закрытом городе Златоуст-36 (сейчас носит название Трехгорный). То есть практически одновременно с ансамблем «Ариэль» и московской «Машиной времени».
Позднее к группе присоединились другие местные коллективы — «Движение» и «Извините».
Олег Митяев
Песню этого человека пела в советские времена вся страна — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Ее и сейчас продолжают исполнять ежегодно на Ильменском фестивале авторской песни. Впервые песня прозвучала, кстати, именно на Ильменском фестивале в 1978 году.
Сегодня Митяев — народный артист России, художественный руководитель киноконцертного зала «Эльдар» в Москве, создатель челябинской премии «Светлое прошлое».
«Бэд бойз»
Группа была создана в 1984 году в Челябинске-70 (сейчас город называется Снежинск). Она отличалась песнями антисоветской направленности и пародиями на творчество рок-групп 1980-х годов. Естественно, группой заинтересовались люди из КГБ. Часть музыкантов была задержана. Создатель группы Игорь Мальцев уехал из города. Он вернулся уже в период перестройки, но перестал заниматься музыкой.
Группу отметил в своем большом труде «100 магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир, авторитетный музыкальный журналист.
«Ариэль»
Самый, пожалуй, известный в России челябинский музыкальный коллектив в 1966 году создали Лев Фидельман и Лев Ратнер. Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) «Ариэль» первым в Челябинске перепел «битлов» В 1968 году группа сочинила на русском языке песню «Принцесса» в рок-н-ролльном стиле.
В 1971 году коллектив ВИА сменился. Ансамбль возглавил Валерий Ярушин. Группа обрабатывала и стилизовала русские народные песни. Очень удачным получился альбом «Русские картинки». Кроме того отдельные песни ВИА пошли в народ — «В краю магнолий», например, звучит в одном из нашумевших фильмов Балабанова, посвященном временам СССР. «На острове Буяне», «Песенка Бабы-Яги» и многие другие стали любимы массовой аудиторией.
Группа была очень популярна в советский период. На ее концерты ломилась публика.
В определенный момент Ярушин ушел из ансамбля и стал делать собственные проекты. «Ариэль» иногда и сейчас продолжает собираться для выступлений.
«Резиновый дедушка»
Эта группа связана прежде всего с именем ее лидера Юрия Богатенкова. Выпускник института народного хозяйства посвятил свою жизнь больше не хозяйству, а творчеству. Название группы взято из романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», где «резиновым дедушкой» называли одного полковника.
В 1990 году на всесоюзном музыкальном фестивале «Аврора-90» челябинский коллектив вошел в число 12 лучших групп страны.
Богатенков и его музыканты не заработали больших денег. Но уже несколько десятилетий песни коллектива любимы в Челябинской области слушателями разных возрастов. «Делай больше денег», «Антонида», «По цехам», «Соня Кривая», «Сургут», «Чайки орут» и многие другие очень популярны.
Есть песни Богатенкова, которые поют другие известные группы. Так, «Напои меня ядом» исполнял ВИА «Ариэль». А песню «Белая лошадь» поет знаменитая группа «Чайф». Песню Богатенкова «Настоящие мужчины» он исполнил вместе с Владимиром Шахриным.
«Детский мир»
В 90-х годах в Челябинске была известна группа «Детский мир». Коллектив исполнял фолк-рок на акустических инструментах. Челябинская группа выступала на международном фестивале в Швейцарии, в 1998 году выступила даже на чемпионате мира по футболу во Франции.
«Томас»
Группа была создана в 1989 году. Лидер — Александр Самойленко. Эта группа менее популярна в родном Челябинске, зато смогла лучше раскрутиться во всероссийском масштабе.
Первой в Челябинске группа сделала компакт-диск — «Ночные собаки». Потом был первый виниловый диск. Песни этой команды крутили на «Нашем радио», «Радио Maximum». Причем, песня «Возвращение» вошла в топ-100 лучших песен 1995 года (по версии радиослушателей).
В 2001 году «Томас» вместе с хорошо известными группами «Сплин» и «Би-2» объехал всю Россию в рамках рок-фестиваля Fellini Tour.
«Томас» также записал саундтреки к мистическому телесериалу «Тайный знак» и фильму «Война» — про Вторую чеченскую кампанию.
Группа продолжает выступления до сих пор. Самойленко снялся в ряде клипов, в том числе клипе группы «Резиновый дедушка» под названием «По цехам».
Гарри Ананасов
Этот музыкант известен своей энергичностью. И не только на сцене. Он — прирожденный организатор. В 1993 году создал клуб «Сизая черепаха», был организатором рок-фестивалей «Уральский Рубеж», «Звуковая Энергия», Rockberry, «Глаголь Добро!» и других.
Также Ананасов создал продюсерский центр «Республика», который был организатором в Челябинске концертов известных российских исполнителей.
Алена Швец
Молодая челябинская певица Алена Швец стремительно завоевала популярность. В 2021 году она стала самой прослушиваемой певицей на Spotify в России.
5 января большой сольный концерт Алены Швец запланирован в Москве.
2 апреля исполнилось бы 86 лет со дня рождения Ивана Плешивцева - пожалуй, одного из немногих южноуральских музыкантов-самородков, которых знали как профессионалы, так и обычные зрители. После блестящего выступления в программе «Играй, гармонь» его имя было включено в так называемую первую золотую десятку гармонистов страны.
4.5. Рекомендации по использованию методической разработки в п Художники. композиторы и музыканты Южного Урала - внесли значительный вклад в развитие отечественной культуры.
На основе проведенного исследования можно сделать заключение, что наша тема актуальна и современна. Обращение к ней нам позволило познакомиться с историей культурного наследия Южного Урала, подробнее изучить этапы становления творчества, а также обратиться к творчеству уральских композиторов, внесших вклад в музыкальную культуру города и области.
Не случаен выбор темы исследования, ведь именно детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.
В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению и становлению личности.
Творчество художников , композиторов и музыкантов Южного Урала основано на любви к родной природе ,к людям, к традициям. А это немало важное значение для воспитания подрастающего поколения, воспитания патриотизма в учащихся.
Цель работы достигнута, задачи выполнены.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.