Министерство образования, науки
и молодежной политики Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
Конкурсная работа для районного конкурса «Поколение победителей», посвященного 75-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года
Номинация методическая разработка внеклассного мероприятия/классного часа/урока памяти «Знаем. Помним. Чтим».
Классный час на тему:
«Я - не я, а осколок детства, опаленного войной…»
Разработчик: преподаватель ГАПОУ ГГК Пещерова О.В
|
Городец
2020
«Я - не я, а осколок детства, опаленного войной…»
Сценарий проведения мероприятия,
посвящённого 11 апреля – Международному Дню
освобождения узников фашистских концлагерей
11 апреля — день начала восстания в Бухенвальде в 1945г., позже принят ООН как Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
Международный трибунал в Нюрнберге в 1946 году признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества.
События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.
Важным условием успешного проведения мероприятий в образовательных учреждениях, посвященных Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей, будет являться правильный выбор формы его проведения.
Сценарий проведения мероприятия,
посвящённого 11 апреля – Международному Дню освобождения узников фашистских концлагерей «Я - не я, а осколок детства, опаленного войной…»
Цель: сохранение памяти о зверствах фашистов на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
1. Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание.
2. Повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны.
Ход мероприятия:
Вы, едва достижимые!
Томящиеся где-то в концлагерях,
Вдали от людского слова,
Жертвы расправ и насилия,
Истерзанные, но не сломленные!
Исчезнувшие, но незабытые!
Бертольд Брехт
В современном календаре есть немало памятных дат, связанных с трагическими страницами мировой истории. Но одна дата, попавшая в середине ХХ века в календарь истории, стоит особняком.
Этот день стал одновременно и символом величайшей трагедии и скорби, и символом стойкости и беспримерного мужества людей различных наций и народностей, волею судьбы оказавшихся в застенках фашистских лагерей смерти во время Второй мировой войны.
Слайд 2. 11 апреля 1945 года.
В этот день подпольный Интернациональный комитет Сопротивления, действовавший с 1943 года в Бухенвальде – одном из самых страшных гитлеровских лагерей смерти, узнав о подходе союзных войск, отдал приказ о начале вооруженного восстания. Восставшим удалось обезоружить и захватить в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взять в свои руки руководство лагерем.
Слайд 3.
БУХЕНВАЛЬД
ОСВЕНЦИМ
МАЙДАНЕК
ТРЕБЛИНКА
АУШВИЦ
САЛАСПИЛС
Всего же, по данным историков на территории Германии и оккупированных стран действовало более 14 тысяч концлагерей, тюрем и гетто, разбросанных по всей Европе. За годы войны через них прошло около 18 миллионов человек.
Слайд 4.Из них были уничтожены более 11 миллионов.
Слайд 5. Бухенвальд. Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. На воротах девиз большинства концлагерей «арбат махт фрайт» - «Труд освобождает». Эти слова были последней надеждой узников)
Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.
В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.
1 чтец. (Из показаний военнопленного охранника концлагеря)
… После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.
Слайд 6. Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения.
На фото - 18-летняя советская девушка в крайнем истощении.
В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми. Фото, на котором изображена рука человека с глубоким ожогом от фосфора, сделано в ноябре 1943 года. Во время эксперимента к коже подопытного прикладывали смесь фосфора и каучука, которую затем поджигали. Через 20 секунд пламя гасили водой. По истечении трех дней ожог лечили жидким эхинацином, недели через две рана заживала.
Слайд 7. Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.
Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года.
В Освенциме умертвили в газовых камерах, уморили голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.
Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - это настоящие уроки мужества для молодого поколения. Война закончилась, но даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. Еще труднее понять, что узниками таких лагерей становились дети.
Слайд 8. Саласпилс.
Детский лагерь Саласпилс –
Кто увидел, не забудет.
В мире нет страшней могил,
Здесь когда-то лагерь был –
Лагерь смерти Саласпилс.
Захлебнулся детский крик
И растаял словно эхо,
Горе скорбной тишиной
Проплывает над Землей,
Над тобой и надо мной.
На гранитную плиту
Положи свою конфету...
Он как ты ребенком был,
Как и ты, он их любил,
Саласпилс его убил.
Я Голяков
Официальное название — Саласпилсская расширенная полицейская тюрьма и лагерь трудового воспитания. Существовал в Латвии, в 18 километрах от Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Концлагерь в Саласпилсе отличался от многих других, созданных фашистским руководством палачей на громадной территории, начиная от Германии и заканчивая Советским Союзом, тем, что в этом месте, помимо взрослых узников, содержалась немалая часть детей от шести лет и младше. Для них был построен отдельный барак, в котором малолетние заключенные долго не задерживались. Они мучительно умирали от голода, холода, болезней, отсутствия заботы со стороны взрослых и самое ужасное – от медицинских опытов немецких экспериментаторов.
Слайд 9. Одной из самых частых причин смерти детей в Саласпилсе был забор крови для раненых немецких солдат. После многих подобных кровососных процедур маленькие дети просто погибали от истощения.
С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя некоторые матери сходили с ума.
Постоянный контингент детей в Саласпилсе был в течение 1943 и по 1944 год более 1 000 человек. Там шло систематическое их истребление путем:
· организации фабрики крови для нужд немецкой армии, кровь брали как у взрослых, так и детей, в том числе малюток, до тех пор, пока те не падали в обморок, после этого заболевших детей относили в так называемую больницу, где они умирали. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. Всего в лагере такой процедуре было подвергнуто 12 тысяч детей, у которых было взято более 3500 литров крови.
· поили детей отравленным кофе;
· больных корью детей купали, от чего они умирали;
· делали детям впрыскивание детской, женской и даже конской мочи. У многих детей гноились и вытекали глаза;
· все дети страдали поносами дизентерийного характера и дистрофией;
· голых детей в зимнее время гоняли в баню по снегу на расстоянии 500-800 метров и держали в бараках голыми по 4 дня;
· детей калек и получивших увечья вывозили на расстрел.
Смертность среди детей от вышеуказанных причин в среднем составляла 300-400 человек в месяц в течение 1943/44 гг. по июнь месяц.
По предварительным данным в Саласпилсском концлагере было истреблено детей в 1942 году свыше 500, в 1943/44 гг. более 6 000 человек.
В течение 1943/44 гг. было вывезено из концлагеря выживших и вынесших пытки более 3 000 человек. Для этой цели в Риге на ул. Гертрудес, 5 организовали рынок детей, где их продавали в рабство по 45 марок за летний период.
Из Акта об истреблении детей в Саласпилсском концлагере от 5 мая 1945 г: «Обследовав территорию у лагеря Саласпилс в 2500 кв. м и при раскопках только пятой части этой территории, комиссия обнаружила 632 детских трупа предположительно в возрасте от 5 до 9 лет, трупы располагались слоями…
В 150 метрах от этого захоронения по направлению к железной дороге комиссия обнаружила, что на площади в 25х27 м грунт пропитан маслянистым веществом и перемешан с пеплом, содержащим остатки несгоревших человеческих костей детей 5—9 лет — зубы, суставные головки бёдерных и плечевых костей, рёбер и др.»
Всего в концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
Детский ботинок.
Михалков Сергей Владимирович
Занесенный в графу,
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой...»
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц - на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик -
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
Слайд 10. Сейчас на месте, где был расположен концлагерь, воздвигнут мемориальный комплекс. Туда не несут цветы. В память о погибших детях, жертвах фашизма, люди несут игрушки и конфеты. Надпись на латышском гласит: «За этими стенами стонет земля»
Надпись на камне "Здесь людей казнили за то, что они были невиновны. Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил родину"
Видеоролик «Мы помним», «Детский лагерь Саласпилс» Гиперссылка слайд 11.
Находясь постоянно среди такого зверства, насилия, убийств, люди старались не терять присутствия духа. Они верили, что выстоят, что фашизм будет разгромлен, что наступит час освобождения, и как могли, приближали эти минуты. В лагерях действовали подпольные организации. Узники тайно добывали информацию о положении на фронтах, распространяли ее среди заключенных, занимались вредительством на производстве, вооружались, совершали побеги, поднимали восстания… За все это узники подвергались жестоким наказаниям. Избитые до полусмерти, они по несколько дней не могли выходить на работу. Но и тогда в душе были горды, что хоть как-то смогли навредить фашистам.
Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносимо вспоминать все это. Лагерники, умирающие сотнями от голода и болезней… Каторжный до изнеможения труд, избиения, издевательства, казни… Как они выжили, выстояли, не погибли? Думается, что просто любили Родину, имели человеческое достоинство.
За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.
Слайд 11
Дети – самое дорогое, что есть на Земле, но они беспомощны. Дети – это будущее нации, планеты…Уничтожение детей – страшнейшее преступление фашизма…
Многое пришлось испытать детям во время Великой Отечественной войны: голод, холод, лишения, неволю…Одно из страшнейших испытаний – это ужасы концлагеря:
Мы –дети через этот ад прошли,
Мы перед Родиной чисты
И честь свою не замарали:
Из десяти мы девять умирали…
Плетьми на завтрак угощали.
Там каждый ребенок, поверьте,
Стоял на пороге у смерти.
В барак вошли СС-врачи.
ВРАЧИ? Да нет, то были палачи!
Детей покрепче отобрали
И кровь из вен у них качали,
И органы зачем-то удаляли,
У третьих спинномозговую жидкость брали,
Потом всех мертвых, часть живых в печах сжигали,
И пеплом тем поля в округе удобряли
Это стихотворение – воспоминание малолетней узницы немецкого концлагеря Тамары Ивановны Черных.
В нашем Городецком Губернском колледже работала преподаватель, бывший директор Городецкого педагогического училища – Тимохина Людмила Александровна, которая обо всех этих ужасах знает не понаслышке…В июле 1941 года ей было только три года, когда ее забрали в концлагерь. В день, когда захватчики пришли в город, у нее родился брат. Немцы не сжалились, забрали всех троих – Людмилу Александровну, ее маму и братика. До финской границы шли пешком. Всю дорогу кто-то умирал…
Их поселили в огромные деревянные бараки – по 200 человек. Всегда было холодно, грязно и невыносимо воняло. Вся одежда износилась в дороге, приходилось ходить в лохмотьях. Мама Людмиле сшила комбинезон из старого солдатского одеяла, который укутывал ее с ног до головы, а на ногах у нее были подошвы от солдатских сапог и тряпье, обмотанное мягкой проволокой. За четыре года это была единственная ее одежда и обувь.
Все должны были работать по 18 часов в день – и взрослые, и дети – они добывали слюду. Острые мелкие песчинки слюды застревали в дыхательных путях, и многие болели.
Кормили финской баландой «пурой», которую варили в огромном котле из брюквы. К супу давали сто грамм хлеба или галет из соломы и травы. Иногда выдавали колбасу, которая делалась из конины и была зеленая с червями. Воду набирали из канавы. Чтобы не умереть с голоду, ели мышей, крыс, кошек, собак, траву, очистки. Крапива считалась деликатесом. Каждый день многие умирали – тельца детей просто сбрасывали в ямы.
Было два вида наказаний. Одним из них была будка без крыши и пола, в которой нельзя было ни сесть, ни лечь, приходилось стоять по несколько суток под дождем, снегом, в мороз и жару. Или раздевали до нага, оборачивали смоченной в соленом растворе простыней и били…
Кроме того над людьми проводили опыт – насколько высокую температуру может выдержать человек. Был барак – «жарилка», вход в который находился с одной стороны, а выход – с другой. Когда начинало мутиться сознание, матери брали своих детей подмышку, тащили к выходу и кидались в грязь или снег, чтобы охладиться. Многие умирали…
Но дети есть дети – несмотря на все тяжести, любили поиграть, а охрана разгоняла их прикладами.
В октябре 44-го пришло освобождение. Людмила Александровна вспоминает солдат, которых освобожденные встречали с красными ленточками в руках, воины выносили детей на руках, так как многие из них не могли ходить. Через лагерные муки прошли 8500 детей, но до конца выжили около 700.
Пройдя эти жизненные невзгоды, Людмила Александровна все-таки выжила… Как она сама сказала: «В жизни нет ничего случайного: изломы судьбы, трагедии, встречи – все предопределено… А я – не я, а осколок детства, опаленного войной…»
Хоть она и родилась в городе Свирь Ленинградской области, но более 50 лет ее жизни связано с Городецким краем.
Главная и практически единственная ее трудовая дорога – в системе образования. За долгие годы деятельности Людмила Александровна прошла все ступени педагогической работы от учителя русского языка и литературы средней школы до директора педагогического колледжа.
Благодаря ее энергии и целеустремленности, педагогический коллектив колледжа всегда шел в ногу со временем. Деятельный и творческий подход к работе, умение масштабно мыслить и принимать талантливые организаторские решения, умелое руководство коллективом обеспечили высокий рейтинг Городецкого педагогического колледжа среди учебных заведений области.
Имея богатую педагогическую практику, незаурядные организаторские способности, обладая большим опытом административной и партийной работы( с 1975 года по 1983 год она секретарь Городецкого горкома КПСС) , Людмила Александровна внесла большой вклад в развитие системы подготовки педагогических кадров для Нижегородской области и Городецкого района.
Людмила Александровна – отличник народного образования, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник среднего профессионального образования РФ…
Испытав нелегкую участь узника фашистского концлагеря, Людмила Александровна в качестве члена Президиума Нижегородского областного отделения общероссийской общественной организации «Российский союз бывших малолетних узников фашизма», делает все возможное для решения жизненно важных проблем тех, кто остался в живых.
В настоящее время, Людмила Александровна Тимохина продолжает активно и плодотворно осуществлять благородную задачу подготовки молодых педагогических кадров, ведет большую общественную работу по воспитанию подрастающего поколения в духе преданности и любви к родной земле.
Слайд 12.
Слава тем, кто выжил, пройдя все кошмары войны и концлагерей и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ СЕРДЦА всем погибшим, замученным в лагерях смерти.
Минута молчания.
История преподносит нам ценнейшие уроки о том, что не должно повториться. Но возникает вопрос, как происходит, что в мире, так отчаянно боровшемся с фашистской идеологией, до сих пор существуют партии и объединения нацистского толка? Видно мы так до конца и не осознали, через что пришлось пройти жертвам фашистских концлагерей и воинам, сражавшимся на фронтах. Либо мы просто стараемся об этом не думать… А может быть уже пора и задуматься? Есть ли предел человеческой жестокости? И где он находится? Что мы можем сделать, чтобы не повторять ошибок прошлого и не превратиться в толпу равнодушных и жестоких людей?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.