Методическая разработка квест – игры на тему:
«Воздух - богатство нашей планеты»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема НОД: «Воздух - богатство нашей планеты»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Цель: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Задачи:
Образовательные: познакомить со способами обнаружения воздуха; развивать навыки проведения опытов.
Способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, посредствам внедрения в воспитательно- образовательный процесс игровой квест-технологии, способствующий формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазий и познавательной активности.
Развивающие: развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху
Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская, игровая.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, загадка, ситуативные разговоры, музыка, игра с мячом, стих.
Формы организации: фронтальная.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, видеофильм, шкатулка, мяч, карточки, схема, резиновые игрушки, ластик, противогаз.
На каждого: веер, стаканчики с водой, кусочек почвы, халаты, салфетки.
Методы и приемы:
практические: рассматривание шкатулки, проведение опытов, игра с мячом. наглядные: сюрпризный момент, схема демонстрация вопросов.
словесные: беседа, инструкции, выводы, вопросы.
Предварительная работа: Наблюдения. Беседы. Опыты.
Содержание непрерывной образовательной деятельности.
Вводная (мотивационная) часть Введение в игровую ситуацию |
|
Организационный момент Воспитатель: Ребята, кто-то нам прислал видеофильм, хотите посмотреть его? Видеофильм от «Фиксиков» «Чему учит экология» Кто прислал нам фильм. О чём он? Правильно. Молодцы. |
Дети смотрят видеофильм.
Ответы детей: герои мультфильма «Фиксики», фильм о природе, её надо беречь. |
Привлечени е внимания, создание мотивации |
|
(1 смс) Ребята, что это? Дорогие ребята! Мы Симка и Нолик приготовили для вас сюрприз. Он находится в шкатулке. - А где-же шкатулка? -А хотите посмотреть, что в ней? Послушайте загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, и всё же, Без него мы жить не можем. -Что же находится в шкатулке? Правильно. В шкатулке находится воздух. |
на электронную почту пришло сообщение,
Ответы детей: Дети ищут и рассматривают шкатулку. Шкатулка пустая
Ответы детей. Воздух |
|
|
|
Основная часть
|
|
|
Воспитатель: (смс) Фиксики нам прислали ещё картинку, посмотрите на экран что это? -Как вы думаете для чего он нам нужен? Что мы вдыхаем? Правильно. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Легко вам было не дышать? А кто еще не может жить без воздуха? Правильно. Всему живому нужен воздух. -А хотите узнать, какой бывает воздух? Посмотрите на экран, Фиксики прислали ещё картинку. Что вы видите? Для чего нам нужен веер? -Так какой же стал воздух? -А каким воздухом полезно дышать? Если воздух загрязнён, например, при пожаре сильный дым. -С помощью чего дышат пожарные? -А хотите посмотреть, как выглядит настоящий противогаз? Вечером мы поиграем в игру «Пожарные» Чтобы узнать побольше о воздухе, хотите отправиться в нашу лабораторию. Сейчас мы с вами превратимся в настоящих учёных, а для этого нам нужно переодеться в |
Ответы детей. Нос.
Чтобы дышать. Воздух
Дети задерживают дыхание.
Ответы детей. Человек не может жить без воздуха, и животные, растения, рыбы, птицы. Воздух нужен всем.
Ответы детей: Веер. Когда жарко, чтобы охладить воздух. Воздух холодный, прохладный. Чистым.
Ответы детей: с помощью маски, противогаза.
Ответы детей: соблюдать тишину, не перебивать
|
Введение детей в деятельност ь.
Расширяют знания о значении воздуха для всего живого.
Активизиро вание мыслительн ой деятельност и. |
|
специальную одежду. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: какие как вы думаете ? Посмотрите на экран, что это? Как вы думаете для чего нам эта схема? Правильно мы по этой схеме отправимся в лабораторию и будем проводить опыты. Посмотрите внимательно куда мы отправимся? Опыт №1 Посмотрите что находится на столах? Как вы думаете, есть ли в почве воздух? Хотите проверить. В стакан с водой бросим комочек почвы. Посмотрите внимательно, что происходит? Какой можно сделать вывод? Правильно. В почве есть воздух. Опыт №2 Посмотрите на схему, куда мы дальше отправимся? Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Ребята, из какого материала сделаны предметы? Возьмем ластик и опустим его в воду что произошло? А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Почему она не тонет? Что внутри игрушки? Что мы этим доказали? Молодцы. Опыт №3 Отправляемся дальше. Возьмите стакан и на дно его положите бумажную салфетку, затем, повернув стакан отверстием вниз, резко его опустили в контейнер с водой, а потом быстро его вынули из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Какой вывод можем сделать? Молодцы. Опыт №4 Посмотрите на схему, куда мы продолжим свой путь? |
друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого. Ответы детей: Схема, мы по этой схеме отправимся в лабораторию
Дети проходят к столам, где стоят стаканы с водой, почвой. Рассматривают. Лежат комочки почвы, стаканы с водой.
Из почвы начинают выделяться пузырьки воздуха Ответы детей: В почве есть воздух
Ответы детей: резиновая игрушка, ластик Дети осуществляют эксперимент. Ластик утонул Игрушка на тонет.
Внутри игрушки воздух Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Осуществляют эксперимент. Ответы детей. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может |
Активизиро вание мыслительн ой деятельност и Развитие навыка проведения опытов
Активизиро вание мыслительн ой деятельност и. Умеют взаимодейс твовать друг с другом |
|
-А как вы думаете, что происходит с воздухом при нагревании? А. что происходит с воздухом при охлаждении? Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите? Шарик надулся, а почему? Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите? Шарик сдулся, почему? Правильно. Молодцы снимаем халаты и немного отдохнем. |
Ответы детей: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся. |
|
|
|
Заключительная часть (рефлексия). |
|
|
Воспитатель подводит итог. (дети садятся на ковёр, воспитатель катает мяч к ребёнку и задаёт вопросы) Вы так замечательно и дружно работали, что у меня поднялось отличное настроение. А у вас какое настроение? О чём мы сегодня говорили? А что мы узнали о воздухе? Скажите, вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался более интересным? -Можете ли вы научить кого-либо проводить опыты так же? -Что вам показалось самым трудным? С чем вы справились легко? Молодцы, ребята. Вы все были внимательными, активными. Я хочу вам прочитать стихотворение «Богатство нашей планеты Земля- Это Воздух! Без него не прожить никогда! Беречь его надо всегда!» На память я вам дарю воздушные шары |
Ответы детей: отличное настроение, хорошее, весёлое, радостное.
Дети делятся впечатлениями. |
Подведение итогов НОД, закрепление свойств воздуха, обмен впечатлениями. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.