Методическая разработка "Логопедический бизиборд"
Оценка 5

Методическая разработка "Логопедический бизиборд"

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
13.07.2024
Методическая разработка "Логопедический бизиборд"
Как известно, детство – интересная пора, пора вопросов, поисков, исследований и экспериментов. Жизнь предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым, но и к детям. Именно в дошкольном возрасте происходит закладывание основ грамотной, чёткой, красивой речи, в этом возрасте пробуждается интерес ко всему, что нас окружает. Речевые зоны мозга ребёнка развиваются под влиянием импульсов, поступающих от кисти руки – ладоней и пальцев. Здесь находится множество активных точек, стимулирующие нервные рецепторы, которые отвечают за работу мозга. Поэтому немаловажное значение имеет движения рук, особенно мелкие движения пальцев, они должны быть разнообразными. Если у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, следовательно и хорошо развита речь и интеллект в целом.
разработка бизиборд.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детского сада №20 пос. Кубань муниципального образования

 Гулькевичский район

(МБДОУ д/с №20)

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

«Логопедический бизиборд».

 

 

 

 

 

Автор: учитель – логопед О.Н. Савушинская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

  Как известно, детство – интересная пора, пора вопросов, поисков, исследований и экспериментов. Жизнь предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым, но и к детям.
   Именно в дошкольном возрасте происходит закладывание основ грамотной, чёткой, красивой речи, в этом возрасте пробуждается интерес ко всему, что нас окружает.   Речевые зоны мозга ребёнка развиваются под влиянием импульсов, поступающих от кисти руки – ладоней и пальцев. Здесь находится множество активных точек, стимулирующие нервные рецепторы, которые отвечают за работу мозга. Поэтому немаловажное значение имеет движения рук, особенно мелкие движения пальцев, они должны быть разнообразными. Е
сли у ребёнка хорошо развита мелкая моторика, следовательно и хорошо развита речь и интеллект в целом.

Известный итальянский врач, философ и педагог Мария Монтессори говорила, что обучение детей происходит через суть самых обычных вещей. Для этого нужно взять доску и прикрепить обычные бытовые элементы: замочки, крючки, шпингалеты, шнурки, щеколды, кнопки  и т. д. Играя с таким стендом, ребёнок сможет самостоятельно изучить мир вещей. Этот стенд называется «бизиборд». Название бизиборд произошло от двух английских слов: busi, что в переводе означает «занятой», и board, которое переводится как «доска».

Первый бизиборд Мария Монтессори придумала еще в 1907 году.

Итак, бизиборд – развивающая игровая доска.

С помощью современных бизибордов можно решать несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую. 

   Бизиборд – это развивающая игровая доски для детей. На них закреплены различные игрушки и мелкие детали: шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, мягкие мешочки и многое другое. Эти игры вызывают у детей большой интерес и активно способствуют развитию моторики, координации движений, логики, воображения, памяти, внимания и конечное же, речи.

 

Многофункциональное пособие, которое способствует комплексному развитию детей, как старшего дошкольного возраста, так и детей с нарушениями речи – логопедический бизиборд.

Этот бизиборд отличается от обычного тем, что он помогает успешно решать не только задачи сенсомоторного развития ребенка, но является хорошим помощником речевого развития детей. Мой логопедический бизиборд решает практически все задачи речевого развития, предписанные ФГОС дошкольного образования:

способствует формированию умения владеть речью как средством общения и культуры;

обеспечивает обогащение активного словаря;

помогает развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

совершенствует фонематический слух;

помогает в формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одновременно помогает решать задачи физического и познавательного развития.

Цели методической разработки:

- формирование познавательного развития детей дошкольного возраста;

- осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр;

- совершенствование подготовки детей к обучению грамоте:

звукобуквенный анализ и синтез звукового состава слова:

умение давать характеристику звука (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий),  делить слова на слоги,

формировать умение работать со схемой слова;

закреплять умение строить схему предложения;

развивать тонкую моторику пальцев.

Задачи использования  Пособия «бизиборд»: 

развивать и совершенствовать следующие навыки:

- усидчивость;

- внимание

- координацию движений;

- мелкую моторику пальцев;

- цветовосприятие;

- проявление собственной активности;

- умение в игре использовать знания, полученные на логопедических занятиях.

В игре с бизибордом происходит развитие:

- мелкой моторики, речи и памяти. Присутствующие мелкие детали, с которыми манипулирует ребенок, активно развивают его мозг.

- координации движений. Эту функцию выполняют,

 защелки, навесные замочки, шнуровки, крючки, пуговицы, мелкие предметы, с которыми необходимо совершать действия: колокольчик, ключики, прищепки, дорожка, выложенная из камешек Марблс и элементами массажёра Кузнецва.  Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть крючки и пуговицы, выполнить шнуровку, «пройти» по дорожке пальцами рук, чередуя их и пр.

- логики. Здесь работают дверцы, выполнение заданий к каждому упражнению, умение определить мягкость или твердость звука (нажать на камешек, если звук твердый или на губку, если звук мягкий).

 

- усидчивости. Ребенку трудно сосредоточить внимание надолго, а особенно на заданиях, по подготовке к обучению грамоте, благодаря бизиборду дошкольник может заниматься таким сложным делом с увлечением.

- воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.

- когнитивные функции:

1) Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются.

2) Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.

3) Первые буквы. В бизибордах нередко используются буквы, которые ребенку легче запомнить в игровой форме.

Кроме всего перечисленного, происходит социально-коммуникативное развитие. Занимаясь в микро группах дети, чтобы добиться результата, который бы всем участникам деятельности понравился, вынуждены договариваться, взаимодействовать друг с другом.

Формы работы с бизибордом: образовательная деятельность; совместная деятельность, индивидуальная деятельность; дидактическая игра.

Ожидаемые результаты:  комплексное решение задач по подготовке дошкольника к грамоте, развитию фонематического слуха, обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, а также развитие активности и самостоятельности.

Описание.

Разновидность бизибордов с каждым годом увеличивается, производители не ограничиваются стандартным набором мелких деталей, преследуя цель развития детской мелкой моторики, на корпус доски накладывают материалы различной фактуры. В магазинах попадаются заводские экземпляры развивающих досок. Взяв их за пример, вполне можно создать бизиборд собственноручно.

За основу бизиборда я взяла небольшой кусок фанеры размером 45:45 см.

В верхней части пособия я нарисовала два домика: один красный для гласных звуков, на двери которого нет ни каких замков, так как при произношении гласных звуков во рту нет ни каких препятствий, и большой домик сине – зеленого цвета для согласных звуков, где двери заперты на щеколду и навесной замок, так как при произнесении согласного звука есть  препятствие, благодаря которому и получается звук, над дверями есть крючочек для колокольчика (если звук звонкий – ребенок вешает на него колокольчик, если звук глухой – колокольчик не вывешивается), кроме того над дверями приклеены круглый камешек - ребенок нажимает на него, если звук твердый, и губка – если звук мягкий. 

Далее изображена дорожка, выполненная из камешек Марблс и элементов массажёра Кузнецова, чередующихся между собой. Выполняя это упражнение, ребенок совершает массаж пальцев, развивает чувствительность (камешки холодные и гладкие, элементы массажера колючие). Дорожка приводит к «Чудесной гусенице»,  на которой прикреплены три тканевых кармашка. Первый кармашек со шнуровкой, второй с крючками, третий с пуговицами. Гусеница используется ля развития тонкой моторики пальцев рук, а также для определения позиции звук в слове, закреплении умения делить слова на слоги.

 

Функциональность бизиборда зависит от элементов, расположенных на нем, их последовательности. Каждый предмет имеет свои особенности и развивает у ребенка определенные навыки, способности, умения.

- ленточки - позволяют завязывать и развязывать узелки, бантики. (Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка).

- пуговицы и крючки - развивают внимательность и настойчивость.

- Замки, щеколды, шпингалеты - учат ребенка самостоятельности (открыл, значит, нужно и закрыть. Эта игра очень нравится детям. Ребенку очень интересно узнать, кто же прячется за этими замечательными дверцами с замочками).

- дорожки, выполненные из мелких предметов, развивают моторику пальцев, их чередование,

- буквы – позволят в игровой форме с ребенком можно выучить их.

- прищепки – игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Играя, дошкольник развивает интеллектуальные способности, целенаправленность, самостоятельность, логико-математическое мышление.

 

Предметы могут быть самые разные, но обязательно подвижные, функциональные, интересные для малыша. Их можно постоянно менять, чтобы ребенку было нескучно познавать окружающий мир. Данный список – лишь примерный ориентир того, что можно использовать. Главное, чтобы фрагменты были безопасными и не могли поранить ребёнка.

Заниматься бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.

Таким образом, бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, которую можно использовать для развития речи и восприятия мира ребенком.

Методическая разработка «Логопедический бизиборд» апробирована и используется в практике МБДОУ с 2019 года.

  Я предполагаю, что создав бизиборд своими руками, мы получим не только выгодную игрушку, но и развивающую, направленную на улучшение тонкой моторики рук, развитие речи, мышления, памяти, восприятия и общей осведомленности ребенка.

 

 

 

 

Игры при работе с бизибордом:

 

№ п/п

Название игры

Цель

Краткое описание игры

1

«Звуковые домики»

 

Цель: развивать навыки звукового анализа, учить давать характеристику звукам: гласный- согласный, твердый – мягкий, звонкий- глухой.

Педагог называет звук, а ребенок показывает домик, в котором живет названный звук.

Звук [м’] «живет» в домике с зеленой дверью, потому что это мягкий согласный звук, над дверью ребенок вешает колокольчик, так как звук звонкий.

2

«Где спрятался звук»

Цель: учить выделять первый, и последний звук в слове

Взрослый или ребенок называет слово и просит определить место указанного звука в слове, другой ребенок называет место звука в слове.

3

«В гости к звукам»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

 

Педагог называет слово, ребенок делит на слоги и присваивает домику соответствующую цифру.

4

«Веселая дорожка»

Цель: совершенствовать навыки деления слов на слоги, закреплять умение последовательно произносить слоги.

Взрослый называет слово, а ребенок, проговаривая его, «идет» по дорожке, называя слог на каждый элемент дорожки.

5

«Чудесная гусеница»

Цель: закрепить умение детей определять место звука  в слове.

Ребенку дают картинку и просят определить позицию заданного звука в названии картинки. Если звук находится в начале слова, то ребенок расшнуровывает первый карманчик гусеницы и кладет туда картинку, зашнуровав его, в середине – второй кармашек, в конце слова – ребенок работает с третьим кармашком.

6

«Подарок ежика»

Использование кармашка на изображении ежика вариативно.

В карманчик ёжика, выполненного из оргстекла, вставляются зеркало, буквы, предметные, сюжетные картинки.

 

А- «Зеркало» 

Цель: проведение артикуляционной гимнастики.

Ёжику в карманчик помещают зеркальце, ребенку называют артикуляционное упражнение, он выполняет его, используя зрительный контроль.

 

б –буква-

Цель: развивать навыки звукового анализа

У ёжика в карманчике буква, ребенок дает характеристику звука, объясняет, чем буква отличается от звука.

 

в – предметная картинка-

Цель:

- закреплять умение делить слов на слоги;

- определять позицию звука в слове;

- закреплять навыки работы с фонетической схемой слова;

- закреплять умение ребенка составлять описательный рассказ по картинке.

В кармане ежика находится предметная картинка, в зависимости от цели игры ребенок выполняет задания: делит название картинки на слоги, определяет позицию звука в слове, последовательность звуков в слове, составляет описательный рассказ

 

г – сюжетная картинка

Цель:

- закреплять умение строить распространенное предложение по сюжетной картинке;

- формировать навыки построения схемы предложения, используя раздаточный материал, счетные палочки.

Ведущим игры в карман ёжика кладется сюжетная картинка, ребенок составляет по картинке распространенное предложение, закрепляет навыки построения схемы предложения, используя фишки.

7

«Помощники»

Использование прищепок на ленте вариативно.

 

 

«Стирка»

Цель: закреплять умение ребенка согласовывать существительное  с прилагательным,  существительное с числительным.

При помощи прищепок на ленте вывешиваются силуэты одежда, вырезанной из фоамирана. Ребенок, развешивая «одежду» проговаривает: «Красная юбка, красный носок, красные шорты», «Я развесил три юбки, одни шорты, два шарфа…»

 

«Разноцветные прищепки»

а) Цель: формировать у детей умение различать, и объединять предметы по цвету; развивать речь, мелкую моторику рук, совершенствовать употребление предлогов за, перед, между, слов «сначала». «потом».

Ребенку дается словесная инструкция последовательности прищепок, усложняется задание при использовании схемы последовательности прищепок, но позже ребенок сам рассказывает в какой последовательности его прищепки.

 

 

б) Цель: закреплять умение детей строить фонетическую схему слова.

Педагогом называется слово, ребенок выкладывает фонетическую схему слова из разноцветных прищепок, где гласные звуки – прищепки красного цвета, согласные твердые – прищепки синего цвета, согласные мягкие – прищепки зеленого цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №20 пос

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №20 пос

Пояснительная записка . Как известно, детство – интересная пора, пора вопросов, поисков, исследований и экспериментов

Пояснительная записка . Как известно, детство – интересная пора, пора вопросов, поисков, исследований и экспериментов

Одновременно помогает решать задачи физического и познавательного развития

Одновременно помогает решать задачи физического и познавательного развития

Ребенку трудно сосредоточить внимание надолго, а особенно на заданиях, по подготовке к обучению грамоте, благодаря бизиборду дошкольник может заниматься таким сложным делом с увлечением

Ребенку трудно сосредоточить внимание надолго, а особенно на заданиях, по подготовке к обучению грамоте, благодаря бизиборду дошкольник может заниматься таким сложным делом с увлечением

Чудесной гусенице», на которой прикреплены три тканевых кармашка

Чудесной гусенице», на которой прикреплены три тканевых кармашка

Игры при работе с бизибордом: № п/п

Игры при работе с бизибордом: № п/п

Цель: - закреплять умение делить слов на слоги; - определять позицию звука в слове; - закреплять навыки работы с фонетической схемой слова; - закреплять умение…

Цель: - закреплять умение делить слов на слоги; - определять позицию звука в слове; - закреплять навыки работы с фонетической схемой слова; - закреплять умение…

Методическая разработка "Логопедический бизиборд"

Методическая разработка "Логопедический бизиборд"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2024