ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
ОДП.00 _ _ Общеобразовательные дисциплины_______________
ОДП.10 ___________________Биология____________________________
по теме: __________«Мембранные структуры клетки»________________
для специальностей: код 34.02.01 специальность «Сестринское дело»
Уровень подготовки: базовый
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии (название комиссии) Протокол №_____ от___ ______20___г. Председатель ЦМК ____/ Г. В. Яковишин |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР
__________/С.В. Коровашкина ____ _________20___г.
|
Составитель:
Левенец О.В. – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
Петропавловск-Камчатский, 20____
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………........... |
3 |
Структурно-логическая схема лекции…………………………………... |
7 |
Содержание лекции………………………………………………............. |
9 |
Список использованных источников……………………………………. |
23 |
Приложение А. Комплекс упражнений ………………………………… |
25 |
Приложение Б. Закрепление нового материала ……………………….. |
27 |
Приложение В. Текущий срез знаний ………………………………….. Приложение Г. Внеаудиторная самостоятельная работа ……………... Приложение Д. Текст сообщений……………………………………….. Приложение Е. Рефлексия ……………………………………………….
|
31 37 38 41
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка лекции по теме: «Мембранные структуры клетки» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и рассчитано на одну лекцию (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины.
Актуальность темы:
Клетка – это наименьшая структурно-функциональная единица организма, обладающая основными свойствами живой материи: чувствительностью, обменом веществ и способностью к размножению. Клетки различаются по размеру, форме, строению и функции.
Клетка – самая маленькая живая система. Однако она имеет очень сложное строение. Каждая клетка содержит ядро и цитоплазму с включенными в нее органеллами и включениями. Основной структурный компонент клетки – мембраны. Они изолируют само тело клетки и многие ее органоиды. Разнообразие клеток эукариот огромно, однако все они имеют общие черты строения. У всех живых организмов мембраны клеток и органоидов имеют единый план строения. Индивидуальность клеток обеспечивается различием в наборе белков, липидов и углеводов. Изобретение электронного микроскопа позволило обнаружить целый мир ультраструктур клетки, о существовании которых никто не подозревал. Выяснилось, что каждый клеточный органоид имеет свою внутреннюю среду и представляет собой отсек, окруженный мембраной. В клетках эукариот имеются органоиды, окруженные двумя мембранами, - пластиды и митохондрии. Изучение их тонкого строения позволило выявить черты сходства этих органоидов с прокариотической клеткой.
Тип учебного занятия: лекция
Цели занятия:
Учебные:
- охарактеризовать клетку как открытую биосистему, процессы жизнедеятельности как свойства живой клетки;
- раскрыть особенности строения клетки;
- раскрыть функции органоидов клетки.
Развивающие:
- способствовать развитию клинического и логического мышления,
медицинской наблюдательности;
- способствовать развитию умения сравнивать и выделять различия;
- развивать познавательную и поисковую активность.
Воспитательная:
- воспитать стремление получить большой объем знаний в области
цитологии и изучению дополнительного материала об
органоидах клетки;
- воспитать аккуратность, последовательность при выполнении заданий.
Мотивация темы
Все живые организмы состоят из клеток и продуктов их метаболизма. Клетка представляет собой своеобразную фабрику, на которой осуществляются многообразные и согласованные химические процессы. В клетке имеется центр управления, участки контроля за реакциями, регуляторные механизмы. В клетку поступает сырье, которое преобразуется в готовую продукцию, и отходы, которые выбрасываются из клетки. Клетки постоянно синтезируют вещества, необходимые для их жизнедеятельности. Эти вещества находят все большее применение в медицине. Некоторые из них уникальны и не могут быть получены методом химического синтеза. Микробные клетки синтезируют антибиотики, аминокислоты, жирные кислоты, ферменты. Клетки растений синтезируют лекарственные вещества, обладающие фармакологической активностью. Огромное значение для медицины имеют продукты синтеза клеток животных и человека. Они применяются для культивирования вирусов, создания моноклональных антител, производства вакцин и лекарственных веществ, обладающих антивирусным и иммуномодулирующим действием. Продукты, образованные биологическими системами, приобретают все более важное практическое значение.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.
Данное лекционное занятие способствует формированию у обучающихся следующих личностных результатов:
ЛР. 12. Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве.
ЛР. 13. Проявляющий навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности
ЛР. 14. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.
ЛР. 15. Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации.
После изучения данной темы обучающийся должен:
уметь: объяснять значение мембранных органоидов в жизнедеятельности клетки.
знать: строение и функции ЭПР, комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид.
Междисциплинарные связи:
· ОДП. 09 Химия
· ОП. 01 Анатомия и физиология человека
· ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
· ОП. 05 Основы микробиологии и иммунологии
· ОП. 06 Фармакология
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);
- наглядный (демонстрация мультимедийной презентации, видеофрагментов);
- проблемно-поисковый.
Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
Материально-техническое оснащение занятия:
- Компьютер;
- Мультимедийное сопровождение;
- Видеоролик «Обзор структуры клетки»;
- Мультимедийная презентация;
- Информационное обеспечение: материалы электронных пособий и приложений, тесты на платформе Moodle;
- Проектор;
- Задания;
- Тесты.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ
Этапы занятия |
Время |
Действия преподавателя |
Действия обучающихся |
Организационный момент |
2 |
Проверяет присутствующих на занятии. Оценивает внешний вид. Сообщает тему, цели, план проведения занятий |
Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают. Записывают тему, цели, план проведения занятий, участвуют в целеполагании. |
Изложение нового материала |
62 |
Излагает материал, задает вопросы, показывает презентацию и видеоролик, выслушивает докладчиков (Приложение Д) |
Слушают, отвечают, задают вопросы. Записывают в тетрадях требования к знаниям, умениям по теме. Оформляют конспект, выступают с докладами. |
Физкультминутка |
2 |
Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений (Приложение А) |
Выполняют совместно с преподавателем |
Закрепление нового материала |
10 |
Демонстрирует задания на интерактивной доске. Раздает задания в распечатанном виде (Приложение Б). Контролирует работу студентов. |
Выполняют задания, отвечают, оценивают ответы одногруппников |
Проверка усвоения полученных знаний |
10 |
Проводит инструктаж, раздает тестовые задания, проводит анализ ошибок. Озвучивает критерии оценивания (Приложение В) |
Выполняют тестовые задания. Совместно с преподавателем проводят анализ ошибок |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
2 |
Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной внеаудиторной работе (Приложение Г) |
Слушают, записывают в задание, задают вопросы. |
Рефлексия |
2 |
Раздает вопросы по рефлексии (Приложение Е) |
Осуществляют самооценку: соотносят результаты своей деятельности с целью занятия. |
Итого |
90 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Лекция
1. Вакуолярная система клетки
2. Пластиды
3. Митохондрии
4. Перечень вопросов по изучаемой теме
1. Вакуолярная система клетки
Вакуолярная система — cовокупность одномембранных органелл клетки — вакуолей, лизосом, эндоплазматической сети и комплекса Гольджи, представляющих единую структурно-функциональную систему.
Вакуоль (лат. vacuus — пустой) — окружённые мембраной полости, заполненные растворами запасных веществ или конечных продуктов метаболизма.
Рисунок 1 – Вакуоль. Растительная и грибная клетки
Лизосома (греч. lysis — растворение и soma — тело) — сферическая органелла, представляющая собой окружённый мембраной пузырёк с ферментами, которые способны расщеплять (лизировать) белки, липиды, полисахариды и нуклеиновые кислоты. Лизосомы имеют овальную форму и диаметр 0,5 мкм. В них находится набор ферментов, которые разрушают органические вещества. Мембрана лизосом очень прочная и препятствует проникновению собственных ферментов в цитоплазму клетки, но если лизосома повреждается от каких-либо внешних воздействий, то разрушается вся клетка или часть ее.
Лизосомы встречаются во всех клетках растений, животных и грибов.
В образовании лизосом принимает участие аппарат Гольджи, лизосомы отшнуровываются от краёв его цистерн. Функция лизосом — переваривание пищи при фагоцитозе, утилизация отживших клеточных органелл и всего содержимого клетки при запрограммированной гибели клеток. Лизосомы открыты в 1955 г. с помощью электронного микроскопа.
Осуществляя переваривание различных органических частиц, лизосомы обеспечивают дополнительным «сырьем» химические и энергетические процессы в клетке. При голодании клетки лизосомы переваривают некоторые органоиды, не убивая клетку. Такое частичное переваривание обеспечивает клетке на какое-то время необходимый минимум питательных веществ. Иногда лизосомы переваривают целые клетки и группы клеток, что играет существенную роль в процессах развития у животных. Примером может служить утрата хвоста при превращении головастика в лягушку. Строение: пузырьки овальной формы, снаружи мембрана, внутри ферменты. Функции: расщепление органических веществ, разрушение отмерших органоидов, уничтожение отработавших клеток.
Лизосома — универсальная органелла «внутриклеточного пищеварения». Лизосомы содержат около 40 различных ферментов, расщепляющих белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды. В мембраны лизосом встроены белки-переносчики, которые выводят из лизосомы в гиалоплазму продукты гидролиза — аминокислоты, сахара, нуклеотиды и др. Лизосомы осуществляют переваривание пищи, поступающей при фагоцитозе в клетки простейших. Выполняют защитную функцию, переваривая чужеродные тела, захваченные клеткой (например, фагоциты), осуществляют автолиз (саморастворение) отслуживших органелл, клеток и даже частей тела. Например, при превращении головастика в лягушку лизосомы, находящиеся в клетках хвоста, переваривают его: хвост исчезает, а образовавшиеся во время этого процесса вещества всасываются и используются другими клетками тела. При этом лизосомы не переваривают сами себя, поскольку их мембрана защищена от действия литических ферментов.
Рисунок 2 – Строение лизосомы
Эндоплазматическая сеть — cистема мембранных канальцев, пузырьков и цистерн. В зависимости от наличия на внешней стороне ЭПС рибосом выделяют шероховатую ЭПС (с рибосомами) и гладкую (без рибосом). Эндоплазматическая сеть является системой синтеза и транспорта органических веществ в цитоплазме клетки, представляющая собой ажурную конструкцию из соединенных полостей.
Гладкая эндоплазматическая сеть представляет собой сильно ветвящиеся канальцы и мелкие вакуоли, ограниченные одинарной мембраной, диаметром 50–100 нм. Гладкая ЭПС лишена рибосом. Участвует во многих процессах метаболизма: в синтезе различных липидов и фосфолипидов, жирных кислот, стероидов, половых гормонов, в нейтрализации ядовитых для организма веществ. В клетках мышечных волокон гладкая ЭПС образует саркоплазматическую сеть, участвующую в процессе их сокращения и расслабления. Функции гладкой ЭПС: синтез и транспорт липидов и полисахаридов.
Шероховатая эндоплазматическая сеть представляет собой канальцы и уплощённые цистерны, образующие разветвлённую сеть, пронизывающую цитоплазму. На поверхности шероховатой ЭПС находятся рибосомы, имеющие вид сферы с диаметром 20 нм. и состоящих из РНК и белка. На рибосомах происходит синтез белков, которые поступают в полости шероховатой ЭПС, где осуществляется АТФ-зависимый их транспорт и может происходить модификация и концентрация. Шероховатая ЭПС наиболее развита в клетках, специализированных на синтезе белков (поджелудочной железы, слюнных желёз, плазмоцитах и т. п.). Функции шероховатой ЭПС: внутриклеточный и межклеточный транспорт белков, которые синтезируются рибосомами, «дозревание» белков, приобретение ими вторичной, третичной и четвертичной структуры.
Рисунок 3 – Строение ЭПС
Аппарат (комплекс) Гольджи — органоид, представляющий собой комплекс одномембранных плоских цистерн, расположенных стопкой, и отходящих от краёв цистерн трубочек и пузырьков. Этот органоид имеет размеры 5–10 мкм. Присутствует в клетках всех эукариот. Основная функция аппарата Гольджи состоит в сортировке веществ, поступивших в клетку и синтезированных в клетке. Поступающие в просветы полостей и канальцев эндоплазматической сети продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в аппарате Гольджи.
Также в аппарате Гольджи образуются лизосомы. У растений аппарат Гольджи участвует в синтезе клеточной стенки. Название дано в честь учёного К. Гольджи, впервые описавшего эту органеллу в животной клетке в 1889 г.
Функции аппарата Гольджи: накопление, упаковка, выведение органических веществ, образование лизосом.
Рисунок 4 – Строение аппарата Гольджи
2. Пластиды
Пластиды (греч. plastos — вылепленный, оформленный) — двухмембранные органеллы, присутствующие в клетках автотрофных эукариотических организмов. Пластиды размножаются путём деления. Существует три типа пластид: лейкопласты, хромопласты и хлоропласты. Функции пластид: накопление запасных органических веществ, привлечение насекомых-опылителей, синтез АТФ и углеводов. Пластиды имеют округлую или овальную форму, внутренняя мембрана образует более или менее выраженные выпячивания, а также уплощённые мембранные цистерны, не связанные с внутренней мембраной — тилакоиды. Система тилакоидов наиболее развита в хлоропластах. Там имеется два типа тилакоидов:
1) тилакоиды, расположенные в виде стопок монет и образующие граны. Эти тилакоиды называются тилакоидами гран;
2) тилакоиды стромы — более вытянутые тилакоиды, связывающие между собой граны.
Внутреннее пространство пластиды называется стромой, в строме содержится собственная кольцевая ДНК пластиды, ферменты, зёрна первичного крахмала и рибосомы.
Хлоропласты (греч. chloros — зелёный, plastos — вылепленный, оформленный) — зелёные пластиды, с хорошо развитой системой тилакоидов, на мембранах которых закреплён пигмент хлорофилл. Хлоропласты располагаются во всех зелёных частях растения. Хлоропласты водорослей называются хроматофорами.
Хлоропласты по форме напоминают диск или шар диаметром 4–6 мкм. С двойной мембраной – наружней и внутренней. Внутри хлоропласта имеются ДНК рибосомы и особые мембранные структуры – граны, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта. В каждом хлоропласте около 50 гран, расположенных в шахматном порядке для лучшего улавливания света. Функция хлоропластов — осуществление фотосинтеза. В мембранах гран находится хлорофилл, благодаря ему происходит превращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФ используется в хлоропластах для синтеза органических соединений, в первую очередь углеводов.
Рисунок 5 – Строение хлоропласта
Хромопласты (греч. chroma — цвет, краска, plastos — вылепленный, оформленный) — пластиды жёлтого, оранжевого и красного цвета. В строме хромопластов находится большое число липидных капель, содержащих пигменты — каротиноиды. Функция хромопластов — придание окраски части растения (цветкам, плодам), запасание каротиноидов. Хромопласты придают окраску осенним листьям, образуясь из хлоропластов в результате разрушении хлорофилла. Пигменты красного и желтого цвета, находящиеся в хромопластах, придают различным частям растения красную и желтую окраску, например, корень моркови, плоды томатов.
Рисунок 6 – Строение хромопласта
Лейкопласты являются местом накопления запасного питательного вещества – крахмала. Особенно много лейкопластов в клетках клубней картофеля. На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты (в результате чего клетки картофеля зеленеют). Осенью хлоропласты превращаются в хромопласты и зеленые листья и плоды желтеют и краснеют.
Рисунок 7 – Строение лейкопласта
Элайопласты (греч. elaion — масло, plastos — вылепленный) — бесцветные пластиды растительной клетки из группы лейкопластов, запасающие масла.
Протеинопласты — бесцветные пластиды из группы лейкопластов, содержащиеся только в клетках растений, в которых накапливается белок. Содержатся во многих семенах, например, арахиса и бразильского ореха.
Амилопласты (греч. amylon — крахмал, plastos — вылепленный) — бесцветные пластиды из группы лейкопластов, синтезирующие и накапливающие гранулы крахмала путём полимеризации глюкозы. Амилопласты находятся преимущественно в клетках корнеплодов, корней и корневищ растений. Амилопласты также преобразуют этот крахмал с в моносахариды, когда растение нуждается в энергии.
3. Митохондрии
Митохондрии (греч. mitos — нить, chondrion — зерно, гранула) — двухмембранные органеллы, характерные для клеток всех эукариот. Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна, они могут быть остальными, палочковидными, нитевидными со средним диаметром 1 мкм. и длиной 7 мкм. Число митохондрий зависит от функциональной активности клетки и может достигать десятки тысяч в летательных мышцах насекомых. Митохондрии, как и пластиды, размножаются делением.
Наружная мембрана митохондрий гладкая, внутренняя образует выросты — кристы, на мембранах которых расположены ферменты электронно-транспортной цепи и фермент, катализирующий синтез АТФ из АДФ и фосфата (АТФ-синтетаза). Внутренняя среда митохондрий, называемая матриксом, содержит собственную кольцевую ДНК, рибосомы, комплекс ферментов, участвующих в процессе окисления глюкозы. Функция митохондрий — синтез АТФ, которая является универсальным носителем энергии в клетке. Поэтому митохондрии образно называют «энергетическими станциями клетки». Внутри митохондрий происходит синтез собственных белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, образование собственных рибосом.
Рисунок 9 – Строение митохондрии
Рисунок 10 – Микрофотографии митохондрий
Таблица – 1 Мембранные органоиды клетки
Схематическое изображение |
Клеточная структура |
Особенности строения |
Функции |
|
Вакуоль |
Крупная полость, заполненная клеточным соком — водным раствором различных веществ, являющихся запасными или конечными продуктами |
Осмотический резервуар клетки |
|
Лизосома |
Мембранный пузырёк, содержащий лизирующие (разрушающие, переваривающие) ферменты |
Расщепление белков, жиров, углеводов |
|
ЭПС |
Система мембранных канальцев и полостей. Шероховатая ЭПС несёт на поверхности рибосомы, на гладкой ЭПС рибосомы отсутствуют |
Транспорт веществ внутри клетки и между соседними клетками. Шероховатая ЭПС участвует в синтезе белков, в гладкой синтезируются липиды и сахара
|
|
Аппарат Гольджи |
Система плоских мембранных цистерн, уложенных в стопку, по краям цистерн ответвляющиеся трубочки и отделяющиеся пузырьки |
Накопление и химическая модификация продуктов (белков, сахаров), синтезированных в ЭПС, сортировка веществ и их упаковка в пузырьки (на внутриклеточные нужды или на экспорт), образование лизосом, в растительной клетке участвует в синтезе срединной пектиновой пластинки при делении клеток |
|
Лейкопласты |
Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внутренняя мембрана образует 2–3 выроста. Форма округлая. Бесцветны |
Характерны для растительных клеток. Служат местом отложения запасных питательных веществ, главным образом крахмальных зёрен. На свету их строение усложняется и они преобразуются в хлоропласты. Образуются из пропластид |
Хлоропласты |
Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана образует систему двухслойных пластин — тилакоидов стромы и тилакоидов гран. В мембранах тилакоидов гран между слоями молекул белков и липидов сосредоточены пигменты — хлорофилл и каротиноиды. В белково-липидном матриксе находятся собственные рибосомы, ДНК, РНК. Форма хлоропластов чечевицеобразная. Окраска зелёная |
Характерны для растительных клеток. Органеллы фотосинтеза, способные создавать из неорганических веществ (углекислого газа и воды) при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла органические вещества — углеводы и свободный кислород. Синтез собственных белков. Могут образоваться из пропластид или лейкопластов, а осенью перейти в хромопласты (красные и оранжевые плоды, красные и жёлтые листья) |
|
|
Хромопласты |
Микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Собственно хромопласты имеют шаровидную форму, а образовавшиеся из хлоропластов принимают форму кристаллов каротиноидов, типичную для данного вида растения. Окраска красная, оранжевая, жёлтая |
Характерны для растительных клеток. Придают лепесткам цветков окраску, привлекательную для насекомых-опылителей. В осенних листьях и зрелых плодах, отделяющихся от растения, содержатся кристаллические каротиноиды — конечные продукты обмена |
|
Митохондрия |
Двухмембранные органеллы в виде гранул или нитей, внутренняя мембрана образует выросты – кристы. |
Синтез моносахаридов и АТФ. Синтез АМФ. Расщепление органических соединений до H2O и CO2 |
4. Перечень вопросов по изучаемой теме
1. Перечислите мембранные органоиды клетки.
2. Какой из органоидов является энергетической станцией клетки?
3. Какую функцию в клетке выполняют лизосомы?
4. Какое строение и значение в клетке имеет комплекс Гольджи?
5. Какое значение имеет эндоплазматическая сеть?
6. Что такое вакуоль?
7. Почему листья растений имеют зеленую окраску?
8. Какое значение имеет хлорофилл?
9. Почему листья растений осенью становятся желтыми, оранжевыми?
10. Почему клубень картофеля становится зеленым, если лежит на
солнце?
11. Какие из пластид выполняют функцию накопления запасного
крахмала?
12. Какие органоиды относят к вакуолярной системе клетки?
13. Почему хлоропласты отсутствуют в клетках животных и грибов?
14. Каково значение АТФ в клетке?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основной источник
1. Сивоглазов, В. И. Биология : Общая биология. 10 кл. Базовый уровень : учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. — 5-е изд., стереотип. — Москва : Дрофа, 2017. — 254 с.
Дополнительные источники
1. Биология в таблицах, схемах и рисунках / Р.Г. Заяц [и др.]. – Изд. 5-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. – 396 с.
2. Бугеро, Н.В. Общая биология : учебное пособие / Н. В. Бугеро, Н. А. Ильина. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. — 238 с.
3. Кузнецова, Т.А. Общая биология : учебное пособие для СПО / Т.А. Кузнецова, И.А. Баженова. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 144 с.
4. Сарьчева, Н.Ю. Биология 11 класс. Тренировочные задания : учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.Ю. Сарьчева. – Москва: Просвещение, 2018. - 96 с.
5. Сухорукова, Л.Н. Биология. 10-11 кл. [электронный ресурс] : электронное приложение к учебнику / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова. – Москва : Просвещение, 2014.
6. Попова, Л.А. Открытые уроки биологии: 9-11 классы. – Москва.: ВАКО, 2011. – 176 с.
7. Тейлор, Д. Биология: В 3-х томах. Т. 1: Пер. с англ. / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. – 3-е изд., - Москва : Мир, 2006. – 454 с.
8. Теремов, А.В. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс : учебник / А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – Москва : Владос, 2020. – 400 с.
Справочная литература:
1. Джамеев, В.Ю. Биология : ЕГЭ. Супермобильный справочник / В.Ю. Джамеев. – Москва: Эксмо, 2019. – 322 с.
2. Железняк, М.В. Биология в кармане: справочник для 7-11 классов / М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 256 с.
3. Колесников, С.И. Биология. 6-11 классы: карманный справочник / С.И. Колесников. - Ростов-на-Дону : Легион, 2021. – 544 с.
4. Садовниченко, Ю. А. ЕГЭ. Биология: универсальный справочник / Ю. А. Садовниченко. – Москва : Эксмо, 2018. – 419 с.
5. Тейлор, Д. Биология / Д. Тейлор, У. Стаут, Н. Грин. – Москва : Лаборатория знаний, 2021. – 1352 с.
Приложение А
Упражнения общего воздействия для разных групп мышц
1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
1. Резко повернуть таз вправо.
2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6–8 раз. Темп средний.
2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову.
1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону.
4–6. То же в другую сторону.
7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4–6 раз. Темп средний.
3. Исходное положение – стойка ноги врозь.
1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх.
3–4. Исходное положение.
5–8. То же в другую сторону.
Повторить 6–8 раз. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.
1–2. Правую руку вперед, левую вверх.
3–4. Переменить положение рук.
Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3–4. Локти отвести назад, прогнуться.
Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя.
1–2. Поднять руки через стороны вверх.
3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук.
Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Приложение Б
Закрепление нового материала
Критерии оценивания:
- оценка «отлично»: ответ на вопрос задания дан правильно. Объяснение хода его решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями алгоритмов, с правильным и свободным владением терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.
- оценка «хорошо»: ответ на вопрос задания дан правильно. Объяснение хода его решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями алгоритмов, с правильным и свободным владением терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.
- оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задания дан правильно. Объяснение хода его решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и алгоритмах, ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.
- оценка «неудовлетворительно: ответ на вопрос дан неправильно. Объяснение хода его решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, и демонстраций алгоритмов или с большим количеством ошибок, ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).
1. Расставьте подписи к рисунку.
Эталон ответа:
2. Установите соответствие между изображением органоида и выполняемыми им функциями.
Эталон ответа:
3. Выберите, какой буквой на рисунке обозначен органоид клетки, на котором в основном располагаются рибосомы.
Эталон ответа: В
4. Расставьте подписи к рисунку.
Эталон ответа:
5. Верно ли утверждение?
1. Органоиды клетки делят на мембранные и немембранные.
2. К одномембранным органоидам не относят: аппарат Гольджи, лизосомы, гладкую и шероховатую ЭПС.
3. К двухмембранным органоидам относятся митохондрии и пластиды.
4. Гладкая ЭПС транспортирует белки, а шероховатая – углеводы и липиды.
5. Функцию синтеза органических веществ выполняют рибосомы, гладкая ЭПС и митохондрии.
6. Функцию пищеварения в клетке выполняют лизосомы, расщепляя с помощью ферментов крупные молекулы до мелких.
7. Пластиды в растительных клетках могут взаимозаменяться.
8. К пластидам не относятся лейкопласты, хромопласты и хлоропласты.
9. Наличие собственных молекул ДНК и рибосом присуще только таким органоидам, как митохондрии и пластиды.
10. Синтез АТФ происходит в энергетических центрах клетки – митохондриях, на кристах.
Эталон ответа:
1. да
2. нет
3. да
4. нет
5. да
6. да
7. да
8. нет
9. да
10. да
Приложение В
Текущий срез знаний
Критерии оценивания:
- оценка 5 «отлично» выставляется за правильные ответы на 91-100 процентов заданий (9 и более правильных ответов);
- оценка 4 «хорошо» за правильные ответы на 81-90 процента заданий (8 правильных ответов);
- оценка 3 «удовлетворительно» за правильные ответы на 70-80 процентов заданий (7 правильных ответов);
- оценка 2 «неудовлетворительно» за правильные ответы на 69 процентов заданий и менее (6 и менее правильных ответов).
Вариант 1
Задание: Выбрать один правильный ответ
1. К одномембранным органоидам клетки относится
а) рибосома
б) клеточный центр
в) митохондрия
г) эндоплазматическая сеть (ЭПС)
2. Структурой цитоплазмы, обуславливающей цитоплазматическую наследственность животной клетки, является
а) пластида
б) митохондрия
в) ЭПС
г) аппарат Гольджи
3. Систему одномембранных цистерн и отшнуровывающихся от них пузырьков называют
а) аппарат Гольджи
б) ЭПС
в) лизосома
г) центриоль
4. АТФ образуется в
а) рибосомах
б) лизосомах
в) ЭПС
г) митохондриях
5. В клетке человека и животных отсутствуют
а) митохондрии и аппарат Гольджи
б) клеточная стенка и пластиды
в) ЭПС
г) ядро и рибосомы
6. Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез, называются
а) митохондрии
б) рибосомы
в) вакуоли
г) пластиды
7. Какие органоиды клетки могут образовываться из концевых пузырьков
комплекса Гольджи?
а) лизосомы
б) митохондрии
в) пластиды
г) рибосомы
8. Новые митохондрии образуются в клетке в результате
а) деления и роста других митохондрий
б) деления и роста лизосом
в) синтеза, протекающего в ядрышке
г) выпячивания мембран аппарата Гольджи
9. Выбрать три ответа. В каких структурах растительной клетки локализованы молекулы ДНК?
а) ядро
б) лизосомы
в) митохондрии
г) аппарат Гольджи
д) пластиды
е) эндоплазматическая сеть
10. Выбрать три ответа. Двумембранными органоидами растительной клетки являются
а) центриоли
б) лейкопласты
в) хлоропласты
г) рибосомы
д) хромопласты
е) аппарат Гольджи
Вариант 2
Задание: Выбрать один правильный ответ
1. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов?
а) ЭПС
б) наружная клеточная мембрана
в) комплекс Гольджи
г) цитоплазма
2. К органоидам клетки, имеющим складки внутренней мембраны – кристы, относится
а) ЭПС
б) аппарат Гольджи
в) митохондрия
г) лизосома
3. На мембранах каких органоидов клетки
располагаются рибосомы?
а) хлоропластов
б) комплекса Гольджи
в) лизосом
г) эндоплазматической сети
4. На мембранах каких органоидов клетки
располагаются ферменты,
участвующие в энергетическом обмене?
а) хлоропластов
б) митохондрий
в) комплекса Гольджи
г) эндоплазматической сети
5. Синтезированные в клетке органические вещества
накапливаются
и преобразуются в
а) эндоплазматической сети
б) лизосомах
в) комплексе Гольджи
г) митохондриях
6. К двумембранным органоидам относят
а) комплекс Гольджи и эндоплазматическую сеть
б) лизосомы и клеточный центр
в) рибосомы и микротрубочки
г) митохондрии и пластиды
7. Расщепление макромолекул, их подготовка к дальнейшим химическим
превращениям в процессе метаболизма происходят в
а) лизосомах
б) рибосомах
в) хлоропластах
г) митохондриях
8. Расщепление полимеров до мономеров в клетке происходит при участии
ферментов
а) аппарата Гольджи
б) рибосом
в) хлоропластов
г) лизосом
9. Выбрать три ответа. Одномембранными органоидами эукариотической клетки являются
а) лизосомы
б) рибосомы
в) центриоли
г) ЭПС
д) митохондрии
е) аппарат Гольджи
10. Выбрать три ответа. Какие из указанных структур относятся к пластидам?
а) каналы и полости
б) мембрана тилакоида
в) зёрна крахмала
г) строма
д) матрикс
е) кристы
Эталоны ответов к тестовым заданиям для проведения текущего среза знаний
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. г |
1. а |
2. б |
2. в |
3. а |
3. г |
4. г |
4. б |
5. б |
5. в |
6. г |
6. г |
7. а |
7. а |
8. а |
8. г |
9. а в д |
9. а г е |
10. б в д |
10. б в г |
Приложение Г
Внеаудиторная самостоятельная работа
Виды заданий
1. Сивоглазов, В. И. Биология : Общая биология. 10 кл. Базовый уровень : учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. — 5-е изд., стереотип. — Москва : Дрофа, 2017. — С. 74-76
2. Составить список о тканях организма человека, в клетках которых находится наибольшее содержание органоидов (ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий).
*3. Составить таблицу «Сравнительная характеристика митохондрии и прокариотической клетки».
*4. Подготовить модели строения органоидов.
* - задания для одаренных обучающихся.
Приложение Д
Текст сообщений
Лизосомные патологии
Увеличение числа лизосом в клетках при патологических процессах — обычное явление. На его основе возникло представление о том, что лизосомы могут играть активную роль при гибели клеток. Однако в большинстве случаев смерти клетки не предшествовало освобождение гидролаз (лизирующих ферментов) из лизосом. Более того, даже при разрыве мембраны лизосомные гидролазы должны терять свою активность, попадая в цитоплазму с нейтральным значением pH. Ферменты лизосом, несомненно, участвуют в автолизе (самопереваривании) погибших клеток, но, скорее всего, это вторичное явление, а не причина гибели самих клеток. Существует ряд врождённых заболеваний, которые называют лизосомными «болезнями накопления». Отличительным признаком этих болезней является то, что под световым микроскопом в клетках наблюдается множество вакуолей. Например, при болезни Помпе происходит накопление гликогена в лизосомах, где он не расщепляется из-за отсутствия у таких больных фермента кислой α-гликозидазы. Многие «болезни накопления» возникают вследствие первичной генной мутации, приводящей к потере активности отдельных ферментов, участвующих в функционировании лизосом. Сейчас, к сожалению, известно уже более 25 таких генетических заболеваний, связанных с патологией лизосом.
Синтез клеточных мембран
В ЭПР (эндоплазматическом ретикулуме) происходит синтез и сборка липидов самих мембран, включая фосфолипиды и холестерол. Ферменты, участвующие в синтезе липидов, встроены в мембрану ЭПР со стороны цитозоля (гиалоплазмы), и синтез липидов происходит на мембране там же. Таким образом, синтезированные липиды встраиваются в мембрану ЭПР в липидный слой со стороны цитоплазмы, но переносятся на внутреннюю сторону с помощью переносчиков фосфолипидов. Билипидный слой растёт, увеличивая поверхность вакуоли или цистерны ЭПР. Этот процесс идёт одновременно с синтезом интегральных мембранных белков. Необходимо подчеркнуть, что такое «зарождение» мембран вакуолярной системы3 происходит только в гранулярном (шероховатом) ЭПР. Сегодня можно сказать, что важнейшей функцией гранулярного ЭПР, вне зависимости от специализации или тканевой принадлежности клеток, является функция образования, построение клеточных мембран, которая заключается в том, что элементы гранулярного ЭПР синтезируют все мембранные белки, синтезируют липидный компонент мембран, но, кроме того, именно в гранулярном ЭПР происходит сборка липопротеидных мембран.
Эндосимбиотическая гипотеза происхождения пластид и митохондрий
В конце XIX — начале XX вв. была выдвинута гипотеза об эндосимбиотическом происхождении хлоропластов и митохондрий. Наиболее полно эта гипотеза разработана американским биологом Линн Маргелис. Её первая книга «Origin of Eukaryotic Cells» («Происхождение эукариотической клетки») вышла в 1970 г. Согласно гипотезе эукариотическая клетка произошла в результате эндосимбиоза (т. е. симбиотического существования одной клетки внутри другой) анаэробных прокариот, способных к процессу брожения, с аэробными прокариотами. Митохондрии в этом случае являются потомками аэробных, т. е. дышащих кислородом бактерий.
Пластиды (хлоропласты) считаются потомками разных групп бактерий, способных к фотосинтезу. Так, пластиды красных водорослей, содержащие хлорофиллы а и d — возможные потомки цианобактерий. Хлоропласты эвгленовых, зелёных водорослей, высших растений — потомки бактерий, сходных с современной бактерией из рода Prochloron, содержащей хлорофиллы a и b. Хлоропласты золотистых, желто-зелёных, бурых и диатомовых водорослей, для которых характерно наличие хлорофиллов а и с, произошли от бактерий, сходных с Heliobacterium chlorum.
В пользу гипотезы эндосимбиогенеза говорят следующие черты сходства между прокариотами и полуавтономными органеллами — пластидами и митохондриями:
– наличие кольцевой молекулы ДНК и рибосом одинакового размера;
– размножение бинарным делением, деление органелл не зависит от деления клетки;
– внутренняя мембрана митохондрий и пластид имеет особенности, характерные для прокариот.
Приложение Е
Рефлексия
Карточки с заданием «Продолжи предложение», каждый студент отвечает на 1 карточку.
Продолжи одно любое предложение Я получил(а) важные знания по……… или Я не узнал(а) для себя ничего нового…………., так как……… |
Для меня сегодня остался невыясненным вопрос по………………………………….. (либо такового нет) |
Самым трудным для меня сегодня было…………., поэтому я……………………
|
Продолжи одно любое предложение Сегодня мне было интересно………………………….. или Сегодня мне не понравилось …………………………и для этого мне нужно… |
Я считаю, что данная тема в дальнейшей профессиональной деятельности необходима для ………………………………………..
|
Если бы я вела данный урок, то я бы ………………………….. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.