Методическая разработка мероприятия Конкурс чтецов «Солнце русской поэзии», посвященная 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

  • docx
  • 23.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А.С.Пушкина «Солнце русской поэзии».docx

Профессиональная образовательная организация

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация конкурса: Методическая разработка мероприятия

Название материала:  Конкурс чтецов «Солнце русской поэзии», посвященная 220-летию со дня рождения   Александра Сергеевича Пушкина

Автор: Абдулманафова Гюзельага Султановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.     Пояснительная записка………………………………………………..….......3

2.     Сценарий………………….…………………………………………………...4

3.     Ход мероприятия ……………………………………………………………..5

4.     Список литературы …………………………………………………………..9

5.     Заявка…………………………………………………………………………10

6.     Приложение 1………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Пояснительная записка

 

 

Данная методическая разработка представляет собой описание подготовки и проведения конкурса чтецов, посвященного 220-летию со дня рождения  великого русского поэта Александра Сергеевича  Пушкина.

Цели  мероприятия  – популяризация творчества великого русского поэта А. С. Пушкина и стихотворного жанра, развитие творческих способностей обучающихся средствами поэтического слова, развития навыков художественного чтения, актерского мастерства, приобщение обучающихся к литературе и культуре родной страны.

Методическая разработка содержит подробный сценарий конкурса чтецов с описанием целей, задач, оборудования, хода мероприятия, использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Сценарий конкурса

 

Цели:

§       Популяризация творчества великого русского поэта А. С. Пушкина.

§       Популяризация стихотворного жанра.

§       Развитие творческих способностей обучающихся средствами поэтического слова.

§       Развития навыков художественного чтения, актерского мастерства.

§       Приобщение обучающихся к литературе и культуре родной страны.

Задачи:

§     Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся.

§     Отработка навыков выразительного чтения, чтения наизусть.

§     Творческое общение и обмен опытом среди участников.

Подготовка: 

1. Объявление о начале подготовки к конкурсу. 

2. Выбор стихотворений, подготовка участников. 

3. Приглашение членов жюри.

4. Оформление конкурса (портрет А.С.Пушкина, протоколы оценивания,

атрибутика эпохи). 

5. Обеспечение материалов для поощрения участников: каждому студенту - за участие специальные номинации, победителям (1,2,3 место) — грамоты. 

Номинации:

«За вдохновенность и эмоциональность речи» 

«Красноречие есть дар потрясать души» 

«Вдохновение»

«Другой взгляд»

Оборудование: свечи, экспозиция книг, запись музыкальных произведений: вальс Георгия Свиридова из кинофильма «Метель», Хачатурян «Вальс», музыка композитора i miss you The Daydream, портреты А. Пушкина разных лет, портреты Н.Н. Гончаровой, А.П. Керн, М. Волконской, А. Олениной и др; проектор, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Ход мероприятия

 

Ведущий 1:  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые преподаватели! 
Мы все знаем, что в техникуме  проходит декада предметной  недели.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений поэта А.С. Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка. А.С.Пушкин оставил нам изумительные стихи.

Ведущий 2. Сегодня мы проводим конкурс чтецов по выразительному чтению стихотворений Пушкина, отдаем дань уважения великому поэту, известному во всем мире. 

Ваши выступления, ребята, будет оценивать строгое, но справедливое жюри.

Прошу приветствовать: 

Оценивая ваши выступления, будут обращать внимание на: 

- исполнительское мастерство – техника и культура речи;

- актёрское мастерство, создание художественного образа;

- творческий подход, индивидуальность.

Ведущий 1. Итак, мы начинаем конкурс чтецов, посвященный 220-летию со дня рождения  А.С.Пушкина. Весь мир за двести с лишним лет неузнаваемо изменился! Он наполнен такими техническими новшествами, которые современникам Пушкина и не снились! Часто писатели и режиссеры придумывают фантастическую «машину времени», а нам с вами ее придумывать не надо! Такая «машина времени» есть у каждого из нас в голове! Это наше воображение!

Ведущий 2. Когда мы хотим переместиться во времени и пространстве, то заставляем наше воображение работать и видим тогда все, как наяву! Давайте окажемся сейчас с помощью нашего воображения в эпохе Александра Сергеевича Пушкина. Итак, включаем отчет времени назад! 

Пролог к поэме «Руслан и Людмила», который был создан в Михайловском в 1824-1825гг., спустя 4 года после написания самой поэмы

Отрывок из поэмы  (У лукоморья дуб зелёный) читает студент группы 6АП81, Мирхакимова Одинахон.

Ведущий 1. Кот, который пришел из эпохи А.С.Пушкина кратко рассказывает о жизни поэта (студент группы 6РЭ81, Махмаалиев Магомед).

Как ребята у вас уютно и интересно. Раз я пришел из эпохи Пушкина, то мне бы хотелось немного о нем вам рассказать. Пушкин родился 6 июня (по новому стилю) 1799 года. В семье Пушкиных было 3 детей. Александр был средним. Старшую сестру звали Ольгой, младшего брата — Львом. Когда Александр Сергеевич был маленьким, родители не предвидели в нем никакого особого таланта. 

Напротив, им казалось, что из него ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, полным мальчиком, неповоротливым и безынициативным. Первый биограф Пушкина Аненков писал: «Надежда Осиповна (так звали мать Пушкина) заставляла маленького Александра бегать и играть со сверстниками, с трудом побеждая и леность его, и молчаливость». 

До 12 лет он воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском. Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Пушкин обожал их слушать. 
Однако учиться он никак не хотел. У него была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить уроки в тот момент, когда его сестра отвечала их учителю. Арифметика казалась для него недоступной, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами. 

Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски. 
Пушкин прожил короткую жизнь—всего 37 лет. Но он много трудился и оставил нам поистине бесценное сокровище—свое творчество. 
Лирический мир произведений Пушкина необычайно разнообразен и многогранен. «Все волновало нежный ум», - писал Пушкин о себе. 
Пушкин был патриотом своей Родины. Он с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы, которую полюбил с детских лет.
 

Ведущий 1. Многие поэты и писатели восхищались творчеством А.С. Пушкина. Стихотворение С. Есенина «Посвящение Пушкину» читает студент группы 6РЭ82, Газизов Руслан.

Мечтая о могучем даре,

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

 

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган! (…..)

 

А я стою, как пред причастьем

И говорю в ответ тебе:

«Я умер бы сейчас от счастья

Сподобленный такой судьбе.»

 

Но обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

 

Ведущий 2: Творческий огонь самого Пушкина – самый сильный и самый яркий в мировой литературе! Но в каждом человеке, который что-то сочиняет, творит, живет свой огонек творчества… Такой огонек живет и вас, ведь вы тоже создаете свои произведения, вы – наследники Пушкина. 
Это творческое вдохновение первого выступления зажгло нашу свечу. А если у нас сегодня загорится много творческих огоньков, то сами представляете, как здесь будет светло! 

Ведущий 1. Про себя (Пушкин) — Великим быть желаю…

Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю —
Исполню ли? Бог весть!

Пушкин, 1817—1820

Принадлежность этого стихотворения Пушкину точно не установлена.

Ведущий 2: Временами поэт был близок к отчаянию, тогда его произведения наполнялись грустной меланхолией, тоской и разочарованием.

Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» читает студент группы 6АП81, Маршанкулов Ибрагим.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?…

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Ведущий 1.  И все- таки любимой порой  А.С.Пушкина была осень, это всем известно.  Стихотворение «Осень»  уникально. По обширности содержания, яркости красок и  поэтическому совершенству оно достойно занять одно из первых мест в лирике поэта.

Стихотворение «Осень» читает  Яшина Виктория, студент группы 6РЭ81  и Яковлев Глеб, студент группы 6РЭ82

Ведущий 2.  Пройдут годы, и болдинская осень войдет в историю как один из  высочайших взлетов русской поэзии. Здесь А.С. Пушкин завершил свое любимое детище – роман «Евгений Онегин».

Письмо  Татьяны к Онегину читает студент группы 6РЭ82, Саворовская  Лариса   (Хачатурян «Вальс»)

Ведущий 1.  Как и любой поэт у Пушкина много стихов, посвященных женщинам: это и Елизавета Воронцова, и Анна Керн, и Анна Осипова, и Наталья Гончарова.  Но особое место в его сердце занимала няня Арина Родионовна. Стихотворение «Сожженное письмо»  (посвящено Елизавете Воронцовой), читает студент группы  6РЭ82, Печерная Валерия. (Звучит музыка композитора i miss you The Daydream)

Ведущий 2. Стихотворение «Мадонна» (посвящено Наталье Гончаровой) читает студент группы 6 ТОЭ81, Перевозчикова Елизавета музыка

Не множеством картин старинных мастеров

Ведущий 1. Одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до его гибели, в котором он как бы подводит итог своему творчеству справедливо и откровенно оценивая его значение в русской и мировой литературе. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» читает студент группы 6ТЭО81, Кустяев Ранис. (Звучит музыка Г. Свиридова. На фоне затихающей музыки).

Ведущий 2. Но отчаяние не могло надолго завладеть душой поэта. Перенося жестокую насмешку судьбы, драму одиночества.  Пушкин  оставался жизнерадостным и благодарным жизни. Он любил жизнь, принимал ее со всеми радостями и невзгодами, он наслаждался ею. Все  творчество   Пушкина  – великий гимн жизни. Стихотворение «Элегия» читает студент группы 6ТЭО81, Мартынюк Иван

Ведущий 1.  Дорогие ребята, огромное вам спасибо за ваши выступления. Сегодня мы с вами лишь приоткрыли дверь в мир Пушкина, в мир его стихотворений.  Но у Пушкина, помимо стихов, очень много и других произведений: это и сказки, и роман, и поэма, и повести. И надеюсь, что мы смогли хоть немного пробудить ваш интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина. 
Ведущий 2.  Стихотворение «Совет потомкам» читает студент группы 6ТОР81, Фейламазов Ариф 

Ведущий 1. А теперь я предоставлю слово членам жюри, которые выскажут свое мнение о нашем мероприятии и озвучат имена победителей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    Список литературы


1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.1. – М., 1997.

2. Пушкин А.С. Сказки. – М., 2002.

3. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987
Полная хрестоматия для дошкольников. Т.2. – М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1