Методическая разработка «Мой дом – мой родной город».

  • docx
  • 21.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МОЙ город.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Мой дом – мой родной город».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кропоткин

2024 год

 

 

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и через всю жизнь, куда бы ни забросила нас судьба, мы несем в сердце ее частицу. Каждому народу необходимо патриотическое воспитание, иначе теряется главный стержень государства – патриотизм, ни одна страна не выдержит потерю этого основного ориентира. В наше непростое время крайне важно не упустить этот момент, и приложить все усилия, чтобы дети – будущее нашей страны – искренне полюбили свою Родину, преданно относились к тому месту, где родились и живут, были бы по-настоящему к нему привязаны.

Малышам сложны для понимания такие слова, как «государство», «патриотизм», «преданность Родине». Но даже в дошкольном возрасте дети вполне могут увидеть и оценить красоту и уникальность своего родного города, а любовь к малой родине - основа формирования патриотических чувств к нашей большой и прекрасной стране. Таким образом, уже в детском саду в результате целенаправленной и систематической воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходимо подобрать материал, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Благодатной почвой для формирования привязанности и любви к родному краю является знакомство дошкольников с архитектурой родного города. Кропоткин – по-своему уникальный и неповторимый город, знакомство с его зданиями, памятниками и достопримечательностями способно открыть для ребят малую родину с новой, неизведанной ранее стороны, и понять, как прекрасно то место, где они родились и живут.

Изучая информацию по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, нами была выделена основная проблема: недостаточный уровень знаний детей о родном городе и низкая познавательная мотивация, отсутствие интереса к изучению малой родины. Эта тенденция имеет негативное влияние не только на общее познавательное развитие дошкольников, но и затрудняет формирование адекватной гражданской позиции, тормозит воспитание патриотических чувств в целом.

Целью проекта является формирование нравственно-патриотических чувств, воспитание любви и привязанности к родному краю у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой и достопримечательностями малой родины – города Кропоткин.

Задачи проекта, посредством решения которых реализовывалась данная цель:

 

1. Обогащение и систематизация знаний детей о прошлом и настоящем родного города, об особенностях архитектуры Кропоткин и его достопримечательностях.

2. Развитие познавательного интереса воспитанников, формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.

3. Вовлечение родителей в активную деятельность по изучению родного города, воспитанию патриотических чувств у детей, укрепление партнерских отношений между семьями и педагогами.

Целевая группа, на которую рассчитан проект - воспитанники средней группы детского сада, родители (законные представители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: проект рассчитан на сентябрь 2016 – май 2017 года

Типология проекта:

• Количественный критерий: групповой;

• Критерий продолжительности: долгосрочный;

• Критерий доминирования вида деятельности: информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Нами были выделены следующие этапы проекта:

I этап – подготовительный, направлен на подбор материалов для проекта и диагностирование его участников (родителей и детей, включает следующие пункты:

подбор диагностического материала;

анкетирование родителей (выявление уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях);

диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города, а также уровня познавательного интереса;

подготовка методических материалов для реализации проекта.

II этап - основной (или деятельностный) включает непосредственно мероприятия по выполнению задач проекта с активным привлечением всех его участников:

мероприятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

совместные мероприятия с семьями воспитанников,

экскурсии по городу, посещение исторических мест, знакомство с прошлым и настоящим родного города,

пополнение развивающей среды в группе,

выставки детских работ, итогов совместного детско-родительского творчества, фотоотчеты по мероприятиям;

III этап – итоговый, предусматривает обобщение результатов проекта в ходе:

 

итогового диагностирования детей,

повторного анкетирования родителей,

презентации итогов проекта.

Для реализации проекта понадобилось следующее ресурсное обеспечение:

наглядное - картины, альбомы, иллюстрации, буклеты, открытки, исторические документы, фотографии, аудио, видеоматериалы;

дидактическое – игры, уголок краеведения, карты, макеты города;

методическое - методическая, краеведческая, художественная литература;

техническое обеспечение - аудио, видеоматериалы; медиапроигрыватель, ноутбук, фотоаппарат.

Выполнение проекта обеспечивается через ряд форм работы с участниками:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми

Игровая деятельность

Целевые экскурсии, прогулки

Беседы, обсуждения

Совместные занятия с родителями

Творческая деятельность детей (изготовление поделок, рисунков и т. д.)

Конкурсы поделок, рисунков

Подготовка тематических выставок, фотоотчетов, презентации

План-график реализации проекта предусматривал ряд мероприятий по каждой из основных задач проекта.

Так, по первой задаче - обогащение и систематизация знаний детей о прошлом и настоящем родного города, особенностях архитектуры Кропоткина и его достопримечательностях, были реализованы такие мероприятия, как:

подбор диагностического и методического материала, разработка дидактических игр, занятий и других мероприятий для работы с детьми, составление подборки художественной литературы и наглядности по теме проекта; посещение музея, экскурсии по городу, знакомство с улицами, памятными местами Кропоткина.

Особую роль в решении этой задачи играет практический компонент – участие детей и родителей в организации выставки рисунков «Мой город – мой дом!» и оформлении уголка краеведения в нашей группе.

Вторая задача проекта - развитие познавательного интереса воспитанников, формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу, воспитание чувства гордости за свою малую Родину – решалась также через организацию экскурсий, прогулок, познавательных бесед, НОД, игровую и творческую деятельность участников проекта.

При решении третьей задачи проекта к работе привлекались родители для участия в открытых занятиях, организации совместного детско-родительского творчества (викторина «Знаешь ли ты свой город», «Улицы нашего детства» и т. д., пополнения предметно-развивающей среды группы. Для родителей были организованы анкетирование, консультации по теме воспитания любви к родному городу в семье.

 

План-график мероприятий проекта (основной этап)

1. Беседа «Кропоткин – частица России»

2. Консультация для родителей «Знакомство детей с малой родиной – почему это важно?»

3. Прогулка по улицам Кропоткин  (знакомство с близлежащими улицами)

4.Изобразительная деятельность «Улицы моего города»

5. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»

6. Экскурсия к Дворцу культуры Кропоткин.

7. Занятие «Традиции родного города»

8. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

9. Экскурсия к Вечному огню. «Жители Кропоткина – участники ВОВ: слава героев вовек не померкнет»

10.Аппликация «Дома нашего города»

11.Семейная викторина-развлечение «Знаешь ли ты свой город»

12.Занятие «Чем знаменит мой город»

13. Экскурсия в музей г. Кропоткин

14.Совместное детско-родительское творчество «Улицы нашего детства» (создание макета улицы из подручных средств)

15. Дидактическая игра «Герб и флаг Кропоткина и Кавказсского района»

16. Занятие «Безопасность на дорогах родного города»

17.Экскурсия «Предприятия нашего города. Службы помощи»

18.Выставка рисунков «Мой город – мой дом!» (совместное детско-родительское творчество)

Продукты проекта:

- Уголк по краеведению

- Макеты улиц города

- Коллаж «Мой любимый город»

- Альбомы, иллюстрации

-Дидактические игры

- Исторические документы, фотографии

-Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток

Организация выставки и экспозиции (вернисажи детских работ):

- «Мы вместе с городом растем»

-«Самый добрый фотокадр»

-«Любимые уголки города»