Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Методическая разработка
«Мой дом – мой родной город».
г. Кропоткин
2024 год
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и через всю жизнь, куда бы ни забросила нас судьба, мы несем в сердце ее частицу. Каждому народу необходимо патриотическое воспитание, иначе теряется главный стержень государства – патриотизм, ни одна страна не выдержит потерю этого основного ориентира. В наше непростое время крайне важно не упустить этот момент, и приложить все усилия, чтобы дети – будущее нашей страны – искренне полюбили свою Родину, преданно относились к тому месту, где родились и живут, были бы по-настоящему к нему привязаны.
Малышам сложны для понимания такие слова, как «государство», «патриотизм», «преданность Родине». Но даже в дошкольном возрасте дети вполне могут увидеть и оценить красоту и уникальность своего родного города, а любовь к малой родине - основа формирования патриотических чувств к нашей большой и прекрасной стране. Таким образом, уже в детском саду в результате целенаправленной и систематической воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходимо подобрать материал, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Благодатной почвой для формирования привязанности и любви к родному краю является знакомство дошкольников с архитектурой родного города. Кропоткин – по-своему уникальный и неповторимый город, знакомство с его зданиями, памятниками и достопримечательностями способно открыть для ребят малую родину с новой, неизведанной ранее стороны, и понять, как прекрасно то место, где они родились и живут.
Изучая информацию по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, нами была выделена основная проблема: недостаточный уровень знаний детей о родном городе и низкая познавательная мотивация, отсутствие интереса к изучению малой родины. Эта тенденция имеет негативное влияние не только на общее познавательное развитие дошкольников, но и затрудняет формирование адекватной гражданской позиции, тормозит воспитание патриотических чувств в целом.
Целью проекта является формирование нравственно-патриотических чувств, воспитание любви и привязанности к родному краю у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой и достопримечательностями малой родины – города Кропоткин.
Задачи проекта, посредством решения которых реализовывалась данная цель:
1. Обогащение и систематизация знаний детей о прошлом и настоящем родного города, об особенностях архитектуры Кропоткин и его достопримечательностях.
2. Развитие познавательного интереса воспитанников, формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу, воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
3. Вовлечение родителей в активную деятельность по изучению родного города, воспитанию патриотических чувств у детей, укрепление партнерских отношений между семьями и педагогами.
Целевая группа, на которую рассчитан проект - воспитанники средней группы детского сада, родители (законные представители, воспитатели.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на сентябрь 2016 – май 2017 года
Типология проекта:
• Количественный критерий: групповой;
• Критерий продолжительности: долгосрочный;
• Критерий доминирования вида деятельности: информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Нами были выделены следующие этапы проекта:
I этап – подготовительный, направлен на подбор материалов для проекта и диагностирование его участников (родителей и детей, включает следующие пункты:
подбор диагностического материала;
анкетирование родителей (выявление уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях);
диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города, а также уровня познавательного интереса;
подготовка методических материалов для реализации проекта.
II этап - основной (или деятельностный) включает непосредственно мероприятия по выполнению задач проекта с активным привлечением всех его участников:
мероприятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
экскурсии по городу, посещение исторических мест, знакомство с прошлым и настоящим родного города,
пополнение развивающей среды в группе,
выставки детских работ, итогов совместного детско-родительского творчества, фотоотчеты по мероприятиям;
III этап – итоговый, предусматривает обобщение результатов проекта в ходе:
итогового диагностирования детей,
повторного анкетирования родителей,
презентации итогов проекта.
Для реализации проекта понадобилось следующее ресурсное обеспечение:
наглядное - картины, альбомы, иллюстрации, буклеты, открытки, исторические документы, фотографии, аудио, видеоматериалы;
дидактическое – игры, уголок краеведения, карты, макеты города;
методическое - методическая, краеведческая, художественная литература;
техническое обеспечение - аудио, видеоматериалы; медиапроигрыватель, ноутбук, фотоаппарат.
Выполнение проекта обеспечивается через ряд форм работы с участниками:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми
Игровая деятельность
Целевые экскурсии, прогулки
Беседы, обсуждения
Совместные занятия с родителями
Творческая деятельность детей (изготовление поделок, рисунков и т. д.)
Конкурсы поделок, рисунков
Подготовка тематических выставок, фотоотчетов, презентации
План-график реализации проекта предусматривал ряд мероприятий по каждой из основных задач проекта.
Так, по первой задаче - обогащение и систематизация знаний детей о прошлом и настоящем родного города, особенностях архитектуры Кропоткина и его достопримечательностях, были реализованы такие мероприятия, как:
подбор диагностического и методического материала, разработка дидактических игр, занятий и других мероприятий для работы с детьми, составление подборки художественной литературы и наглядности по теме проекта; посещение музея, экскурсии по городу, знакомство с улицами, памятными местами Кропоткина.
Особую роль в решении этой задачи играет практический компонент – участие детей и родителей в организации выставки рисунков «Мой город – мой дом!» и оформлении уголка краеведения в нашей группе.
Вторая задача проекта - развитие познавательного интереса воспитанников, формирование эмоционально-ценностного отношения к родному городу, воспитание чувства гордости за свою малую Родину – решалась также через организацию экскурсий, прогулок, познавательных бесед, НОД, игровую и творческую деятельность участников проекта.
При решении третьей задачи проекта к работе привлекались родители для участия в открытых занятиях, организации совместного детско-родительского творчества (викторина «Знаешь ли ты свой город», «Улицы нашего детства» и т. д., пополнения предметно-развивающей среды группы. Для родителей были организованы анкетирование, консультации по теме воспитания любви к родному городу в семье.
План-график мероприятий проекта (основной этап)
1. Беседа «Кропоткин – частица России»
2. Консультация для родителей «Знакомство детей с малой родиной – почему это важно?»
3. Прогулка по улицам Кропоткин (знакомство с близлежащими улицами)
4.Изобразительная деятельность «Улицы моего города»
5. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»
6. Экскурсия к Дворцу культуры Кропоткин.
7. Занятие «Традиции родного города»
8. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
9. Экскурсия к Вечному огню. «Жители Кропоткина – участники ВОВ: слава героев вовек не померкнет»
10.Аппликация «Дома нашего города»
11.Семейная викторина-развлечение «Знаешь ли ты свой город»
12.Занятие «Чем знаменит мой город»
13. Экскурсия в музей г. Кропоткин
14.Совместное детско-родительское творчество «Улицы нашего детства» (создание макета улицы из подручных средств)
15. Дидактическая игра «Герб и флаг Кропоткина и Кавказсского района»
16. Занятие «Безопасность на дорогах родного города»
17.Экскурсия «Предприятия нашего города. Службы помощи»
18.Выставка рисунков «Мой город – мой дом!» (совместное детско-родительское творчество)
Продукты проекта:
- Уголк по краеведению
- Макеты улиц города
- Коллаж «Мой любимый город»
- Альбомы, иллюстрации
-Дидактические игры
- Исторические документы, фотографии
-Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток
Организация выставки и экспозиции (вернисажи детских работ):
- «Мы вместе с городом растем»
-«Самый добрый фотокадр»
-«Любимые уголки города»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.