Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Черняховская детская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
«ДАЛ ВЕРНЫЙ ТОН НАМ КАМЕРТОН»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Н.В.БРИЛЬКОВА
Черняховск
2021
Цель: формирование у учащихся интереса к предмету сольфеджио посредством игрового и познавательного материала.
Задачи:
Образовательные – формирование системы знаний и овладение теоретической грамотностью;
Развивающие – умение применять знания на практике, стимулирование творческой фантазии учащихся;
Воспитательные – воспитание ответственности, умения взаимодействовать в команде.
Вид урока: урок-игра.
Форма урока: групповая.
Оборудование: фортепиано, нотный материал, компьютер, телевизор, раздаточный материал, презентация.
Ход урока:
1.Вступительное слово.
Представление участников команд: «Мажор» и «Минор».
Музыкальное приветствие:
На уроке девочки сидят,
Изучать сольфеджио хотят.
Как мажор и как минор поёт,
Где диез и где бемоль живёт.
Припев: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.
До-си-ля-соль-фа-ми-ре-до.
Будем мы сольфеджио любить,
С нотами и звуками дружить.
Трудную науку покорять,
Выполнять задания на пять.
2.Конкурсные задания.
I. Разминка
командам предлагается по 5 «веселых» загадок (5 баллов):
«Мажору»
1)От ноты «фа» стою я справа, ну а на кухне главная приправа.
2)Музыкальный постовой, очень даже не простой.
За порядком наблюдает, знаки в нотах отменяет.
3)Чтоб струны песню спеть смогли,
Скорей к плечу ее прижми.
4)Ровно пять их, все дорожки,
А по ним бегут горошки.
5)Знают взрослые и дети,
Шагом ходят ноты эти.
Нота черная видна,
Доля в ней всего одна.
«Минору»
1)На добавочной линеечке,
Как на маленькой скамеечке,
Нотка там одна сидит
И на улицу глядит.
2)Сообщить вам очень рад про свою работу,
На пол тона я, друзья, повышаю ноту.
3)С ноты «соль» я начинаюсь,
Круглой змейкой извиваюсь.
Шейку к солнышку тяну,
Ножкой рыбку я ловлю.
4)За порядком он следит,
В такте четкий ритм хранит.
5)Их ставят на стол, когда суп наливают,
На них музыканты в оркестре играют.
Знаки быстро, без заминки, предлагаем вам назвать.
И в копилку, без сомненья, вам добавится +5.
(Дать определение изображенным музыкальным знакам)
«Минору»: штиль, басовый ключ, пиано, реприза, четвертная пауза;
«Мажору»: нотный стан, половинная нота, форте, ребро, бемоль.
Максимальное количество баллов за разминку – 10.
II. Ритмическая мозаика (5 баллов)
С ритмом следует дружить.
И поэтому ты должен
Быстро, четко, без ошибок
Ритмоформулы сложить.
«Минору»:
Раз – капель, два – капель, три – сосульки тают.
«Мажору»:
Пых-пах, пых-пах, мы летим на всех порах.
Прочитать текст, выложить ритмическими карточками, простучать. Далее командам предлагается исполнить канон жестов.
III. Угадай мелодию (5 баллов)
Каждой команде предлагается отгадать знакомую мелодию по написанным ступеням и исполнить с дирижированием.
«Мажору»: «Песенка про елочку»;
«Минору»: «Веселые гуси».
IV. Диктант.
Командам предлагается сложить из тактов диктант в До мажоре, после чего исполнить командой.
Объявление результатов игры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.