Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
Методическая разработка
«Музыкальные игры»
Разработала: Игуменцева Наталья Сергеевна концертмейстер |
Саратов, 2022
Методическое обоснование
Тема: «Музыкальные игры»
Адресат: учащиеся хореографического коллектива 5-7лет.
Актуальность данной методической разработки в том, чтобы в доступной игровой форме формировать у учащихся музыкальные способности в соответствии музыки и движений.
Данная методическая разработка может быть использована концертмейстерами и педагогами на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования.
Цель – использование элементов игровой технологии на хореографическом занятии для развития у учащихся способности к воображению и образному мышлению, формирования музыкальных и двигательных навыков.
Задачи:
- активизировать развитие музыкальной памяти, чувства ритма, тембровый, музыкальный слух;
-побуждать к самостоятельному применению полученных знаний;
-развивать соревновательный дух и умение действовать в коллективе.
Музыкальные игры
Займи место
В середине зала в круг ставят несколько стульев таким образом, чтобы стенка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на одно меньше. Звучит любая музыка, игроки бегают вокруг стульев. Как только музыка замолкает, они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок с одним стулом. Игру можно усложнить. Игроки, ходящие под музыку вокруг стульев, могут исполнять танцевальные движения: подскоки, галоп, бег, повороты, плавные движения руками, взмахи руками и т.д.
Громкая и тихая музыка
Исполняется любая мелодия в оттенках «тихо» и «громко». Сначала дети слушают мелодию, потом на «тихо» касаются кончиками указательных пальцев обеих рук. На «громко» хлопают в ладоши. Можно использовать движения. «Громко» подскоки, «тихо» ходьба на полупальцах.
Передай мяч
Дети выстраиваются в круг. Мяч под любую музыку передаётся от игрока к игроку. Как только музыка замолкает, у кого остался мяч, должен выполнить какое-то задание (спеть, станцевать, рассказать стихотворение и т.д.) или выходит из игры.
Аплодисменты
Педагог придумывает ритм и прохлопывает в ладоши. Дети по очереди должны повторить. Игру можно усложнить, вводя в ритмический рисунок возгласы или слова, например, «и раз», «оле, оле, оле», «раз, два, три», «ура». Ритм можно прохлопывать под разные мелодии.
Музыкальный плетень
Музыкальное сопровождение – четыре русские народные мелодии. Под мелодию № 1 две команды выстраиваются в две шеренги, друг против друга, взявшись за руки крест-накрест. Это- «плетень». Под мелодию № 2- движутся навстречу друг другу, при смене мелодии (№ 3) разбегаются по залу. Звучит мелодия № 4- выполняют плясовые движения. Услышав мелодию № 1, должны снова выстроить «плетень».
Паровозик
В центре зала три игрока выстраиваются в круг, взявшись за руки. Рядом группа детей становится «паровозиком», звучит любая мелодия. «Паровозик» проходит сквозь круг несколько раз. Как только музыка замолкает, игроки в кругу приседают. Кто остался в кругу, встаёт в круг с другими детьми. Игра продолжается до одного игрока в «паровозике».
Чья очередь?
Дети делятся на четыре группы. 1 группа изображает зайчиков, 2 группа-птиц, 3 группа-лошадок, 4-медвежат. Для каждой группы используется своя музыка, с которой дети предварительно познакомились. Произвольно меняется музыка. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и в музыке узнают свою «очередь» для начала движения. Меняется мелодия, меняется группа детей.
Игра с бубнами
Используется украинская народная мелодия. Играющие выстраиваются в круг, держась за руки. Четверо детей (у каждого в руках бубен) становятся внутри круга, лицом к детям. Под музыку дети, стоящие в круге, идут вправо. Четверо детей (внутри круга), стоя на месте, ритмично ударяют в бубны, держа их высоко над головой. Как только музыка останавливается, каждый ребёнок с бубном берёт за руки того, кто перед ним остановился. Под музыку эти пары кружатся «подскоком» вправо, все остальные хлопают в ладоши. Музыка останавливается. Дети, в начале игры, стоявшие в центре круга, отдают бубны тем, с которыми они кружились. Игра повторяется. Можно использовать для музыкального сопровождения несколько мелодий в соответствии со сменой движений.
Улица
Игроки делятся на три группы: взрослые пешеходы, дети, машины. Для каждой группы подбирается своя музыка, с которой дети предварительно знакомятся. Можно использовать отрывки из сюиты «Пассакалия» Генделя. Каждая группа двигается за своим ведущим соответственно музыке. Взрослые пешеходы – шагают, дети делают подскоки, машины – двигаются почти не отрывая ноги от пола. Музыка меняется, меняются группы со своими движениями.
Разминка
Подбирается несколько мелодий, с которыми дети предварительно знакомятся. Сидя на стульях, под музыку поднимают руки вперёд до уровня плеч и опускают на колени (несколько раз). На другую мелодию поднимают руки над головой, хлопают в ладоши, затем соединяют пальцы в «замок», поворачивают кисти ладонями кверху, потягиваются и кладут руки на колени. На третью мелодию несколько раз прохлопывают любой ритмический рисунок: по коленям-тихо, в ладоши-громко.
Пляска зайчиков возле ёлок
Учащиеся делятся на две группы. Первая группа детей («ёлки») стоит на расстоянии друг от друга с опущенными, чуть оттопыренными руками («ветки»). Вторая группа детей («зайчики»), согнув перед собой руки с опущенными кистями («лапками») под музыку легко прыгает на двух ногах вокруг «ёлок». Затем «греют ушки»: делают два раза движения правой рукой, а потом левой - из-за уха вперёд. «Греют лапки» - похлопывают в ладоши (два раза), «греют ножки», притопывая в ритме музыки. Игра повторяется два раза. В дальнейшем роли меняются: «ёлки» становятся «зайчиками» и наоборот. Используется весёлая музыка на 4/4 или полька. Можно придумать ещё движения зайчикам и ёлочкам.
Заключение
Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогов-хореографов и педагогов другой направленности.
Список использованной литературы и электронных ресурсов
1. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке» (пособие для музыкальных школ) Москва. Всесоюзное издательство Советский композитор 1984.
2. Зимина А.Н. «Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ». Москва 1999г.
3. «Играем и танцуем» (игры, танцы и упражнения для детей). Москва. Всесоюзное издательство Советский композитор 1984 г.
4. Музыкальные игры для дошкольников.raguda.ru/vs/muzykalnye-igry-dlia-doshkolnikov.html.
5. Подвижные музыкальные игры для детей. muzofond.fm/collections/children/подвижные%20музыкальные%20
игры%20для детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.