Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ посредством пальчиковых превращений»
Оценка 4.7

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ посредством пальчиковых превращений»

Оценка 4.7
docx
02.10.2023
Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ посредством пальчиковых превращений»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА.docx

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»»

 

 

 

 

 

                     

    

                   

                               Методическая разработка:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ посредством пальчиковых превращений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Мариинск

 

      Оглавление:

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Актуальность………………………………………………………………….4

3. Роль пальчикового театра в духовно-нравственном воспитании дошкольников  с речевыми нарушениями……………………………………………………………………..6

4. Пальчиковые игры…………………………………………………………….8

5. Заключение……………………………………………………………….........9

6. Библиография………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Введение

             Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

            Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Актуальность

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач  Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

            В настоящее время статистика говорит о том, что всё больше рождается детей с недоразвитием речи.

             Основные причины возникновения речевых нарушений:

·                     ухудшение экологической обстановки;

·                     увеличение числа патологий беременности и родов;

·                     ослабление здоровья детей;

·                     различные социальные причины.

              Огромная роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль пальчикового театра в духовно-нравственном воспитании дошкольников с ОВЗ

 

        Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. 
Сила воздействия театрализованной деятельности на ребёнка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.

              Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Воспитание  театром способствует развитию эмоциональности, сопереживания, творческого воображения, коммуникации. Участие в театрализованной деятельности расширяет познавательные возможности, создает благоприятные условия для развития эстетического восприятия, духовно-нравственного воспитания детей.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

Занятия пальчиковым театром способствуют развитию тонких движений пальцев рук, что, в свою очередь, стимулирует речевое развитие детей.

Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:

 регулирует психоэмоциональное состояние детей;

 формирует положительную мотивацию к занятиям;

 помогает преодолевать барьер в общении;

 создает ситуацию успеха для каждого ребенка;

 создает эмоционально благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия;

 тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.

          Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко и понятно для окружающих.

             Пальчиковый кукольный театр используется как элемент логопедического занятия, занимающий около 10 минут в конце занятия.

Используется как покупной пальчиковый театр, так и самодельный.

           В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

             Данная методика обеспечивает активность всех детей на занятиях. Они не только слушают сказку, но и сами являются участниками представления. Выполнение необходимых движений требует от детей произвольного внимания, сосредоточенности, определенных физических усилий

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

            Умения перевоплощаться формируются у детей в диалоге при использовании ими перчаточных кукол (кукол бибабо, театра на рукавичках, пальчикового театра) При проведении такой работы осуществляется активизация словаря, закрепляется правильное произношение звуков в свободной речи, отрабатывается возможность произвольно менять темп речи. Высоту, силу и модуляцию голоса, использовать различные виды интонации для того, чтобы как можно более точно передать характер своего персонажа. Таким образом, дети постепенно готовятся к участию в театральных постановках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Пальчиковые игры

На занятии я рассказываю сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников: Цыпу, Щенка, Зайчика.

 

 

                                                                      Цыпа

Пальцы в кулачок. Выставить вниз указательный и средний пальцы. Это ножки цыпы. Сложенные пальцы – крылышки.

 

Щенок

Ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний, безымянный пальцы вместе. Мизинец попеременно опускается и   поднимается.

 

               Зайчик

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный  средний пальцы.   Ими шевелить в стороны и вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Заключение

 

            Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей.

Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Библиография

1.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Хлоп–топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. –  М.: издательство «ГНОМ и Д», 2004.

2.   Медова Н.А. Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. - № 3. – С. 22 – 23.

3.   Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»»

Оглавление: 1. Введение………………………………………………………………………3 2

Оглавление: 1. Введение………………………………………………………………………3 2

Введение Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка и формируются его функции

Введение Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка и формируются его функции

Актуальность «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества»

Актуальность «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества»

Огромная роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений

Огромная роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений

Роль пальчикового театра в духовно-нравственном воспитании дошкольников с

Роль пальчикового театра в духовно-нравственном воспитании дошкольников с

Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат

Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат

Пальчиковые игры На занятии я рассказываю сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников:

Пальчиковые игры На занятии я рассказываю сказочную историю, а дети по ходу действия при помощи фигурок из пальчиков изображают ее участников:

Заключение Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания

Заключение Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания

Библиография 1. Коноваленко

Библиография 1. Коноваленко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2023