Консультация для родителей
«Как помочь ребёнку выучить цвета» Подготовила: учитель-дефектолог Поволоцкая С.А. |
Наш мир полон ярких красок. Многие родители беспокоятся, что их ребёнок уже достиг 3-х летнего возраста, а запомнить цвета ещё никак не может.
Спешу успокоить Вас, ведь способность ориентироваться и называть цвета правильно у ребёнка формируется до 5-ти лет. Малыш учится сначала отделять нужный ему цвет от другого. Затем оттенки одного цвета группирует. Ну, а уж только потом учится называть цвета.
Дитя рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы.
Научить детей точно, полно и расчленённо воспринимать предметы, их разнообразные свойства призвано сенсорное воспитание, направленное на развитие у ребёнка процессов восприятия и получения представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности, но и использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Наступает момент, когда все мамочки задумываются, как лучше рассказать малышу о красках нашего мира, научить его различать и называть цвета и оттенки. С чего же начинать такое цветное обучение?
Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Сначала в определении цвета большую роль играет сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнку не сложно обнаружить, что цвета одинаковые или они разные. Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путём наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора, по образцу, затем к обучению его называния цветов. Находить предмет по образцу помогают игры: "Построй-ка башни из кубиков", "Найди такой же", "Подбери предметы", "Грибочки, кружочки по местам", "Подбери бабочку к цветку", др.
Для начала попробуйте к названию предметов добавлять их цвет. Собираетесь гулять – называйте цвет одежды, которую натягивает на себя Ваш малыш, играете с машинками – проговаривайте их цвета, моете овощи – тоже есть повод посмотреть, какого они цвета.
Выйдя с малышом на улицу, оглянитесь вокруг и рассмотрите какого цвета песочница, лопатка у соседской девочки, какие сочные зелёные листья на деревьях, замечательное голубое небо над головой, полюбуйтесь разноцветными цветами на клумбе.
Сортируйте по цветам пуговицы, делайте рваные аппликации из бумаги одного цвета, слепите цветное королевство из пластилина.
А на ночь можно почитать малышу книжки про цвета. Четыре основных цвета поможет запомнить «Петух и краски» Сутеева (читая, акцентируйте внимание на цвете и показывайте на него в книжке). Отличная книжка «Цветные страницы» есть у Маршака. А деткам постарше можно почитать «Цветик-семицветик».
Интересно и легко можно научить кроху цветам с помощью красок и карандашей. В процессе создания картины, называйте цвет используемых «инструментов» («давай порисуем синим карандашом», «какая у нас получилась красная кошка»). Следующим этапом предлагайте ребенку поискать нужный карандаш: «Давай разукрасим домик оранжевым, где у нас оранжевый карандаш?» Начинайте искать вместе, постепенно передавая инициативу в руки малыша.
Ещё одна интересная игра «Найти игрушки или предметы нужного цвета». Кстати, таким способом можно искать и фигуры, например, все прямоугольные предметы в квартире или квадратные. А ещё можно назвать эту игру «Из чего сделан предмет» и искать стеклянные, металлические, деревянные, пластмассовые и т.д. предметы. В общем, игра эта универсальная и играть в неё можно в любом месте, например, сидя в очереди к врачу.
Также запомнить красный, жёлтый и зелёный цвет поможет светофор, а заодно и с правилами дорожного движения познакомитесь.
Знакомить детей с названием цвета нужно в следующем порядке: красный-синий, синий-жёлтый, жёлтый-зелёный. И всегда брать предметы двух цветов, чтобы ребёнок мог выбрать нужный цвет путём сравнения и прикладывания одного предмета к другому.
Чтобы убедиться в том, правильно ли ребёнок употребляет названия цвета, можно предложить ему следующее задание: положить перед ребёнком 2 кубика или круга красного и зелёного цвета на расстоянии 12-15 см один от другого (красный - слева от него, а зелёный справа). Скажите ребёнку, указав на красный кубик: «Это красный». Затем укажите на зелёный, пояснив: «Это зелёный». Затем попросите ребёнка показать, где красный, и дать Вам его (результат оценивается плюсом или минусом). Кубики меняйте местами 4 раза. Если все 4 раза он показал положительный результат, то можно считать, что он действительно знает и правильно употребляет названия этих цветов. Если же ребёнок допустил хоть одну ошибку, то есть все основания сомневаться в том, что он знает названия цветов. И работу необходимо продолжать.
Для того, чтобы обучение ребенка не превратилось в скучную затею, которая не принесет ребенку ни удовольствия, ни пользы, стоит занятия превратить в увлекательную игру. В игровой форме ребенку будет легче выучить цвета.
С чего начать? Для начала выберите 4 основных цвета, которым будете обучать ребенка на первых порах. Расскажите ребенку, какой цвет как называется. На первом задании нарисуйте 4 кружки, блюдца раскрасьте в 4 основных цвета, ребенок же должен такими же цветами раскрасить кружки! Обязательно проговаривайте название цветов. Со временем можно будет добавлять количество чашек и цветов.
На следующий день подготовьте ребенку нарисованные полотенца, серединки которых оставь пустыми. Из бумаги вырежи соответствующие по цвету серединки для полотенец! Задача ребенка, правильно подобрать серединку полотенца в соответствии с цветом его краев. Вот как выучить цвета с ребенком намного легче.
Нарисуйте дерево. Из цветной бумаги надо вырезать листочки разных цветов и предложить ребенку приклеить на дерево все желтые цветочки, потом добавить зеленые, и только потом красные!
Приготовьте следующую заготовку: нарисуйте палитру красок. Задача ребенка поочередно раскрасить емкости для красок проговаривая цвета.
Вещички порвались, как же быть? Надо подобрать к ним латки соответствующих цветов!
Нарисуйте разные вещи, по несколько из них раскрасьте одним цветом, несколько других другим. Задача ребенка соединить эти вещи между собой тем же цветом карандаша, которым они раскрашены.
Нарисуйте большой листочек, а также подготовьте несколько божьих коровок разных цветов. Предложите ребенку сразу прикрепить желтых жучков на листик, затем красным и так далее.
Бусинки для мамы! Нарисуйте несколько ниток бус, каждую первую раскрасьте любым цветом. Остальную нить должен закрасить ребенок соответствующим цветом.
Нарисуйте на листочке контуры овощей и фруктов. Задача ребенка – раскрасить их соответствующими цветами!
Полезные советы
Детки запоминают все очень быстро. А если познавательный материал преподносить им в виде игры, то очень скоро ваш кроха будет безошибочно называть не только основные цвета, но и их многочисленные оттенки!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.