«Русская народная сказка «Снегурочка»
Цель:
Задачи:
· Познакомить с жанром произведения
· Познакомить с верованиями
· Познакомить с историей возникновения героев
· Научить анализировать с разных точек зрения
· Научить пользоваться различными формами работы
Ход урока.
1. Изучение нового произведения
Подготовка к восприятию воспроизведения
Беседа с учениками:
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
- Объясните, как вы понимаете это выражение?
Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.
- Какова задача жанра «сказка»?
Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.
- Какие типы сказок вы знаете? Назовите задачи каждого типа.
Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.
О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.
- Молодцы, прежде чем мы узнаем тему урока прослушайте стихотворение.
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега!
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
- Сегодня на уроке мы будем изучать русскую народную сказку «Снегурочка».
1. Первичное знакомство с произведением
- Сейчас я предлагаю, прослушать русскую народную сказку «Снегурочка».
Чтение сказки учителем.
«Снегурочка»
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем?
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза.
Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Пойдем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать!
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес.
Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками.
Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.
Обернулись подружки — а Снегурочки нет.
Стали кликать они ее:
— Ay, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу откликнулось...
1. Анализ произведения
- Какую сказку вы сейчас прослушали? (Снегурочка)
- Как вы думаете почему она имеет такое название? (Девочке была слеплена из снега).
- Почему эта сказка появилась у русского народа?
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии или странах Африки?
- Докажите, что это сказка. Выберете и прочитайте отрывки, указывающие на это.
(Жили-были дед да баба);
(Использование слов с уменьшительно-ласкательным значением - Растет Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день Снегурка всё краше);
- О ком говорится в начале произведения? (о Деде с Бабой)
- Какое горе у них было? (детей не было)
- Какой замысел предложил старик старухе?
- Опишите как старик со старухой дочку себе лепили.
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке
- Какая радость случилась у стариков? (девочка ожила)
- Какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?
- Что по вашему мнению означает выражение «не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится»? (растет очень быстро и становится красивее)
- Что означает «Не нарадуются»? (счастью нет предела)
Что значит выражение «души в ней не чают»? (очень сильно любят)
- Что случилось с Снегурочкой с приходим весны? Из-за чего печалилась?
- Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?
- Какой стала Снегурочка с приходом лета?
-Что случилось с Снегурочкой в лесу?
- Как исчезла Снегурочка?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Когда стало жалко деда с бабой?
- Хорошо, а теперь найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?
- Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?
(Встречается разговорная лексика - Жили-были дед да баба; Сказано- сделано;)
- Ребята, подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка?
- Может ли она появится снова?
Выстраиваем схему:
Снег - вода - пар - облако - дождь - снег
Дайте определение каждому слову?
- Как вы думаете, сможет ли ожить Снегурочка?
1. Закрепление изученного материала
- К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?
(Волшебная, так как, произошло чудо, из снега появилась живая девочка)
- Кто автор сказки «Снегурочка»? (народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
-Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)
- Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства?
Почему? Какая это сказка?
- Справедливо ли закончилась русская народная сказка?
- Какой вывод вы можете сделать, после прочтения данного произведения?
- Сейчас я вам буду читать вопросы и ответы к ним, а вам необходимо будет выбрать правильные ответы к ним.
1.Из чего старики сделали Снегурочку?
а) Из теста;
б)из снега;
в) Из соломы;
2. От чего пряталась снегурочка?
а) От дождя;
б)От ветра;
в) От солнца;
3. Чему была рада Снегурочка?
а) Дождю
б)Граду;
в) Снегу;
4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?
а) На полянку;
б)В рощу;
в) На луг;
5. Во что превратилась Снегурочка?
а) В облачко;
б)В росу;
в) В туман.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.