Методическая разработка на тему "Литературный час: сказка "Снегурочка"

  • docx
  • 23.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11.01.24.docx

«Русская народная сказка «Снегурочка»

 

Цель:

Задачи:

·         Познакомить с жанром произведения

·         Познакомить с верованиями

·         Познакомить с историей возникновения героев

·         Научить анализировать с разных точек зрения

·         Научить пользоваться различными формами работы

Ход урока.

1.     Изучение нового произведения

Подготовка к восприятию воспроизведения

Беседа с учениками:

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.

- Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.

- Какова задача жанра «сказка»?

Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.

- Какие типы сказок вы знаете? Назовите задачи каждого типа.

Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

- Молодцы, прежде чем мы узнаем тему урока прослушайте стихотворение.

У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега!

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема-леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

- Сегодня на уроке мы будем изучать русскую народную сказку «Снегурочка».

1.     Первичное знакомство с произведением

- Сейчас я предлагаю, прослушать русскую народную сказку «Снегурочка».

Чтение сказки учителем.

«Снегурочка»

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем?

— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза.

Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?

— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

— Пойдем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать!

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

— Пойди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес.

Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками.

Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.

Обернулись подружки — а Снегурочки нет.

Стали кликать они ее:

— Ay, ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу откликнулось...

 

1.     Анализ произведения

- Какую сказку вы сейчас прослушали? (Снегурочка)

- Как вы думаете почему она имеет такое название? (Девочке была слеплена из снега).

-  Почему эта сказка появилась у русского  народа?  

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии или странах Африки?

- Докажите, что это сказка. Выберете и прочитайте отрывки, указывающие на это.

(Жили-были дед да баба);

(Использование слов с уменьшительно-ласкательным значением - Растет Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день Снегурка всё краше);

- О ком говорится в начале произведения? (о Деде с Бабой)

- Какое горе у них было? (детей не было)

- Какой замысел предложил старик старухе?

- Опишите как старик со старухой дочку себе лепили.

Какими словами описывается Снегурочка в сказке

- Какая радость случилась у стариков? (девочка ожила)

- Какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

- Что по вашему мнению означает выражение «не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится»? (растет очень быстро и становится красивее)

- Что означает «Не нарадуются»? (счастью нет предела)

Что значит выражение «души в ней не чают»? (очень сильно любят)

- Что случилось с Снегурочкой с приходим весны? Из-за чего печалилась?

- Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?

- Какой стала Снегурочка с приходом лета?

-Что случилось с Снегурочкой в лесу?

- Как исчезла Снегурочка?

- Во что, превратилась Снегурочка?  

- Когда стало жалко деда с бабой?

- Хорошо, а теперь найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?

- Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?

(Встречается разговорная лексика - Жили-были дед да баба; Сказано- сделано;)

- Ребята, подумайте, бесследно ли исчезла  Снегурочка?

- Может ли она появится снова?

Выстраиваем схему:

Снег - вода - пар - облако - дождь - снег

Дайте определение каждому слову?

- Как вы думаете, сможет ли ожить Снегурочка?

1.     Закрепление изученного материала

- К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?

(Волшебная, так как, произошло чудо, из снега появилась живая девочка)

- Кто автор сказки «Снегурочка»? (народ)

- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

-Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)

- Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства?

Почему?  Какая это сказка?

- Справедливо ли закончилась русская народная сказка?

- Какой вывод вы можете сделать, после прочтения данного произведения?

- Сейчас я вам буду читать вопросы и ответы к ним, а вам необходимо будет выбрать правильные ответы к ним.

1.Из чего старики сделали Снегурочку?

а) Из теста;

б)из снега;

в) Из соломы;

2. От чего пряталась снегурочка?

а) От дождя;

б)От ветра;

в) От солнца;

3. Чему была рада Снегурочка?

а) Дождю

б)Граду;

в) Снегу;

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) На полянку;

б)В рощу;

в) На луг;

5. Во что превратилась Снегурочка?

а) В облачко;

б)В росу;

в) В туман.


 

Посмотрите также