Методическая разработка на тему: «Матрешка – символ земли русской».
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему: «Матрешка – символ земли русской».

Оценка 4.8
docx
17.12.2023
Методическая разработка на тему: «Матрешка – символ земли русской».
29.11.23.docx

Тема: «Матрешка – символ земли русской».

Цель:

Формирование патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с русской

игрушкой – матрешкой.

Задачи:

Познакомить детей с историей создания русской матрешки.

Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками,

пословицами, чистоговорками.

Упражнять детей в подборе слов – антонимов.

Развивать речь, мышление, воображение.

Развивать творческую фантазию, мыслительную деятельность.

Расширять и обогащать словарь по теме.

Развивать мелкую моторику.

Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, символа русского народного искусства.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль за речью.

Словарная работа: матрешка – символ земли русской.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование: экран, ноутбук.

Образовательные ресурсы: видео-презентация «История русской матрешки».

Дидактическое оборудование: матрешки, карточки с цифрами, карточки с отгадками.

Прочее: салфетки, ножницы, клей, кисти, заготовки матрешек (по количеству детей).

Ход образовательной деятельности.

В.: Дети, я сегодня принесла вам корзинку. А что в ней лежит, вам нужно угадать. Вы хотите узнать, что это за предмет лежит в корзине? (ответы детей)

- Вы можете сразу угадать, что это за предмет? (ответы детей)

- А чтобы угадать, вы должны задавать вопросы.

- О чем бы вы хотели узнать?

(дети задают вопросы, а воспитатель ответами помогает узнать , что лежит в корзине).

В.: Ну, что, дети, вы догадались? (ответы детей)

(Воспитатель, наводящими вопросами подводит детей к тому, чтобы самостоятельно назвали предмет, который лежит в корзине – матрешка)

Воспитатель достает матрешку из корзины.

В.: Дети, сегодня мы познакомимся с историей русской матрешки, символом земли русской?

Это матрешка. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А теперь я расскажу, откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и запоминайте.

Видеопрезентация.

- Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер,

который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и положил на щёчки яркий румянец. Изобразил в ней русскую крестьянскую девушку. Веселая получилась куколка, смешная.

И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.

С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.

Воспитатель подводит детей к выставке матрешек.

В.: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

В.: Дети, посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня в группе, и они все разные.

В.: Назовите, матрешка, по признакам какая? (ответы детей)

(воспитатель обращает внимание на сложное произношение слов)

В.: Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка? (ответы детей)

В.: Верно, дети, плоская фигура овал.

В.: Ребята, а на что похожа матрешка? (ответы детей)

В.: Дети, надо выполнить следующее задание: разобрать матрешку от самой большой до самой маленькой (кто – то из детей выполняет задание)

В.: Сколько матрешек вы видите? (ответы детей)

В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 1?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 1 (ответы детей)

В. А если я поставлю карточку с цифрой 4, сколько станет матрешек?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 4 (ответы детей)

В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 7?

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7 (ответы детей)

(Воспитатель обобщает ответы детей)

В.: Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В гости к нам сюда идут -

Всех матрешками зовут.

- Эта игрушка с сюрпризом.

- Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

В.: Каждая Матрешка со своим заданием. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая

Матрешка?

- Давайте узнаем, какое задание принесла эта матрешка. Ой, дети, она любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и показывают отгадки, проверяя и контролируя, друг друга)

(Воспитатель обобщает ответы детей).

Воспитатель знакомит детей с заданиями других матрешек и предлагает им выполнить их : произношение чистоговорок, составление рассказов о матрешке, анализ пословиц, называние противоположных и ласковых слов (воспитатель обобщает ответы детей)

В.: дети, а эта матрешка предлагает вам немного отдохнуть.

Физминутка.

Дети становятся в круг вместе с воспитателем.

(музыкальное сопровождение)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

В.: Дети, а мне тоже хочется узнать, а с чем пожаловала к нам эта матрешка. А это не просто матрешка, а матрешка- художница. Эта матрешка хочет, чтобы вы, дети, украсили яркими узорами ее сестриц матрешек. Вам хочется выполнить такое задание?

(ответы детей)

Предлагаю детям подойти к столу.

В.: Эта матрешка начала сама раскрашивать, но не доделала, так как хочет проверить ваши способности.

В.: Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети берут шаблон матрешки и проходят к столам (звучит музыка).

Дети выполняют работу.

Воспитатель предлагает сделать выставку работ (вывесить рисунки на магнитную доску).

В.: Вы настоящие мастера! Пусть они останутся у вас как памятный подарок о вашем творчестве. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

В.: Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.

В.: Дети, символом какой страны является игрушка – матрешка? (ответы детей)

- Почему вы так решили? (ответы детей).

Воспитатель подводит итог.


 

Тема: «Матрешка – символ земли русской»

Тема: «Матрешка – символ земли русской»

Видеопрезентация. - Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек

Видеопрезентация. - Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек

В гости к нам сюда идут - Всех матрешками зовут

В гости к нам сюда идут - Всех матрешками зовут

Украшай матрешек смело. Выбирай любой узор,

Украшай матрешек смело. Выбирай любой узор,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023