Тема: «Матрешка – символ земли русской».
Цель:
Формирование патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с русской
игрушкой – матрешкой.
Задачи:
Познакомить детей с историей создания русской матрешки.
Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками,
пословицами, чистоговорками.
Упражнять детей в подборе слов – антонимов.
Развивать речь, мышление, воображение.
Развивать творческую фантазию, мыслительную деятельность.
Расширять и обогащать словарь по теме.
Развивать мелкую моторику.
Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, символа русского народного искусства.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль за речью.
Словарная работа: матрешка – символ земли русской.
Оборудование.
Мультимедийное оборудование: экран, ноутбук.
Образовательные ресурсы: видео-презентация «История русской матрешки».
Дидактическое оборудование: матрешки, карточки с цифрами, карточки с отгадками.
Прочее: салфетки, ножницы, клей, кисти, заготовки матрешек (по количеству детей).
Ход образовательной деятельности.
В.: Дети, я сегодня принесла вам корзинку. А что в ней лежит, вам нужно угадать. Вы хотите узнать, что это за предмет лежит в корзине? (ответы детей)
- Вы можете сразу угадать, что это за предмет? (ответы детей)
- А чтобы угадать, вы должны задавать вопросы.
- О чем бы вы хотели узнать?
(дети задают вопросы, а воспитатель ответами помогает узнать , что лежит в корзине).
В.: Ну, что, дети, вы догадались? (ответы детей)
(Воспитатель, наводящими вопросами подводит детей к тому, чтобы самостоятельно назвали предмет, который лежит в корзине – матрешка)
Воспитатель достает матрешку из корзины.
В.: Дети, сегодня мы познакомимся с историей русской матрешки, символом земли русской?
Это матрешка. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А теперь я расскажу, откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и запоминайте.
Видеопрезентация.
- Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и положил на щёчки яркий румянец. Изобразил в ней русскую крестьянскую девушку. Веселая получилась куколка, смешная.
И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.
С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.
Воспитатель подводит детей к выставке матрешек.
В.: Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
В.: Дети, посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня в группе, и они все разные.
В.: Назовите, матрешка, по признакам какая? (ответы детей)
(воспитатель обращает внимание на сложное произношение слов)
В.: Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка? (ответы детей)
В.: Верно, дети, плоская фигура овал.
В.: Ребята, а на что похожа матрешка? (ответы детей)
В.: Дети, надо выполнить следующее задание: разобрать матрешку от самой большой до самой маленькой (кто – то из детей выполняет задание)
В.: Сколько матрешек вы видите? (ответы детей)
В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 1?
Воспитатель показывает карточку с цифрой 1 (ответы детей)
В. А если я поставлю карточку с цифрой 4, сколько станет матрешек?
Воспитатель показывает карточку с цифрой 4 (ответы детей)
В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 7?
Воспитатель показывает карточку с цифрой 7 (ответы детей)
(Воспитатель обобщает ответы детей)
В.: Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
- Эта игрушка с сюрпризом.
- Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
В.: Каждая Матрешка со своим заданием. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая
Матрешка?
- Давайте узнаем, какое задание принесла эта матрешка. Ой, дети, она любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и показывают отгадки, проверяя и контролируя, друг друга)
(Воспитатель обобщает ответы детей).
Воспитатель знакомит детей с заданиями других матрешек и предлагает им выполнить их : произношение чистоговорок, составление рассказов о матрешке, анализ пословиц, называние противоположных и ласковых слов (воспитатель обобщает ответы детей)
В.: дети, а эта матрешка предлагает вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем.
(музыкальное сопровождение)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
В.: Дети, а мне тоже хочется узнать, а с чем пожаловала к нам эта матрешка. А это не просто матрешка, а матрешка- художница. Эта матрешка хочет, чтобы вы, дети, украсили яркими узорами ее сестриц матрешек. Вам хочется выполнить такое задание?
(ответы детей)
Предлагаю детям подойти к столу.
В.: Эта матрешка начала сама раскрашивать, но не доделала, так как хочет проверить ваши способности.
В.: Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети берут шаблон матрешки и проходят к столам (звучит музыка).
Дети выполняют работу.
Воспитатель предлагает сделать выставку работ (вывесить рисунки на магнитную доску).
В.: Вы настоящие мастера! Пусть они останутся у вас как памятный подарок о вашем творчестве. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
В.: Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.
В.: Дети, символом какой страны является игрушка – матрешка? (ответы детей)
- Почему вы так решили? (ответы детей).
Воспитатель подводит итог.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.