Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
государственного бюджетного учреждения дополнительного образования
«Донецкий Республиканский
эколого-натуралистический центр»
Воскобойник Татьяна Юрьевна
Методическая разработка на тему:
«Новые формы организации обучения
и воспитания детей в дополнительном
образовании»
Донецк, 2023
Образование: высшее профессиональное, Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко, в 2006 закончила с отличием магистратуру с квалификацией биолог, преподаватель биологии и основ экологии; специализация: биология
Организация осуществляющая образовательную деятельность, должность: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (ГБУДО «ДОНРЭНЦ»), педагог дополнительного образования
Стаж работы в занимаемой должности: 6 лет
Основное направление деятельности: дополнительное образование детей, естественно-научное наплавление направления.
Апробированные авторские программы: «Юные любители зеленой архитектуры»; «Твое здоровье - в твоих руках»; Флористика и прикладной декор», «Природа и творчество»
Основные данные:
В настоящее время мы, педагоги, должны не столько давать знания, сколько обучать детей самостоятельно находить источники их пополнения, развивать умение наблюдать, анализировать, запоминать, учится видеть и понимать прекрасное, формировать навыки работы, общения, сотрудничества. Именно эти задачи решаются во время реализации программы «Природа и творчество», победившей на Республиканском конкурсе в номинации «С любовью к родному краю» в 2020 г.
Самыми успешными в рамках работы наших творческих объединений стали такие формы обучения как:
«Баддинг»,
«Мозговой штурм»;
«Разноуровневое обучение»;
«Оптимизация образовательного процесса»;
«Визуальный сторителлинг»
Во время занятий применяются здоровьесберегающие технологии.
«Баддинг»– это своеобразная дружеская поддержка, метод адаптации нового участника проекта к его особенностям. Данную форму мы используем с ребятами, которые приходят в объединение не с момента создания кружка, а в течении года. Более опытные ребята помогают новичкам войти в курс дела. Также это отлично работает при освоении новой темы. На занятия кружковцев 1-го года обучения мы часто приглашаем ребят 2-3 года обучения для оказания помощи тем кто медленнее работает. Это очень сплачивает коллектив.
«Мозговой штурм» - это метод коллективного обсуждения темы, проблемы или задачи, который предполагает свободное высказывание своих идей участниками. В рамках наших занятий использую этот метод на разных этапах обучения, например, с целью сплочения коллектива в виде командных игр, в естественно-научном направлении, когда формируются группы ребят связанные определенной исследовательской темой, что стимулирует их к познавательной деятельности, развитию интеллектуальных способностей.
«Разноуровневое обучение», это еще один интересный формат, который позитивно показал себя на практике – как при очном так и дистанционном обучении.
при котором ребятам предлагается выполнение заданий разной сложности. По сути это индивидуализация в рамках одной группы. Это позволило постепенно раскрыть потенциал обучающихся в разных направлениях. Так, например Чекерда Ольга в свои 8 лет успешно принимает участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательского направления, при этом она очень творчески смотрит на мир, и также успешно реализуется в этом направлении. На следующем слайде представлено лишь часть ее дипломов, в общей сложности за 2 года обучения обучающаяся награждена 18 дипломов за 1-е место, 12 – за 2-е и 1 за 3-е место Республиканского, Всероссийского и Международного значения.
Ребята, которые изначально пришли просто расширить свой кругозор, включаются в процесс, начинают принимают участия в домашних соревнованиях, конкурсах, играх, которые проводятся среди кружковцев. Набравшись уверенности пробуют свои силы на Республиканских, Всероссийских и Международных мероприятиях. Что позволило завоевать более 150 наградных документов
за 2020-2023 учебные годы
В дистанционном режиме работы с обучающимися очень часто применяю формат «Перевѐрнутое обучение», - это пример смешанного обучения. при котором ребята знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал работая в онлайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет: знакомятся с видеолекциями, мастер-классами, электронными конспектами. Например, перед онлайн встречами, ребята изучают видеоматериалы по выполнению практической части занятия, что облегчает дальнейшую работу.
Формат «Визуальный сторителлинг» это искусство увлекательного рассказа. С помощью этого метода мы с детьми окунаемся в историю нашего города, изучаем легенды и мифы народов мира; познаем увлекательные факты о природе нашего региона, исследуем быт и традиции славянского народа, пополняем знания о этапах развития науки в естественно-научном направлении. При чем, изучение происходит не только в рамках класса, благодаря визуализации через предметы или видеоматериалы, но и в виде экскурсий в такие учреждения нашего города как «Донецкий республиканский краеведческий музей»,
Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения.
(Мария Монтессори — итальянский педагог,
врач, философ и учёный)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.