Методическая разработка на тему: "Роль сказкотерапии в развитии двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ""
Оценка 4.6

Методическая разработка на тему: "Роль сказкотерапии в развитии двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ""

Оценка 4.6
Игры
doc
дефектология
Детсад
03.04.2020
Методическая разработка на тему: "Роль сказкотерапии в развитии двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ""
У многих детей с ОВЗ отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. У детей с ограниченными возможностями здоровья большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности, однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно.Подвижная игра, являясь важным средством физического воспитания, оказывает разностороннее воздействие на организм ребёнка. Одним из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия. Это инновационный метод в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие.
Роль сказкотерапии в развитии двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.doc

 

 

 

 

 

Роль сказкотерапии в развитии двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

 

 

 

 

 

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

Поволоцкая С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для развивающегося организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе – головной мозг.

В.Л. Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

Подвижные игры способствуют формированию жизненно важных качеств личности:

  • инициатива;
  • целенаправленность;
  • ответственность;
  • критичность мысли;
  • настойчивость в преодолении трудностей;
  • быстрота реакции;
  • координации движений, ловкости. 

           У многих детей с ОВЗ отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. 

           У детей с ограниченными возможностями здоровья большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Это необходимо для подготовки детей с ОВЗ к успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.

            Подвижная игра, являясь важным средством физического воспитания, оказывает разностороннее воздействие на организм ребёнка. Оздоровительное: игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, сказками, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.    Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

            Для дошкольного восприятия работа со сказками всегда было актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребёнка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми.

             Педагогическая сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дающий им возможность понять друг друга. Соприкосновение ребёнка со сказками, ненавязчиво, просто и мудро, знакомит его с понятиями добра и зла, неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. С помощью сказки у детей легче формируется позитивное отношение к доброте, справедливости, смелости, к нормам взаимоотношений с людьми и взаимодействие с окружающим природным миром, т.е. происходит формирование духовно-нравственных ценностей у маленького человечка.

 «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у дошколят. Информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Обратились к этому методу и дефектологи, и логопеды, т.к. проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования. Анализ статистических данных выявил неблагополучную тенденцию в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Одним из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия. Это инновационный метод в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие.

Сказкотерапия — воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

В научно - педагогической литературе сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).

            Сказкотерапия- пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.

             Сказочное путешествие детей должно быть наполнено разнообразными игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

              Роль подвижных игр переоценить невозможно.

 

                                      Варианты подвижных игр

 

Игра «Ловкий колобок»

Вариант для детей старшего дошкольного возраста

Цель: совершенствовать основные движения у детей; развивать ловкость, скорость,  

           внимание, глазомер; воспитывать интерес к игре.

 

Ход игры

 

Педагог с помощью считалки выбирает Колобка, Зайчика, Волка, Медведя, Лисичку. Другие дети - болельщики.

Педагог объясняет правила игры: Колобок катится по дорожке (бег), а навстречу ему выходят звери, предлагает выполнить различные задачи. Колобок выполняет вместе с ними движения как соревнование.

● С Зайчиком: «Кто быстрее допрыгает к кубикам».

● С Волком: «Кто дальше бросит мячик.

● С Медведем: «Кто быстрее пройдет по скамье».

● С Лисичкой: «Кто первый добежит до флажка».

Если Колобок победит при выполнении первого задания, он продолжает игру, если нет - выбирают нового Колобка.

Указания к игре. При повторении игры задачи могут меняться. Колобков может быть двое, и они выполняют задания вместе.

 

Игра-эстафета «Догони Колобка»

Вариант для детей подготовительной группы

 

Цель: совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков. Создать эмоциональный

            настрой у детей. Воспитывать внимание, умение играть по правилам.

                                                        Ход игры

 

Воспитатель с помощью считалки выбирает Колобка, другие дети – «звери». Дети берутся за руки и образуют круг. Колобок становится в середину, ходит и говорит:

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

И от тебя убегу.

Когда Колобок говорит последнюю строку, он затрагивает кого-то из детей и выбегает из круга. Выбранный ребенок догоняет его. Обоим нужно преодолеть полосу препятствий: попрыгать из круга в круг; пробежать по скамье; пролезть под дугой. Если «зверь» не догоняет Колобка, ведущий продолжает игру, а ребенок который выполняет роль «зверя», выходит из игры.

Указания к игре. Если кто из зверей догнал Колобка, то избирается.

 

Игра «Волк и семеро козлят»

Вариант игры для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: совершенствовать навык бега, развивать скорость, ловкость, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание, выдержку, желание играть со сверстниками.

 

Ход игры

 

Педагог напоминает содержание сказки. Вместе с детьми выбирают Маму-Козу, Волка, другие дети - козлята.

Воспитатель на одной стороне площадки чертит круг - это домик Волка, на другой стороне - домики козлят (обручи или намеченые круги).

Ребенок-Коза ходит по площадке и говорит такими словами:

                                           

Ребята-козлята,

Вы мои ребята.

Бегите к маме

Играть в ладушки.

После этих слов все дети-козлята выбегают из своих домиков и бегают по всей площадке. Волк тем временем тихонько выходит из своего домика.

Коза, увидев Волка, говорит: «Дети, все домой! Серый Волк идет ». Козлята быстро бегут к своим домикам вместе с Козой, а Волк пытается их догнать.

Усложнения. Увеличить или уменьшить расстояние между домиками, увеличить количество волков (2-3). Козлята вместо бега прыгают. Козлята бегают в парах и тройками по площадке, преодолевая препятствия. Ввести танцевальные движения. Волк ловит детей с завязанными глазами. Пойманный ребенок выполняет задания (Фант).

 

Игра - эстафета «Рукавичка»

Для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель:совершенствовать навыки бега на скорость, развивать ловкость, внимание. Воспитывать взаимопомощь, чувство коллективизма, стремление победить.

                                                        Ход игры

Дети делятся на две одинаковые по количеству команды: «синей рукавички» и «красной рукавички». Они выстраиваются в колонну на одной стороне площадки, а на противоположном ставят корзинки с флажками по количеству детей в одной команде. Первые дети в обеих командах - мышата, далее лягушата, зайчики, лисички, волки, медведи. По сигналу воспитателя, дети, стоящие первыми, бегут на противоположную сторону, берут флажок и возвращаются к своей команде, передавая эстафету, коснувшись другого ребенка. Побеждает команда, которая быстрее принесет флажки к своей «рукавичке».

Указания к игре. Воспитатель следит за соблюдением правил, чтобы дети не мешали друг  другу. Задания командам может изменятся (вводится бег с препятствиями и др.)

 

 

 

Игра «Золотая рыбка»

Для детей старшего дошкольного возраста

 

Цель: совершенствовать навыки бега, развивать ловкость, внимательность, скорость. Воспитывать интерес к совместной игре.

 

                                                   Ход игры

 

Педагог считалочкой выбирает Деда - рыбака. Остальные дети - рыбки. Воспитатель говорит: «И забросил дед невод ...» После этих слов детки-рыбки имитируют плавательные движения. Как только Дед-рыбак начинает ловить свою Золотую рыбку, все разбегаются. Ребенок, которого он поймает, и выполняет три его желания (спеть, затанцевать, выполнить какое-то движение, прочитать стихотворение, загадать загадку). Затем игра начинается снова, но выбирают нового Рыбака.

Усложнения. Ловят Золотую рыбку большим обручем; начинают ловить рыбку по сигналу воспитателя. Дети-рыбки оббегають препятствия. Дети-рыбки бегут парами. Рыбак выбивает рыбку мячиком; Рыбак может ловить рыбок с завязанными глазами.

 

 

Игра-соревнование «Репка»

Для детей седьмого года жизни

 

  Цель: развивать сообразительность, силу. Воспитывать выдержку, чувство коллективизма.

Ход игры

 

Педагог распределяет детей на две команды так, чтобы они были ориентировочно равными по силе. Располагает их вокруг каната. Дети берут  канат в руки. По сигналу воспитателя начинают тянуть его - каждая команда в свою сторону. Кто перетянет репку - победитель.

Усложнения. Вместо сигнала использовать музыку, по окончании которой игра останавливается, а затем возобновляется. Игру можно проводить с постепенным дополнением игроков; играть до последнего победителя (команду которая выигрывает, распределяют на две равные по силе команды и продолжают соревнования, пока не победит один игрок).

 

 

 «Веселые зверята»

(По мотивам сказки «Теремок»)

Для детей старшего дошкольного возраста

Первый вариант игры

 

Место проведения - площадка или групповая комната.

Цель: совершенствовать навыки ходьбы по кругу. Учить детей ориентироваться в пространстве, выполнять движения относительно к  тексту. Развивать внимание, творчество, ловкость.

                                                   Ход игры

 

Дети образуют хоровод и с помощью считалок выбирают Мышку, Лягушку, Зайчика, Лису, Волка, Медведя. Все малыши, которых выбрали на роль, становятся в кругу и входят в него постепенно по ходу игры. Воспитатель говорит:

Как у нас у ворот,

Как у нас у ворот.

Дети ходят по кругу. Воспитатель:

Ой люли, край ворот,

Ой люли, край ворот.

Дети приседают, руки выводят вперед, ладонями вниз. Слова воспитателя:

Стоял Те-ре-мок,

Не низок, не высок.

Дети ходят по кругу с поднятыми вверх руками. Слова воспитателя:

Ой люли, не высок,

Ой люли, не высок.

Дети хлопают в ладоши, стоя на месте. Слова воспитателя:

Пение мышиное там звенит,

Пение мышиное там звенит,

Мышка входит в круг, пищит, а хоровод движется вправо, затем влево. Слова воспитателя:

Ой люли, пение звенит,

Ой люли, пение звенит.

Входит Лягушка, изображает игру на любом инструменте. Слова воспитателя:

Лягушка музыку ведет,

Лягушка музыку ведет.

Дети хлопают в ладоши, стоя на месте. Слова воспитателя:

Ой люли, ой ведет,

Ой люли, ой ведет.

Появляется Лисичка - она танцует, потом зовет Зайчика. Слова воспитателя:

Лиса в пляс пошла

И Зайчика повела.

Оба танцуют, а дети хлопают в ладоши, стоя на месте. Слова воспитателя:

Ой люли, повела,

Ой люли, повела.

Входит Волк, Лисичка зовет его взмахами рук. Слова  воспитателя:

Вовчик, Вовчик милый зверь,

Танцевать иди скорей!

Волк танцует. Слова воспитателя:

Ой люли, иди скорей,

Ой люли, иди скорей!

Дети хлопают в ладоши. Слова воспитателя:

Вот Медведь пришел

Теремок нашел.

Входит Медведь, делает вид, что неуклюже топчется, а дети ходят по кругу. Слова воспитателя:

Ой люли, нашел,

Ой люли, нашел,

Домик разломал.

Все герои разбегаются и становятся по кругу. Игра начинается снова, но на роли зверушек выбирают других детедетей.

Указания к игре. Перед началом игры познакомить детей с текстом. В игре самостоятельно придумывают движения согласно образа. Когда игра повторяется, выбирают тех детей, которые еще не выполняли в ней роли.

 

 

Второй вариант игры

Цель: совершенствовать навыки ходьбы по кругу, бег врассыпную с поворотами. Воспитывать смекалку, ловкость.

                                             

Ход игры

 

Считалочкой выбирают среди детей лиц (согласно стихотворения - Мушка, Мышка и т.д.). Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг - теремок, о котором поется в песне. Слова воспитателя:

Стоит в поле теремок, теремок,

Не низок, не высок - как грибок.

Дети идут по кругу вправо. Слова воспитателя:

Вот по полю, полю Мушка летит,

Остановилась у двери и жужжит.

Дети возвращаются и идут влево. Слова воспитателя:

Кто, кто в теремочку живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Хоровод останавливается, все хлопают в ладоши, а ребенок-Мушка сама поет две последние строчки, а затем влетает в круг. Хоровод снова движется под песню вправо или влево, но теперь уже вокруг хоровода бегает Мышка, согнувшись, чтобы казаться маленькой. Мышка спрашивает:

- Кто, кто в теремочку живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

В это время все дети останавливаются приседают. Между Мушкой и Мышкой происходит диалог:

- Я - Мушка-цокотушка. а ты кто?

- А я - Мышка-скряботушка.

 - Иди ко мне жить!

Мышка входит в круг, берет Мушку за руки и ходит с ней внутри хоровода.

За кругом прыгает Лягушка и говорит: -

Ква, ква, ква! Кто в теремочкен живет?

Кто в высоком живет?

С круга ей отвечают:

Я - Мушка-цокотушка,

- А я - Мышка-скряботушка, а ты кто?

- А я – лягушка – квак ушка.

- Иди к нам жить!

Лягушка входит в хоровод, теперь в середине цепью движутся все трое.

Так один за другим в кругу появляются Зайчик, Лисичка-сестричка, Серый Волк и, наконец, медведь. Когда последний ребенок скажет: Я медведюшка - батюшка, все разбегаются, а медведь ловит детей. Кого поймает, тот в следующей игре становится медведем. Остальных действующих лиц выбирают считалочкой из тех детей, которые еще не выполняли роли.

 

 

Усложнения. Дети сами придумывают задания. Когда все персонажи собрались в теремке, она танцуют танец «маленьких утят». Все дети вместе с воспитателем выполняют упражнения, которые были в заданиях.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Три поросенка и волк»

 

Для детей старшего дошкольного возраста

 

Первый вариант игры

Цель: совершенствовать навыки бега, прыжков умение входить в образ, быстро реагировать на сигнал об опасности, содействовать развитию сообразительности, воспитывать чувство коллективизма, интерес к подвижным играм по сюжетам сказок.

 

 

 

Ход игры

 

Считалочкой выбирают Волка, остальные - поросята. Воспитатель проводит линию, за которой поросята играют, бегают, прыгают. На расстоянии двух метров от линии, размещены обручи разных цветов - это домики поросят. Между линией и обручами разложены кубики, цвета которых соответствуют цветам обручей. Волк сидит на территории между линией и обручами.

Воспитатель произносит слова: «Поросята играются, жуют желуди, но вечер наступает, надо возвращаться в домик. Быстро, быстро, чтобы Волк не поймал. Бежим!

По сигналу дети бегут к домикам. По пути каждый обязательно должен взять какой-то  кубик и заскочить в обруч такого же цвета. Кого Волк поймал, тот выходит из игры. Тот из детей, кто попал в обруч без кубика или с кубиком, не соответствующего цвета обруча, тоже выходит из игры.

 

Усложнения. Увеличить количество волков; увеличить расстояние между линией и обручами; уменьшить количество обручей-домиков; Волк ловит детей с завязанными глазами.

 

Второй вариант игры

 

Цель: совершенствовать навыки ходьбы и бега. Развивать ловкость, скорость.

 

Педагог с помощью считалки выбирает трех детей-поросят и одного Волка. В одном конце площадки (или спортивного зала) ставят три стула (это домики поросят), в другом конце - стул для Волка. Дети, исполняющие роли поросят, берутся за руки и образуют круг. Другие дети тоже образуют круг позади трех поросят. Волк садится на свой стул. Все дети водят хоровод: поросята в одну сторону, дети-в противоположную. Когда воспитатель говорит: «Волк идет!», дети, позади поросят, поднимают вверх руки, а поросята бегут от Волка. Кого Волк поймал, того забирает к своей норе. Игра начинается снова.

 

Усложнения. Поросята вместо хоровода выполняют танцевальные движения; пойманый Поросенок выполняет движение на заказ Волка. Увеличить расстояние между домиками Вовка и поросят.


Роль сказкотерапии в развитии двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с

Роль сказкотерапии в развитии двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с

Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь

Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь

В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость

В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость

Педагог объясняет правила игры:

Педагог объясняет правила игры:

После этих слов все дети-козлята выбегают из своих домиков и бегают по всей площадке

После этих слов все дети-козлята выбегают из своих домиков и бегают по всей площадке

Цель: развивать сообразительность, силу

Цель: развивать сообразительность, силу

Дети хлопают в ладоши, стоя на месте

Дети хлопают в ладоши, стоя на месте

Кто, кто в теремочку живет? -

Кто, кто в теремочку живет? -

Волк сидит на территории между линией и обручами

Волк сидит на территории между линией и обручами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020