Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
Методическая разработка на тему:
«Символы России»
Автор-составитель:
Трембовецкая Анна Юрьевна
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждения дополнительного
образования «Донецкий
Республиканский эколого-
натуралистический
Донецк 2023
Тема занятия: «Символы России»
Цель: познакомить с государственной символикой России.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе;
-подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;
Развивающие:
-развивать творческую самостоятельность;
- активизировать словарь по теме;
-развивать познавательный интерес у детей к государственным символам; развивать интерес к истории и культуре родной страны, развивать зрительное восприятие, память, мышление; Воспитательные:
- воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, вызвать у детей уважение к могуществу державы, ее независимости.
Тип занятия: Комбинированный.
Оборудование и материалы: ноутбук, видеоматериалы (познавательная информация, задания; физминутка; мастер-класс по созданию творческой работы «Осенняя пора»), наглядное пособие (картинки природы), раздаточный материал, цветной картон; половинка картона белого цвета; ножницы, клей-карандаш или ПВА; линейка, простой карандаш.
План занятия:
1.Подготовка к работе на занятии (2-3 мин.)
2.Подведение к теме занятия (5−7 мин.)
3. Основной этап. Теоретическая часть (25-30 мин.).
3.1. Игра «Найди флаг России» (5−10 мин.)
3.2. Игра"Пазл " (8−10 мин)
3.3. Физминутка (3-5 мин.)
4. Перерыв (15 мин.)
5. Основной этап. Практическая часть (35-40 мин.).
5.1. Подготовка рабочего места (3 мин.)
5.2. Создание творческой работы ««Осенняя пора»» (30−35 мин.).
5.3. Физминутка (3-5 мин.)
6. Итоговый этап (5 −8 мин.)
6.1 Рефлексия (2−3 мин.)
6.2. Заключение (2 −3 мин.)
6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)
Ход занятия:
1.Подготовка к работе на занятии (5 мин.) Ребята рассаживаются по своим местам. Проверка готовности к занятию. На столе педагога ноутбук (презентация, и готовая поделка).
2.Подведение к теме занятия (10 мин.)
ПЕДАГОГ:
Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы. (Приветствие)
На земле существует много стран, больших и маленьких. - Как называется наша страна? - А кто знает, какая страна в мире самая большая? (самая большая страна в мире наша Родина Россия)
ПЕДАГОГ: А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали – Россия.
ПЕДАГОГ: Россия – страна, в которой мы живем. Ее площадь по величине занимает первое место по территории среди всех стран мира (показать на карте). У каждой страны есть главный город – столица. Какой город является столицей России? (Москва).
Ребята, вы знаете, кто управляет страной (ответы) Кто является президентом России? (Показать фото)
3. Основной этап. Теоретическая часть (25-30 мин.).
ПЕДАГОГ: У каждой страны есть свои государственные символы. Вот и у нашей страны есть свои символы. Как вы думаете, что такое символ? (символы – это предметы, изображения или слова, они отличают Россию от других стран.) Назовите символы России. Это флаг, герб и гимн. К ним надо относиться с уважением. Сегодня мы познакомимся с этими символами
ПЕДАГОГ: Отгадайте загадку:
У него названий много:
Триколор, трехцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги,
Сине-белый-красный (флаг). СЛАЙД
ПЕДАГОГ: Флаг символизирует нашу Родину. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Как мы узнаем флаг России? (На флаге России три полосы).
ПЕДАГОГ: Каждая полоса имеет свое значение. Как вы думаете, что означает белый цвет?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это символ силы. Наша страна сильная, смелая.
Ребенок читает:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
ПЕДАГОГ: В 2020 году Российскому флагу исполнилось 315 лет.
Ребята, где можно увидеть российский флаг?
(На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников и т. д.)
ПЕДАГОГ: Российский флаг — символ доблести и чести российского народа, символ объединения.
ПЕДАГОГ: А что такое гимн и почему его слушают стоя?
ПЕДАГОГ: Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально поэтическое произведение. Ребята, давайте встанем, сейчас прозвучит гимн Российской Федерации.
Слайд с гимном РФ.
Это символ нашего государства. У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняется и слушается стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча, или тихо подпевая. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну можно определить, из какого государства приехали гости.
Слайд с портретами.
Гимн нашей страны был написан композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым. Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордится ее символами.
ПЕДАГОГ:
Слайд с фото.
Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом ученым, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему Отечеству. Рассказ сопровождается показом слайдов, фотографий и репродукций.
3.1. Игра «Найди флаг России» (5−10 мин.)
Давайте немножко поиграем. Перед вами 4 картинки (с цифрами, найдите, под какой цифрой находится флаг России.
Молодцы ребята, справились с задачей.
ПЕДАГОГ: Какой еще символ России вы знаете? СЛАЙД
Еще один символ России – это герб. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите? (Ответы детей).
Орел с двумя головами, у орла раскрытые крылья, их головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копье, которым он поражает дракона.
Существует ли такая птица в природе?
ПЕДАГОГ: Да, такой птицы в природе не существует. Но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла? Или видели в нем зоркого стражника, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны? Вот такая версия.
Ребенок читает стихотворение про герб:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
3.2. Игра "Дубль"(5-7 мин.)
ПЕДАГОГ: Сегодня мы поговорили о главных и важных символах России. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие. Какие существуют государственные символы? А вы знаете, что помимо государственных символов, есть еще народные? Что такое народные символы? Это символы, которые придумал наш народ. Я нашла коробочку, там лежат народные символы. Я хочу их вам показать. Ой, ребята! Все картинки кто-то порезал на части. Что же нам делать? Давайте вместе поиграем в игру «Дубль», это динамичная, увлекательная настольная игра, развивающая внимательность и остроту реакции. Специфические правила также тренируют навыки общения и умение проявлять самоконтроль. Картинки расположены таким образом, что на любой отдельно взятой паре кружков обязательно присутствует один совпадающий рисунок. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее обнаружить его и назвать вслух. Самовар, лапти, береза, матрешка, валенки, кремль, балалайка, ушанка, дымка. Спасибо за то, что помогли собрать мне картинки. Давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии? какие существуют символы?
В конце поблагодарить детей.
3.3.Физминутка (3-5 мин.)
Чтобы немного отдохнуть, приглашаю вас на веселую разминку. Включаются веселая музыка.
Физминутка
Отправляемся в дорогу
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу.
(Ходьба на месте)
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
(Повороты корпусом)
Нам на встречу скачет зайка,
(Прыжки)
В небе кружат птицы.
(Дети машут руками)
Но пора вернуться в школу,
Нам надо учиться.
(Дети садятся за парты).
4. Перерыв (15 мин.)
5. Основной этап. Практическая часть (40 мин.).
5.1. Подготовка рабочего места (3мин)
Дорогие дети! Вы немного отдохнули, и теперь
- А теперь давайте возьмем в руки простой карандашик и цветную бумагу и изобразим свое любимое место в природе (дети подготавливают материалы и инструменты для работы).
5.2.Создание творческой работы «Флаг» (30−35 мин.).
(Просмотр мастер-класса https://youtu.be/KstIu08qyA8)
- Молодцы! Вы отлично справились с этой работой.
- А может кто-то из вас желает выйти к доске и рассказать о своем символе России?
- Вы все - такие молодцы, у всех вас очень красиво получилось изобразить символы России.
5.2.1 Физминутка (5 мин.)
Ребята, Ваши творческие работы готовы… Давайте немного разомнемся
Гимнастика для глаз
«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)
Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)
Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)
Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)
6. Итоговый этап (5 −8 мин.)
Ребята, все закончили работу? Молодцы! Давайте приведем в порядок свое рабочее место.
6.1 Рефлексия (2−3 мин.)
1.Скажите, а что нового вы узнали на нашем сегодняшнем занятии?
2.Что было для вас самым интересным и увлекательным?
Давайте дадим оценку нашему занятию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на занятии. На доске береза, к ней необходимо прикрепить листочки.
Если вам понравилось занятие, и у вас все получалось, прикрепите зеленый листик, если ПОКА не все удавалось, прикрепите красный листик; если трудных моментов было много, тогда прикрепите желтый листик.
6.2. Заключение (1 −2 мин.)
Вот и подошло к концу наше занятие. Ну что ребята, понравились вам задания? Вы сегодня очень старались, выполняли задания добросовестно, вы молодцы!
(Рассматривает готовые рисунки детей. Хвалим каждого за прекрасно выполненную работу)
6.3. Фотографии на память (2-3 мин.)
Фото детей с рисунками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.