Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Армавирский механико – технологический техникум»
Методическая разработка
на тему:
«Виды (типы) уроков, применяемые на уроках практического обучения в период учебной практики»
по ПМ.01 Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
по специальности 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Выполнил: Казетов Сергей Николаевич
преподаватель производственных дисциплин,
ГБПОУ КК АМТТ
Методическая разработка на тему: «Виды (типы) уроков применяемые на занятиях практического обучения в период учебной практики»
по ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»
Цель методической разработки: повысить качество профессионального обучения на занятиях по учебной практике по ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» путем применения вида (типа) современных форм и структуры урока.
Методическая разработка предназначена для рекомендации к применению на уроках учебной практики ПМ.01«Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» по специальности 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» преподавателями производственного обучения.
Источником, положенным за основу при разработке данной методической работы, является анализ качества профессионального обучения, проводимый мной в период учебной практики ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» в 2020-2021 году.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………. 4
Классификация уроков производственного обучения
по видам (типам)………………………………………………………….4
Урочная форма производственного обучения……………………...... 6
Список литературы……………………………………………………... 8
Введение
Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений среднего профессионального образования. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.
Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных вариантов работы обучающихся, с дополнением, насыщением форм обучения элементами самостоятельной деятельности.
Практическое обучение – компонент педагогического процесса (в учреждениях среднего профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства обучающихся в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций, которые включают в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.
Форму практического обучения можно определить, как способ, характер взаимодействия мастера производственного обучения и обучающихся, обучающихся между собой и с учебным материалом. Наряду с методами и средствами обучения форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность, качество освоения профессиональных компетенций.
Развитие форм обучения – это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности. Формы практического обучения предусматривают развитие индивидуальных способностей и творческой активности обучающегося.
Классификация уроков производственного обучения по видам (типам).
В процессе производственного обучения уроки различаются по
содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения. В этой связи
систему уроков производственного обучения важно представить в определенной их
классификации, имея в виду, что определенный вид (тип) урока имеет свою
специфику в смысле организации и методики проведения.
Организацию учебного процесса обычно разделяют
на типы по ведущей дидактической цели: уроки усвоения новых знаний; уроки
закрепления и совершенствования знаний и умений; повторительно-обобщающие уроки
и т. Типы уроков выделяются, прежде всего, применительно к теоретическому
обучению. Беря за основу дидактическую цель, уроки производственного обучения
также можно классифицировать по этому основанию: уроки формирования
первоначальных умений, уроки формирования навыков, уроки формирования сложных
умений. Однако я считаю, что такая классификация не отражает реальные условия
производственного обучения. Зачастую сложно выделить дидактическую цель даже
как преобладающую. Задачи по формированию умений и навыков на каждом уроке
обычно решаются в комплексе, постепенно, в ходе процесса производственного
обучения. Кроме того, выделение типов уроков по ведущей дидактической цели не
позволяет «привязать» их к определенному временному периоду обучения, а это
очень важно для рассмотрения специфики организации уроков и методики их
проведения.
Уроки производственного обучения более
целесообразно классифицировать по их типовому содержанию (так же, как и
упражнения), что не исключает выделение в каждом из таких типов уроков их
ведущие дидактические цели и задачи. Типичными уроками производственного
обучения являются вводные; по изучению (отработке) трудовых приемов и операций;
по выполнению простых комплексных, работ; по выполнению сложных комплексных
работ; контрольно-проверочные.
Тип урока |
Характеристика содержания цели |
Вводный |
Ознакомление обучающихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и безопасности в учебной мастерской и техникуме. |
По изучению трудовых приёмов и операций. |
Формирование у обучающихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приёмы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствие с инструктивными указаниями и пояснениями мастера производственного обучения и рекомендациями инструкционной карты. |
По выполнению простых работ комплексного характера. |
Закрепление и совершенствование умений обучающихся выполнять приёмы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских и лабораториях, работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции. |
По выполнению сложных работ комплексного характера. |
Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих ранее изученные технологические операции и способы труда, при обучении обучающихся в учебных мастерских лабораториях и в условиях производства. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучению обучающихся планированию учебно- производственного труда, воспитание технической культуры и творческого отношения к труду. |
Контрольно проверочный. |
Планомерное определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков. Освоение профессиональных компетенций. |
Наиболее актуальным для отработки профессиональных компетенций учебной практики по ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» по специальности 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» вид (тип) урока по выполнению сложных работ комплексного характера, так как цель выполнения сложных комплексных работ – отработка профессиональных умений и приобретение навыков обучающимися после изучения и закрепления всех предусмотренных учебной программой трудовых операций, простых работ комплексного характера, характерных для профессии.
В последнее время находит применение новый тип урока производственного обучения -совмещенный, интегрированный (его иногда называют бинарным). Суть его заключается в совмещении изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения. Вести такой урок могут совместно преподаватель специального предмета и мастер производственного обучения или только мастер производственного обучения, являющийся одновременно и преподавателем специального предмета.
Урочная форма организации производственного обучения
Для того, чтобы после получения образования в техникуме, из его стен выпускались настоящие специалисты, профессионалы своего дела, на уроках учебной практики использую разнообразные формы обучения.
Для проведения уроков учебной практики использую учебно-производственные мастерские, учебное хозяйство, автодром, трактородром.
В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному учебному плану, где не маловажную роль играет время проведения уроков производственного обучения. В период производственного обучения я использую фронтальную, групповую, бригадно-звеньевую и индивидуальную форму обучения.
Групповая форма или фронтальная характеризуется тем, что все обучающиеся одновременно выполняют работу на определенном участке производства, применяя для этого одинаковое сырье, инвентарь, работая на одинаковом оборудовании, используя одинаковые технические средства и технологическую документацию. Такая форма организации практики создает благоприятные условия для коллективного инструктажа обучающихся, контроля над ходом занятия, взаимопомощи между обучающимися.
Современное производство требует не развитие одной личности, а коллектива в целом. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, что он представляет для окружающих, что он может. При выполнении заданий, используя групповую или фронтальную форму организации производственного обучения, в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении обучающихся.
Недостатками групповой формы практики являются необходимость больших площадей, большого количества однотипных рабочих мест, инвентаря, технических средств.
Бригадно- звеньевая форма обучения.
Группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные учебно-производственные задания. Организация труда может быть с распределением работы в бригаде (каждый член бригады выполняет определенную часть бригадного задания (парная), или без разделения труда (совместно выполняют сложную работу). При бригадной форме производственного обучения усложняется руководство, контроль и инструктирование студентов мастером производственного обучения. Устранение этой трудности можно достичь за счет распределение мастеров по определённым видам заданий с последующим инструктированием обучающихся. Бригадная форма более эффективна в достижение качественного освоения компетенций ПМ.01 «Организация и контроль работ по монтажу систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» по специальности 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» при разделении обучающихся на пары.
Индивидуальная форма организации труда студентов заключается в том, что студенты выполняют различные по содержанию задания. Эта форма применяется для индивидуальной работы с «сильными» и «слабыми» студентами, которые по темпам работы отличаются между собой.
Список используемой литературы
1.Кругликов
Г.И., учебное пособие, Настольная книга мастера профессионального обучения,
Москва, Издательский центр «Академия».
2.Учебное пособие под ред. В. А. Сластенина, Методика воспитательной работы, Москва, Издательский центр «Академия».
3.Учебное пособие под ред. Е. С. Полат, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, Москва, Издательский центр «Академия».
4.Учебное пособие Кукушкин В.С., Введение в педагогическую деятельность, Ростов-на-Дону, МарТ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.