ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»
общеколледжного мероприятия
«Неделя фармакологии»
Грозный 2022
Методическая разработка подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Фармация» , «Сестринское дело»
Разработчики:
Тепсаев К.Х. – преподаватель лекарствоведения ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»
Мудаевав Р.С. – преподаватель фармакологии ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
Предметной (цикловой) Зам. директора по учебно-
комиссией производственной работе
Председатель УМО
_____________
_________________ _____ __________2022 г. « »__________2022 г.
СОГЛАСОВАНА
Методист ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс»
____________
« »__________2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………….4
2. Паспорт методической разработки…………………………………….5
3. Программа мероприятия………………………………………………..10
Приложения……………………………………………………………….19
Пояснительная записка
Данная методическая разработка создана для обеспечения проведения общеколледжного мероприятия «Неделя фармакологии». Целью проведения данного мероприятия является развитие интереса к фармакологии и повышения качества знаний поданному предмету. Методическая разработка выполнена с целью повышения качества обучения, совершенствования форм, методов и способов обучения. Она содержит необходимые задания для определения и повышения уровня профессиональной подготовки студентов, развития интереса студентов к профессии, формирования творческого мышления.
Методическая разработка может быть использована для проведения аналогичных мероприятий.
Паспорт методической разработки
Тип занятия: внеаудиторное занятие
Форма занятия: конференция, олимпиада, соревнование
Методы взаимодействия: создание ситуации новизны, поощрение, соревнование
Используемые педагогические технологии: педагогика сотрудничества, игровая технология, исследовательская технология, ИКТ.
Место проведение: учебный аудитория
Оборудование и оснащение: проектор, компьютер
Область применения
Методическая разработка общеколледжного мероприятия «Неделя фармакологии» составлена в соответствии с ФГОС по специальности по специальности «Фармация» , «Сестринское дело», «Лечебное дело» среднего профессионального образования и направлена на форирование соответствующих общих и профессиональных компетенций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
Для фармации:
1. ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
2. ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
3. ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
4. ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.
5. ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
6. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
7. ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.
8. ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Для лечебного дела:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
Для сестринского дела:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
Цели:
Целью проведения данного мероприятия является развитие интереса к фармакологии и повышения качества знаний поданному предмету.
Задачи:
-образовательная задача:
изучить классификацию, состав, механизмы действия фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты лекарственных средств и выявить готовность студентов успешно применять полученные знания.
-развивающая задача:
формировать умение систематизировать, обобщать; развивать творческое воображение, мышление, логику, наблюдательность; развивать коммуникативные умения: слушать и слышать собеседника; развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов; осуществлять самоконтроль.
-воспитательная задача: создание атмосферы доброжелательности, воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, воспитание трудолюбия и прилежания, чувства ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умения объективно оценивать ответы своих товарищей, коллегиально принимать решение. Развивать интерес к фармакологии и своей профессии.
Внутрипрдментые и межпредметные связи.
Межпредметные связи
Программа мероприятия «Неделя фармакологии»
№ |
Направление работы, мероприятия. |
Срок проведения |
Участники |
1 |
Студенческая конференция «Побочные эффекты лекарственных средств»
|
16.02.2015 10-00 |
3Л, 4Л |
2 |
Студенческая конференция «Актуальные вопросы контрацепции»
|
17.02.2015 13-00 |
1Ф, 2Ф |
3 |
Олимпиада по фармакологии «Сила врачевания в знании фармакологии» |
18.02.2015 9-00 |
Все желающие |
4 |
Круглый стол «У истоков фармакологии»
|
19.02.2015 13-00 |
2Б, 2Л |
5 |
Подведение итогов
|
20.02.2015 |
|
Этапы проведения:
1 день. Студенческая конференция
«Побочные эффекты лекарственных средств».
Дата проведения 16.02.2015 ауд. 214
Время проведения 2 акад. Часа.
Ход конференции.
1. Приветственное слово преподавателей.
2. Сообщение докладов
Студенты сообщают доклады по заранее выбранной теме. Каждый доклад сопровождается мультимедийной презентацией. Время доклада 7 минут.
№ |
Тема доклада |
ФИО участника |
1) |
Актуальные вопросы побочных эффкектов при применения лекарственных средств |
Тихомирова М. |
2) |
Побочные эффекты НПВС |
Алексеева А. |
3) |
Побочные эффекты Ненаркотических анальгетиков |
Титкова Е. |
4) |
Побочные эффекты Бенздиазепиновых транквилизаторов |
Петрова Л. |
5) |
Побочные эффекты Нейролептиков |
Погребняк Д |
6) |
Побочные эффекты Спирта этилового |
|
7) |
Побочные эффекты Местных анестетиков |
Тагиева Р. |
8) |
Побочные эффектыКардиотонических лекарственных средств |
Хаперская А. |
9) |
Побочные эффектыАнтигипертензивных лекарственных средств |
Макеев П. |
10) |
Побочные эффектылекарственных средств улучшающих метаболизм миокарда |
Фролова П. |
11) |
Побочные эффекты Анаболических стероидов |
Лигидов А. |
12) |
Побочные эффектыГлюкокортикостероидов |
Трисеева В. |
13) |
Побочные эффекты ЛП роаккутан |
Горовая Е. |
14) |
Побочные эффекты Препаратов Йода |
Беляева К. |
15) |
Побочные эффекты Антибактериальных лекарственных средств |
Юлина М. |
16) |
Побочные эффекты Антибактериальных лекарственных средств группы (аминогликазидови тетрациклинов) |
Хатшукова К. |
Требования к докладу «Побочные эффекты лекарственного средства….».
1) Доклад готовится по заранее выбранной теме.
2) В докладе должны быть отражены следующие вопросы:
· Название ЛС.
· Название группы.
· Представители фармгруппы
· Механизм действия фармгруппы
· Показания к применению.
· Побочные эффекты группы.
· Особый побочный эффект.
· Механизм развития побочного эффекта.
· Меры устранения побочного эффекта.
3) Каждый доклад сопровождается презентацией на 15 слайдов.
3. Обсуждение
4. Подведение итогов. Рефлексия.
2 день. Студенческая конференция
«Актуальные вопросы контрацепции»
Дата проведения 17.02.2015 ауд. 214
Время проведения 2 акад. Часа.
Ход конференции.
1. Приветственное слово преподавателей.
2. Сообщение докладов
Студенты сообщают доклады по заранее выбранной теме. Каждый доклад сопровождается мультимедийной презентацией. Время доклада 7 минут.
№ |
Тема доклада |
ФИО участника |
1. |
История возникновения контрацепции. |
Касаткина П. |
2. |
Методы контрацепции. |
Лютова В. |
3. |
Показания к применению контрацепции. |
Белоконь И. |
4. |
Побочные эффекты контрацепции |
Петракевич П. |
5. |
Негормональные методы конрацепции |
Никишкова Н. |
6. |
Внутриматочные средства контрацепции : ВМС Мирена |
Буга А. |
7. |
Внутриматочные средства контрацепции: Нова Ринг |
Булатова М. |
8. |
Трансдермальныве системы: ЕВРА |
Потапенко А. |
9. |
Этические аспекты контрацепции |
Ткаченко А. |
Каждый доклад сопровождается презентацией на 15 слайдов.
3. Обсуждение
4. Подведение итогов. Рефлексия.
3 день. Олимпиада по фармакологии
«Сила врачевания в знании фармакологии».
Дата проведения 18.02.2015 ауд. 211
Время проведения 2 акад. часа.
Число участников 20, работа проводиться в группе по 2 человека.
Олимпиада состоит из комплекса заданий по фармакологии. Всего 200 заданий.
Задания включают:
1. Тесты с одним правильным ответом – оцениваются в 1 балл
2. Тесты на установление соответствия – оцениваются в 2 балла.
3. Задания на эрудицию – оцениваются в 3 балла.
Вариант заданий (приложение 1).
Эталоны ответов (приложение 2).
Ход Олимпиады.
1. Регистрация участников Олимпиады.
2. Приветственное слово организаторов Олимпиады.
3. Рекомендации по выполнению заданий.
4. Выполнение заданий.
5. Рефлексия.
4 день. Круглый стол «У истоков фармакологии»
Дата проведения 18.02.2015 ауд. 214
Время проведения 2 акад. Часа.
Ход конференции.
1. Приветственное слово преподавателей.
2. Сообщение докладов.
Студенты сообщают доклады по заранее выбранной теме. Каждый доклад сопровождается мультимедийной презентацией. Время доклада 7 минут.
1 этап.
«История развития фармакологии в мире».
№ |
Тема доклада |
ФИО участника |
1. |
Этапы развития фармакологии в мире |
Труханов К. |
2. |
Этапы развития фармакологии в России |
Блажко М. |
3. |
Значимые мировые открытия в фармакологии. |
Иванцова О. |
4. |
Значимые российские открытия в фармакологии. |
Дашкова О. |
5. |
Методы лечения в античное время |
Жданова В. |
6. |
Методы лечения в средневековье |
Калининикова Е. |
7. |
Методы лечения в эпоху возрождения |
АндрюховичД. |
8. |
Методы лечения в 18-19 веках |
СаидоваС. |
9. |
Методы лечения в древней Руси |
Амиросланова Ч. |
10. |
Методы лечения в царской России |
Гаврилова Т. |
11. |
Лекарственные формы в древности |
Бурая М. |
2 этап.
«Фармакология в лицах».
№ |
ТЕМА ДОКЛАДА |
ФИО участника |
1. |
История жизни и открытия: Гиппократ |
Щедрина В. |
2. |
История жизни и открытия: Гален |
Агаева С. |
3. |
История жизни и открытия: Авиценна |
Челышев М. |
4. |
История жизни и открытия: Парацельс |
Харитонов М. |
5. |
История жизни и открытия: Ганеман |
Семенова Н. |
6. |
История жизни и открытия: Бове |
Принь Х. |
7. |
История жизни и открытия: Карлсон |
Овчинникова С. |
8. |
История жизни и открытия: Дейл |
Андреева А. |
9. |
История жизни и открытия:Павлов |
Зайцева П. |
10. |
История жизни и открытия:Нелюбин |
Кахидзе М. |
11. |
История жизни и открытия:Кравков |
Черная Л. |
12. |
История жизни и открытия:Машковский |
Пивкин Д. |
13. |
История жизни и открытия: Флеминг |
Панова А. |
14. |
История жизни и открытия: Эрлих |
Ясногородская Е. |
15. |
История жизни и открытия:Харкевич |
Симанженкова В. |
16. |
История жизни и открытия: Вишневский |
Лубенцова А. |
3 этап.
«Битва афоризмов».
Каждая группа готовит афоризмы по медицине и оформляет в рамках.
При проведении битвы группы по очереди озвучивают подготовленные афоризмы. Выигрывает та группа, которая последней озвучивает афоризм.
Примерный список афоризмов (Приложение 3).
Образец оформления афоризма (Приложение 4).
3. Обсуждение
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5 день. Подведение итогов.
Дата проведения 19.02.2015 ауд. 214
По итогам проведения мероприятия все
студенты получат сертификаты участника. Активные участники и победители
олимпиады будут награждены дипломами.
Приложение1.
Вопросы по олимпиаде по фармакологии.
Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Люберецкий медицинский колледж»
Задания олимпиады по фармакологии
«СИЛА ВРАЧЕВАНИЯ В ЗНАНИИ ФАРМАКОЛОГИИ»
Выполнил: студент ________группы________________________________ФИО
Люберцы 2015
Вопросы, оцениваемые в 1 балл.
Инструкция: найдите соответствия в паре вопрос-ответ
Вопросы
МНН Торговое название
1. Тригексефенидил А. Промедол
2. Тримеперидин Б. Стоптуссин
3. Бутамират В. Циклодол
МНН Торговое название
4. Пропранолол А. Листенон
5. Сальбутамол Б. Вентолин
6. Суксаметония хлорид В.Анаприллин
МНН Торговое название
7. Азаметония бромид. А. Престариум
8. Периндоприл Б. Пентамин
9. Молсидомин В. Корватон
МНН Торговое название
10. Мерказолил А. Манинил 5
11. Триамцинолон Б. Тиамазол
12. Глибенкламид В. Кенакорт
МНН Торговое название
13. Метоклопрамид А. Мотилиум
14. Силимарин Б. Церукал
15. Домперидон В. Легалон 70
МНН Торговое название
16. Цефотаксим А. Вермокс
17. Нитроксолин Б. Клафоран
18. Мебендазол В. 5-НОК
Препарат Фармакологический эффект
19. Доксазозин А. Бронхолитический.
20. Добутамин Б. Гипонтензивный.
21. Партусистен В. Кардиотонический.
22. Салметерол Г. Токолитический.
Препарат Фармакологический эффект
23. Акарбоза А. Стимулирует высвобождение эндогенного инсулина
24. Метформин Б. Способствует поступлению глюкозы в ткани
25. Амарил. В. Угнетает всасывание глюкозы в кишечнике.
Фармакологическая группа Препарат
26. Адренергическое средство А. Резерпин
27. Симпатолитик Б. Неостигмина метилсульфат
28. Ингибитор холинэстеразы В. Мезатон
Фармокологическая группа Препарат
29. Средства для наркоза А. Бемитил
30. Ноотропные препараты Б. Кетамин
31. Психостимуляторы В. Глауцин
32. Противакашлевые средства Г. Гамма-аминомасляная кислота
Фармокологическая группа Препарат
33.Анаболическое средство А. АЛФАВИТ
34. Антигормональное средство Б. Нандролон
35. Комплексный витаминный препарат В. Ципротенон .
Фармокологическая группа Препарат
36. Гастропротектор А. Сибутрамин
37. Гепатопротектор Б. Ликвиритон
38. Анорексигенное В. Силибор
Механизм действия Препарат
39. Реактивирует холинэстеразу А. Резерпин
40. Блокирует а1 – адренорецепторы Б. Изонитрозин
41. Нарушает синтез норадреналина В. Доксазозин
42. Блокирует N – холинорецепторы скилетных мышц Г. Листенон
Механизм действия Препарат
43. Неизбирательно и необратимо
ингибирует МАО А. Бипериден
44. Ингибирует ГАМК-трансферазу Б. Конвулекс
45. Блокирует центральные холинорецепторы В. Ниаламид
Механизм действия Препарат
46. Блокирует натриевые каналы А. Амлодипин
47. Блокирует кальциевые каналы Б. Метопролол
48. Блокирует В1-адренорецепторы В. Каптоприл
49. Нарушает реабсорбцию ионов в
восходящей петле Генгле Г. Фуросемид
50. Ингибирует АПФ
Механизм действия Препарат
51. Ингибирует активность протеолитических
ферментов А. Урдокса
52. Содержит кислоту, растворяющую
желчные камни Б. Натрия пикосульфат
53. Рефлекторно усиливает перистальтику
кишечника В. Апротинин
Механизм действия Препарат
54. Нарушение синтеза клеточной стенки А. Декарис
55. Нарушение синтеза эргостерина Б. Тербинафин
66. Нарушение синтеза белка на рибосомах В. Ломефлоксацин
57. Ингибирование фермента ДНК-гиразы Г. Доксициклин
58. Нарушение энергетического обмена у гельминтов Д. Ампициллин
Препарат Показания к применению
59. Бетаксолол А. Недержание мочи
60. Гастроцепин Б. Глаукома
61. Солифенацин В. Язва желудка
Препарат Показания к применению
62. Мелоксикам А. Болезнь Паркинсона, паркинсонизм
63. Наком Б. Острый коллапс, ослабление дыхания
64. Никетамид В. Ревматические заболевания
Препарат Показания к применению
65. Ангиотензинамид А. Хроническая сердечная недостаточность
66. Винпоцетин Б. Артериальная гипотензия
67. Ланатозид Ц В. Нарушения мозгового кровообращения
Препарат Показания к применению
68. Эстрадиол А. Гипофункция половых желез у мужчин
69. Нандролон(феноболин) Б. Слабость родовой деятельности
70. Витамин Е В. Трофическая язва
Препарат Показания к применению
71. Ангиотензинамид А. Хроническая сердечная недостаточность
72. Винпоцетин Б. Артериальная гипотензия
73. Ланатозид Ц В. Нарушения мозгового кровообращения
Препарат Показания к применению
74. Омепразол А. Желчекаменная болезнь
75. Урсодезоксихолевая к-та Б. Язвенная болезнь желудка
(урсофальк)
76. Домперидон В. Функциональные растройства желудочно-
дуоденальной области
Препарат Показания к применению
77. Фталилсульфатиазол А. Лямблиоз, трихомонадный кольпит
78. Фтивазид Б. Лечение кишечных инфекций
79. Фуразолидон В. Лечение всех форм туберкулеза
Препарат Побочное действие
80. Ниаламид А. Экстреперамидные нарушения
81. Морфина гидрохлорид Б. Угнетение дыхания, лекарственная зависимость.
82. Левомепромазин В. Беспокойство, «тираминовый» синдром
Препарат Побочное действие
83. Эналаприл А. Тахикардия, гипотензия, отек лодыжек
84. Нифедипин Б. Кровотечения (геморрагии)
85. Аценокумарол В. Сухой кашель, головная боль, гипотензия
Препарат Побочное действие
86. Сульфадиметоксин А. Аллергические реакции
87. Бензилпенициллина калиевая соль Б. Кристаллурия
88. Левомицетин В. Угнетение кроветворения
Вопросы, оцениваемые в 2 балла.
89.Что вы понимаете под термином непатентованное международное название ЛС:
а) полное химическое название ЛС;
б) наименование ЛС, присвоенное фирмой- производителем;
в) наименование ЛС, утвержденное международной и национальными Фармакопеями.
90.Какое наименование ЛС следует указывать при выписывании рецепта:
а) полное химическое название ЛС;
б) непатентованное международное название;
в) коммерческое название.
91.Что обозначают буквенные сочетания SR, лонг , ретард, стоящие после названия ЛС:
а) название фирмы- производителя ЛС;
б) пролонгированная лекарственная форма;
в) страна-изготовитель ЛС.
92. Что означает цифра, стоящая после названия ЛС, например, Тромбо АСС 50, Тромбо АСС 100:
а) количество действующего вещества в мг, содержащееся в данной лекарственной форме;
б) время действия ЛС;
в) дата выпуска ЛС.
93. Что вы понимаете под термином этиотропная фармакотерапия:
а) фармакотерапию, направленную на устранение симптомов заболевания;
б) фармакотерапию, направленную на предупреждение заболевания;
в) фармакотерапию, направленную на устранение причины, вызвавшей заболевание;
г) фармакотерапию, направленную на устранение или ограничение патологического процесса.
94. Что Вы понимаете под термином патогенетическая фармакотерапия:
а) фармакотерапию, направленную на предупреждение заболевания;
б) фармакотерапию, направленную на устранение или ограничение патологического процесса;
в) фармакотерапию, направленную на облегчение страданий больного;
г) фармакотерапию, направленную на возмещение недостатка вырабатываемых в организме биологически активных веществ
95. Что Вы понимаете под термином заместительная фармакотерапия:
а) фармакотерапию, направленную на устранение симптомов заболевания;
б) фармакотерапию, направленную на облегчение страданий больного;
в) фармакотерапию, направленную на возмещение недостатка вырабатываемых в организме биологически активных веществ;
г) фармакотерапию, направленную на предупреждение заболевания.
96. Что Вы понимаете под термином симптоматическая фармакотерапия:
а) фармакотерапию, направленную на возмещение недостатка вырабатываемых в организме биологически активных веществ;
б) фармакотерапию, направленную на устранение симптомов заболевания;
в) фармакотерапию, направленную на устранение причины, вызвавшей заболевание;
г) фармакотерапию, направленную на облегчение страданий больного.
97.Что Вы понимаете под термином профилактическое применение ЛС:
а) фармакотерапию, направленную на возмещение недостатка вырабатываемых в организме биологически активных веществ;
б) фармакотерапию, направленную на предупреждение заболевания;
в) фармакотерапию, направленную на устранение или ограничение патологического процесса;
г) фармакотерапию, направленную на устранение симптомов заболевания.
98. Что Вы понимаете под термином паллиативная фармакотерапия:
а) фармакотерапию, направленную на устранение причины, вызвавшей заболевание;
б) фармакотерапию, направленную на возмещение недостатка вырабатываемых в организме биологически активных веществ;
в) фармакотерапию, направленную на предупреждение заболевания;
г) фармакотерапию, направленную на облегчение страданий больного.
99. Что изучает фармакодинамика:
а) особенности выведения ЛС;
б) механизмы действия ЛС;
в) особенности всасывания ЛС;
г) особенности распределения ЛС.
100. Назовите реакцию организма на ЛС, реализующуюся на уровне отдельного органа:
а) специфическая;
б) системная;
в) органоспецифическая;
г) местная.
101. Что Вы понимаете под термином резорбтивное действие ЛС:
а) фармакологический эффект, реализующийся после попадания ЛС в циркуляторное русло (в кровь);
б) фармакологический эффект, реализующийся на месте введения ЛС.
102. Что вы понимаете под терапевтическим (главным) действием ЛС:
а) действие на организм больного;
б) действие, благодаря которому достигается терапевтический эффект.
103. Как называются ЛС, угнетающие активность ферментов:
а) индукторы ферментов;
б) ингибиторы ферментов;
в) биокорректоры ферментов.
104. Что Вы понимаете под термином медиатор:
а) лекарственное средство, взаимодействующее с рецептором;
б) эндогенное (вырабатываемое в организме) биологически активное вещество, взаимодействующее с рецептором;
в) эндогенное биологически активное вещество, в результате взаимодействия которого с рецептором изменяется функциональная активность клетки.
105. Какие ЛС называются агонистами рецепторов:
а) препятствующие взаимодействию с рецептором медиатора и/или других ЛС;
б) действующие на рецептор подобно медиатору;
в) вызывающие структурную перестройку рецептора.
106. Какие ЛС называются антагонистами рецепторов:
а) препятствующие взаимодействию с рецептором медиатора и/или других ЛС;
б) действующие на рецептор подобно медиатору;
в) вызывающие структурную перестройку рецептора.
107. Какие ЛС относятся к неселективным антагонистам рецепторов:
а) стимулирующие все типы рецепторов;
б) стимулирующие только мембранные рецепторы;
в) блокирующие все рецепторы;
г) стимулирующие только рецепторы определенного типа (включая все их подтипы).
108. Какие ЛС относят к селективным антагонистам рецепторов:
а) блокирующие все типы рецепторов;
б) блокирующие только цитозольные рецепторы;
в) блокирующие только определенный подтип какого – либо типа рецепторов.
109. Что изучает фармакокинетика:
а) механизм действия ЛС;
б) закономерности поглощения, распределения. превращения и выведения ЛС;
в) особенности взаимодействия ЛС с рецепторами;
г) взаимосвязь между химической структурой и биологической активностью биологически активных веществ.
110. Какие пути введения ЛС относятся к энтеральным:
а) все, минующие ЖКТ;
б) все пути введения через ЖКТ;
в) только через рот (per os).
111. Какие пути введения ЛС относятся к парентеральным:
а) только в/в;
б) все, проходящие через ЖКТ;
в) все, минующие ЖКТ.
112. Что Вы понимаете под термином пресистемная элиминация:
а) скорость выведения ЛС;
б) потерю части ЛС при первом прохождении через печень;
в) скорость всасывания ЛС.
113. При каких способах введения ЛС не подвергаются пресистемной элиминации:
а) ректальном;
б) сублингвальном;
в) внутривенном;
г) внутрь (per os)
114. При каких способах ведения ЛС подвергаются пресистемной элиминации:
а) через рот;
б) трансдермальном;
в) инъекционных.
115. При помощи каких механизмов осуществляется абсорбция ЛС по градиенту концентрации:
а) пассивной диффузии;
б) облегченной диффузии;
в) активного транспорта;
г) пиноцитоза.
116. При помощи каких механизмов осуществляется абсорбция ЛС против градиента концентрации:
а) пассивной диффузии;
б) облегченной диффузии;
в) активного транспорта;
г) пиноцитоза.
117. В каком органе происходит микросомальная биотрансформация ЛС:
а) в легких;
б) в почках;
в) в печени.
118. Какие основные цели преследует назначение комбинированной фармакотерапии:
а) повышение эффективности лечения;
б) уменьшение токсичности ЛС за счет назначения его в меньших дозах;
в) предупреждение и коррекция побочных эффектов ЛС;
г) все ответы правильные.
119. Что Вы понимаете под термином синергизм:
а) уменьшение фармакологического действия комбинируемых ЛС;
б) усиление фармакологического действия комбинируемых ЛС;
в) изменение фармакологического действия комбинируемых ЛС.
120. Что Вы понимаете под термином потенцирование эффектов ЛС:
а) вид синергизма, при котором происходит суммация фармакологических эффектов ЛС;
б) вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект комбинируемых ЛС выше арифметической суммы их фармакологических эффектов;
в) вид синергизма, при котором суммарный фармакологический эффект выше, чем эффект каждого отдельно взятого ЛС, который, однако, не достигает по интенсивности арифметической суммы их эффектов.
121. Что такое фармацевтического взаимодействие:
а) взаимодействие ЛС на уровне их метаболизма;
б) взаимодействие ЛС, в основе которого лежит их физико-химическое взаимодействие;
в) взаимодействие ЛС на мембране клеток-мишеней.
122. Как называется вид взаимодействия ЛС, происходящий на уровне рецептора:
а) фармацевтическое;
б) фармакодинамическое;
в) физиологическое;
г) фармакокинетическое.
123. Как влияет уменьшение моторики желудка на всасывание ЛС:
а) увеличивает;
б) уменьшает;
в) не влияет.
124. Какие из перечисленных факторов не влияют на скорость всасывания ЛС в ЖКТ:
а) изменение кровоснабжения ЖКТ;
б) взаимодействие с пищей;
в) изменение моторики ЖКТ;
г) изменение метаболизма ЛС в печени;
д) особенность связывания ЛС с белками плазмы крови.
125. Как влияет улучшение реологических свойств крови на распределение ЛС:
а) улучшает распределение;
б) ухудшает распределение;
в) не влияет.
126. Как влияют индукторы метаболизма ЛС на метаболизм в печени одновременно принимаемых ЛС:
а) ускоряют их метаболизм;
б) замедляют их метаболизм;
в) не влияют.
127. Какое из нижеперечисленных ЛС относится к индукторам метаболизма:
а) фуросемид;
б) циметидин;
в) фенобарбитал;
г) нитроглицерин.
128. Как влияют ингибиторы метаболизма на метаболизм в печени одновременно принимаемых ЛС:
а) замедляют их метаболизм;
б) ускоряют их метаболизм;
в) не влияют.
Вопросы, оцениваемые в 3 балла.
Инструкция : каждый тест состоит из двух утверждений и союза потому что. Определите верно или не верно каждое из этих утверждений по отдельности и, далее, верна ли причинная зависимость между ними по кодам :
Утверждение 1 |
Утверждение 2 |
Связь |
Ответ |
Верно |
Верно |
Есть |
А |
Верно |
Верно |
Нет |
Б |
Верно |
Неверно |
Нет |
В |
Неверно |
Верно |
Нет |
Г |
Неверно |
Неверно |
Нет |
Д |
129.Эпенифрин комбинируют с местными анестетиками, ПОТОМУ ЧТО эпенефрин повышает возбудимость и проводимость миокарда.
130. При комбинированном применении атропина и ацекледина возникает синергизм, ПОТОМУ ЧТО атропин и ацеклидин оказывают одинаковое воздействие на М-холинорецепторы.
131. Нафазолин используется как антиконгестант, ПОТОМУ ЧТО нафазолин уменьшает отечность, гиперемию, экссудацию слизистых оболочек и облегчает носовое дыхание при ринитах.
132. Дипиридамол оказывает тромболитическое действие, ПОТОМУ ЧТО дипиридамол тормозит агрегацию томбоцитов.
133. Эфедрин применяют при энурезе, ПОТОМУ ЧТО эфедрин суживает сосуды и уменьшает воспаление.
134. Стрептокиназа обладает фибринолитической активностью, ПОТОМУ ЧТО стрептокиназа, воздействуя с плазминогеном крови, растворяет нити фибрина.
135. Осмотические диуретики применяют при отеках мозга и легких, ПОТОМУ ЧТО осмотические диуретики угнетают фермент карбоангидразу.
136. Синтетические гипогликемические средства применяют для лечения несахарного диабета, ПОТОМУ ЧТО синтетические гипогликемические средства стимулируют глюконеогенез в печени.
137. Даназол применяют при заболеваниях: эндометриоз, мастопатия, гинекомастия, ПОТОМУ ЧТО даназол подавляет синтез и высвобождение фолликулостимулирующего и лютеинезирующего гормонов гипофиза.
138. Инсулин представляет собой основное специфическое средство для лечения сахарного диабета, ПОТОМУ ЧТО инсулин стимулирует бета-клетки поджелудочной железы.
139. Пилобакт применяют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, ПОТОМУ ЧТО при длительном применении препарата пилобакт возникает анорексия.
140. Форлакс вызывает послабляющий эффект, ПОТОМУ ЧТО форлакс раздражает механорецепторы за счет увеличения массы химуса.
141. При недостаточной секреции желез желудка назначают панкреатин, ПОТОМУ ЧТО панкреатин восполняет дефицит ферментов и улучшает переваривание пищи.
142. Леводопу применяют при экстрапирамидных нарушениях, вызванных применением нейролептика, ПОТОМУ ЧТО леводопа понижает содержание дофамина в нейронах черной субстанции экстрапирамидной системы.
143. Седативные средства применяют для лечения психозов, ПОТОМУ ЧТО седативные средства усиливают процессы торможения в ЦНС.
144. Элеутерококка экстракт жидкий относят к адаптогенам, ПОТОМУ ЧТО элеутерококка экстракт жидкий повышает выносливость организма при переутомлениях, сниженной работоспособности и повышенных физических нагрузках.
145. При индукции микросомальных ферментов печени отмечается снижение фармакологического эффекта ЛВ, ПОТОМУ ЧТО при индукции ферментов происходит усиление синтеза и повышение их активности.
146. Потенцирование развивается при однонаправленном действии ЛВ, ПОТОМУ ЧТО все ЛВ взаимодействуют с одним и тем же рецептором.
147. Интервал доз от пороговой до максимальной терапевтической называется терапевтической широтой действия, ПОТОМУ ЧТО терапевтическая широта действия обеспечивает эффективность и безопасность применения ЛВ.
148. Этиотропное лечение применяют в случаях, когда неэффективно патогенетическое, ПОТОМУ ЧТО этиотропное лечение направлено на устранение причин заболевания.
149. Во время беременности при ем ЛВ, обладающих тератогенным действием опасно, ПОТОМУ ЧТО тератогенное действие вызывает уродство плода.
150. При ректальном введении ЛВ терапевтический эффект развивается быстро, ПОТОМУ ЧТО ректальное введение ЛВ относится к энтеральному.
Приложение 2.
Бланк ответов.
Олимпиада по фармакологии |
|
|||
|
|
|
|
|
"Сила врачевания в знании фармакологии" |
||||
|
|
|
|
|
Выполнил студент: |
|
|
|
|
Группы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
31 |
61 |
91 |
121 |
2 |
32 |
62 |
92 |
122 |
3 |
33 |
63 |
93 |
123 |
4 |
34 |
64 |
94 |
124 |
5 |
35 |
65 |
95 |
125 |
6 |
36 |
66 |
96 |
126 |
7 |
37 |
67 |
97 |
127 |
8 |
38 |
68 |
98 |
128 |
9 |
39 |
69 |
99 |
129 |
10 |
40 |
70 |
100 |
130 |
11 |
41 |
71 |
101 |
131 |
12 |
42 |
72 |
102 |
132 |
13 |
43 |
73 |
103 |
133 |
14 |
44 |
74 |
104 |
134 |
15 |
45 |
75 |
105 |
135 |
16 |
46 |
76 |
106 |
136 |
17 |
47 |
77 |
107 |
137 |
18 |
48 |
78 |
108 |
138 |
19 |
49 |
79 |
109 |
139 |
20 |
50 |
80 |
110 |
140 |
21 |
51 |
81 |
111 |
141 |
22 |
52 |
82 |
112 |
142 |
23 |
53 |
83 |
113 |
143 |
24 |
54 |
84 |
114 |
144 |
25 |
55 |
85 |
115 |
145 |
26 |
56 |
86 |
116 |
146 |
27 |
57 |
87 |
117 |
147 |
28 |
58 |
88 |
118 |
148 |
29 |
59 |
89 |
119 |
149 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
Приложение 3.
Эталоны ответов.
Эталоны ответов на вопросы олимпиады по фармакологии |
||||
"Сила врачевания в знании фармакологии" |
||||
1-в |
31-а |
61-а |
91-б |
121-б |
2-а |
32-в |
62-в |
92-а |
122-б |
3-б |
33-б |
63-а |
93-в |
123-а |
4-в |
34-в |
64-б |
94-б |
124-г,д |
5-б |
35-а |
65-б |
95-в |
125-а |
6-а |
36-б |
66-в |
96-б |
126-а |
7-б |
37-в |
67-а |
97-б |
127-в |
8-а |
38-а |
68-б |
98-г |
128-а |
9-в |
39-б |
69-а |
99-б |
129-верно, верно, нет-б |
10-б |
40-в |
70-в |
100-в |
130-нет, нет, нет - д |
11-в |
41-а |
71-б |
101-а |
131-да, да, да-а |
12-а |
42-г |
72-в |
102-б |
132-нет, верно, нет-г |
13-б |
43-в |
73-а |
103-б |
133-верно, нет, нет-в |
14-в |
44-б |
74-б |
104-б |
134-верно, верно, есть-а |
15-а |
45-а |
75-а |
105-б |
135- верно, нет, нет-в |
16-б |
46-г |
76-в |
106-а |
136- нет, нет, нет-д |
17-в |
47-а |
77-а |
107-в |
137-да, да, есть-а |
18-а |
48-б |
78-в |
108-в |
138-верно, нет, нет-в |
19-б |
49-г |
79-б |
109-б |
139- верно, нет, нет-в |
20-в |
50-в |
80-в |
110-б |
140-верно, верно, есть-а |
21-г |
51-в |
81-б |
111-в |
141-верно, верно, есть-а |
22-а |
52-а |
82-а |
112-б |
142-верно, нет, нет-в |
23-в |
53-б |
83-в |
113-б,в |
143-верно, верно, есть-а |
24-б |
54-д |
84-а |
114-а |
144-верно, верно, есть-а |
25-а |
55-б |
85-б |
115-а |
145-верно, нет, нет-в |
26-в |
56-г |
86-б |
116-в |
146-верно, верно, есть-а |
27-а |
57-в |
87-а |
117-в |
147-верно,верно, нет-б |
28-б |
58-а |
88-в |
118-г |
148-верно, верно, есть-а |
29-б |
59-б |
89-в |
119-б |
149-верно, верно, есть-а |
30-г |
60-в |
90-б |
120-б |
150-верно, верно, нет-б |
Приложение 4.
Список афоризмов.
1. Optimummedicamentumquiesest. – «Наилучшее лекарство – покой» (Цельс).
2. Medicamente, non medicamentis. – « Лечиумом, анелекарствами».
3. Medicamentaheroic in manuimperitisunt, utgladius in dextramanufuriosi. – «Сильнодействующеесредствоврукенеопытного, какмечвправойрукебезумца».
4. Medicamentumsane omne id dicimus, quod naturamhominisalterat. – «Поистинелекарствоммыназываемто, чтоизменяетприродучеловека». (Гален)
5. Quae medicamentanon sanat, ferrumsanat, quae ferrum non sanat, ignissanat; quae veroignis non sanatinsanabilisreputareopportet.-« Что не излечивает лекарство, излечивает железо ( хирургический нож), что не излечивает железо, исцеляет огонь ( т.е. прижигание), что не излечивает даже огонь, то нужно считать неизлечимым».(Гиппократ)
6. Medicamentaheroicinmanuimperitisunt, utgladiusindextramanufuriosi. - «Сильнодействующее лекарство в руке неопытного, как меч в правой руке безумного»
7.Nihilaequesanitatemimpedit, quamremediorumcrebramutation. – «Ничто так не вредит здоровью, как частая смена лекарств». (Сенека)
8 Morbinoneloquentia, sedremediiscurantur. – «Болезни лечатся не красноречием, а лекарствами».
9. Contra vim mortis non estmedicamen in hortis. – «Противсилысмертинетлекарствавсадах».
10. Ancepsremediummeliusquamnullum. – «Сомнительное лекарство лучше, чем никакое».
11. Deestremediilocus, ubi, quaevitiafuerunt, moresfiunt. – «Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем».
12.Medcamentaagiunttardiusquammorbid. – «Лекарство действует медленнее, чем болезни».
13.Desperatimorbidrequiruntdesperatemedicamenta. – «Безнадежные болезни требуют безнадежных лекарств» (Тацит Публий Корнелий).
14. Aliamedicamentapericulosiusipsosmorbossunt. – «Иные лекарства их болезней» (Сенека).
15. Similiasimilibuscurantur. – Похожее лечит.
Приложение 4.
Образец оформления афоризма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.