Методическая разработка обучающего изложения "Ёлочка" , 3 класс

  • docx
  • 09.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык.docx

 

Тема

Обучающее изложение «Ёлочка»

 

Цели урока

Обучающаяпродолжить работу над умением писать изложение по составленному плану.

Развивающая: развивать умение анализировать текст, продолжить формирование орфографических навыков.

Воспитывающая: развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению.

 

Компетентности

Коммуникативная, творческая, самостоятельная

 

Форма урока

комбинированный

 

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

 

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке  под  руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование

к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая,

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она сложна, но без неё –

Плохое было бы житьё!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

Работа
по учебнику
с. 20–21

– Сегодня урок по развитию речи.

– На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.

ТЕМА   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).

      Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».

– Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».

– Что было не ясно при чтении памятки?

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

 

 

 

 

 

Работа по теме урока

Работа над текстом изложения.

Чтение текста про себя.

– Внимательно прочитайте текст про себя.

– Кто автор текста? (Н. Сладков.)

– Какую  картину  вы  представили,  читая  текст?  (Высказывания учащихся.)

– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

– Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?

Определение темы и главной мысли текста.

– О чем текст? (О ёлочке.)

– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

– Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.)

– Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)

– Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)

- Найдите элементы описания.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b085d8cce577f7f51136bbec8fd5e338&n=24       https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=85b373307b9a5200600ca9a6b38a4bb5&n=24  https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=d5b98035087ba27bf60dcc8183918331&n=33&h=190&w=143

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=978b33c343c02964839a627c744d0efb&n=33&h=190&w=281

Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.

а) Чтение первой части, определение темы.

– Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)

– Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)

– Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)

– Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)

– Чему она удивилась?

Читают текст, отвечают на вопросы.

 

– Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)

– Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)

б) Чтение второго абзаца, определение темы.

– С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.

– Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)

– Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)

в) Чтение третьего абзаца, определение темы.

– Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)

– Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)

– Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)

– Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)

– Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)

Структура текста.

– Сколько частей в тексте? (Три части.)

– О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

– О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

– Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

Пересказ текста.

– Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)

– А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

– О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)

– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

– Соответствует ли содержание рассказа теме?

– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.

Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.

Письменное изложение текста.

– Закройте учебники. Запишите текст.

 Самопроверка.

Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.

Чтение записанного текста.

 

Рефлексия

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что писали? (Изложение текста.)

– Как готовились к написанию изложения?

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы