|
Тема |
Обучающее изложение «Ёлочка» |
||
|
Цели урока |
Обучающая: продолжить работу над умением писать изложение по составленному плану. Развивающая: развивать умение анализировать текст, продолжить формирование орфографических навыков. Воспитывающая: развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению. |
||
|
Компетентности |
Коммуникативная, творческая, самостоятельная |
||
|
Форма урока |
комбинированный |
||
|
Тип урока |
Урок «открытия нового знания» |
||
|
Универсальные
|
Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия. Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства. |
||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Мотивирование к учебной |
Грамматика, грамматика, Наука очень строгая, Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я. Она сложна, но без неё – Плохое было бы житьё! |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
|
||
Постановка учебной задачи
Работа |
– Сегодня урок по развитию речи. – На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце. ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52). Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению». – Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению». – Что было не ясно при чтении памятки? |
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем
|
||
Работа по теме урока |
Работа над текстом изложения. Чтение текста про себя. – Внимательно прочитайте текст про себя. – Кто автор текста? (Н. Сладков.) – Какую картину вы представили, читая текст? (Высказывания учащихся.) – Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.) – Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста? Определение темы и главной мысли текста. – О чем текст? (О ёлочке.) – Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.) – Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.) – Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.) – Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.) - Найдите элементы описания.
Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана. а) Чтение первой части, определение темы. – Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.) – Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.) – Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.) – Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.) – Чему она удивилась? |
Читают текст, отвечают на вопросы. |
||
|
– Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.) – Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.) б) Чтение второго абзаца, определение темы. – С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста. – Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.) – Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.) в) Чтение третьего абзаца, определение темы. – Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.) – Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.) – Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.) – Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».) – Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.) Структура текста. – Сколько частей в тексте? (Три части.) – О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.) – О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.) – Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.) Пересказ текста. – Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.) – Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.) – А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.) – Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.) – О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.) – Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.) – Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.) – Соответствует ли содержание рассказа теме? – Сколько частей получилось в рассказе? (3.) Орфографическая подготовка. Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые. Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом. Письменное изложение текста. – Закройте учебники. Запишите текст. Самопроверка. Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного. Чтение записанного текста. |
|
||
Рефлексия |
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.) – Что писали? (Изложение текста.) – Как готовились к написанию изложения? – Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке? |
Отвечают на вопросы |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.