Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Организация перевозок грузов и пассажиров в АТП»
2020
Цели занятия:
1. Ознакомить обучающихся с основами организации перевозок грузов и пассажиров, довести особенности перевозки различных видов грузов.
2. Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.
3. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.
Время: 2 часа
Место: кабинет по устройству и эксплуатации АТТ
Учебно - материальное обеспечение:
Плакаты: « Газораспределительный механизм автомобиля ЗиЛ-131 », «Газораспределительный механизм автомобиля КамАЗ-4310»,детали газораспределительного механизма.
Распределение времени занятия:
Вступительная часть 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;
Учебные вопросы занятия:
1. Централизованные перевозки – основной метод использования автомобильного транспорта. 25 мин;
2. Специализированный подвижной состав25 мин;
3. Способы использования грузовых автомобилей20 мин;
Заключение 5мин.
Содержание занятия
Вступительная часть
– принять рапорт дежурного по группе;
– проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
– ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
– провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.
– при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить роли и месту автомобильного транспорта в войсках общее устройство и работа механизма газораспределения двигателей Зил-131 и КамАЗ-740
_ при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание обучающихся на фазы газораспределения. Необходимость тепловых зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел
– при изучении третьего вопроса особое внимание следует уделить назначению, характерные неисправности КШМ и механизма газораспределения, их признаки, причины и способы обнаружения и устраненияузлов, механизмов и систем,
подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
Учебный вопрос № 1
Централизованные перевозки – основной метод использования автомобильного транспорта.
Виды перевозок
Автомобильный транспорт представляет собой совокупность средств сообщения, путей сообщения и сооружений.
Средства сообщения, или подвижной состав,— это автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы транспортного назначения, предназначенные для перевозки грузов и пасса-жиров.
Пути сообщения — это автомобильные дороги.
К сооружениям автомобильного транспорта относятся автотранспортные предприятия (АТП), гаражи, станции технического обслуживания (СТО), ремонтные мас-терские и авторемонтные заводы (АРЗ), погрузочно-разгрузочные пункты, грузовые и пассажирские станции, автовокзалы, автозаправочные станции (АЗС).
На долю автомобильного транс-порта приходится 4/Б объема пере-возок, выполняемого всеми видами транспорта (включая автомобильный) .
Производственный процесс на автомобильном транспорте, заключающейся в перемещении грузов и пассажиров подвижным составом, называется автомобильными перевозками. Существует два вида автомобильных перевозок: грузовые и пассажирские.
Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:
отраслевому — перевозки грузов промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и общественного питания, коммунального хозяйства, почтовые перевозки, перевозки грузов населения;
размеру партии грузов — массовые (перевозки большого объема однородных грузов) и перевозки мелких партий (перевозки небольших партий грузов разнообразной номенклатуры);
территориальному — технологические, городские, пригородные, внутрирайонные и межрайонные, междугородные, межреспубликанские, международные перевозки.
Технологические перевозки — это перевозки, выполняемые внутри предприятий или по территории строительных площадок. Городские — это перевозки грузов на небольшие расстояния в пределах города. Пригородные перевозки — это перевозки, осуществляемые за пределы города, на расстояние до 50 км включительно. Внутрирайонные и межрайонные — перевозки по территории административных и экономических районов или между соседними районами. Междугородные — это перевозки, осуществляемые на расстояние свыше 50 км, между отдельными городами и экономическими района межреспубликанские — это перевозки по территории двух и более республик. Международные — это перевозки за пределы РФ или осуществляемые из-за рубежа;
времени освоения — постоянные, сезонные и временные. Постоянные — это такие перевозки, которые осуществляются на протяжении всего года. Сезонные — это перевозки, периодически повторяющиеся в определенное время года. Временные — это перевозки грузов эпизодического характера.
Пассажирские автомобильные перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями.
Автобусные перевозки пассажиров в основном выполняются по маршрутам, подразделяющимся так же, как и грузовые перевозки, на городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские.
Кроме того, среди пригородных и междугородных маршрутов выделяются сельские автобусные маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями и т. д.
Кроме перечисленных видов перевозок, автомобильный транспорт осуществляет и специфические виды перевозок пассажиров. Для них используются не только автобусы общего пользования, но и автобусы ведомственной принадлежности. К таким видам перевозок можно отнести:
туристско-экскурсионные, выполняемые либо по фиксированным (сложившимся) туристическим маршрутам, либо по разовым заказам;
перевозки учащихся (преимущественно в сельской местности), выполняемые автобусами, принадлежащими школам, колхозам и совхозам или привлекаемые из АТП общего пользования;
служебные и вахтовые, выполняемые обычно ведомственными автобусами и служащие для доставки рабочих и служащих определённого предприятия от места жительства до места работы и обратно в соответствии с режимом их работы.
Легковые автомобили используются в виде автомобилей такси, служебных, прокатных и автомобилей индивидуального пользования.
Типы автотранспортных предприятий
Предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.
Автотранспортные предприятия осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а также все производственные функции по техническому обслуживанию, ремонту, хранению и снабжению подвижного состава.
По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские (легковые и автобусные), смешанные и специальные (скорой медицинской помощи, пожарные, коммунального обслуживания и т. п.).
По организации производственной деятельности АТП подразделяются на: комплексные, осуществляющие транспортную работу, все виды технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и хранение подвижного состава; кооперированные, деятельность которых осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также централизации (частичной или полной) работ ТО и ТР. Такие кооперированные предприятия — автокомбинаты на 700 - 1600 единиц подвижного состава-- состоят из основного предприятия и нескольких филиалов (на 150—200 единиц и более), расположенных на других территориях,—в районе обслуживания перевозками.
На основном предприятии выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания, диагностирование и текущий ремонт (ТР) всего подвижного состава, а также все виды технического обслуживания (ТО), ТР и хранение той части подвижного состава, который базируется на основном предприятии. В филиалах, помимо хранения подвижного состава, выполняются техническое обслуживание в объеме ежедневного технического обслуживания (ЕО), первого технического обслуживания (ТО-1) и несложный текущий ремонт.
Размещение подобных кооперированных предприятий с филиалами способствуют приближению подвижного состава к потребителям, сокращению нулевых пробегов, а также ликвидации малоэффективных мелких предприятий.
Станции технического обслуживания предназначены обслуживания автомобилей индивидуальных владельцев, выполнения отдельных работ и всего объема (по видам) ТО и ремонта автомобилей, а также снабжения их запасными частями, принадлежностями и эксплуатационными материалами.
Они подразделяются на городские и придорожные.
Гаражи – стоянки (ГС) являются предприятиями для хранения автомобилей. Иногда на них выполняют техническое обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев. К этому типу предприятий относятся автогостиницы (мотели) и кемпинги — гаражи-стоянки для временного хранения автомобилей туристов.
Пассажирские автостанции и автовокзалы предназначены для обслуживания междугородных и межрайонных автобусных и таксомоторных сообщений. Автостанции сооружают в городах, населенных пунктах, а также на отдельных участках дорог с относительно малой интенсивностью движения автобусов. Автовокзалы, как правило, сооружаются в крупных городах, где концентрируются конечные пункты междугородных автобусных сообщений.
Автовокзал представляет собой комплекс сооружений, обеспечивающих обслуживание пассажиров и автобусных бригад. Для пассажиров устраивают посадочные площадки, залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, буфеты, гостиницы, рестораны, комнаты матери и ребенка и другие бытовые помещения. Для автобусных бригад предусматривают комнаты отдыха и служебные помещения. На автовокзалах обслуживают и транзитных пассажиров по смешанным перевозкам (автобусы — железная дорога — водный транспорт). Автовокзалы делятся на классы в зависимости от их пропускной способности.
Грузовые автостанции предназначаются для сбора, хранения, комплектования и экспедирования грузов. Размер станций определяется грузооборотом и вместимостью складов.
Автозаправочные станции являются предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, преимущественно топливом, а также маслами, консистентными смазками, антифризом, водой и иногда воздухом для шин.
АЗС подразделяют на городские и придорожные. Обычно АЗС специализируются по роду топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные.
Авторемонтные предприятия являются также специализированными предприятиями, производящими ремонт (восстановление) автомобилей и агрегатов. К, ним относятся авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы, авторемонтные мастерские, шиноремонтные мастерские или заводы, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цеха. Специализированные цеха и мастерские выполняют ремонт узлов и механизмов автомобиля, а также окрасочные, кузовные и другие работы, обслуживая авто- эксплуатационные предприятия в централизованном порядке.
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
Классификация грузов
Классификация грузов отражает те их свойства, которые определяют особенности их перевозки и хранения. Грузы классифицируют по виду тары, массе, размерам, способам погрузки и выгрузки, размеру отправок, по специфическим свойствам, степени опасности и условиям использования грузоподъемности автомобиля.
По виду тары грузы делят на тарные и бестарные. Тара должна соответствовать характеру груза, иметь прочность, обеспечивающую возможность применения погрузочно-разгрузочных механизмов, много-ярусной укладки и т. д.
При перевозке затаренного груза употребляется два определения массы: нетто (чистая масса самого груза) и брутто (масса груза вместе с тарой).
По массе одного грузового места грузы делятся на штучные нормальной массы (до 250 кг, а для катных грузов — бочки, катушки, кабели — до 500 кг), повышенной массы (от 250 кг, а для катных от 500 кг) и тяжеловесные (штучные неделимые массой 30 т и более). Для перевозки последних требуется разрешение ГИБДД.
По размерам грузы могут быть допускаемыми к перевозкам дорогам общего пользования и крупногабаритными, один из габаритных размеров которых превышает допустимые: по ширине 2,5 м, по высоте в транспортном положении
вместе с автомобилем 4 м, по длине со свесом за пределы заднего борта кузова 2 м. В РФ общая допустимая длина автопоезда не должна превышать 24 м.
По способам погрузки и выгрузки грузы подразделяют на штучные, сыпучие, навалочные и наливные, а по размеру отправок — на мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5 — 30 т) и массовые (более 30 т).
Размер отправок — это количество груза, представленное к единовременной его перевозке в один адрес по одному документу.
По специфическим свойствам, которые надо особо учитывать при подготовке, хранении, погрузке, перевозке и выгрузке, грузы делятся на скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор, нечистоты) и живье (скот, птица, рыба, пчелы и т.д.).
Скоропортящиеся грузы хранят и перевозят при определенной температуре. Для их хранения создают специально оборудованные помещения, а перевозят их в кузовах рефрижераторах, оборудованных холодильной установкой.
Для перевозки антисанитарных грузов предназначены автомобили, имеющие специальный кузов, а если таких автомобилей нет, то их пере-возят в специально приспособленной, прочной, хорошо закрытой таре.
По степени опасности все грузы делятся на четыре группы:
1) малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты, промышленные товары);
2) опасные по своим размерам (крупногабаритные с деталями, выступающими за основные габариты транспортных средств);
3) пылящие и горячие (цемент, минеральные удобрения, горячий асфальт, разогретый битум);
4) опасные.
В свою очередь опасные грузы в зависимости от их вредного воздействия на людей, животных, подвижной состав, строения, дороги, которое может проявиться при отступлении от строгих правил погрузочно-разгрузочных работ, перевозки и хранения, делятся на девять классов.
Погрузка, перевозка и выгрузка различных грузов регламентируются Правилами по охране труда на автомобильном транспорте.
По условиям использования грузоподъемности автомобилей грузы разделяются на четыре класса (по признаку отнесения к тарифному классу), каждый из которых включает грузы, обеспечивающие следующие коэффициенты использования грузоподъемности:
Класс груза. Коэффициент использования грузоподъемности
1 1,0
2 0,71 – 0,99
3 0,51 –0,70
4 0,41 – 0,50
Таким образом, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей зависит от класса груза, его упаковки, размеров кузова и грузоподъемности подвижного состава.
Маркировка грузов применяется при перевозке штучных грузов на дальние расстояния. Маркировкой называется нанесение специальных надписей и знаков на груз. Маркировка выполняется краской, наклеиванием бумажных ярлыков, прикреплением бирок.
При перевозке опасных грузов на них должны быть наклейки, характеризующие степень опасности.
Перевозка на одном автомобиле грузов, воспринимающих запах (продовольственные товары, крупяные изделия, мука, чай и т. д.) и распространяющие его (керосин, бензин, краски и т. п.) не допускается.
Организация перевозок грузов.
Пакетные и контейнерные перевозки грузов.
Механизация погрузочно-разгрузочных работ, а следовательно, и сокращение сроков выполнения этих операций достигаются применением поддонов и контейнеров.
До транспортировки штучные грузы пакетируют, скрепляя их (увязывая) либо укладывая на поддоны. Формирование (выкладка и увязка) пакета — операция, от которой состояние пакета (сохранение им первоначальной формы) и сохранность количества и качества грузов при погрузочно-разгрузочных операциях, перевозке и хранении. Увязанный в пакет груз для перевозки без поддона (длинномерный металл, пиломатериалы, трубы) должен быть уложен на прокладки необходимой толщины для пропуска стропов или ввода вилок погрузочно-разгрузочных механизмов.
Поддон — это небольшая площадка, приспособленная для механизированной погрузки (выгрузки), на которую укладывают груз перед погрузкой на автомобиль.применение находят контейнеры, которые по назначению подразделяются на универсальные и специализированные (с естественной или принудительной вентиляцией, изотермические, с раскрывающимися стенками или крышей).
К универсальным контейнерам относятся и эластичные контейнеры которые изготовляют из прорезиненной ткани и синтетических материалов. Они служат для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов. Их достоинства: малая масса, хорошая защита груза, значительное уменьшение объема после разгрузки.
Для широкой организации контейнерных перевозок, унификации погрузочных площадок, погрузочно-разгрузочного оборудования, деталей крепления и захвата груза производство контейнеров стандартизировано. Контейнерные перевозки особенно эффективны, когда используются автомобили-тягачи и сменные полуприцепы-контейнеровозы.
Такие перевозки называют челночными применяют на постоянных маршрутах. Они способствуют значительному повышению производительности подвижного состава. При этом методе автомобили-тягачи не простаивают во время погрузки и выгрузки прицепов (полуприцепов), а совершают движение с другими прицепами (полуприцепами). При работе по такому методу на один автомобиль-тягач должно приходиться не менее трех прицепов. При работе по этому методу необходимо, чтобы ритм погрузки-разгрузки прицепов (полуприцепов) был равен обороту автомобиля-тягача. При работе нескольких тягачей число прицепов (полуприцепов) рассчитывают исходя из равенства
интервала движения тягачей и ритмов работы погрузочных, разгрузочных и погрузочно-разгрузочных пунктов.
Централизованные перевозки являются основным видом перевозок на автомобильном транспорте РФ. При централизованных перевозках грузов АТП обеспечивает получение и экспедирование груза. Погрузку, как правило, осуществляет грузо-отправитель, а разгрузку — грузо-получатель. Это способствует улучшению обслуживания клиентуры, упрощает оформление товарно-транспортной документации, уменьшает число грузчиков и экспедиторов, обеспечивающих транспортный процесс, сокращает потребность в подвижном составе и создает возможность для механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Экспедирование грузов при централизованных перевозках, как правило, осуществляют водители, за исключением перевозок опасных и особо ценных грузов.
Экспедирование грузов включает следующие операции: прием груза на складе грузоотправителя, сопровождение его, сдачу груза грузополучателю и оформление всех товарно-транспортных документов в процессе перевозки.
Перевозки на небольшие расстояния отличаются необходимостью дополнительных организационных мер, связанных с работой водителей. Существует две схемы работы автомобилей-тягачей на большие расстояния: участковая (система тяговых плеч) и сквозная.
При участковой схеме движение каждого автомобиля про-исходит только на одном из участков, на которые разбит весь маршрут. На границах участков осуществляется перегрузка грузов с использованием при этом съемных кузовов, контейнеров и быстродействующих погрузочно-разгрузочных механизмов. Наиболее целесообразным является применение тягачей со сменными полуприцепами или прицепами, благодаря чему почти устраняются потери времени на перегрузку груза. При этом автомобиль-тягач работает постоянно на одном закрепленном участке, а полуприцеп проходит от пункта погрузки до пункта разгрузки по всему маршруту.
График движения на данном участке должен быть составлен с учетом движения автомобилей на других участках, т. е. по всему маршруту.
Если перевозки осуществляются по сквозной схеме, то автомобиль (автопоезд), доставляя груз, проходит весь маршрут от пункта погрузки до пункта разгрузки. При этом методе организации грузовых перевозок в графике движения необходимо предусмотреть время отдыха водителя.
Одним из путей повышения скорости доставки грузов является турная работа водителей, т. е. работа двух водителей, один из которых ведет автомобиль, а другой в это время отдыхает, для чего в кабине водителя должно быть предусмотрено одно спальное место.
Недостатком турной езды является длительный отрыв водителей от места жительства. Сквозная схема движения смена водителей на границах участков дороги (водитель возвращается обратно на другом автомобиле).
При таком методе сменной езды отпадает необходимость продолжительного отдыха водителя в пути, что обеспечивает повышение производительности его труда.
Анализируя существующие методы организации междугородных перевозок, можно сделать следующие выводы.
Прогрессивной является участковая схема движения, когда время перегрузок минимально, например при использовании тягачей и перецепляемых полуприцепов. Расположение грузовых станций на магистрали должно обеспечивать полный оборот автомобиля-тягача в течение рабочей смены водителя.
Учебный вопрос № 2
Специализированный подвижной состав
Перевозки различных видов груза
Перевозка строительных грузов.
К строительным грузам относят сыпучие и навалочные грузы (грунт, песок, гравий), пылящие (цемент, известь), строительные растворы (цементный раствор, жидкий бетон), стеновые материалы (кирпич, кирпичные, бетонные и шлаковые блоки, железобетонные панели для перекрытий, стеновые панели, блоккомнаты), железобетонные изделия, металлические конструкции и длинномерные грузы (фермы, трубы, балки, бревна, доски и пр.).
Появление массовых потоков таких грузов в связи с развитием индустриального метода строительства потребовало повышение эффективности их перевозок за счет создания специализированного подвижного состава и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Для перевозки цемента используют цементовозы. Их применение позволяет значительно сократить потери цемента при погрузке, транспортировке и выгрузке, а также полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции.
Строительные растворы перевозят растворовозами или автомобилями-самосвалами с корытообразными кузовами. Зимой для подогрева перевозимых растворов (бетона, асфальтобенной смеси) в пространство между двойным днищем кузова автомобиля-самосвала подают отработавшие газы двигателя.
На автомобилях с универсальной грузовой платформой кирпич можно перевозить на поддонах. На поддон кирпич укладывают в пакеты по 180 — 200 шт. («в елочку»), а при погрузке (или разгрузке) поддон с пакетом кирпича грузят в кузов или снимают с него подъемным механизмом. Бой кирпича при этом полностью исключен.
Для перевозки железобетонных конструкций, ферм, стеновых панелей и блоккомнат используют прицепы и полуприцепы. Погрузка этих деталей и их выгрузка производятся кранами с грузозахватными приспособлениями, закрепляемыми за предусмотренные для этой цели погрузочные петли. При перевозке эти детали закрепляют захватами или кассетами.
Для обеспечения безопасности движения при перевозке длинномерных и крупногабаритных грузов впереди и сзади транспортного средства в дневное время должны быть установлены сигнальные щитки, а в ночное время — фонари белого цвета впереди и красного цвета сзади. Все эти грузы перевозят на специально приспособленных автомобилях-лесовозах, металловозах, трубовозах, фермовозах и т. д., т. е. на автомобилях с одиночными прицепами-роспусками или на автомобилях-тягачах с полуприцепами.
Перевозка продовольственных товаров. В зависимости от упаковки и свойств продовольственные товары и товары широкого потребления перевозят в контейнерах, пакетах и в специализированных кузовах.
Наибольшее распространение для перевозки таких товаров получили кузова-фургоны, которые имеют специальное оборудование, обеспечивающее сохранность груза.
Продукты, предназначенные для перевозки на автомобилях-холодильниках разделяются на замороженные, охлажденные и неохлажденные мясо и рыбу перевозят, как правило, замороженными или охлажденными В охлажденном виде перевозят такие продукты, как масло, молоко, сливки, фрукты и т. д.
При эксплуатации автомобилей- холодильников необходимо периодически дезинфицировать их кузов с последующей мойкой его горячей водой и просушкой.
Молоко с колхозных и совхозных ферм доставляют на молочные заводы в цистернах и бидонах. При перевозке молока в цистернах снижаются затраты на загрузку и выгрузку тару и ее санитарную обработку. Цистерны для молоковозов изготовляют из алюминиевых сплавов вместимостью 0,9 — 20 м3. Поверхность цистерны покрывают термоизоляционным материалом и облицовывают тонким стальным листом. Цистерны должны обладать высокой термоизоляцией.
С заводов расфасованные молочные продукты перевозят в пакетах или бутылках, в контейнерах, на поддонах, в кузовах или фургонах.
Муку перевозят в мешках на обычных бортовых автомобилях и в автомобилях-муковозах. При перевозке муки в мешках происходит значительные потери муки из-за ее порчи и неполного высыпания из мешков (до 300 г муки остается в каждом мешке). Кроме того, применяемая ручная погрузка-выгрузка связана с тяжелым ручным трудом- Поэтому широко используется тарная перевозка муки в автомобилях муковозах. Загрузка в эти автомобили осуществляется через верхние люки, разгрузка — при помощи пневматической установки через шланги.
Перевозка сельскохозяйственных грузов Для перевозки зерна используют бортовые автомобили, автомобили-самосвалы и автопоезда. Высоту бортов автомобилей и прицепов увеличивают, так как зерно имеет небольшую плотность (0,4 — 0,8 т/м3). Места соединений в кузове уплотняют, а сверху кузов закрывают деревянной, металлической крышкой или брезентом.
Зерно после его очистки и просушки с токов грузят зернопогрузчиками на автомобили для отправки на элеваторы или в зернохранилище. При перевозке зерна бортовыми автомобилями выгрузка на элеваторах и в зернохранилищах осуществляется автомобилеопрокидывателями. Аналогично организуется перевозка и других сельскохозяйственных продуктов (свеклы, картофеля и т. д.).
Перевозка нефтепродуктов. Жидкие нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо) перевозят в автомобилях-цистернах, или металлических бочках. Цистерны монтируют на шасси автомобилей и прицепов (полуприцепов). Изменения, вносимые в конструкцию автомобилей заключаются в выводе трубы глушителя в сторону радиатора для пожарной безопасности и в установке коробки отбора мощности для привода насоса цистерны.
Внутри цистерны имеются специальные перегородки-волнорезы, способствующие уменьшению колебаний жидкости при движении и смягчению гидравлического удара в цистерне в момент торможения или разгона автомобиля. Этими перегородками цистерна делится на отсеки, сообщающиеся друг с другом через щели между волнорезами.
Перевозка опасных грузов. Опасные грузы перевозят только при наличии специального разрешения на эту перевозку. Водителя, которому поручена эта перевозка, инструктируют по каждому виду перевозимого опасного газа. На всех опасных грузах укрепляют цветные ярлыки, указывающие на их свойства и характер опасности (маркировка опасных грузов).
Автомобиль для перевозки опасных грузов должен быть оборудован в соответствии с характером перевозимого груза. Крепление груза должно быть надежным, исключающим его перемещение в процессе трогания с места, движения и торможения. Погрузка и выгрузка должны выполняться со всеми мерами предосторожности. Груз должен быть укрыт брезентом.
Маршрут движения автомобиля с опасным грузом выбирают наиболее спокойный (с наименьшей интенсивностью движения, наиболее ровным профилем дороги и надежными искусственными сооружениями). Скорость движения должна быть не более 30 км/ч, а интервал между автомобилями, перевозящими опасный груз колонной, — не менее 50 м (при плохой видимости и движении под уклон — 250 м).
Учебный вопрос № 3
Способы использования грузовых автомобилей.
Документация и план работы водителей
В каждом АТП, кроме годовых, квартальных и месячных планов, разрабатывают планы транспортной работы на каждые сутки. Эти планы называют сменным заданием.
Сменное задание для каждого водителя (автомобиля), бригады водителей определяет режим работы водителя (время начала и конца работы), число ездок за смену, число перевезенного груза, маршруты ездок. Составляя сменное задание, каждому водителю учитывают характер груза, расстояние перевозки и режим работы грузополучателя.
Все это позволяет планировать работу водителя с минимальным числом порожних пробегов автомобиля (пробег без груза).
Сменное задание вносится в путевой лист, который является основным первичным документом учета работы автомобиля, а также документом, удостоверяющим право водителя работать на линии.
На путевом листе должны стоять штамп, печать АТП (организации) — владельца автомобиля — и дата выдачи. В нем указывают также марку, государственный и гаражный номера автомобиля и прицепа (прицепов), фамилию и инициалы водителя, номер его водительского удостоверения, класс и табельный номер водителя.
При выезде из АТП или возврата в него в путевом листе соответствующими должностными лицами (диспетчером, механиком, заправщиком топлива, медработником) делаются отметки, удостоверяющие: возможность выезда водителя на линию (наличие водительского удостоверения, состояния здоровья); исправность автомобиля; время (по графику и фактически) выезда из АТП и возврата в него и показания спидометра; расход топлива (выдача, остаток). Водитель расписывается в путевом листе о приеме технически исправного автомобиля от механика в начале рабочего дня и при сдаче автомобиля механику в конце рабочего дня. В путевой лист могут быть вписаны фамилии и инициалы сопровождающих лиц (стажера, экспедитора, грузчика и т. п.).
На лицевой стороне путевого листа формы № 4-с перед его выдачей водителю заполняют раздел «Задание водителю», в котором указывают наименование заказчика, адрес и время прибытия к заказчику, число ездок и объем перевозок в тоннах. Если в течение дня необходимо перевезти груз от нескольких заказчиков или несколькими получателями от одного заказчика, то задание составляют на каждую ездку (группу ездок).
На оборотной стороне путевого листа по форме № 4-с грузоотправитель отмечает и заверяет подписью и печатью последовательность выполнения задания, порядковые но-мера ездок, номера товарно-транспортных накладных по каждой ездке, а по форме № 4-п заказчик записывает и заверяет своей подписью маршруты движения автомобиля во время нахождения его у заказчика.
Путевой лист по форме № 4-п имеет на лицевой и оборотной сторонах «Талон заказчика», в котором записывают номер путевого листа, наименование АТП, государственные номера автомобиля и прицепа, наименование заказчика, фамилию, инициалы и должность лица, ответственного за использование автомобиля. Заказчик отмечает и заверяет своей подписью и штампом время и показания спидометра при прибытии и убытии автомобиля и прицепа. Талон на лицевой стороне путевого листа является отрывным и после обработки его на АТП — расчета стоимости пользования автомобилем — направляется к заказчику вместе со счетом за пользование автомобилем. На оборотной стороне путевого листа отведено место для отметок о простоях автомобиля на линии.
В раздел «Результаты работы автомобиля и прицепов», размещенный на оборотной стороне путевого листа, заносят рассчитываемые на АТП данные о расходе топлива, времени в наряде, пробеге, числе ездок, перевезенных тоннах и выполненных тонно-километрах.
Товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и товаров и является документом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучатель приходует перевозимые ценности. Для АТП она является основанием для учета транспортной работы и расчетов за перевозки.
Используются два вида ТТН:
№ 1-т при перевозках грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях;
№ 2 –тм при перевозках в междугородном сообщении, выполняемых с участием грузовых автостанций.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В заголовочной части ТТН указывают дату ее выписки, наименование заказчика (плательщика, производящего оплату транспортной работы по данной ТТН), наименование АТП, марку и государственные номера автомобиля и прицепа, фамилию и инициалы водителя, номер путевого листа.
Товарный раздел заполняет грузоотправитель. Он содержит сведения о грузе, а также о лице, отпускающем груз (фамилию его и должность) .
В транспортном разделе приводятся сведения о погрузочно-разгрузочных операциях, которые оформляются соответственно грузоотправителем и грузополучателем, и прочие сведения (расстояния перевозок по группам дорог, расценки и суммы к оплате за перевозки и другие услуги, штрафы, оплаты за сверхнормативный простой и т. п.), заполняемые после сдачи путевых листов и ТТН автотранспортным предприятием.
Товарно-транспортные накладные формы № 1-т необходимо выписывать на каждую ездку не менее чем в четырех экземплярах: первый остается у отправителя, второй сдается грузополучателю, третий и четвертый поступают на АТП (третий затем прикладывают к счету за перевозку).
Товарно-транспортную накладную формы № 2-тм выписывает грузовая автостанция в пяти экземплярах.
Путевой лист для грузового автомобиля является основным первичным документом, определяющим совместно с ТТН показатели при учете работы подвижного состава и водителя, начисления заработной платы водителю, расчетах за перевозки грузов.
Выезжая на линию, водитель должен проверить общее состояние автомобиля, его комплектность и работоспособность, уделив особое внимание состоянию систем и механизмов, влияющих на безопасность движения.
В зависимости от предстоящей работы водитель, выезжая на линию, должен взять (получить) необходимый такелажный инвентарь и инструмент.
Водители автобусов, кроме вышеуказанных подготовительных работ, обязаны: при бескондукторной работе, когда водитель совмещает обязанности кондуктора, получить билетно-учетный лист, билетные рулоны, месячные и декадные проездные билеты, абонементные талоны; установить кассу-копилку и опломбировать ее; проверить состояния компостеров и звукоусиливающей установки.
К заключительным работам водителей автобусов относятся: участие в комиссии по вскрытию касс-копилок и сдаче выручки; возврат остатков билетных рулонов, месячных и декадных проездных билетов, абонементных талонов, билетно-учетного листа (документа, в котором фиксируются номера выданных и сданных билетов).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.Л. Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» издательство «Транспорт», Москва, 1998 год стр. 323- 353
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.