Методическая разработка открытого практического занятия по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на тему: «Ручная дуговая сварка стыкового соединения из низкоуглеродистой стали в вертикальном положении шва ».
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого практического занятия по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на тему: «Ручная дуговая сварка стыкового соединения из низкоуглеродистой стали в вертикальном положении шва ».

Оценка 4.8
doc
05.12.2020
Методическая разработка открытого практического занятия  по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))  на тему: «Ручная дуговая сварка стыкового соединения из   низкоуглеродистой стали в вертикальном положении шва ».
Методическая разработка практического занятия.doc

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого

практического занятия

 

по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

 

на тему: «Ручная дуговая сварка стыкового соединения из   низкоуглеродистой стали в вертикальном положении шва ».

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Разработчик:

                                                                          мастер п\о первой категории   

  Лаврентьева Ирина Остаповна

 

 

 

 

 

Балашов 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

         Методическая разработка практического занятия разработана для обучающихся II курса, на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования профессионального модуля ПМ 02    «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом»  по профессии   Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Важное место в обучении будущего специалиста по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

занимают практические занятия, во время которых обучающиеся применяют теоретические знания, вырабатывают умения и навыки профессиональной направленности. Проведение практических занятий всегда вызывает повышенный интерес у обучающихся, на таких занятиях существует реальная возможность углубить свои знания опираясь результаты своей работы.

         Методическая разработка практического занятия составлена с учетом современных педагогических технологий.

         В ходе практического занятия поддерживается высокая познавательная активность обучающихся, интерес с теме занятия, развиваются и углубляются уже имеющиеся умения и навыки, прививаются новые знания и умения.

         В современных условиях основной целью профессионального образования становится подготовка квалифицированных рабочих нового поколения с повышенным уровнем квалификации и компетенции.

         Главная цель урока: сформировать у обучающихся умение выполнять технологические приемы дуговой наплавки покрытыми электродами,  формировать способность организовывать собственную деятельность.

Занятие развивает потенциал самих обучающихся, побуждает к активному познанию, самостоятельной отработке приемов работы, к развитию логики, мышления и коммуникативных способностей, развитию способности предвидеть результаты работы и самостоятельно оценивать себя.

Главным показателем занятия стало достижение образовательных, воспитательных, развивающих целей в соответствии с требованием программы и ее содержанием.

Тип урока - урок по изучению трудовых приемов и операций.

По структуре занятие построено в виде последовательного обобщения пройденного материала по технике безопасности при подготовительных слесарных работах, изучения новых трудовых приемов с помощью технических средств обучения и показательной демонстрации мастером п/о рабочих приемов, смены и различных форм деятельности обучающихся.

При актуализации знаний проводился фронтальный опрос, результаты которого показали, что обучающиеся хорошо владеют пройденным материалом.

Актуализацию наиболее целесообразно проводить перед выполнением практической работы, т. к. выполнение работы направлено на применение знаний по теме.

Изучение новой темы включало рассмотрение технологии выполнения наплавки в вертикальном положении, её особенностей, схемы расчета режимов наплавки для вертикального положения, построения алгоритма действий и обзор часто совершаемых ошибок и получаемых при этом дефектов, а также способов их предупреждения и исправления.

Основной материал излагался в виде объяснения с наглядным применением материала при помощи мультимедиа проектора и подкрепление объяснения демонстрацией приемов и действий.

Закрепление было поведено с помощью дифференцированной самостоятельной практической работы на ученических сварочных постах в сварочной мастерской.

На практической работе идет закрепление усвоенного материала по выполнению наплавочных работ в вертикальном положении. При выполнении практической работы обучающиеся выполнили по четыре задания с последовательным нарастанием сложности.

Результативность урока высокая. Каждый обучающийся в ходе урока принял участие в обсуждении и оценивании работ товарищей. Обучающиеся оценивали друг друга по приведенным в задании критериям, выявляли недостатки, поясняли природу их возникновения и поясняли способы их исправления и предупреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие производственного обучения, 6 часов.

 

·                                 Цели занятия:

·                                 обучающая:  научить обучающихся правильно и самостоятельно производить сборку и сварку деталей стыкового соединения из   низкоуглеродистой стали в нижнем положении  сварного шва, обеспечивая провар основного металла;

·                                 развивающаяразвивать навыки самостоятельной работы, внимание, координацию движений, скорость и технику при выполнении дуговой сварки, производить подбор режима сварки и сварочных материалов;

·                                 воспитательнаявоспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к сварочному оборудованию и инструментам, формировать у обучающихся профессиональные навыки при выполнении сварки.

·                                  

Задачи:

1.                 Научить применять теоретические знания на практике по сварочным работам;

2.                 Развитие у обучающихся внимания, быстроты реакции, логического мышления, умения планировать свои действия и предвидеть конечный результат;

3.                 Привить обучающимся ответственное отношение к труду и аккуратности;

 

Тип занятия: изучение трудовых приемов и операций.

Вид занятия: комбинированный.

Методы занятия:

·                                 обучения: диалогический, показательный;

·                                 преподавания: объяснительный, инструктивный;

·                                 учения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Межпредметные связи: Предмет «Технология сварочных работ»: тема «Техника выполнения ручной дуговой сварки». Предмет «Черчение»: тема «Чтение чертежей». «Условное обозначение сварных швов и сварных соединений». Предмет «Материаловедение»: тема «Классификация сталей. Стали общего, обыкновенного качества». Предмет «Охрана труда»: тема «Организация безопасного производства электросварочных работ».

  • Межпредметные связи: МДК 02. 01 Оборудование, техника и технология электросварки, МДК.04.01. Дефекты и способы испытания сварных швов, УП 02, основы материаловедения, допуски и технические измерения; охрана труда.

·                                  

 

Формирование  знаний по профессиональным компетенциям:

ПК 2.2 Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.

ПК 2.6 Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно – техническими требованиями и требованиями охраны труда.

Формирование знаний по общим компетенциям:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Методическая цель: показать активность обучающихся в процессе проведения учебной практики.

Материально-техническое оснащение: мультимедийное оборудование, образцы, заготовки, верстаки, приспособления сварщика для сварочных и слесарных работ, электросварочные аппараты, рабочая форма, расходные материалы.

Ход занятия:   

1) Организационная часть (2мин.):

1.Проверка присутствующих обучающихся.

2.Проверка готовности к занятию (форма одежды)

2) Вводный инструктаж (45 мин.)

  • обучающиеся называют тему и цели занятия.
  • актуализация знаний  пройденного материала.

Вопросы для обучающихся:

- Что такое сварка?

- Какие действия необходимо предпринимать для подготовки металла к сварке?
- Какие действия необходимо предпринимать после проведения сварки?
- Приведите примеры конкретных изделий с указанием использования в них стыкового соединения.
        

Объяснение техники безопасности при подготовительно - сварочных и сварочных работах:

1. Анализ формы одежды, материалов и приспособлений (лишние/недостающие предметы)

2. Техника безопасности при очистке, правке, рубке металла.

3. Техника безопасности при сварочных работах;

4. Техника безопасности при опиливании металла.

3) Объяснение и показ приемов сварки стыкового соединения в вертикальном положении.

Объяснение правил безопасного поведения при сварке, требований к качеству конечного изделия; разбор особенностей произведения сварки в вертикальном положении, а так же подбора режимов сварки для подобных работ, разбор типичных ошибок при проведении сварки в вертикальном положении и наиболее распространенных дефектов сварки. 10 мин

4) Закрепление материала: составление основного алгоритма действий. 

- Почему мы подбираем силу тока на 15 - 20% меньше, чем при сварке в нижнем положении?;

- Почему следует вести формирование шва снизу вверх?;

- Почему электрод по отношению к поверхности металла следует удерживать под углом в 90 градусов?

5) Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест).   4 час. 22 мин.

Объяснение критериев оценки выполненных работ. Задания для обучающихся:

1. Подготовить детали к сварке. Притереть детали друг к другу. Наложить прихватки. Произвести сварку двух деталей встык, без дефектов сварного шва и без дефектов конструкции.

 Обходы с целью проверки:

1.      Организации рабочего места обучающегося;

2.     Соблюдения правил техники безопасности.

3.         выполнения рабочих приемов обучающихся.

4.         качества выполняемых работ обучающихся. 

6) Уборка рабочих мест.  10 мин.

1. Обучающиеся производят уборку рабочих места, сдают инструменты и свои работы.

7) Заключительный инструктаж.      15 мин.          

                 Анализ рабочего дня.

1.     Отметить работы лучших обучающихся.

2.     Отметить недостатки обучающихся.

3.     Ответить на вопросы обучающихся.

4.     Выставить оценки в журнал.

8) Рефлексия: 3 мин.

 Продолжите фразы:

- мне понравилось сегодня…
- я научился…
- мне пригодилось знание…
- мне в будущем пригодится умение…
- мне запомнилось…

 

 

 

 


 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

____________________

Примин А.А.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УП.02

ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»

Раздел 1: Выполнение ручной дуговой и плазменной сварки средней сложности и сложных, деталей аппаратов, узлов, деталей, конструкций трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей с обеспечением безопасности выполнения сварочных работ на рабочем месте  в соответствии с требованиями охраны труда

 

Тема

Тема:  «Ручная дуговая сварка стыкового соединения из низкоуглеродистой стали в нижнем положении шва»

Цель

Деятельностная: Формирование и развитие навыков самостоятельного выполнения технологических приемов дуговой наплавки покрытыми электродами,  формировать способность организовывать собственную деятельность.

Содержательная: работа с аппаратурой и материалами для дуговой наплавки, проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка обучающихся.

 Личностная: развитие самостоятельности и от­ветственности обучающегося за результаты своей и совместной деятельности 

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций будущих квалифицированных рабочих  

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 2.2 Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных металлов и сплавов.
ПК 2.6
Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно – техническими требованиями и требованиями охраны труда.

Основные понятия

Электрическая дуга, плавящийся электрод, короткое замыкание, режимы сварки для вертикального положения.

Межпредметные связи

МДК 02. 01 Оборудование, техника и технология электросварки, УП 02, основы материаловедения, допуски и технические измерения; охрана труда.

Средства обучения

Аппарат РДС трансформаторного и инверторного типов, материалы для сварки, вспомогательный инструмент сварщика

Формы урока

Индивидуальная работа, коллективная работа (при обсуждении результатов и оценивании)

Тип урока

Урок по изучению трудовых приемов и операций.

·        Структура учебной практики

Этап занятия

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

 Формируемые ОК, ПК

Организационный

этап

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют преподавателя, проверяют свои рабочие места.

ОК1 

Целеполагание и мотивация

 

Создает проблемную ситуацию (ход процесса сварки в вертикальном положении)

 

Предлагает сформировать тему и цели занятия.

Отвечают на вопросы, вносят предложения  и формулируют тему, цели и задачи  занятия.

 

Выделение существенной информации из слов мастера производственного обучения. Постановка темы урока Умение настраиваться на урок, умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Вводный инструктаж

 

Готовит обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

 

ОК 2, ОК 3

Инструктаж по технике безопасности при проведении слесарных и сварочных  работ

Проводит инструктаж по ТБ.

Отвечают на вопросы и получают за правильные ответы бонусные баллы

ОК1

Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Объясняет процесс проведения электродуговой  сварки в вертикальном положении

Усваивают полученную информацию, планируют свои действия

ОК 2

Освоение нового материала

Показ выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений определение и разъяснение приемов по выполнению операций, упражнений,

- сообщение норм времени, критериев оценок;

Ответы на вопросы, делают тренировочный прием по выполнению электродуговой сварки в вертикальном положении двух деталей встык

ОК 2

Текущий инструктаж

 

Расстановка по рабочим местам. Обходы с целью проверки:

-  организации рабочего места;

-   выполнения задания;

- индивидуальное  инструктирование;

-  закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции;

- прием   качества работы;

- оценивание;

- определение дополнительных заданий сильным обучающимся.

Выполняют задание, делают расчеты и поправки, необходимые для исходного качества наплавляемых валиков, учитывают пространственное положение.

Формирование умения объяснять выбор инструментов, режимов сварки, последовательности операций.

ПК 3.1, ОК2, ОК3

Заключительный инструктаж

Закрепление знаний, умений, навыков.

Соотношение поставленных целей и результатов деятельности, сообщение о достижении целей урока;

анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

анализ выполнения ТБ, норм времени; сообщение оценок; выставление оценок.

Анализируют выполнение работ делают выводы.

Коллективно обсуждают работы, вносят предложения по исправлению и предупреждению ошибок, оценивают свои работы и работы товарищей

 

ОК 1, ОК2, ОК3

Рефлексия

 

Я научился…..

Я проанализировал…

ОК 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Приложение 1

Технологическая карта «Дуговая сварка стыкового соединения в вертикальном положении»

№п/п

Содержание работ

Эскиз/схема

Инструменты и оборудование

Рабочий

Контрольный

1

Подбор и осмотр полученной заготовки. Очистка от пыли, грязи, окалин и др. загрязнений.

При наличии внешних дефектов формы заготовки провести правку и/или гибку металла.

http://v-profil.ru/pics/prods/prod_1027.jpg63

Ветошь, металлическая щетка; киянка, растворитель для снятия пятен масла и ржавчины.

Визуальная проверка качества очистки заготовки.

2

Изучить чертеж детали, совместить детали, сделать необходимую подгонку. Установить детали на сварочном столе в вертикальном положении.

http://www.oborudunion.ru/l2367230/images/photocat/1000x1000/1000390119.jpghttp://base.safework.ru/safework?SetPict.gif&abs=&crc=&nd=444400014&nh=0&pictid=010000002502

Чертеж/план детали прилагается в задании

Визуальный анализ чертежа

3

Подсчитать требуемое количество прихваток и отметить их положение на деталях, так чтобы в последствии не произошло перекоса деталей. Выполнить прихватки.

66http://www.oborudunion.ru/l2367230/images/photocat/1000x1000/1000390119.jpg

Заготовка металлическая, разметочный инструмент

Визуальный анализ размеченной заготовки

4

Задать пониженное напряжение электротока с учетом выбора вертикального положения наплавки и вероятного стекания жидкого наплавляемого металла. Выполнить наплавку валиков с присадочным материалом в вертикальном  положении на заготовки.

http://www.oborudunion.ru/l2367230/images/photocat/1000x1000/1000390119.jpg

Сварочный аппарат трансформаторного типа, электроды сварочные.

Визуальный анализ наплавленных валиков

5

Выполнить контроль проделанной работы, оценить качество наплавленных валиков, измерить катет валиков, оценить их положение по отношению друг к другу.

http://zao-tehnolog.ru/d/28721/d/1202736821.jpg

Готовая деталь, критерии, приведенные в задании.

Визуальный анализ качества наложенных валиков. Заготовка с наложенными валиками.

Задания на практическое занятие          Ф.И.О. обучающегося______________________________________

 

Задание: Возьмите две заготовки. Подготовьте их к сварке, произведя необходимые слесарные операции. Далее, закрепите их в тисках, так, чтобы детали были прижаты плотно друг к другу. Произведите прихватки, для закрепления заготовок в требуемом конструкционном положении. Выньте заготовку из тисков. Убедитесь, что в результате наложения прихваток не произошло смещение или перекос. Произведите сварку данного соединения.

image4141196893_html_m22e8623atipy%20svarnykh%20soedinenii_2

 

Критерии оценивания:

Для выполненного задания справедливы следующие критерии:

1) Соблюдение правильной конструкции стыкового соединения (см. схему) - 4 балла;

2) Сварочный шов не имеет ни одного дефекта - 8 баллов; Каждый дефект, будь то свищ, непровар, прожог и пр, отнимает один балл. Если одинакового дефекта два, то отнимается два балла и так далее.

3) Сварочный шов и околошовная зона тщательно очищены от шлака, окалин и брызг металла  - 4 балла;

4) Сварочный шов не имеет включений шлака внутри, а также не имеет трещин, пор, подрезов и кратера на конце - 5 баллов;

5) В течение всего занятия обучающийся соблюдал все требования техники безопасности - 4 балла.

Всего 25 баллов. (25-22б - отлично; 21-17 - хорошо; 16 - 13б - удовлетворительно; 12б - неудовлетворительно).

Для заметок мастера п/о

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Список использованной литературы:

 

1.     Наплавка металлов: учебное пособие. Лялякин В.П. Слинко Д.Б. Изд. центр «Академия» 2016 – 192 с.

2.     Восстановление деталей машин наплавкой и напылением. – учебное пособие. Сидоров А.И.  Издательство «Машиностроение» 1987 – 192 с.

3.     Интернет – ресурс: Википедия.

4.     http://www tehinfor/ru

5.     http://tool-land.ru/naplavka-metalla.php

6.     http://www.studfiles.ru/preview/1675631/

7.     http://studopedia.ru/6_112093_naplavka-oblast-primeneniya-sposobi-materiali-dlya-naplavkismb--v-.html


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ

АННОТАЦИЯ Методическая разработка практического занятия разработана для обучающихся

АННОТАЦИЯ Методическая разработка практического занятия разработана для обучающихся

ВВЕДЕНИЕ Важное место в обучении будущего специалиста по профессии

ВВЕДЕНИЕ Важное место в обучении будущего специалиста по профессии

Основной материал излагался в виде объяснения с наглядным применением материала при помощи мультимедиа проектора и подкрепление объяснения демонстрацией приемов и действий

Основной материал излагался в виде объяснения с наглядным применением материала при помощи мультимедиа проектора и подкрепление объяснения демонстрацией приемов и действий

Занятие производственного обучения, 6 часов

Занятие производственного обучения, 6 часов

ПК 2.2 Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных…

ПК 2.2 Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных деталей аппаратов, узлов, конструкций и трубопроводов из конструкционных и углеродистых сталей, чугуна, цветных…

Техника безопасности при опиливании металла

Техника безопасности при опиливании металла

- мне в будущем пригодится умение… - мне запомнилось…

- мне в будущем пригодится умение… - мне запомнилось…

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по

Формы урока Индивидуальная работа, коллективная работа (при обсуждении результатов и оценивании)

Формы урока Индивидуальная работа, коллективная работа (при обсуждении результатов и оценивании)

Заключительный инструктаж

Заключительный инструктаж

Методическая разработка открытого практического занятия по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) на тему: «Ручная дуговая сварка стыкового соединения из низкоуглеродистой стали в вертикальном положении шва ».

Методическая разработка открытого практического занятия  по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))  на тему: «Ручная дуговая сварка стыкового соединения из   низкоуглеродистой стали в вертикальном положении шва ».

Приложение 1 Технологическая карта «Дуговая сварка стыкового соединения в вертикальном положении» №п/п

Приложение 1 Технологическая карта «Дуговая сварка стыкового соединения в вертикальном положении» №п/п

Задания на практическое занятие

Задания на практическое занятие

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020