Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Предания как поэтическая автобиография народа»
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Предания как поэтическая автобиография народа»

Оценка 4.9
docx
03.12.2023
Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Предания как поэтическая автобиография народа»
plan-konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse.docx

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Предания как поэтическая автобиография народа»

Цели:

знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;

знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.

Тип урока: урок освоения нового знания

Оборудование: учебник по литературе 7 класс.

 

УУД:

Познавательные: осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные  : Формирование мотивации учения

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Формулировка  темы и целей урока

Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

·         Чему будет посвящён сегодняшний урок?

·         Тема нашего урока – предания.

·         Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?

·         Как по-другому называется УНТ?

·         Кто автор фольклора?

·         Назовите жанры фольклора.

·         Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?

·         Узнать, что такое предание.

·         Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.

·         Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.

·         Познакомиться со своеобразием языка преданий.

3. Восприятие и усвоение учебного материала. Работа по теме урока.

Предания – поэтическая автобиография народа

1.      Предание как жанр фольклорной прозы

·         Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?

Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).

Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.

·         О чём или о ком народ мог складывать предания?

Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:

·         о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;

·         об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;

·         о переходе Суворова через Альпы;

·         о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.

2.      Предание «Воцарение Ивана Грозного».

·         О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)

·         Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?

3.      Предание «Сороки-ведьмы».

·         Каким предстает перед нами Иван IV?

·         С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

·         Что хотел объяснить нам автор предания?

4.      Всё ли является правдой в преданиях?

В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.

·         Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?

·         Почему же в преданиях появляется вымысел?

5.      Предание «Петр и плотник»

·         На что в первую очередь обращает внимание сказитель?

Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.

·         Есть ли в этом предании вымысел?

Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).

4.Работа по учебнику

— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.

5.Рефлексия

·         Какие цели мы поставили в начале урока?

·         Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

·         Какое новое знание вы открыли?

6.Домашнее задание


 

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Предания как поэтическая автобиография народа»

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по теме: «Предания как поэтическая автобиография народа»

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023