Методическая разработка открытого урока по истории в 8 классе на тему: «Правители эпохи. Просвещённый век»
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого урока по истории в 8 классе на тему: «Правители эпохи. Просвещённый век»

Оценка 4.7
docx
28.06.2023
Методическая разработка открытого урока по истории в 8 классе на тему: «Правители эпохи. Просвещённый век»
План-конспект открытого урока по истории в 8 классе «Правители эпохи. Просвещённый век».docx

Открытый урок по предмету «История»

Класс: 8 «А»

Учитель:

Дата проведения:

Тема: «Правители эпохи. Просвещённый век»

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний

Форма проведения: урок-викторина

Цель урока: повторить в игровой форме изученный ранее материал по истории России и Западной Европы; вспомнить основные события и великих исторических личностей, связанных со временем Просвещения в России и во Франции, сравнив особенности развития в обеих странах

Задачи:

     развить у учащихся интерес к истории России и Западной Европы

     создать условия для проявления творческих возможностей учащихся умения работать в группе;

     развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы

Оборудование: учебник, план-конспект урока, поурочные разработки по истории, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал

Структура урока:

1.    Организационный момент

2.    Проведение викторины:

·      1 тур

·      2 тур «Своя игра»

·      3 тур «Карточная игра»

·      4 тур «Битва интеллектуалов»

3.    Формулирование ответа на проблемный вопрос

4.    Рефлексия, подведение итогов викторины

Ход урока:

1. Организационный момент

Учащимся предлагается сравнить историю конца XVIII века в России и во Франции и ответить в конце занятия на проблемный вопрос: «Почему Екатерина II не стремилась реализовывать в России идеи Просветителей, сочувствуя им?»

Урок начинается эпиграфом из мемуаров Екатерины II «Мысли, вызываемые самим ходом событий, зарождаются разом не в одной голове…». Учащимся предлагается объяснить, как данная мысль связана с темой урока.

1 тур: учащиеся делятся на две команды – командам предложено выбрать капитана и придумать название, соответствующее духу изучаемой исторической эпохи. Командой выбирается художник, который до конца урока должен изобразить герб команды, рассказать, как герб связан с названием и исторической эпохой и объяснить особенности символики выбранного герба – за это каждой справившейся команде присуждается 10 очков. 

2 тур «Своя игра»:

Перед учащимися на интерактивной доске открывается презентация, соответствующая теле-игре «Своя игра», состоящая из трёх разделов, в каждом разделе по четыре исторических вопроса. Учитель объясняет правила игры. После этого капитаны команд решают с помощью поединка «Камень-ножницы-бумага», чья команда первой будет выбирать номинацию вопроса.

Разделы:

·      «Личности в истории»

1.    10 очков: Историки до сих пор спорят о значении появления в  истории этого загадочного смутьяна, «доброго царя», крестьянского вождя, а также расхитителя собственности. Он родился в станице Зимовейской, служил хорунжим в царских войсках, обладал высоким ростом и могучим телосложением. И совершенно не говорил по-немецки  (Е.И. Пугачев)

2.    20 очков: Этот господин любил столярное дело, игру в мяч, конные прогулки, свою жену Марию и совершенно не интересовался политикой. Мария же любила балы и пышные гуляния, за что в итоге и поплатилась (Людовик XVI)

3.    30 очков: Эта «просвещённая» дама выпивала в день по 10 чашек кофе, никогда не заводила множества платьев, вставала всегда в 6 утра и вела переписку с именитыми  философами Европы

4.    40 очков: Этот господин часто писал в своих письмах высокопоставленной особе, что основа жизни любого народа – это равенство между людьми, свобода и собственность.
И вдохновил целую страну  (Вольтер)

·      «Великие сражения»

1.    10 очков: Именно это событие послужило переломным моментом в истории страны. В результате штурма крепости образовалась большая площадь, на которой в скором времени установили табличку «Здесь танцуют» (Штурм Бастилии)

2.    20 очков: Осада этой крепости была необычайно сложной, и тогда великий полководец скомандовал построить невдалеке от неё макет этой крепости в натуральную величину.  Начались длительные тренировки и поиск слабых мест в обороне. В итоге после первого штурма крепость пала (Штурм крепости Измаил)

3.    30 очков: После начала войны боевые действия быстро перешли на территорию напавшей стороны, и только ценой неимоверных усилий солдат и таланта полководца врага удалось изгнать за пределы страны. Какой полководец спас страну от неминуемой гибели? (Наполеон Бонапарт)

4.    40 очков: Чтобы не быть обнаруженными противником, у кораблей был только один выход: обогнуть континент и неожиданно напасть на флот неприятеля с тыла. В результате завязался многочасовой бой, в ходе которого неприятельский флот был полностью уничтожен (Сражение в Чесменской бухте)

·      «События эпохи»

1.    10 очков: Из-за нехватки продовольствия вооружённые женщины устремились во дворец с твёрдым намерением вернуть короля, если он им вернёт хлеб. После переговоров процессия, идущая из дворца, не могла не удивлять прохожих: охрана несла насаженный на пики хлеб, далее следовали распевающие песни женщины, а в хвосте процессии в карете ехали король с королевой (Поход женщин на Версаль)

2.    20 очков: Путешествуя по России, императрица со своим высокопоставленным спутником видела зелёные поля и цветущие сады. Особенно её впечатлили ровные красивые домики в каждом поселении вдалеке от дорог.  Императрица осталась довольна путешествием.  А её фаворит радовался тому, что авантюра так легко удалась (Путешествие в Крым/Потёмкинские деревни)

3.    30 очков: КОТ В МЕШКЕ (вопрос уходит второй команде) – кто изображён на портрете? (А.В. Суворов)

4.     40 очков: Национальным собранием был принят документ, ставший основной конституций для всех европейских стран. В нём говорилось о равенстве и свободе религиозных исповеданий. О принятии какого документа идёт речь?  (Декларация прав и свобод человека  и гражданина)

3 тур «Карточная игра»:

Капитаны выбирают по полоске бумаги, на которой написано название страны, предполагаются задания по истории России и Франции. После того, как капитаны выбрали, по какой стране работать дальше, каждая команда получает карточку с терминами и именами, относящимися к изучаемому периоду обеих стран. Необходимо найти всё, что относится к стране команды и объяснить, что означает термин/название (остальное вычеркнуть). Время на поиск – 5 минут. Итог зачитывает капитан. Команда, нашедшая максимальное количество терминов первой, получает 20 очков. Вторая команда, верно озвучившая результат, 10 очков. Термины, содержащиеся в карточках:

Наказ, Бурбоны, Потёмкин, Бастилия, Версаль, Ясский мир, Генеральные штаты, Вольтер, Ассигнации, Уложённая Комиссия

4 тур «Битва интеллектуалов»

Каждая команда получает задание придумать оригинальный вопрос для команды-оппонента по изучаемому историческому периоду. Команды совещаются, капитаны озвучивают вопросы и в том случае, если команда-оппонент не имеет ответа, озвучивают ответ сами. Каждый корректно составленный вопрос – 20 баллов, ответ на него команды-оппонента – 20 баллов, свой ответ в случае отсутствия ответа команды-оппонента – 10 баллов. Всего составляется три вопроса.

В качестве 5 тура командам предлагается составить письменный ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Вопрос выводится на интерактивную доску ещё раз - «Почему Екатерина II не стремилась реализовывать в России идеи Просветителей, сочувствуя им?». Командам предложено привести три аргументированных предположения. За каждое верное предположение команде начисляется 10 очков.

Далее капитаны команд демонстрируют нарисованные за время проведения игры гербы – каждая команда, справившаяся с заданием  и имеющая помимо герба аннотацию к нему, получает 20 очков. Если герб имеет эстетические недостатки или не имеет аннотации – 10 очков. Если герб не соответствует тематике игры – 0 очков.

5.    Рефлексия, подведение итогов викторины

Учащимся предлагается проанализировано ход урока и ответить на вопросы «Понравился ли вам урок?», «Что бы вы добавили в ход урока?», «Что бы вы изменили или убрали?», «Будем ли мы играть ещё?».

Далее учащимся предлагается подсчитать полученные очки. Участники команды, получившей больший балл, получают оценки «Отлично», участники второй команды получают оценки «Хорошо», капитаны обеих команд получают оценки «Отлично».

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок по предмету «История»

Открытый урок по предмету «История»

Командой выбирается художник, который до конца урока должен изобразить герб команды, рассказать, как герб связан с названием и исторической эпохой и объяснить особенности символики выбранного…

Командой выбирается художник, который до конца урока должен изобразить герб команды, рассказать, как герб связан с названием и исторической эпохой и объяснить особенности символики выбранного…

После начала войны боевые действия быстро перешли на территорию напавшей стороны, и только ценой неимоверных усилий солдат и таланта полководца врага удалось изгнать за пределы…

После начала войны боевые действия быстро перешли на территорию напавшей стороны, и только ценой неимоверных усилий солдат и таланта полководца врага удалось изгнать за пределы…

Наказ, Бурбоны, Потёмкин, Бастилия,

Наказ, Бурбоны, Потёмкин, Бастилия,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023