Экологическая акция как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Экологическая акция как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
Научные работы
docx
естествознание
28.06.2023
Экологическая акция как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, фантик от конфеты. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
статья в Ежегодный сборник материалов.docx

 

Экологическая акция как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Яцко Мальвина Николаевна,

Заместитель заведующего по образовательной деятельности

МОУ «Бендерский детский сад №28»

Система дошкольного образования, в связи с реализацией ГОС ДО ПМР, призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечать социальным запросам родителей. Перед каждым участником образовательного процесса в дошкольной организации стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника, способствующих формированию у дошкольников осознанно - правильного отношения к природе и себе, как ее части.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, фантик от конфеты. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний и практических навыков, эстетических переживаний. Ребенок должен научиться сопереживать живым существам: им больно, они все чувствуют, как и мы, их нельзя убивать. Мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного общего дома, в котором мы все живем.

Этому может способствовать комплексный подход к организации деятельности, который предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей и социума.

Изучая проблему формирования экологической культуры, приходим к выводу, что объективная и субъективная мотивация экологической деятельности дошкольника, его поведения и поступков, отношение к природно-социальной среде изучены еще недостаточно.

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. О необходимости ее организации Е.И. Тихеева говорила, что «каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми озеленение прилегающей территории в рамках экологической акции».

Экологические акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми при участии родителей (законных представителей).

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

 

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры.

          Применение формы экологической акции как средства формирования основ экологической культуры невозможно без проблемно-диалогической технологии.

           Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить воспитанников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией при проведении экологической акции должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск её решения.

          Постановка проблемы – это этап формулирования проблемы или вопроса для исследования.

          Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения воспитанники осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Эта технология, прежде всего, основана на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях.

         Ребенок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать, делать простейшие выводы.

           Таким образом, экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологической личности ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: он осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыками.

          Непосредственное общение с природой в условиях проведения экологической акции дает детям более яркие представления, чем книжки, и рассказы взрослых. Окружающая среда в реальном ее состоянии способствует непосредственному общению между детьми, их сплоченности, дает возможность проводить наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течении всего года. По современным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормам не допускается размещение аквариумов, животных, птиц в групповом помещении, здесь можно размещать только комнатные растения. Дошкольники не имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними, ухаживать, как раньше.

         Однако, акции дают возможность получения информации всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом. Так при проведении акции, например, «Столовая для птиц», есть возможность вживую рассмотреть птиц, которые прилетят на обед. При проведении акции «Елочка –зеленая иголочка», дети могут внимательно и детально изучить ель, особенности хвои.

         Постепенно у дошкольников формируются прочные осознанные знания о животных, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

          Следовательно, создание развивающей реальной экологической среды в рамках проведения экологических акций имеет большое значение для формирования основ экологической культуры дошкольников. У детей формируются представления, знания и умения, развиваются психологические процессы, привычки и поступки, так как созданы условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой.

            В МОУ «Бендерский детский сад №28» созданы оптимальные условия по созданию развивающей экологической среды дошкольников: экологическая комната, детская метеостанция, экологическая тропа.

     Одной из интересных форм работы с детьми по экологическому воспитанию является проведение экологических акций. Собран практический материал по формированию у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

     Разработан календарно - тематический план по проведению экологических акций в дошкольной организации, который является методическим материалом по экологическому воспитанию старших дошкольников. Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей ценить природу, мы стремимся сформировать потребность в природоохранной деятельности, а также учим детей предвидеть последствия неправильного, расточительного вмешательства человека в природу, ведущего к нарушению экологического равновесия.

    В ходе акций решаются одновременно разные задачи, а их реализация проходит через все виды детский деятельности. Проведение экологических акций способствует закреплению знаний о наблюдаемых детьми природных явлениях. Дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи растениям, животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми и т. д., а также они помогают узнать об этом детям других групп детского сада, делятся со своими родителями.

 Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников.

           Чтобы максимально мотивировать проведение акций, необходимо выбирать проблемы, вызывающие у детей познавательный интерес, эмоциональный отклик. Акции, как правило приурочены к датам, имеющим общественное значение, что оказывает сильное воспитательное воздействие на дошкольников.

Любую акцию необходимо грамотно подготовить и провести.

Алгоритм подготовки и проведения акций:

1.   Подготовительный (экологическая тревога)

На стенде вывешивается объявление о начале акции с указанием темы, цели, периода проведения, условий; готовится оборудование и материал, разрабатывается план мероприятия.

2. Познавательно - исследовательский этап (экологическая тропа):

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, НОД, бесед, чтение художественной литературы; решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности (экологическая газета, знаки, листовки):

Изготовление плакатов в защиту объектов акции; «экологическая почта» - переписка с объектами акции; изготовление листовок, выработка правил, упражнение в трудовых действиях; инсценировка произведений, досуги, праздники; выставка поделок, книг - самоделок, газет, фотовыставка.

4. Подведение итогов (итоговые мероприятия, развлечения):

Проведение итогового развлечения, определение эффективности мероприятия (среди групп, сотрудников, родителей); объявление благодарности, награждение грамотами за активное участие по завершению мероприятия.

Срок проведения: от 1 до 3 недель.

Результативность применения экологических акций:

Для детей:

- Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения.

- Имеет представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями.

- Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, владеет первоначальными обобщенными представлениями о природе.

Для педагогов:

- Понимание экологических проблем и причин, их порождающих.

- Участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.

-  Взаимодействие с детьми на основе личностно - ориентированной модели воспитания.

Для родителей:

- Повышение уровня экологической культуры и информированности взрослых.

- Налаженное взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности по экологическому воспитанию.

        Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание развивающей экологической среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.  

       Экологические акции способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, развивают экологическое сознание, мышление. Дошкольники осознают, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и зависит от наших практических действий.

 

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. М.: Воронеж: «Учитель» -2006.

2.   Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Программа развития. – М.: ТЦ Сфера. - 2004.

3.   Коробова М.В., Белоусова Р.Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – Москва «Посвящение», 2006г.

4.   Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С.Н. М., 2002.

5.   Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. -2003.

6.    Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. - 2006.


 

7.  

Экологическая акция как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическая акция как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Мы не имеем право уничтожать то, что создала природа

Мы не имеем право уничтожать то, что создала природа

Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры

Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности дошкольников на природоохранительную активность их экологической культуры

Окружающая среда в реальном ее состоянии способствует непосредственному общению между детьми, их сплоченности, дает возможность проводить наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течении всего…

Окружающая среда в реальном ее состоянии способствует непосредственному общению между детьми, их сплоченности, дает возможность проводить наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течении всего…

Одной из интересных форм работы с детьми по экологическому воспитанию является проведение экологических акций

Одной из интересных форм работы с детьми по экологическому воспитанию является проведение экологических акций

Любую акцию необходимо грамотно подготовить и провести

Любую акцию необходимо грамотно подготовить и провести

Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, владеет первоначальными обобщенными представлениями о природе

Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, владеет первоначальными обобщенными представлениями о природе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондаренко,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бондаренко,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023