Программа ВУД по русскому языку
Оценка 4.8

Программа ВУД по русскому языку

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
8 кл
28.06.2023
Программа ВУД  по русскому языку
Программа ВУД 8 русский.docx

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Трудные случаи грамматики и лексики русского языка» для 8 класса  составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

   2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ 17.12.2010 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 29.12.2014 №1644)

    3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября 2020 г. №189 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодёжи"

\

Элективный курс по русскому языку "Трудные случаи грамматики" используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 8 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации. Данный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у учащихся 8 классов средней школы.  Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, формирование практических навыков выполнения тестовых заданий ГИА. Вместе с тем курс даёт учащимся целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Программа ориентирована на изучение курса в объеме 34 часа, из расчѐта 1 час в неделю.

 

 

 

Цели и задачи курса

Цель курса:

- совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ГИА, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ГИА по русскому языку;
  • овладение основными нормами литературного языка;
  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • обучение анализу текста, его интерпретации;
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы;
  • развитие речевой культуры.

2.Планируемые результаты освоения курса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Трудные случаи грамматики и лексики» "  направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

·         осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;

·         понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

·         представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

·         увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты

·         владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;

·         владение разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

·         владение умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

·         владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

·         владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;

·         способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

·         готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

·         овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты: в результате изучения курса учащиеся должны знать:

  •  связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения

уметь:

  •  оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,   морфологии и синтаксису в практике правописания;
  •  соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.     

 

3.Содержание курса "Трудные случаи грамматики" 8 класс :

Введение (1 час)

Нормы русского языка.

Языковые нормы (2 часа)

 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы (2 часа)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (3часа)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.

 Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (3часа)

Грамматические нормы.

Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

Словообразовательные нормы (2часа)

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

Морфологические нормы (9 часов)

Морфологические нормы.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия. Звукоподражательные слова.

 Морфология. Средства связи предложений в тексте.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

 Обобщение темы "Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне".

 Синтаксические нормы (13часов)

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

Простые и сложные предложения.

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

Нормы согласования

Нормы управления.

Нормы примыкания.

Синтаксическая синонимия.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

 

4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема/раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Форма проведения занятий

1.

Введение. Нормы русского языка

1

лекция

2.

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

2

практикум

3.

Основные правила орфоэпии. Орфография, Ударение.

2

тест

4.

Лексическое и грамматическое значение слова.

1

самостоятельная работа

5.

Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова

1

лекция

6.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

1

презентация

7.

Грамматические нормы.

1

тест

8.

Грамматические нормы, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

1

проверочная работа

9.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

1

диктант

10.

Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.

1

лекция

11.

Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

1

тест

12.

Морфологические нормы.

1

диктант

13.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.

1

самостоятельная работа

14.

Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний.

1

тест

15.

Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль.

1

проверочная работа

16.

Служебные части речи.

1

самостоятельная работа

17.

Междометия. Звукоподражательные слова

1

тест

18.

Морфология. Средства связи предложений в тексте.

1

лекция

19.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

самостоятельная работа

20.

Обобщение темы "Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне".

1

практикум

21.

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1

тест

22.

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

лекция

23.

Простые и сложные предложения

1

самостоятельная работа

24.

Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма.

1

тест

25.

Нормы согласования.

1

самостоятельная работа

26.

Нормы управления.

1

лекция

27.

Нормы примыкания.

1

лекция

28.

Синтаксическая синонимия.

1

тест

29.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную.

1

диктант

30.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

тест

31.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

1

тест

32.

Обобщение по курсу.

 

проверочная работа

 

 

 

Итого:34 часа.

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «

Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «

Планируемые результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения курса

Предметные результаты: в результате изучения курса учащиеся должны знать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты,…

Предметные результаты: в результате изучения курса учащиеся должны знать: связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты,…

Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические

Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Программа ВУД по русскому языку

Программа ВУД  по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023