Методическая разработка открытого урока по литературе в 8 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра
в людях».
Л.Н.Толстой
Цель урока:
- познакомить учащихся с творчеством В. Распутина;
-учить понимать смысл поступков героя рассказа;
понимать окружающих и самого себя;
-развивать коммуникативную компетенцию, талант читателя;
- воспитывать духовность, чувство доброты у детей, толерантность.
Оборудование:
Тексты повести В.Распутина «Уроки французского», презентация, высказывания о добре и зле.
Ход урока:
1.Всупительное слово учителя:
Ребята, известному писателю В.Распутину исполняется 75 лет со дня рождения. Именно этой дате мы посвящаем свой урок «Уроки доброты» по рассказу писателя «Уроки французского». В. Г. Распутин - один из крупнейших современных писателей. В своих произведениях он проповедует вечные жизненные ценности, на которых держится мир. Рассказ появился в печати в 1973 году. Это один из лучших рассказов Распутина. Автор посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга А.Вампилова, много лет, проработавшей в школе
Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев повести Валентина Григорьевича Распутина. В. Распутин считал, что « добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила».
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли высказывание Л.Н.Толстого.
Как он связан с «Уроками доброты»? Как вы понимаете его?
Демонстрация презентации.
2.Тест на знание текста.
-Главный герой рассказа закончил 4 класса.
-В семье главного героя было двое детей.
-Мальчик похудел, потому что усиленно занимался.
-Хорошо ли учился мальчик.
-Удавался ли ему французский язык.
-Лидия Михайловна решила его научить играть в пристенок.
-Лидия Михайловна играла с мальчиком на деньги.
-Герой покупал молоко на выигранные деньги.
-Герой рассказа понимал, что учительница добрая и хочет ему помочь.
-Что прислала в посылке Лидия Михайловна.
3. Работа по тексту в группах.
-Душевный мир главного героя- мальчика (его мысли, чувства, переживания, проявления характера)
-учительница Лидия Михайловна – «человек необыкновенный»
-как автор и вы относитесь к герою рассказа.
( Учащиеся обсуждают эти вопросы, высказывают свое мнение и отвечают на вопросы).
4. Задание: озаглавить иллюстрации к рассказу «Уроки французского», расположить их в хронологической последовательности.
5. Письменный ответ на один из вопросов (творческая работа).
-А как бы вы повели себя на месте мальчика в такой сложной ситуации?
-Какие жизненные уроки преподала учительница герою рассказа?
6. Говорят: «Жизнь всему научит» Чему же научила жизнь нашего героя? Самые интересные выводы записываем в тетрадь.
7. Объяснить смысл названия рассказа и нашего урока.
Уроки, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю жизнь. Поступок учительницы «пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя»
Нравственное значение рассказа Распутина - в воспевании вечных ценностей - доброты и сострадания.
8.Домашнее задание: написать сочинение о доброте и сострадании
«Добрые люди в моей жизни».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.