Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»

Оценка 4.7
doc
31.03.2023
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»
otkrytyy_urok_3_klass.doc

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России»

Оборудование:

§  презентация к уроку;

§  компьютер, проектор, экран, ноутбук

§  Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.

§    Место урока в образовательном процессе

§  Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  М.: Просвещение, 2012г.

§  Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».

 

§  Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экономика и экология.

Тип урока по целеполаганию:

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:

1. Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии

2. Дать  учащимся представление о второй стороне экономики.

3.  Показать  отрицательное влияние экономики на  окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.

 

Задачи урока:

1.    образовательные:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

      2. развивающие:

- содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

      3. воспитательные:

 - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

 - создавать атмосферу радости от совместного труда.

 

Основные термины и понятия темы:

«Экологическая катастрофа», Экономика.  Экология.

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

-      знать об «экологической катастрофе»,

-      «экономике»

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, 

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;

 

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                                     Ход урока.

 

1 этап: Самоопределение к деятельности.

 

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1.Организация учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель:

Вы готовы начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Беритесь ребята  скорей за работу.

Проверим готовность к уроку.

 

Дети настраиваются на урок.

 

 

 

2 этап: Актуализация знаний,  целеполагание. 

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

 

Учитель: Итак, ребята, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.

 

Что такое доходы семьи?

 

Расходы семьи  это…

Что такое семейный бюджет?

 

 

Назовите отрасли промышленности:

 

 

 

 

 

Все отрасли промышленности составляют ЭКОНОМИКУ. (вывесить табличку «Экономику» на доску)

 

Повторение понятия  «экономика».

Экономика - хозяйственная деятельность общества.

Для чего нужна экономика?

Для удовлетворения потребностей человека

 

- Одна сторона  это необходимая и полезная продукция, а вторую вы назовете сами.

 

 

2.1Чтение учителем высказывания В.А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение.

  - Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?

 

 

 

 

 

 

 

 

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

                                      

-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. 

 

   Учитель: − С каким настроением вы слушали это высказывание?  Какие мысли у вас возникли при прослушивании?

 

Вывод:

- Что человек без природы не может существовать.

 

 Молодцы!

 

−Давайте смотреть дальше. 

(идёт просмотр об экологических проблемах)-3слайд

 

Учитель:−  изменилось  ли у вас настроение? Почему?

 

-Что вы увидели?

-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)

-как вредит  дым окружающий среде, людям?

-Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды?

- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

·       бутылка пластиковая;

·       пакет.

(Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет).

- Как?

- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?

(Выбросит).

- Куда  выбросит?

- Все ли люди так поступают?

- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Так какая же вторая неприятная сторона экономики?

Экологическая катастрофа (4 слайд)

Кто в этом виноват?

-Человек!

- Какая наука занимается предотвращением этого?

-Экология! (Вывесить табличку «Экология»)

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Зарплата папы, мамы, стипендия сына, пенсия бабушки и т. д.

На питание, одежду

Это доходы и расходы семьи

Добывающая, элекроэнергетика, маталлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают высказывание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 Повторение понятия  «экология».(5 слайд)

Учитель: - Что такое экология?

Экология  - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей.  «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит,  экология – это наука о нашем общем доме.

А теперь кто мне скажет, как звучит тема нашего урока? (Экономика. Экология)(14 слайд)

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе,  в воде,  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

 

Экологическая катастрофа (4 слайд)

-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. (Слайд 8)

 

 

-У нас существует проблема – какая? (нанесение вреда природе, глобальные экологические катастрофы)

Показ слаидов.11 - 15

Ребята,очень много катастроф происходит на нашей планете Земля.

Таким образом, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

-      Как  решить эту проблему (Строительство очистных сооружений, фильтры, заповедники)16,17 слайды

Что мы с вами можем сделать для

экологического благополучия нашего района.

15 слайд.

Вывод: Экономика должна быть полезной

- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

 

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка (муз.сопр. № 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют движения вслед за учителем.

 

 

4. Практический этап. (Работа по учебнику, тетрадям).

 

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   осуществлять проверку группового задания;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность слушать собеседника.

 

- А сейчас, внимание!

- Откройте учебник на странице 81 (читать), посмотрите на иллюстрацию. Представьте, что вы находитесь в этом месте.

- Что вы видите? ….. (говорят).

Д: Случилась беда.

- Какая?

Д: Экологическая катастрофа.

- Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера?

Д:  рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли.

- Да. Все верно. Открыли рабочие тетради на стр.51 и записываем ответы на задание № 1.

 (в тетрадях пишут,  во время письма похвалить “Как красиво!”).

- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать. (Слайд 16 – 22)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

5.Рефлексивно-оценочный этап.

 

 

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

 

 

1.) Подведение итогов

Игра «Экологический свет»

- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.

 

 

 

 

 

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу.  Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об  этом библиотекарю.                                                                                                                                                             

3 ситуация.

Бабушка попросила  Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома  и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

 

 

 

 

 

 

 

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

(Гибнет природа, ее нужно сохранить).

- Вспомните, какими вы были на уроке?

(Активными, внимательными).

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.

 

Домашнее задание. Слайд №23.

- Открыли дневники.

Для всех: с.81-85 (пересказ).

Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю).

Ребята, а сейчас посмотрите видеоклип «Земля наш общий дом».

 

Оценивание урока детьми с помощью смайлика.

 

Осуществляют самооценку.

 

Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!

 

Ученики выходят

 


Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»

Основные термины и понятия темы: «Экологическая катастрофа»,

Основные термины и понятия темы: «Экологическая катастрофа»,

Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, - высказывать свое предположение;

Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, - высказывать свое предположение;

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке

Повторение понятия «экономика»

Повторение понятия «экономика»

Эти слова принадлежат великому педагогу

Эти слова принадлежат великому педагогу

Все ли люди так поступают? -

Все ли люди так поступают? -

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть

Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу

Для всех: с.81-85 (пересказ).

Для всех: с.81-85 (пересказ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2023