Методическая разработка открытого урока по окружающему миру на тему: «Экономика и экология»
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России»
Оборудование:
§ презентация к уроку;
§ компьютер, проектор, экран, ноутбук
§ Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
§ Место урока в образовательном процессе
§ Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012г.
§ Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».
§ Технологическая карта изучения темы
Тема: |
Экономика и экология. |
Тип урока по целеполаганию: |
Урок первичного предъявления новых знаний. |
Цель урока: |
1. Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии 2. Дать учащимся представление о второй стороне экономики. 3. Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.
|
Задачи урока: |
1. образовательные: -создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе, -формировать представление о том, что такое экологический прогноз. 2. развивающие: - содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; - развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; 3. воспитательные: - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, - создавать атмосферу радости от совместного труда.
|
Основные термины и понятия темы: |
«Экологическая катастрофа», Экономика. Экология. |
Личностные УУД: |
-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; -принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Предметные результаты: |
- знать об «экологической катастрофе», - «экономике» - рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»; - приводить примеры; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные УУД: |
Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, - высказывать свое предположение;
Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Ход урока.
1 этап: Самоопределение к деятельности. |
||
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
||
1.Организация учащихся. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Учитель: Вы готовы начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Беритесь ребята скорей за работу. Проверим готовность к уроку.
|
Дети настраиваются на урок.
|
|
2 этап: Актуализация знаний, целеполагание. |
||
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий. |
|
|
Учитель: Итак, ребята, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.
Что такое доходы семьи?
Расходы семьи это… Что такое семейный бюджет?
Назовите отрасли промышленности:
Все отрасли промышленности составляют ЭКОНОМИКУ. (вывесить табличку «Экономику» на доску)
Повторение понятия «экономика». Экономика - хозяйственная деятельность общества. Для чего нужна экономика? Для удовлетворения потребностей человека
- Одна сторона это необходимая и полезная продукция, а вторую вы назовете сами.
2.1Чтение учителем высказывания В.А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение. - Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В.А.Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?
«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Учитель: − С каким настроением вы слушали это высказывание? Какие мысли у вас возникли при прослушивании?
Вывод: - Что человек без природы не может существовать.
Молодцы!
−Давайте смотреть дальше. (идёт просмотр об экологических проблемах)-3слайд
Учитель:− изменилось ли у вас настроение? Почему?
-Что вы увидели? -(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы) -как вредит дым окружающий среде, людям? -Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды? - Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? · бутылка пластиковая; · пакет. (Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет). - Как? - Что делает человек с этими предметами, когда их использует? (Выбросит). - Куда выбросит? - Все ли люди так поступают? - Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор? - Так какая же вторая неприятная сторона экономики? Экологическая катастрофа (4 слайд) Кто в этом виноват? -Человек! - Какая наука занимается предотвращением этого? -Экология! (Вывесить табличку «Экология») |
Ученики отвечают, высказывают свои предположения. Зарплата папы, мамы, стипендия сына, пенсия бабушки и т. д. На питание, одежду Это доходы и расходы семьи Добывающая, элекроэнергетика, маталлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают высказывание.
Отвечают на вопросы учителя.
|
|
Повторение понятия «экология».(5 слайд) |
||
Учитель: - Что такое экология? Экология - это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология – это наука о нашем общем доме. А теперь кто мне скажет, как звучит тема нашего урока? (Экономика. Экология)(14 слайд) |
Отвечают на вопрос учителя.
|
|
3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний). |
||
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения. ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
|
|
||
Экологическая катастрофа (4 слайд) -Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. (Слайд 8)
-У нас существует проблема – какая? (нанесение вреда природе, глобальные экологические катастрофы) Показ слаидов.11 - 15 Ребята,очень много катастроф происходит на нашей планете Земля. Таким образом, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия. - Как решить эту проблему (Строительство очистных сооружений, фильтры, заповедники)16,17 слайды Что мы с вами можем сделать для экологического благополучия нашего района. 15 слайд. Вывод: Экономика должна быть полезной - Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Физминутка (муз.сопр. № 1)
|
Повторяют движения вслед за учителем.
|
|
4. Практический этап. (Работа по учебнику, тетрадям). |
|
|
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника. |
|
|
- А сейчас, внимание! - Откройте учебник на странице 81 (читать), посмотрите на иллюстрацию. Представьте, что вы находитесь в этом месте. - Что вы видите? ….. (говорят). Д: Случилась беда. - Какая? Д: Экологическая катастрофа. - Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера? Д: рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли. - Да. Все верно. Открыли рабочие тетради на стр.51 и записываем ответы на задание № 1. (в тетрадях пишут, во время письма похвалить “Как красиво!”). - Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать. (Слайд 16 – 22)
|
Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.
|
|
5.Рефлексивно-оценочный этап. |
|
|
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
|
|
1.) Подведение итогов Игра «Экологический свет» - Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.
1 ситуация. Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок. -Не опоздал! – радостно подумал Валера. 2 ситуация. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю. 3 ситуация. Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.
- Над чем данный урок заставил вас задуматься? (Гибнет природа, ее нужно сохранить). - Вспомните, какими вы были на уроке? (Активными, внимательными). - Оправдались ли ваши ожидания? - Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.
Домашнее задание. Слайд №23. - Открыли дневники. Для всех: с.81-85 (пересказ). Наш урок подошел к концу. - Хочу поблагодарить всех за работу на уроке, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю). Ребята, а сейчас посмотрите видеоклип «Земля наш общий дом».
Оценивание урока детьми с помощью смайлика.
|
Осуществляют самооценку.
|
|
Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!
|
Ученики выходят |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.