МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по социально – нравственному развитию дошкольников «Люблю тебя, мой край родной»
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по социально – нравственному развитию дошкольников «Люблю тебя, мой край родной»

Оценка 5
doc
02.11.2023
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРИМЕРНАЯ  ПРОГРАММА  по социально – нравственному развитию дошкольников  «Люблю тебя, мой край родной»
Программа Люблю тебя, мой край.doc

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка «Романица» с. Карагаш

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПРИМЕРНАЯ  ПРОГРАММА

по социально – нравственному развитию дошкольников

«Люблю тебя, мой край родной»

 

 

 

 

Автор: Ромашова Елена Дионисовна, заведующий высшей квалификационной категории, МДОУ «Центр развития ребёнка «Романица»

 

 

 

2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Целевой раздел……………………………………………………………………………3

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3

1.2. Цель и задачи Программы……………………………………………………………….5

      1.3. Педагогические принципы организации социально - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………………………..6

      1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы……………………..7

      1.5. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………….7

      1.6. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 16 мая 2017 года № 588 введен в действие Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГОС ДО), который  в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного развития человека.

Среди основных принципов  построения образовательного процесса в организациях дошкольного образования  выделены:

- учет этнокультурной ситуации развития детей и поликультурности образования в Приднестровской Молдавской Республике, при котором организация дошкольного образования  выстраивает образовательную деятельность с учетом республиканской специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения;

- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики, право на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Приднестровья.

 В Примерной основной образовательной программе  дошкольного образования (ПООП ДО) Приднестровской Молдавской Республики отмечено, что многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Приднестровской Молдавской Республики, которая  объединяет разные   культуры и  народы. Данные концептуальные основы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  находят свое отражение   в образовательной области «Социально− нравственное развитие».

 Одним из основных направлений реализации целей и задач образовательной области «Социально - нравственное развитие» является воспитание посредством обеспечения усвоения  детьми  дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества,  уважения к людям труда.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к родному краю,  к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Исследования   показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте по отношению к окружающему социальному и природному миру.

        Исследователями уставлено,  что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому нравственные чувства к родному краю (дому,  улице, селу, городу) у него проявляются в чувстве восхищения от окружающей его природы, предметов быта, произведений искусства, и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками детского сада. Психологи утверждают, что  нравственные качества личности  не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от социальной ситуации и условий в которых живет ребенок.

      Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста не  возможно без тесного  контакта  с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада.

      Углубляется кризис в духовно-нравственной  сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к общечеловеческим нравственным ценностям.

          В целях создания благоприятной социальной ситуации  для  усвоения  детьми  дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; приобщения дошкольников  к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;  уважения к людям труда; формирования чувства гордости за свой труд, труд других людей,  за культуру своего  народа; чувства любви к родному краю и    создания определенных предпосылок гражданского поведения была разработана примерная  программа социально-нравственного воспитания дошкольников «Люблю тебя, мой край родной».

Нормативно-правовой основой разработки примерной программы являются:

− Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи ПМР (Приказ МП ПМР от 21.07.2009 г. №800)

− Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который  (утв. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 16 мая 2017 года № 588);

− Примерная  основная  образовательная  программа дошкольного образования на основе Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики (утв. Приказом МП ПМР  19.03.2018г.    №252   «О введении в действие решений Коллегии Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 27 февраля 2018 года»

Примерная  программа социально-нравственного воспитания «Люблю тебя, мой край родной» (далее – Программа) разработана на основе требований ГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др.

По своей направленности Программа является тематической, (т.е., специализированной, парциальной)  так как включает одно направление развития ребёнка и ориентирована на получение результатов в одной образовательной области «Социально – нравственное развитие».

 Программа «Люблю тебя, мой край родной» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе социально-нравственных ценностей и представлений.

Критерием воспитательной ценности  программы является   ее содержание, формы, методы и  средства воспитания  детей с учетом психо-возрастных  особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, интерес к историческим фактам, стремление понять социальные  явления  и др.), познавательный  и художественно-эстетический  характер  используемого наглядного и информационного материала.

Особенности организации деятельности по реализации Программы

         Программа реализуется на основе  субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей в совместной деятельности, режимных моментах,  в самостоятельной детской деятельности, а также совместных с семьями  досугов и развлечений продолжительностью:

15-20 минут для детей среднего  дошкольного возраста и  20-30 минут для детей старшего дошкольного возраста.

Реализация Программы  способствует широкой   направленности   содержания образовательного процесса:

- на ознакомление детей с историей и культурой своей семьи, родного города, села/ посёлка, республики;

- на ознакомление детей с природным, социальным и рукотворным миром;

- на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, поликультурные черты и обладающего качеством гражданина,  любящего свою «малую родину», свой край,  его историю и  культуру.

      При реализации  Программы целесообразно использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

     Социально-нравственное воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы воспитательной работы,  вызвать интерес детей к  социальным явлениям  и природным объектам, формировать у дошкольников опыт социально-нравственной  практики и познавательной деятельности.       

    Следует подчеркнуть, что система работы по реализации Программы  социально-нравственного воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

  Программа предназначена для детей 4-7 лет.

Условия реализации  Программы, обеспечивающие успешность развития ребенка

·                    активное эмоционально-практическое взаимодействие ребенка с окружающим социальным и природным миром;

·                    создание предметной–развивающей среды и позитивной социально-педагогической ситуации в детском саду и семье, построенной на принципе личностно – ориентированного подхода;

·                    подготовленность педагогов и родителей к решению вопроса социально-нравственного воспитания детей;

·                    тесное сотрудничество  педагогов с родительской общественностью.

 

1.2. Цель и задачи Программы

 

Цель:  социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством создания предметной–развивающей среды и позитивной социально-педагогической ситуации в детском саду и семье, ориентированной на поликультурные  и национальные  ценности и традиции;  формирования  у дошкольников стремления и готовности  к активному проявлению нравственности в различных  видах  деятельности.

 

Задачи программы:

- формировать  любовь  к родному краю (причастность к родному дому, семье, детскому саду, городу, республике);

- формировать  уважительное отношение к людям труда, процессу и результатам   своего труда и труда других людей;

- воспитывать любовь  и  уважение к национальным особенностям культуры  и традиций  своего народа и  народов Приднестровья;

- формировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей семье, своем крае, своей  Родине;

- формировать умение  и стремление к  деятельному проявлению уважительного  отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

- создать условия для активного   взаимодействия детского сада и семьи  в области социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 

1.3. Педагогические принципы организации социально-нравственного воспитания дошкольников

 

− принцип индивидуального подхода к особенностям  каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

− принцип  содействия и сотрудничества  детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы;

− принцип поддержки  инициативы детей в различных видах деятельности. Этот  принцип  предполагает,  что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей;

−  принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе  сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к  полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;

−  принцип  сознательности и активной включенности  детей в разнообразные виды деятельности. Это  дает возможность педагогам вариативно использовать образовательный материал, для формирования познавательных интересов и познавательных  действий ребёнка;

−  принцип единства образовательных и воспитательных задач в образовательном процессе; 

− принцип  использования  социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции)  для  достижения   целей воспитания детей;

− принцип создания специально организованной развивающей среды предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей в условиях поликультурности  образования  Приднестровской Молдавской Республики. Программа рассматривает разнообразие культур и традиций  как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.

 

 

1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

 

К семи годам:

·                    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности;

·                    ребенок проявляет интерес к  наблюдению, экспериментированию; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

·                    ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает развитым чувством уважительного  отношения к представителям других национальностей,  ровесникам, родителям, соседям, другим людям. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

·                    ребенок  способен договариваться о совместной деятельности, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;  старается проявлять уважительное отношение к людям труда, процессу и результатам   своего труда и труда других людей;

·                    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

·                    ребенок знаком  с  традициями  семьи, общества, государства; знаком с символами  государства гербом, флагом, гимном;

·                    у ребенка сформированы  предпосылки полноценной деятельности в изменяющемся мире;

·                    ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

·                    ребенок проявляет  познавательный интерес к социальному и природному миру и на основе сравнения, расширить представления о своей семье, своем крае, своей  Родине; проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры малой родины, страны и общества, к выдающимся людям Приднестровья. Проявляет желание участвовать в праздничных событиях малой Родины и в социальных акциях республики и города (поселка, села);

·                    ребенок знаком с произведениями художественной  литературы и  произведений искусства  поэтов и художников Приднестровья.

 

1.5. Планируемые результаты освоения Программы:

 

Ребенок 4-5  лет:

·                    Знает домашний адрес, имена и отчества родителей и близких людей.

·                    Знаком  с предметами ближайшего окружения, их назначением.

·                    Знаком с  произведениями устного народного творчества народов Приднестровья  через театрализованную деятельность, мини-спектакли и знаком  с  народными играми, праздниками, традициями.

·                    Имеет представление о ближайшем окружении (основных объектах городской/поселковой инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская).

·                    Имеет представление о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

·                    Имеет элементарные представления о правила поведения в природном и социальном мире.

·                    Замечает  и наблюдает изменения в окружающем природном и социальном мире; проявляет к ним активный познавательный интерес.

·                    Стремится в быту, в самостоятельных играх посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты со сверстниками, взрослыми, доброжелательно общаться

·                    Стремиться делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

·                Знаком с  некоторыми  литературными  и  художественными произведениями  писателей и художников  Приднестровья

·                Знаком  с  традициями  семьи, общества, государственными и общественными праздниками.

 

Ребенок 5–6 лет:

·                    Знает свой домашний адрес, название города, района, области.

·                    Имеет представление о символике города, района.

·                    Знает название близлежащих улиц.

·                    Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном селе, поселке, городе.

·                    Узнает на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

·                    Знает профессии своих родителей.

·                    Знает правила поведения в природе и обществе.

·                    Умеет построить связное высказывание  о связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

·                    Знает некоторые литературные и  художественные произведения писателей и художников  Приднестровья

·                    Знаком  с  традициями  семьи, общества, государственными праздниками; знаком с символами  государства гербом, флагом.

Ребенок 6–7 лет

·                    Имеет краткие сведения об истории города, района, области.

·                    Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

·                    Имеет представление о республике, городе, поселке, селе  в которой живет.

·                    Знает о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

·                    Знает стихи, произведения искусства поэтов и художников Приднестровья.

·                    Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.

·                    Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках родного края.

·                    Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.

·                    Имеет представление о родном крае, традициях  семьи, общества, государства; о людях разных национальностей, их обычаях, фольклоре.

·                     Знаком с символами  государства гербом, флагом, гимном.

·                    Знает о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

·                    Понимает свою  сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.

·                    Знает некоторые литературные и  художественные произведения писателей и художников  Приднестровья.

 

Мониторинг условий социально-нравственно воспитания детей дошкольного возраста

     В  рамках программы «Люблю тебя, мой край родной» мониторинг  выполняет функции контроля качества образовательной среды в аспектах, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием  дошкольников.

    В соответствии с условиями реализации  программы в систему мониторинга включены:

·                    анализ процесса включения ребенка в активное эмоционально-практическое взаимодействие с окружающим  социальным и природным миром;

·                    анализ качества предметной–развивающей среды и позитивной социально-педагогической ситуации в детском саду, построенной на принципе личностно – ориентированного подхода;

·                    анализ  уровня подготовленности педагогов и родителей к решению вопроса нравственно− патриотического воспитания детей;

·                    анализ системы сотрудничества  педагогов с родительской общественностью по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей;

·                    анализ  динамики образовательных достижений детей, основанный на методе  педагогического наблюдения, педагогической диагностике, связанной с оценкой эффективности педагогических действий. В процессе педагогической диагностики нравственно-патриотического  развития дошкольника осуществляется изучение развития игровой деятельности детей, анализ продуктов деятельности детей, проводятся опросы родителей дошкольников, фиксируется характер и содержание игр дошкольников, а также результаты наблюдений, полученные в ходе диагностических игровых ситуаций.

Форма фиксации результатов мониторинга

·                    карта индивидуального развития ребенка: в начале и в конце каждого учебного года;

·                    детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе воспитательно-образовательной деятельности.

 

 1.6. Материально-техническое обеспечение Программы

 

Для социально-нравственного развития детей необходимо правильно организовать предметной–развивающую среду. В группе следует  оформить зону социально-нравственного воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания о родном городе/поселке, селе, крае, республике, труде взрослых,  народном устном, художественном  и прикладном творчестве.

  Необходимо пополнять папки и альбомы иллюстрациями и фотографиями с видами родного города, столицы, природных ландшафтов края. Необходимо иметь снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, национальных костюмов,  произведения устного народного творчества, образцы герба и флага.

Предлагаемый материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное оснащение зоны социально-нравственного воспитания

 

Средний возраст

Старший возраст

Подготовительная к школе группа

Фотоальбом «Мой любимый город/село поселок»

Альбомы:

«Мы живем в Приднестровье»

«Орнаменты народных рисунков»

«Времена года»

Куклы в национальных костюмах

Гербарий местных растений

Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае

Изделия декоративно – прикладного искусства

Дидактические игры:

«Кому что надо для работы»

«Животные наших лесов»,

«Что растет в нашем саду, в лесу, в поле» «Собери матрешку»

«Собери картинку» (животные)

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

«Семья», «Детский сад», «Мы - строители», «Путешествие по  родному краю»

Природный материал: шишки, сухие листья, орехи и др.,  а также краски, карандаши, пластилин и т.д.

(все необходимое для детского творчества)

Карта ПМР

Географический атлас для дошкольников

Глобус

Символика: герб, флаг ПМР

Фотоальбом «Мой любимый город/село, поселок»

Альбомы:

«Мой край», «Фольклор народов Приднестровья», «Времена года»

«Орнаменты народных рисунков»

Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае

Гербарий местных растений

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в саду, поле, лесу, в реке», ««Что растет в нашем саду, в лесу, в поле», «Времена года», «Планета Земля и ее жители», «Угадай по описанию», «Разукрась варежку»

 Атрибуты к  творческим  играм:

«Улицы нашего города»  и др.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

«Мы - строители», «Путешествие на самолете в тундру», «Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д.

Разнообразный материал для творческой деятельности

Карта ПМР

Географический атлас для дошкольников

Глобус

Символика: герб, флаг ПМР

Фотоальбом «Мой любимый город/село, поселок»

«Моя семья»

Альбомы:

«Мой край» «Фольклор народов Приднестровья»

 «Времена года»

«Орнаменты народов рисунков»

 «Тирасполь - столица нашей Родины»,

 «Наши соседи»

«Народные  костюмы»

Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране

Гербарий местных растений

Макет «Природа нашего края»

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в саду, поле, лесу, в реке», ««Что растет в нашем саду, в лесу, в поле», «Времена года», «Планета Земля и ее  жители», «Угадай по описанию»

Атрибуты к  творческим  играм:

«Улицы нашего города»  и др.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм  «Мы - строители», «Путешествие на самолете», «Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д.

Разнообразный материал для творческой  и театрализованной деятельности


Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем

 

неделя

Средняя группа

Непосредственная образовательная деятельность

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность

I

Целевая прогулка по территории детского сада.

Целевая прогулка по близлежащей улице.

Беседа «Мой детский сад». Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»

Целевая прогулка. Уборка улиц от снега.

Беседа «Праздничный город (посёлок, село)»

Работа в книжном уголке: достопримечательности города (посёлка, села).

Беседа о празднике «Мэрцишор»

Целевая прогулка по близлежащим улицам.  Благоустройство микрорайона.

Знакомство с картинами приднестровских художников.

II

Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с видами города посёлка, села).

Работа по заучиванию домашнего адреса.

Работа в книжном уголке: труд взрослых.

Работа в книжном уголке: природа родного края.

Целевая прогулка по улицам города (посёлка, села). Учреждения города (посёлка, села).

Целевая прогулка по близлежащим улицам. Ориентирование в микрорайоне.

Работа в книжном уголке: достопримечательности города (посёлка, села).

Чтение художественных произведений о родном крае.

Целевая прогулка по близлежащим улицам. Ориентирование в микрорайоне.

III

Экскурсия в осенний лес (парк, и т.п.).

Целевая прогулка по  улицам родного города (посёлка, села).

Беседа «История возникновения  города (посёлка, села)»

Экологическая акция «Поможем птицам зимой»

Драматизация народных сказок.

Экскурсия на почту.

Просмотр видеоролика о родном городе (посёлке, селе).

Целевая прогулка по близлежащим улицам.

Экскурсия в библиотеку.

IV

Чтение художественных произведений приднестровских авторов.

Беседа о названиях улиц города  (посёлка, села).

Работа с альбомом «Все работы хороши»

Разучивание колядок.

Работа в книжном уголке: природа родного края

Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь?»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Работа в книжном уголке: достопримечательности города (посёлка, села).

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город (посёлок, село)?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем

 

неделя

Старшая группа

Непосредственная образовательная деятельность

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«День рождения Республики»

«День рождения столицы»

«День освобождения от немецко- фашистских захватчиков»

«День Победы»

Совместная деятельность

I

Экскурсия в краеведческий музей.

Целевая прогулка по улице родного города (посёлка, села). «В их честь названы улицы».

Беседа «Национальные традиции»

Целевая прогулка по улицам родного города (посёлка, села).

Совместный с семьями досуг «Рождественские гулянья».

Составление рассказов о  достопримечательностях города (посёлка, села).

Праздник «Мэрцишор»

Совместное с семьями развлечение «Пасха»

Рисование «Праздничный город»

II

Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с видами города (посёлка, села).

Беседа о правилах поведения в общественных местах.

Знакомство с картинами приднестровских художников.

Работа в книжном уголке: природа родного края.

Разучивание произведений приднестровских авторов.

Целевая прогулка по близлежащим улицам. Ориентирование в микрорайоне.

Беседа «Уважай отца и мать, будет в жизни благодать».

Экскурсия к памятнику погибшим воинам.

15 мая -Международный день семьи.

III

Знакомство с символикой города, района.

Целевая прогулка по близлежащей улице. Транспорт и работа светофора.

Беседа о правилах поведения в природе.

Экологическая акция «Покормите птиц»

Целевая прогулка по близлежащей улице. Обслуживание горожан.

Рисование «Защитники Отечества»

Слушание песен о родном крае.

22 апреля – День Земли.

Экскурсия в библиотеку.

IV

Чтение художественных произведений приднестровских авторов.

Беседа «Моё многонациональное Приднестровье».

Работа с альбомом «Семейные традиции»

Знакомство с народными традициями.

Экскурсия по родному краю (по фотографиям)

Работа в книжном уголке: животный мир родного края.

Дидактическая игра «Сложи картинку» (Символика города, района).

Целевая прогулка на реку. Правила поведения у водоёмов.

КВН «Знатоки родного края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем

 

неделя

Подготовительная к школе  группа

Непосредственная образовательная деятельность

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«День рождения Республики»

«День рождения столицы»

«День освобождения от немецко- фашистских захватчиков»

«День Победы»

Совместная деятельность

I

Экскурсия в школу.

Беседа «День города» Рисование «Праздничный город»

Беседа о названиях улиц города. Игра «Пройду по улицам родным...»

Целевая прогулка по близлежащей улице. Транспорт. работа светофора, правила поведения на улице.

«Праздничный фейерверк. Святки». Разучивание колядок.

Работа в книжном уголке: Герб, флаг, гимн.

Инсценирование легенды о Мэрцишоре.

Экскурсия к памятнику погибшим воинам.

Разучивание стихотворений о ВОВ.

II

Беседа «Моё родное Приднестровье»

Игра «Мой город (посёлок, село)».

Работа в книжном уголке:  сказки народов Приднестровья.

Совместная с семьёй работа по составлению генеалогического дерева.

Заучивание стихотворений о родном крае.

Конкурс чтецов «Люблю тебя мой край родной».

Составление рассказов о родном городе, (посёлке, селе). Работа с альбомом «Мой родной город (посёлок, село)»

Рисование, аппликация «Герб родного города, (посёлка, села)»

Работа в книжном уголке: достопримечательности города.

Дидактическая игра «Путешествие по родному краю». Знакомство с заповедниками Приднестровья.

Просмотр видеофильма о героях ВОВ.

III

Экскурсия в краеведческий музей.

Беседа «Моё многонациональное Приднестровье».

Чтение художественных произведений приднестровских авторов о родном крае.

Работа в книжном уголке: природа родного края, правила поведения в природе.

Экскурсия в библиотеку.

Беседа «Защитники Отечества»

Конструирование «Город будущего». Сюжетно-ролевая игра «Мы - строители».

22 апреля День Земли. Экологическая акция «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной».

15 мая -Международный день семьи. Совместный досуг.

IV

Беседа «Народные умельцы»

Целевая прогулка по близлежащим улицам.  

Экологическая акция «Поможем птицам зимой»

Экологическая акция «Сбережем елочку»

Беседа «Люди прославившие наш город (посёлок, село).

Совместная работа с семьёй по изготовлению макетов достопримечательностей города (посёлка, села).

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой край?»

Беседа о реке Днестр. Правила поведения у водоёмов

КВН «Знатоки родного края»


Список литературы

1.             Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.

2.             Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : Сфера, 1999.

3.             Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.

4.             Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1.  

5.             Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

6.             Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.

7.             Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - Москва.: Просвещение, 1968.

8.             Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на основе народных традиций/ Г. Х. Валеева, И.И. Варламова

9.             Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984.  

10.         Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 4-14. - (Социально- коммуникативное развитие)

11.         Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

12.         Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.

13.              Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.

14.              Черемных С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №20.

15.              — URL https://moluch.ru/archive/79/14149/ (дата обращения: 14.06.2018)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Романица» с

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Романица» с

Содержание 1. Целевой раздел……………………………………………………………………………3 1

Содержание 1. Целевой раздел……………………………………………………………………………3 1

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста не возможно без тесного контакта с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции,…

Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста не возможно без тесного контакта с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции,…

При реализации Программы целесообразно использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и…

При реализации Программы целесообразно использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и…

Педагогические принципы организации социально-нравственного воспитания дошкольников − принцип индивидуального подхода к особенностям каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,…

Педагогические принципы организации социально-нравственного воспитания дошкольников − принцип индивидуального подхода к особенностям каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,…

Родине; проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры малой родины, страны и общества, к выдающимся людям

Родине; проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры малой родины, страны и общества, к выдающимся людям

Ребенок 5–6 лет: ·

Ребенок 5–6 лет: ·

В процессе педагогической диагностики нравственно-патриотического развития дошкольника осуществляется изучение развития игровой деятельности детей, анализ продуктов деятельности детей, проводятся опросы родителей дошкольников, фиксируется характер и содержание…

В процессе педагогической диагностики нравственно-патриотического развития дошкольника осуществляется изучение развития игровой деятельности детей, анализ продуктов деятельности детей, проводятся опросы родителей дошкольников, фиксируется характер и содержание…

Примерное оснащение зоны социально-нравственного воспитания

Примерное оснащение зоны социально-нравственного воспитания

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем неделя

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем неделя

III Экскурсия в осенний лес (парк, и т

III Экскурсия в осенний лес (парк, и т

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем неделя

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем неделя

II Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с видами города (посёлка, села)

II Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с видами города (посёлка, села)

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем неделя

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем неделя

II Беседа «Моё родное

II Беседа «Моё родное

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2023