1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи Программы……………………………………………………………….5
1.3. Педагогические принципы организации социально - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………………………..6
1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы……………………..7
1.5. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………….7
1.6. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………………..9
Список литературы……………………………………………………………………………….17
1.1. Пояснительная записка
Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 16 мая 2017 года № 588 введен в действие Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ГОС ДО), который в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного развития человека.
Среди основных принципов построения образовательного процесса в организациях дошкольного образования выделены:
- учет этнокультурной ситуации развития детей и поликультурности образования в Приднестровской Молдавской Республике, при котором организация дошкольного образования выстраивает образовательную деятельность с учетом республиканской специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики, право на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Приднестровья.
В Примерной основной образовательной программе дошкольного образования (ПООП ДО) Приднестровской Молдавской Республики отмечено, что многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Приднестровской Молдавской Республики, которая объединяет разные культуры и народы. Данные концептуальные основы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования находят свое отражение в образовательной области «Социально− нравственное развитие».
Одним из основных направлений реализации целей и задач образовательной области «Социально - нравственное развитие» является воспитание посредством обеспечения усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважения к людям труда.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к родному краю, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте по отношению к окружающему социальному и природному миру.
Исследователями уставлено, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому нравственные чувства к родному краю (дому, улице, селу, городу) у него проявляются в чувстве восхищения от окружающей его природы, предметов быта, произведений искусства, и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками детского сада. Психологи утверждают, что нравственные качества личности не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от социальной ситуации и условий в которых живет ребенок.
Воспитание основ нравственности детей дошкольного возраста не возможно без тесного контакта с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада.
Углубляется кризис в духовно-нравственной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к общечеловеческим нравственным ценностям.
В целях создания благоприятной социальной ситуации для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; уважения к людям труда; формирования чувства гордости за свой труд, труд других людей, за культуру своего народа; чувства любви к родному краю и создания определенных предпосылок гражданского поведения была разработана примерная программа социально-нравственного воспитания дошкольников «Люблю тебя, мой край родной».
Нормативно-правовой основой разработки примерной программы являются:
− Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи ПМР (Приказ МП ПМР от 21.07.2009 г. №800)
− Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который (утв. Приказом Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 16 мая 2017 года № 588);
− Примерная основная образовательная программа дошкольного образования на основе Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики (утв. Приказом МП ПМР 19.03.2018г. №252 «О введении в действие решений Коллегии Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 27 февраля 2018 года»
Примерная программа социально-нравственного воспитания «Люблю тебя, мой край родной» (далее – Программа) разработана на основе требований ГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и др.
По своей направленности Программа является тематической, (т.е., специализированной, парциальной) так как включает одно направление развития ребёнка и ориентирована на получение результатов в одной образовательной области «Социально – нравственное развитие».
Программа «Люблю тебя, мой край родной» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование его личности на основе социально-нравственных ценностей и представлений.
Критерием воспитательной ценности программы является ее содержание, формы, методы и средства воспитания детей с учетом психо-возрастных особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, интерес к историческим фактам, стремление понять социальные явления и др.), познавательный и художественно-эстетический характер используемого наглядного и информационного материала.
Особенности организации деятельности по реализации Программы
Программа реализуется на основе субъект-субъектного взаимодействия педагогов и детей в совместной деятельности, режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, а также совместных с семьями досугов и развлечений продолжительностью:
15-20 минут для детей среднего дошкольного возраста и 20-30 минут для детей старшего дошкольного возраста.
Реализация Программы способствует широкой направленности содержания образовательного процесса:
- на ознакомление детей с историей и культурой своей семьи, родного города, села/ посёлка, республики;
- на ознакомление детей с природным, социальным и рукотворным миром;
- на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, поликультурные черты и обладающего качеством гражданина, любящего свою «малую родину», свой край, его историю и культуру.
При реализации Программы целесообразно использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Социально-нравственное воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы воспитательной работы, вызвать интерес детей к социальным явлениям и природным объектам, формировать у дошкольников опыт социально-нравственной практики и познавательной деятельности.
Следует подчеркнуть, что система работы по реализации Программы социально-нравственного воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Программа предназначена для детей 4-7 лет.
Условия реализации Программы, обеспечивающие успешность развития ребенка
· активное эмоционально-практическое взаимодействие ребенка с окружающим социальным и природным миром;
· создание предметной–развивающей среды и позитивной социально-педагогической ситуации в детском саду и семье, построенной на принципе личностно – ориентированного подхода;
· подготовленность педагогов и родителей к решению вопроса социально-нравственного воспитания детей;
· тесное сотрудничество педагогов с родительской общественностью.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством создания предметной–развивающей среды и позитивной социально-педагогической ситуации в детском саду и семье, ориентированной на поликультурные и национальные ценности и традиции; формирования у дошкольников стремления и готовности к активному проявлению нравственности в различных видах деятельности.
Задачи программы:
- формировать любовь к родному краю (причастность к родному дому, семье, детскому саду, городу, республике);
- формировать уважительное отношение к людям труда, процессу и результатам своего труда и труда других людей;
- воспитывать любовь и уважение к национальным особенностям культуры и традиций своего народа и народов Приднестровья;
- формировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей семье, своем крае, своей Родине;
- формировать умение и стремление к деятельному проявлению уважительного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
- создать условия для активного взаимодействия детского сада и семьи в области социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
1.3. Педагогические принципы организации социально-нравственного воспитания дошкольников
− принцип индивидуального подхода к особенностям каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
− принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы;
− принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей;
− принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
− принцип сознательности и активной включенности детей в разнообразные виды деятельности. Это дает возможность педагогам вариативно использовать образовательный материал, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
− принцип единства образовательных и воспитательных задач в образовательном процессе;
− принцип использования социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции) для достижения целей воспитания детей;
− принцип создания специально организованной развивающей среды предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей в условиях поликультурности образования Приднестровской Молдавской Республики. Программа рассматривает разнообразие культур и традиций как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.
1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности;
· ребенок проявляет интерес к наблюдению, экспериментированию; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
· ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает развитым чувством уважительного отношения к представителям других национальностей, ровесникам, родителям, соседям, другим людям. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
· ребенок способен договариваться о совместной деятельности, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; старается проявлять уважительное отношение к людям труда, процессу и результатам своего труда и труда других людей;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
· ребенок знаком с традициями семьи, общества, государства; знаком с символами государства гербом, флагом, гимном;
· у ребенка сформированы предпосылки полноценной деятельности в изменяющемся мире;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет познавательный интерес к социальному и природному миру и на основе сравнения, расширить представления о своей семье, своем крае, своей Родине; проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры малой родины, страны и общества, к выдающимся людям Приднестровья. Проявляет желание участвовать в праздничных событиях малой Родины и в социальных акциях республики и города (поселка, села);
· ребенок знаком с произведениями художественной литературы и произведений искусства поэтов и художников Приднестровья.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок 4-5 лет:
· Знает домашний адрес, имена и отчества родителей и близких людей.
· Знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением.
· Знаком с произведениями устного народного творчества народов Приднестровья через театрализованную деятельность, мини-спектакли и знаком с народными играми, праздниками, традициями.
· Имеет представление о ближайшем окружении (основных объектах городской/поселковой инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская).
· Имеет представление о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
· Имеет элементарные представления о правила поведения в природном и социальном мире.
· Замечает и наблюдает изменения в окружающем природном и социальном мире; проявляет к ним активный познавательный интерес.
· Стремится в быту, в самостоятельных играх посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты со сверстниками, взрослыми, доброжелательно общаться
· Стремиться делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
· Знаком с некоторыми литературными и художественными произведениями писателей и художников Приднестровья
· Знаком с традициями семьи, общества, государственными и общественными праздниками.
Ребенок 5–6 лет:
· Знает свой домашний адрес, название города, района, области.
· Имеет представление о символике города, района.
· Знает название близлежащих улиц.
· Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном селе, поселке, городе.
· Узнает на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
· Знает профессии своих родителей.
· Знает правила поведения в природе и обществе.
· Умеет построить связное высказывание о связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
· Знает некоторые литературные и художественные произведения писателей и художников Приднестровья
· Знаком с традициями семьи, общества, государственными праздниками; знаком с символами государства гербом, флагом.
Ребенок 6–7 лет
· Имеет краткие сведения об истории города, района, области.
· Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
· Имеет представление о республике, городе, поселке, селе в которой живет.
· Знает о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
· Знает стихи, произведения искусства поэтов и художников Приднестровья.
· Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.
· Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках родного края.
· Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
· Имеет представление о родном крае, традициях семьи, общества, государства; о людях разных национальностей, их обычаях, фольклоре.
· Знаком с символами государства гербом, флагом, гимном.
· Знает о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
· Понимает свою сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
· Знает некоторые литературные и художественные произведения писателей и художников Приднестровья.
Мониторинг условий социально-нравственно воспитания детей дошкольного возраста
В рамках программы «Люблю тебя, мой край родной» мониторинг выполняет функции контроля качества образовательной среды в аспектах, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием дошкольников.
В соответствии с условиями реализации программы в систему мониторинга включены:
· анализ процесса включения ребенка в активное эмоционально-практическое взаимодействие с окружающим социальным и природным миром;
· анализ качества предметной–развивающей среды и позитивной социально-педагогической ситуации в детском саду, построенной на принципе личностно – ориентированного подхода;
· анализ уровня подготовленности педагогов и родителей к решению вопроса нравственно− патриотического воспитания детей;
· анализ системы сотрудничества педагогов с родительской общественностью по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей;
· анализ динамики образовательных достижений детей, основанный на методе педагогического наблюдения, педагогической диагностике, связанной с оценкой эффективности педагогических действий. В процессе педагогической диагностики нравственно-патриотического развития дошкольника осуществляется изучение развития игровой деятельности детей, анализ продуктов деятельности детей, проводятся опросы родителей дошкольников, фиксируется характер и содержание игр дошкольников, а также результаты наблюдений, полученные в ходе диагностических игровых ситуаций.
Форма фиксации результатов мониторинга
· карта индивидуального развития ребенка: в начале и в конце каждого учебного года;
· детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе воспитательно-образовательной деятельности.
1.6. Материально-техническое обеспечение Программы
Для социально-нравственного развития детей необходимо правильно организовать предметной–развивающую среду. В группе следует оформить зону социально-нравственного воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания о родном городе/поселке, селе, крае, республике, труде взрослых, народном устном, художественном и прикладном творчестве.
Необходимо пополнять папки и альбомы иллюстрациями и фотографиями с видами родного города, столицы, природных ландшафтов края. Необходимо иметь снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, национальных костюмов, произведения устного народного творчества, образцы герба и флага.
Предлагаемый материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Примерное оснащение зоны социально-нравственного воспитания
Средний возраст |
Старший возраст |
Подготовительная к школе группа |
Фотоальбом «Мой любимый город/село поселок» Альбомы: «Мы живем в Приднестровье» «Орнаменты народных рисунков» «Времена года» Куклы в национальных костюмах Гербарий местных растений Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае Изделия декоративно – прикладного искусства Дидактические игры: «Кому что надо для работы» «Животные наших лесов», «Что растет в нашем саду, в лесу, в поле» «Собери матрешку» «Собери картинку» (животные) Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Детский сад», «Мы - строители», «Путешествие по родному краю» Природный материал: шишки, сухие листья, орехи и др., а также краски, карандаши, пластилин и т.д. (все необходимое для детского творчества) |
Карта ПМР Географический атлас для дошкольников Глобус Символика: герб, флаг ПМР Фотоальбом «Мой любимый город/село, поселок» Альбомы: «Мой край», «Фольклор народов Приднестровья», «Времена года» «Орнаменты народных рисунков» Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае Гербарий местных растений Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в саду, поле, лесу, в реке», ««Что растет в нашем саду, в лесу, в поле», «Времена года», «Планета Земля и ее жители», «Угадай по описанию», «Разукрась варежку» Атрибуты к творческим играм: «Улицы нашего города» и др. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Мы - строители», «Путешествие на самолете в тундру», «Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д. Разнообразный материал для творческой деятельности |
Карта ПМР Географический атлас для дошкольников Глобус Символика: герб, флаг ПМР Фотоальбом «Мой любимый город/село, поселок» «Моя семья» Альбомы: «Мой край» «Фольклор народов Приднестровья» «Времена года» «Орнаменты народов рисунков» «Тирасполь - столица нашей Родины», «Наши соседи» «Народные костюмы» Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране Гербарий местных растений Макет «Природа нашего края» Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в саду, поле, лесу, в реке», ««Что растет в нашем саду, в лесу, в поле», «Времена года», «Планета Земля и ее жители», «Угадай по описанию» Атрибуты к творческим играм: «Улицы нашего города» и др. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Мы - строители», «Путешествие на самолете», «Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д. Разнообразный материал для творческой и театрализованной деятельности |
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
неделя |
Средняя группа |
|||||||||||
Непосредственная образовательная деятельность |
||||||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||
«Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь» |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Совместная деятельность |
||||||||||||
I |
Целевая прогулка по территории детского сада. |
Целевая прогулка по близлежащей улице. |
Беседа «Мой детский сад». Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад» |
Целевая прогулка. Уборка улиц от снега. |
Беседа «Праздничный город (посёлок, село)» |
Работа в книжном уголке: достопримечательности города (посёлка, села). |
Беседа о празднике «Мэрцишор» |
Целевая прогулка по близлежащим улицам. Благоустройство микрорайона. |
Знакомство с картинами приднестровских художников. |
|||
II |
Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с видами города посёлка, села). |
Работа по заучиванию домашнего адреса. |
Работа в книжном уголке: труд взрослых. |
Работа в книжном уголке: природа родного края. |
Целевая прогулка по улицам города (посёлка, села). Учреждения города (посёлка, села). |
Целевая прогулка по близлежащим улицам. Ориентирование в микрорайоне. |
Работа в книжном уголке: достопримечательности города (посёлка, села). |
Чтение художественных произведений о родном крае. |
Целевая прогулка по близлежащим улицам. Ориентирование в микрорайоне. |
|||
III |
Экскурсия в осенний лес (парк, и т.п.). |
Целевая прогулка по улицам родного города (посёлка, села). |
Беседа «История возникновения города (посёлка, села)» |
Экологическая акция «Поможем птицам зимой» |
Драматизация народных сказок. |
Экскурсия на почту. |
Просмотр видеоролика о родном городе (посёлке, селе). |
Целевая прогулка по близлежащим улицам. |
Экскурсия в библиотеку. |
|||
IV |
Чтение художественных произведений приднестровских авторов. |
Беседа о названиях улиц города (посёлка, села). |
Работа с альбомом «Все работы хороши» |
Разучивание колядок. |
Работа в книжном уголке: природа родного края |
Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь?» |
Дидактическая игра «Сложи картинку» |
Работа в книжном уголке: достопримечательности города (посёлка, села). |
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город (посёлок, село)?» |
|||
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
неделя |
Старшая группа |
||||||||
Непосредственная образовательная деятельность |
|||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|
«День рождения Республики» |
«День рождения столицы» |
«День освобождения от немецко- фашистских захватчиков» |
«День Победы» |
||||||
Совместная деятельность |
|||||||||
I |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Целевая прогулка по улице родного города (посёлка, села). «В их честь названы улицы». |
Беседа «Национальные традиции» |
Целевая прогулка по улицам родного города (посёлка, села). |
Совместный с семьями досуг «Рождественские гулянья». |
Составление рассказов о достопримечательностях города (посёлка, села). |
Праздник «Мэрцишор» |
Совместное с семьями развлечение «Пасха» |
Рисование «Праздничный город» |
II |
Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций с видами города (посёлка, села). |
Беседа о правилах поведения в общественных местах. |
Знакомство с картинами приднестровских художников. |
Работа в книжном уголке: природа родного края. |
Разучивание произведений приднестровских авторов. |
Целевая прогулка по близлежащим улицам. Ориентирование в микрорайоне. |
Беседа «Уважай отца и мать, будет в жизни благодать». |
Экскурсия к памятнику погибшим воинам. |
15 мая -Международный день семьи. |
III |
Знакомство с символикой города, района. |
Целевая прогулка по близлежащей улице. Транспорт и работа светофора. |
Беседа о правилах поведения в природе. |
Экологическая акция «Покормите птиц» |
Целевая прогулка по близлежащей улице. Обслуживание горожан. |
Рисование «Защитники Отечества» |
Слушание песен о родном крае. |
22 апреля – День Земли. |
Экскурсия в библиотеку. |
IV |
Чтение художественных произведений приднестровских авторов. |
Беседа «Моё многонациональное Приднестровье». |
Работа с альбомом «Семейные традиции» |
Знакомство с народными традициями. |
Экскурсия по родному краю (по фотографиям) |
Работа в книжном уголке: животный мир родного края. |
Дидактическая игра «Сложи картинку» (Символика города, района). |
Целевая прогулка на реку. Правила поведения у водоёмов. |
КВН «Знатоки родного края» |
Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
неделя |
Подготовительная к школе группа |
||||||||
Непосредственная образовательная деятельность |
|||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|
«День рождения Республики» |
«День рождения столицы» |
«День освобождения от немецко- фашистских захватчиков» |
«День Победы» |
||||||
Совместная деятельность |
|||||||||
I |
Экскурсия в школу. |
Беседа «День города» Рисование «Праздничный город» |
Беседа о названиях улиц города. Игра «Пройду по улицам родным...» |
Целевая прогулка по близлежащей улице. Транспорт. работа светофора, правила поведения на улице. |
«Праздничный фейерверк. Святки». Разучивание колядок. |
Работа в книжном уголке: Герб, флаг, гимн. |
Инсценирование легенды о Мэрцишоре. |
Экскурсия к памятнику погибшим воинам. |
Разучивание стихотворений о ВОВ. |
II |
Беседа «Моё родное Приднестровье» Игра «Мой город (посёлок, село)». |
Работа в книжном уголке: сказки народов Приднестровья. |
Совместная с семьёй работа по составлению генеалогического дерева. |
Заучивание стихотворений о родном крае. Конкурс чтецов «Люблю тебя мой край родной». |
Составление рассказов о родном городе, (посёлке, селе). Работа с альбомом «Мой родной город (посёлок, село)» |
Рисование, аппликация «Герб родного города, (посёлка, села)» |
Работа в книжном уголке: достопримечательности города. |
Дидактическая игра «Путешествие по родному краю». Знакомство с заповедниками Приднестровья. |
Просмотр видеофильма о героях ВОВ. |
III |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Беседа «Моё многонациональное Приднестровье». |
Чтение художественных произведений приднестровских авторов о родном крае. |
Работа в книжном уголке: природа родного края, правила поведения в природе. |
Экскурсия в библиотеку. |
Беседа «Защитники Отечества» |
Конструирование «Город будущего». Сюжетно-ролевая игра «Мы - строители». |
22 апреля День Земли. Экологическая акция «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной». |
15 мая -Международный день семьи. Совместный досуг. |
IV |
Беседа «Народные умельцы» |
Целевая прогулка по близлежащим улицам. |
Экологическая акция «Поможем птицам зимой» |
Экологическая акция «Сбережем елочку» |
Беседа «Люди прославившие наш город (посёлок, село). |
Совместная работа с семьёй по изготовлению макетов достопримечательностей города (посёлка, села). |
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой край?» |
Беседа о реке Днестр. Правила поведения у водоёмов |
КВН «Знатоки родного края» |
Список литературы
1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.
2. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : Сфера, 1999.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
4. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1.
5. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
6. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - Москва.: Просвещение, 1968.
8. Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на основе народных традиций/ Г. Х. Валеева, И.И. Варламова
9. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984.
10. Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 4-14. - (Социально- коммуникативное развитие)
11. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
12. Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.
13. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
14. Черемных С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №20.
15. — URL https://moluch.ru/archive/79/14149/ (дата обращения: 14.06.2018)
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.