МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
М.М. Журабоева
Преподаватель кафедры Языков,
Чирчикского высшего танкового командного инженерного училища
В современной системе образования актуальным является вопрос конкурентоспособности учебных заведений и их выпускников. Глобальное обновление всей жизнедеятельности общества на этой основе требует воспитания творческой личности, способной не только использовать современные инновационные технологии, но и самим создавать что-то новое.
Для более ясной формулировки понятия компетентность для начала обратимся к словарям русского языка. В словаре Ожегова понятие «компетентный» означает знающий, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией[1]. «Компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека. Мы подкомпетентностью понимаем способность применения своих личных возможностей в процессе профессиональной деятельности, готовность к исполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Поэтому в динамике современных образовательных процессов все более осознается фундаментальное значение педагогической профессиональной компетентности, которая рассматривается как системное, интегративное единство, синтез интеллектуальных и практических навыков.
В педагогической литературе описано множество вариантов моделей определения профессиональной компетентности учителя, которые рассматривают общепедагогические, узкоспециальные, социально-психологические, общекультурные и личностные критерии оценки профессиональной компетентности учителя.
Каждая модель имеет свою специфику, исходя из целей ее автора. Какую модель использовать зависит от того, какова цель процесса повышения профессиональной компетентности в данном образовательном учреждении, какой учитель необходим ей. И если данное учебное заведение стремится преобразовать процесс обучения с использованием новейших технологий, то задача руководителей определить те критерии, которые и составят образ идеального современного учителя.
Для разработки модели компетентности будущего учителя мы основывались на основополагающих работах А.К. Марковой, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, А.А. Добрякова и других.
Компетентностная модель профессионала, разработанная А.К. Марковой [2] представлена четырьмя основными видами компетентностей специалиста: 1) специальная – высокий уровень профессионального мастерства и способность специалиста проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; 2) социальная компетентность - владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, умение сотрудничать; социальная ответственность за результаты своего труда; 3) личностная компетентность - развитые навыки личностного самовыражения и саморазвития, 4) индивидуальная компетентность – направленность на профессиональное развитие и владение способами самореализации в профессиональной сфере.
Модель ключевых квалификаций Э.Ф. Зееравключает базовые компетентности - систему общенаучных и специальных профессиональных знаний; ключевые компетенции – стили деятельности, способы выполнения профессиональных задач, обеспечивающие эффективное выполнение профессиональной деятельности; и, в-третьих, метапрофессиональные качества - познавательные, регуляторные и коммуникативные свойства личности[3].
А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин [4] характеризуют профессиональную компетентность как главную составную часть профессионализма, считая, что она выступает в качестве важнейшего условия профессиональной зрелости специалиста.
И.А. Зимней [5] предложена модель единой социально-профессиональной компетентности специалиста, которая включает профессиональные компетентности, определяющие эффективность решения профессиональных задач, основных направлений и видов деятельности в предметной области, а так же социальные компетентности, обеспечивающие оптимальный уровень жизнедеятельность человека, адекватность взаимодействия с другими людьми.
Рассмотрев существующие модели компетентности педагога, мы предлагаем свою универсальную модель компетентности для будущего учителя. Для дальнейшего использования данной модели очень важно с самого начала работы определить цели, под которые модель разрабатывается.
Цель разработки нашей модели: создание инструмента «компетентный педагог» для повышения эффективности обучения будущего учителя в целях повышения его конкурентоспособности в условиях инновационного образования.
Модель строится на принципах вариативности, модульности, мобильности, единства, преемственности, технологичности и инновационности.
I. Ценностно-смысловой (личностный) компонент компетентности.
Включает следующие показатели:
*ценностное отношение к профессии;
*ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе.Образ «Я–учитель-исследователь»;
*готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
II. Гносеологический компонент компетентности.
Включает следующие показатели:
*знания теоретических и методологических основ предметной области образования;
*знание психолого-педагогических основ современного образования;
*знание требований, которые предъявляются к современному учителю;
*широта и глубина дополнительных знаний.
III. Деятельностный компонент компетентности.
Включает следующие показатели:
*гностические;
*проектировочные;
*конструктивные;
*креативные;
*аналитические;
*оценочные;
*информационные умения;
*организаторские.
IV.Должностной компонент компетентности
Должностной компонент профессиональной компетентности разрабатывается и постоянно дополняется новыми требованиями (ГОС) в связи с современным уровнем развития образовательных технологий, возрастанием значимости социальных последствий человеческих решений и т.д.
К критериям оценки профессиональной компетентности учителя можно отнести:
*наличие устойчивых положительных результатов обучения;
*наличие осознанных критериев оценки этих результатов и умение применять их на практике;
*умение видеть собственные достижения, профессионально и грамотно объяснять пути их достижения;
*умение видеть собственные затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения; осознание своего индивидуального стиля;
*уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета;
*готовность и способность соотнести с ними свою практику, разрабатывать именно на их основе практическую работу;
*уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность, владение методами педагогического исследования;
*умение профессионально и грамотно анализировать свой опыт и опыт коллег;
*владение профессионально-речевой культурой, включенность в другие области духовной культуры, как показатель богатства личности педагога.
Таким образом, мы попытались описать универсальную модель компетентности учителя, которая может быть взята за основу с целью организации процесса обучения и воспитания квалифицированных педагогических работников образовательных организаций.
Список литературы
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с
3.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3. С. 42-52.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
5. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн.2: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 10-19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.