Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 1А классе на тему «Строчная буква д, письмо строчной буквы д»

  • docx
  • 04.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок.docx

Конспект  открытого урока по русскому языку в 1А классе

Тема: письмо строчной буквы д 

Цель: познакомить учащихся с написанием строчной д.

Планируемые результаты обучения, формирования УУД.

Познавательные:

– познакомить с написанием буквы д;

– формирование умения определять местоположение буквы в слоге и слове;

развивать фонематическое восприятие;

- развивать зрительно – слуховую память на основе упражнений.

Регулятивные:

- самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

Коммуникативные:

- умение строить высказывания

Личностные:

- воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент (Слайд 1, 2)

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнём урок письма.

– Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям, а теперь подарите свою улыбку и мне.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем.

И писать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Конечно же, ребята постараются показать, чему они научились. Верю в вас и знаю – у вас все получится! (Слайд 3)

            Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

            Слушаем внимательно.

2. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации 

К нам сегодня на урок пришли герои из мультфильма «Простоквашино». Помните их? (Слайд 4)

(На доске плакат с изображением героев). А кто-нибудь знает, кто написал произведение «Трое из Простоквашино»? (Эдуард Успенский) (Слайд 5)

- Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин и Почтальон Печкин приготовили задания, которые нам предстоит выполнить.

Первое задание «Доскажи словечко»

* Звуки речи бывают…. (гласные и согласные)

* Буквы бывают печатные и …(письменные)

* Письменные буквы бывают заглавные и …(строчные)

* Начало предложения пишется с …. (большой буквы)

* В конце предложения может стоять … (.?!)

– Молодцы!

- А вы знаете, какой подарок прислали родители Дяди Федора, когда они отдыхали на море? (Фоторужье) (Слайд 6)

Сейчас вы увидите, какую фотографию сделал Шарик.

На ежа зверёк похож:

Весь в иголках, но не ёж.

Кто это? (Дикобраз) (Слайд 7)

Дикобраз – вполне безобидное животное. Зимой он сворачивается клубком в какой-нибудь норе и спит большую часть времени. Летом он неторопливо бродит по зарослям, разыскивая кору, ветки, корешки и листья с деревьев и кустов. Он также очень любит картофель и не прочь посетить чей-нибудь огород. Его иглы имеют около 18 сантиметров в длину. Когда дикобраз рождается, иголки у него мягкие и шелковистые. Только через несколько недель они затвердевают. Если на дикобраза нападают, то он сворачивается колючим клубком. Дикобразы обычно спят днем, а ночью они выходят на поиски пищи. Они пользуются своими длинными острыми когтями, чтобы забираться на деревья, а потом усаживаются на ветки и грызут кору и ветки. Поскольку дикобразы очень любят кору, они наносят лесу большой вред. Известно, что только один дикобраз за зиму может уничтожить 100 деревьев! (Рассказывает подготовленный ученик)

Давайте разделим слово дикобраз на слоги (В этом слове 3 слога)

А как вы определили, что их 3? (В этом слове 3 слога, потому что 3 гласных звука)

Какое правило, мы знаем, когда определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Поставьте ударение. Какой слог ударный? (3 слог ударный, гласная буква А) (Слайд 8)

- Выложите карточками на парте звуковую схему слова дикобраз. (Слайд 9)

(Один ученик работает у доски, остальные – на партах)

1. - Назовите первый слог в слове «дикобраз» («ди»)
- Сколько звуков в слоге «ди»? (в слоге «ди» 2 звука)
- Назовите их. ( [д’] и [и])
- Каким цветом мы изобразим согласный звук в этом слоге (зеленым, потому что звук [д’]  мягкий) 
2. - Назовите второй слог в слове «дикобраз» («коб»)
- Сколько звуков в слоге «коб»? (в слоге «коб» 3 звука)
- Назовите их. ( [к], [о], [б])       
- Каким цветом мы изобразим первый согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [к]  твердый) 
- Каким цветом мы изобразим второй согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [б]  тоже твердый) 
3. - Назовите третий слог в слове «дикобраз» («раз»)
- Сколько звуков в слоге «раз»? (в слоге «раз» 3 звука)
- Назовите их. ( [р], [а], [з])       
- Каким цветом мы изобразим первый согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [р]  твердый) 
- Каким цветом мы изобразим второй согласный звук в этом слоге (синим, потому что звук [з]  тоже твердый) 
Работа в прописи со схемой стр. 26 (Слайд 10)

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папа

Этот пальчик мама

 Это пальчик я

Вот и вся моя семья.

- Закрашиваем схему в прописи цветными карандашами. (Слайд 11)

Главный герой – Дядя Фёдор, отдыхая в Простоквашино, решил написать родителям письмо. Вот что у него получилось. (Слайд 12)

   Вот  *ом. Из трубы и*ёт  *ым. Около  *ома  *уб.

Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Попробуйте прочитать текст, вставляя пропущены буквы.

Какую букву вы вставили? Что о ней вы знаете? (Буква д обозначает звуки [д], [д’] – согласные звуки, т.к. встречается преграда, звонкие, твердый и мягкий) (Слайд 13)

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).

Запомните:

Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку 
Можем ухом различать. 
А ещё – произносить, 
Но не трогать и носить.

- Кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока. (Строчная буква д)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте главную цель и задачи урока.

Используйте для этого написанные на доске фразы:

Научиться…… (писать строчную букву д)

Соединять (букву д с другими буквами)

Писать (слова с новой буквой)

Проговаривать алгоритм  

(Главная цель - научиться красиво писать строчную букву д, научиться соединять букву д с другими буквами, писать слова с новой буквой)

- Посмотрите на экран. Внимательно рассмотрите письменную строчную букву д. Из каких элементов состоит строчная буква д? (Слайд 14)

- В каких ещё изученных нами буквах есть такие же элементы? (в буквах и, у, м, а, з) (Слайд 15)

- Молодцы!

Последовательность написания с комментированием

- Смотрим все на доску и следим за тем, как правильно надо писать букву д. (Слайд 16)

- Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево вверх, задерживаемся на строке (можно говорить пишем крышечку) и опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка, крючок до середины, две части соединяем секретом, по секрету длинная наклонная линия, петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.

- С 1/3 влево вверх, крышечка, опускаемся, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету длинная наклонная вниз, петелька, крючок до середины.

- Сколько «шалашиков»?

- Сколько «гнёздышек»?

- Сколько «1/3»?

- Дядя Фёдор предлагает прописать строчную букву д в воздухе под счёт.

- А теперь пропишите букву д пальчиком на своей ладошке.

- Напишите безотрывно букву в воздухе.

Но чтобы герои мультфильма были довольны вашим письмом, нужно размять немного наши пальчики. Вытяните руки вперёд и повторяйте за мной.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Пишем строчку буквы д под счёт. Допишите строчку до конца. (Слайд 17)

- Выберите одну красивую, правильно написанную букву у соседа, и обведите её синим карандашом.

Дядя Фёдор радуется за вас. Ему очень приятно, что у вас внимательные глазки и трудолюбивые пальчики.

Физминутка (Слайд 18)

Письмо буквосочетаний

- Теперь посмотрите ниже, прочитайте сочетание букв? (Слайд 19)
- Скажите пожалуйста, а какие сочетания мы можем назвать слогами и почему? (слогами будут являться сочетание букв «ди» и «де», потому что второй звук гласный)

- Прочитайте первый слог? (ди)
- Сколько звуков в слоге ди? (2 звука)
- Каким соединением будем писать? (средним)

- А теперь давайте напишем этот слог. 
- Прочитайте второй сочетание. 
- Каким соединением напишем сочетание букв дл? (нижним) 
- Напишите этот сочетание.
- Какой слог следующий? (сочетание де) 
- Каким соединение будим писать слог де? (средним)
- Прописываем.
- Какое сочетание вы еще видите? (сочетание «дв»)
- Каким соединение будим писать сочетание букв «дв»? (верхним)
- Прописываем.

- Докажите, что буквосочетание дл и дв не является слогом. (Нет гласного звука)

- Молодцы!

(Слайд 20)

- А следующее задание приготовил для вас Кот Матроскин. Он очень любит загадывать загадки. Слушайте внимательно.

(Слайд 21)

Она помогает нам чистыми стать,
Посуду помыть и белье постирать.
(Вода)

 

(Слайд 22)

Под водой он долго лазит.
У него огромный глаз.
Постучалась рыбка в глазик:
— Здравствуй, добрый … . (Водолаз)

(Слайд 23)

Наткнувшись на камни
Горных преград,
Река превратилась
В лихой … .
(Водопад)

(Слайд 24)

-  Карликовый морской конек, кальмар, краб и морские ежи. Это какие жители? (Подводные)

Прописываем слово вода в 3 строчку, водолаз, подводные, водопад в 4 строчку. (Слайд 25)

- Прочитайте слова. Эти слова родственные. Они близкие по смыслу. И образовались они от слова вода. У них есть общая одинаковая часть – корень. Давайте её найдём и выделим. (Слайд 26)

Почтальон Печкин тоже приготовил для вас следующее задание.

- Разобрать анаграммы дома (мода); дорога (города); кабан (банка); дог (год). (Слайд 27)

Анаграмма – это слово, образованное путём перестановки букв.

Дядя Фёдор предлагает поиграть в игру «Переводчик». (Слайд 28)

- Прочитайте скороговорку в прописи.

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

- Что вы знаете о предложении?

(Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. На письме начало предложения обозначается большой буквой, а конец точкой, восклицательным или вопросительным знаком. Слова записываются отдельно друг от друга. Имена собственные пишутся с большой буквы)

- В прописи написана скороговорка печатными буквами, а нам нужно записать её письменными буквами.

Физминутка для пальчиков

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

- Спишите скороговорку, сохраняя ширину букв, расстояние между словами.

- Выделите все орфограммы предложения (начало, конец, V- пробел между слов).

  Итог урока

- Какую букву научились писать?

- Какие звуки она обозначает?

– Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Слайд 29) (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)

Рефлексия (Слайд 30)

- Дорогие ребята! Я рада, как вы научились красиво писать слова с новой буквой. А сейчас покажите, если всё понятно и всё получилось – зелёный сигнал светофора, если не всё получилось – красный сигнал.  Умнички!

– Герои прощаются с вами и благодарят вас за активную работу на уроке. Желают успехов в учебе. Молодцы! (Слайд 31)

Спасибо. Урок окончен.


 

Скачано с www.znanio.ru