Конспект открытого урока по русскому языку в 1А классе
Тема: письмо строчной буквы д
Цель: познакомить учащихся с написанием строчной д.
Планируемые результаты обучения, формирования УУД.
Познавательные:
– познакомить с написанием буквы д;
– формирование умения определять местоположение буквы в слоге и слове;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительно – слуховую память на основе упражнений.
Регулятивные:
- самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.
Коммуникативные:
- умение строить высказывания
Личностные:
- воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент (Слайд 1, 2)
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок письма.
– Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям, а теперь подарите свою улыбку и мне.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем.
И писать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
– Конечно же, ребята постараются показать, чему они научились. Верю в вас и знаю – у вас все получится! (Слайд 3)
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации
– К нам сегодня на урок пришли герои из мультфильма «Простоквашино». Помните их? (Слайд 4)
(На доске плакат с изображением героев). А кто-нибудь знает, кто написал произведение «Трое из Простоквашино»? (Эдуард Успенский) (Слайд 5)
- Дядя Фёдор, Шарик, Матроскин и Почтальон Печкин приготовили задания, которые нам предстоит выполнить.
Первое задание «Доскажи словечко»
* Звуки речи бывают…. (гласные и согласные)
* Буквы бывают печатные и …(письменные)
* Письменные буквы бывают заглавные и …(строчные)
* Начало предложения пишется с …. (большой буквы)
* В конце предложения может стоять … (.?!)
– Молодцы!
- А вы знаете, какой подарок прислали родители Дяди Федора, когда они отдыхали на море? (Фоторужье) (Слайд 6)
– Сейчас вы увидите, какую фотографию сделал Шарик.
На ежа зверёк похож:
Весь в иголках, но не ёж.
– Кто это? (Дикобраз) (Слайд 7)
Дикобраз – вполне безобидное животное. Зимой он сворачивается клубком в какой-нибудь норе и спит большую часть времени. Летом он неторопливо бродит по зарослям, разыскивая кору, ветки, корешки и листья с деревьев и кустов. Он также очень любит картофель и не прочь посетить чей-нибудь огород. Его иглы имеют около 18 сантиметров в длину. Когда дикобраз рождается, иголки у него мягкие и шелковистые. Только через несколько недель они затвердевают. Если на дикобраза нападают, то он сворачивается колючим клубком. Дикобразы обычно спят днем, а ночью они выходят на поиски пищи. Они пользуются своими длинными острыми когтями, чтобы забираться на деревья, а потом усаживаются на ветки и грызут кору и ветки. Поскольку дикобразы очень любят кору, они наносят лесу большой вред. Известно, что только один дикобраз за зиму может уничтожить 100 деревьев! (Рассказывает подготовленный ученик)
– Давайте разделим слово дикобраз на слоги (В этом слове 3 слога)
– А как вы определили, что их 3? (В этом слове 3 слога, потому что 3 гласных звука)
– Какое правило, мы знаем, когда определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Поставьте ударение. Какой слог ударный? (3 слог ударный, гласная буква А) (Слайд 8)
- Выложите карточками на парте звуковую схему слова дикобраз. (Слайд 9)
(Один ученик работает у доски, остальные – на партах)
1. - Назовите первый слог в слове «дикобраз» («ди»)
- Сколько звуков в слоге «ди»? (в слоге «ди» 2
звука)
- Назовите их. ( [д’] и [и])
- Каким цветом мы изобразим согласный звук в
этом слоге (зеленым, потому что звук [д’] мягкий)
2. - Назовите второй слог в слове «дикобраз»
(«коб»)
- Сколько звуков в слоге «коб»? (в слоге «коб» 3
звука)
- Назовите их. ( [к], [о],
[б])
- Каким цветом мы изобразим первый согласный
звук в этом слоге (синим, потому что звук [к] твердый)
- Каким цветом мы изобразим второй согласный
звук в этом слоге (синим, потому что звук [б] тоже твердый)
3. - Назовите третий слог в слове «дикобраз» («раз»)
- Сколько звуков в слоге «раз»? (в слоге «раз» 3
звука)
- Назовите их. ( [р], [а],
[з])
- Каким цветом мы изобразим первый согласный
звук в этом слоге (синим, потому что звук [р] твердый)
- Каким цветом мы изобразим второй согласный
звук в этом слоге (синим, потому что звук [з] тоже твердый)
Работа в прописи со схемой стр. 26 (Слайд
10)
Я тетрадь свою открою и с наклоном положу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папа
Этот пальчик мама
Это пальчик я
Вот и вся моя семья.
- Закрашиваем схему в прописи цветными карандашами. (Слайд 11)
– Главный герой – Дядя Фёдор, отдыхая в Простоквашино, решил написать родителям письмо. Вот что у него получилось. (Слайд 12)
Вот *ом. Из трубы и*ёт *ым. Около *ома *уб.
– Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Попробуйте прочитать текст, вставляя пропущены буквы.
– Какую букву вы вставили? Что о ней вы знаете? (Буква д обозначает звуки [д], [д’] – согласные звуки, т.к. встречается преграда, звонкие, твердый и мягкий) (Слайд 13)
– Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).
Запомните:
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
- Кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока. (Строчная буква д)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте главную цель и задачи урока.
Используйте для этого написанные на доске фразы:
Научиться…… (писать строчную букву д)
Соединять (букву д с другими буквами)
Писать (слова с новой буквой)
Проговаривать алгоритм
(Главная цель - научиться красиво писать строчную букву д, научиться соединять букву д с другими буквами, писать слова с новой буквой)
- Посмотрите на экран. Внимательно рассмотрите письменную строчную букву д. Из каких элементов состоит строчная буква д? (Слайд 14)
- В каких ещё изученных нами буквах есть такие же элементы? (в буквах и, у, м, а, з) (Слайд 15)
- Молодцы!
Последовательность написания с комментированием
- Смотрим все на доску и следим за тем, как правильно надо писать букву д. (Слайд 16)
- Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево вверх, задерживаемся на строке (можно говорить пишем крышечку) и опускаемся по наклонной линии вниз, качалочка, крючок до середины, две части соединяем секретом, по секрету длинная наклонная линия, петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.
- С 1/3 влево вверх, крышечка, опускаемся, качалочка, крючок до середины, секрет, по секрету длинная наклонная вниз, петелька, крючок до середины.
- Сколько «шалашиков»?
- Сколько «гнёздышек»?
- Сколько «1/3»?
- Дядя Фёдор предлагает прописать строчную букву д в воздухе под счёт.
- А теперь пропишите букву д пальчиком на своей ладошке.
- Напишите безотрывно букву в воздухе.
Но чтобы герои мультфильма были довольны вашим письмом, нужно размять немного наши пальчики. Вытяните руки вперёд и повторяйте за мной.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
- Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Пишем строчку буквы д под счёт. Допишите строчку до конца. (Слайд 17)
- Выберите одну красивую, правильно написанную букву у соседа, и обведите её синим карандашом.
Дядя Фёдор радуется за вас. Ему очень приятно, что у вас внимательные глазки и трудолюбивые пальчики.
Физминутка (Слайд 18)
Письмо буквосочетаний
- Теперь
посмотрите ниже, прочитайте сочетание букв? (Слайд
19)
- Скажите пожалуйста, а какие сочетания мы можем назвать слогами и почему? (слогами
будут являться сочетание букв «ди» и «де», потому что второй звук гласный)
- Прочитайте
первый слог? (ди)
- Сколько звуков в слоге ди? (2 звука)
- Каким соединением будем писать? (средним)
- А теперь давайте
напишем этот слог.
- Прочитайте второй сочетание.
- Каким соединением напишем сочетание букв дл? (нижним)
- Напишите этот сочетание.
- Какой слог следующий? (сочетание де)
- Каким соединение будим писать слог де? (средним)
- Прописываем.
- Какое сочетание вы еще видите? (сочетание «дв»)
- Каким соединение будим писать сочетание букв «дв»? (верхним)
- Прописываем.
- Докажите, что буквосочетание дл и дв не является слогом. (Нет гласного звука)
- Молодцы!
(Слайд 20)
- А следующее задание приготовил для вас Кот Матроскин. Он очень любит загадывать загадки. Слушайте внимательно.
(Слайд 21)
Она помогает нам
чистыми стать,
Посуду помыть и белье постирать. (Вода)
(Слайд 22)
Под водой он долго лазит.
У него огромный глаз.
Постучалась рыбка в глазик:
— Здравствуй, добрый … . (Водолаз)
(Слайд 23)
Наткнувшись на камни
Горных преград,
Река превратилась
В лихой … . (Водопад)
(Слайд 24)
- Карликовый морской конек, кальмар, краб и морские ежи. Это какие жители? (Подводные)
Прописываем слово вода в 3 строчку, водолаз, подводные, водопад в 4 строчку. (Слайд 25)
- Прочитайте слова. Эти слова родственные. Они близкие по смыслу. И образовались они от слова вода. У них есть общая одинаковая часть – корень. Давайте её найдём и выделим. (Слайд 26)
Почтальон Печкин тоже приготовил для вас следующее задание.
- Разобрать анаграммы дома (мода); дорога (города); кабан (банка); дог (год). (Слайд 27)
Анаграмма – это слово, образованное путём перестановки букв.
Дядя Фёдор предлагает поиграть в игру «Переводчик». (Слайд 28)
- Прочитайте скороговорку в прописи.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
- Что вы знаете о предложении?
(Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. На письме начало предложения обозначается большой буквой, а конец точкой, восклицательным или вопросительным знаком. Слова записываются отдельно друг от друга. Имена собственные пишутся с большой буквы)
- В прописи написана скороговорка печатными буквами, а нам нужно записать её письменными буквами.
Физминутка для пальчиков
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
- Спишите скороговорку, сохраняя ширину букв, расстояние между словами.
- Выделите все орфограммы предложения (начало, конец, V- пробел между слов).
Итог урока
- Какую букву научились писать?
- Какие звуки она обозначает?
– Думаю, что этот урок для каждого из вас был нужен и важен, а почему вы расскажите сами. (Слайд 29) (Дети составляют предложения по схеме на слайде.)
Рефлексия (Слайд 30)
- Дорогие ребята! Я рада, как вы научились красиво писать слова с новой буквой. А сейчас покажите, если всё понятно и всё получилось – зелёный сигнал светофора, если не всё получилось – красный сигнал. Умнички!
– Герои прощаются с вами и благодарят вас за активную работу на уроке. Желают успехов в учебе. Молодцы! (Слайд 31)
Спасибо. Урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.