Методическая разработка открытого урока
по русскому языку в 1А классе на тему
«Строчная буква м, письмо строчной буквы м»
УМК «Школа России»
Цель: знакомство с письмом строчной буквы м и её соединений с другими буквами.
Задачи:
Образовательные:
ü познакомить с написанием буквы м;
ü формирование умения определять местоположение буквы в слоге и слове.
Развивающие:
ü развивать фонематическое восприятие;
ü развивать зрительно – слуховую память на основе упражнений.
Воспитательные:
ü воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
ü воспитывать познавательный интерес к уроку.
Ход урока:
(на уроке используется презентация)
1. Организационный момент Слайд 1-2
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок письма.
– Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям, а теперь подарите свою улыбку и мне.
Мы
– умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
– Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю – у вас все получится! (Звучит «Осенняя песня» (ноябрь) из цикла «Времена года»П.Чайковского). Слайд 3
–Сегодня у нас с вами будет необычный урок. К нам в гости пришла Осень!
(На доске плакат с изображением «Девушки-Осени»)
–Она рассыпала по доске листочки – задания, которые нам предстоит выполнить.
Будьте внимательными, прилежными, в прописях работайте аккуратно.
2. Актуализация знаний
Первое задание, которое приготовила для васОсень«Доскажи словечко»
* Звуки речи бывают….(гласные и согласные)
* Буквы бывают печатные и …(письменные)
* Письменные буквы бывают заглавные и …(строчные)
* Начало предложения пишется с ….(большой буквы)
* В конце предложения может стоять …(.?!)
3. Формулирование темы и целей урока
–А чтобы узнать какое следующее задание нас ждет на уроке,Осеньприготовила для вас загадку:
До чего красивый гриб!
Кружевами он обвит.
В шляпке славной, ярко-красной,
В белых крапинках атласных.
Вы его, друзья, не рвите
И в корзинку не кладите.
Хоть красивый он на вид,
Очень гриб тот ядовит.
И стоит, как светофор,
Несъедобный …. (мухомор) Слайд
4 (Щелчок)
–Умнички! – Как вы думаете, почему мухомор назвали мухомором? (Раньше в народе ядовитые мухоморы использовали в быту для того, чтобы избавиться от мух – отсюда и пошло его название. Гриб мелко нарезали, получившиеся кусочки обливали молоком или обычной водой и ставили их в нескольких местах по всей комнате. При этом на тарелку подкладывали листочек бумаги или кусок ткани, что бы мухам было на что садиться. После употребления этого блюда мухи через некоторое время погибали. Несмотря на свою ядовитость, мухомор приносит пользу. Некоторые животные, например олени и лоси, едят их для того, чтобы избавиться от паразитов и других болезней. Хотя мухомор для человека ядовит и опасен, все же не стоит сбивать шляпки мухоморов и топтать грибы ногами. Ведь мухоморами лечатся некоторые звери и птицы. Также мухомор ценится как лечебноерастение. Мухомор применяется в медицине в лекарственных целях)
–Давайте разделим слово мухомор на слоги (3) Слайд 5
– Какое правило, мы знаем, когда определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
–Поставьте ударение (3 слог гласная буква О)
–Выложите карточками на парте звуковую схему слова мухомор.
(Один ученик работает у доски, остальные – на партах)
Работа в прописи со схемой Слайд 6
Я тетрадь свою открою и с наклоном положу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
–Закрашиваем схему в прописи цветными карандашами. Слайд 7
–Назовите согласный звук, который в слове мухомор повторяется дважды ([М]).
–Дайте полную характеристику звуку [М]. (Согласный, т.к. встречается преграда, твердый, звонкий)
– Какой буквой на письме обозначается звук [М]? (м)
–Кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока. (Строчная буква м)
–Отталкиваясь от темы, сформулируйте главную цель и задачи урока.
Используйте для этого написанные на доске фразы:
Научиться……(Писать строчную букву м)
Соединять....... (Букву м с другими буквами)
Писать...... (Слова с новой буквой)
(Главная цель – научиться красиво писать строчную букву м, научиться соединять букву м с другими буквами, писать слова с новой буквой)
–Что вы должны для этого делать? (Соблюдать правила при письме, работать дружно, слушать учителя, не мешать одноклассникам)
– Молодцы! Осень очень довольна вашей работой! А мы продолжаем дальше выполнять ее задания.
Освоение нового материала Слайд 8
–Ребята, давайте сравним маленькую печатную и письменную строчную буку м. (Печатная буква состоит из прямых линий, а письменная из наклонных линий с закруглениями)
– Молодцы!
–Какие буквы спрятались в строчной букве м? (л, и)
–А сейчас из желтой нитки выложите письменную букву м (нитка у каждого ученика на парте)
Последовательность написания с комментированиемСлайд 9
–Смотрим все на доску и следим за тем, как правильно надо писать букву м.
Кладем «качалочку» на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3 выписываем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины, «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
– Сколько «шалашиков»?
– Сколько «половинок»?
– Сколько «1/3»?
– Осень предлагает прописать строчную букву м в воздухе под счёт.
– А теперь пропишите буквумпальчиком на своей ладошке.
–Напишите безотрывно буквум в воздухе.
Пальчиковая гимнастика
–Но чтобы Осень была довольна вашим письмом, нужно размять немного наши пальчики. Вытяните руки вперёд и повторяйте за мной.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
–Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
–Пишем строчку буквы м.Слайд 10
Самоанализ написанной буквы
–Выберите одну красивую, правильно написанную букву у соседа,и обведите её синим карандашом.
Осень радуется за вас. Ей очень приятно, что у вас внимательные глазки и трудолюбивые пальчики.
Физминутка Осень (Видео)
Письмо буквосочетаний
–В один прекрасный осенний день буква «м» отправилась на прогулку в лес, где встретила своих друзей. Они взялись за руку и отправились гулять вместе. Посмотрите, каких друзей встретила наша буква «м».(ма ам ом вм). (Разбор всех приемов соединений с последующими буквами и подачей словесного описания)
– Прочитайте буквосочетания.
– На какие группы можно разделить данные буквосочетания? (открытые и закрытые)
–Прочитайте открытые слоги. Выбор обоснуйте. (Открытый слог оканчивается на гласный звук ма)
– Прочитайте закрытые слоги. Выбор обоснуйте. (Закрытый слог оканчивается на согласный звук ам, ом)
– Докажите, что буквосочетание вм не является слогом. (Нет гласного звука)
Письмо слов с буквой «м»
МАМА
Есть
на свете слово нужное и важное.
Словно солнце греет это слово каждого.
Написать без кляксы стремятся его дети!
Это слово самое любимое для всех детей планеты.
– О каком слове идет речь в стихотворении? (Мама) Слайд 11
–Ребята, совсем скоро в последнее воскресенье ноября –24 ноября, вся страна будет отмечать праздник «День матери», это праздник в честь наших матерей. В этот день принято поздравлять всех мам.
– Что чувствуют ваши сердечки, когда вы слышите слово «мама»?
–Кто бы хотел написать это слово «мама» очень красиво?
– Произнесите слово «мама» четко, выделяя голосом каждый звук. (Ответы)
– Разделите на слоги. Сколько слогов? (2) Слайд 12
– Работаем с первым слогом. Слог ма – это слияние твердого согласного звука [м] и гласного [а]. Пишу ма, гласная а. (Аналогично второй слог).
– Поставьте ударение, гласные буквы подчеркните красным карандашом.
– Сравните свою работу с образцом в прописи.
–Ребята, как вы ещё ласково называете маму?
–Чаще называйте маму ласково, ласковое слово – сердце греет.
Работа над предложениемСлайд 13
В прописи написано предложение печатными буквами. Найдите его.
У Ромы мама и папа строители.
–Осеньпредлагает игру «Переводчик». Что вы знаете о предложении?
(Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. На письме начало предложения обозначается большой буквой, а конец точкой, восклицательным или вопросительным знаком. Слова записываются отдельно друг от друга. Имена собственные пишутся с большой буквы)
– Прочитайте предложение в прописи.
Физминутка для пальчиков
Мы
ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
– Спишите предложение, сохраняя ширину букв, расстояние между словами. –Разделите каждое слово на слоги, поставьте ударение.
–Выделите все орфограммы предложения (начало, конец, V- пробел между слов).
У V Ромы V мама V и V папа V строители.
Итог урока
– Какую букву мы сегодня научились писать?
– Какие звуки она обозначает?
–Какое задание для вас было самым сложным?
– Какое задание показалось наиболее интересным?
Рефлексия Слайд 14
–Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке, радовали меня своими ответами.
–У вас на столах лежат листочки, мысейчас сделаем настоящий листопад.
–Кому было интересно, понятно на уроке, «все сделал, не было затруднений» раскрасьте лист красным карандашом.
«Справился, но были затруднения» зеленый листик.
Оранжевый или желтый – «справился, но было очень трудно».
–Ребята, осень благодарит вас за активную работу на уроке. Мы выполнили все задания Осени. Слайд 15
Спасибо за урок. Слайд 16
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.