Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе на тему: «Занимательное путешествие в страну падежей»
Тип урока: урок-сказка.
Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных.
Формируемые УУД:
Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.
Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.
Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса, развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, в группах, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).
Оборудование урока:
Презентация «Падежи имен существительных», тренажер «Падежи», презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом цартсве»»
Аннотация: Данная работа направлена на закрепление и систематизацию знаний о падежах имен существительных в 3 классе общеобразовательной школы.
Форма урока нетрадиционная: урок-сказка, что позволяет создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулировать учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного самовыражения ученика. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Создание обстановки психологического комфорта и эмоциональной приподнятости заметно повышает работоспособность класса. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Введение в тему.
- Ребята! Сегодня нас с вами ждёт необычное путешествие в сказку – в Страну невыученных уроков. Один наш старый знакомый попал в беду и просит нас о помощи. Вот его видеописьмо: «Памагите вернуца из скаски. Спасите.Вовка».
- Нельзя оставлять товарища в беде. Давайте отправимся к нему. Но попасть туда можно, только исправив Вовкины ошибки.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Найти слова, в которых наш друг допустил досадные ошибки:
ПОМОГИТЕ – ПОМОЩЬ, ПОМОЩНИК
СКАЗКИ - СКАЗОЧНЫЙ
- Какие существительные встретились в письме? Какие грамматические признаки этих существительных мы можем назвать?
(Из сказки – нариц.,неодушевл., ед.ч., ж.р., Р.п.; Вовка – собст., одушевл., ед.ч., м.р., И.п.)
- Все падежи нам встретились в письме?
(не хватает Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
- А теперь отгадайте загадку:
Запомни правило простое:
Без них мы никуда.
Не будешь в языке героем,
Отличником не станешь никогда.
Они нам в речи помогают,
Слова их слушают всегда.
И все, конечно, их названья знают,
Скажите хором: «Верно?» - «Да». (Падежи)
- Как вы думаете, закрепление какой темы ждет нас в тридевятом царстве?
(Падежи имен существительных)
- Так как нас ждут непростые испытания, чтобы не заплутать и ничего не забыть, сделаем запись в наших бортовых журналах.
(Запись числа, классной работы)
IV. Проверка теоретических знаний
- Начнем путешествие по следам ошибок Вовки. И первые, кто нам встретился на пути, - Василисы Премудрые. Попробуем ответить на их вопросы.
- Проверим, как вы знаете вопросы падежей
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Презентация « Тренажер падежи»
V. Практическая работа.
- Мы – молодцы. Правильно ответили на все каверзные вопросы Василис. Пора идти дальше.
(ученик читает слова царя с интонацией)
- В какую сказку нас направил царь? Кто ее написал?
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
1) Согласование глагола с существительным
(ученик читает слова старухи с интонацией)
Задание старухи: Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного.
(РАБОТА В ПАРАХ) КАРТОЧКИ
Говорить (с) брат (ом) Т.П.
Растет (в) сад (у) П.П.
Стоять (у) дверь (и) Р.П.
Подъехать (к) дом (у) Д.п.
Положил (на) земля В.п.
Появился (на) ветка П.п
Бежал ( по) снег Д.п.
Стоит (под) окно Т.п.
- Мы справились, мы – молодцы! Нам помогли наши знания.
(ученик читает слова старухи с интонацией)
- Старуха осталась довольна, и нам предстоит встреча с золотой рыбкой.
(ученик читает слова рыбки с интонацией)
- Придется решить задачу рыбки.
2) «Узелки» из предлогов и окончаний. Зачеркнуть неподходящий вариант. Определить падеж существительного. (РАБОТА В ГРУППАХ)
На рассвете у/над реки тянут сети рыбаки. (Р.п.)
В уголк е/а сидит паук – восемь ног ../а, а может рук.(П.п., Р.п.)
Я волновался от/до страха, как на веревк е/у рубаха. (Р.п., П.п.)
Лапк ой/у уши мыла кошк а/у на скамейке у окошка. (Т.п., И.п.)
Возле ёлк и/ой, как из пушки, разом грянули хлопушк и/ой. (Р.п., И.п.)
На земл е/ю лежит мягкий ковёр …/а из хвои. (П.п., И.п)
VI. Физминутка.
Презентация «Физминутка для глаз «Вовка в тридевятом царстве»»
VII. Самостоятельная работа.
- Наконец-то, мы добрались до главных «помощников» тридевятого царства. Это двое из ларца. Как вы помните, они не только не могут оказать нужную помощь, но и двух слов связать не могут. Поэтому просят это сделать за них.
3) Дан текст. Запишите его в тетрадь, определите падеж имен существительных. (раздать листочки с заданиями)
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.
Взаимопроверка
Индивидуальная работа (карточки)
1.Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.
1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).
2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).
3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).
4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).
5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).
6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)
7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).
8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).
9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).
10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).
2. Просклоняй им. сущ.
И. п. кто? Белка
Р.п. кого? ____________
Д.п. кому? ___________
В.п. кого? ___________
Т.п. кем? _____________
П.п. о ком? ___________
СТИХИ О ПАДЕЖАХ
Весенние падежи
Всё
пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как
будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И
захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В
листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа
дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.
Скворец,
присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.
Другим
об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
- Ну вот, ребята, мы и помогли Вовке вернуться домой, исправив допущенные им ошибки, но наше путешествие по Стране невыученных уроков не закончено. Вас ждут еще много приключений впереди.
VIII. Рефлексия.
- Я читаю утверждения. Кто согласен – поднимайте смайлик красного цвета
ü Я знаю падежи
ü Я умею определять падеж имени существительного
ü Я умею ставить существительное в нужный падеж
ü Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
ü Я умею определять падеж имен существительных в тексте
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ(смайлики)
ü - белый цвет: удовлетворительно - много ошибок, необходимо повторить тему.
ü - желтый цвет: хорошо - работал и неплохо, но есть ошибки.
ü - красный цвет: отлично - работал отлично, можешь оказать помощь другим ребятам.
Что понравилось на уроке?
Какое задание было интересным?
Какое задание было трудным?
-Ребята, мне очень понравился наш урок. Работали все сегодня хорошо, показали свои знания. Но больше всех отличились…….(выставление оценок)
IX. Домашнее задание. Стр. 135 упр. 250
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.