Тренинг личностного роста «Эмоциональное благополучие педагога как способ развития личностного потенциала».
Оценка 4.8

Тренинг личностного роста «Эмоциональное благополучие педагога как способ развития личностного потенциала».

Оценка 4.8
Семинары
docx
родительство
Взрослым
14.12.2024
Тренинг личностного роста «Эмоциональное благополучие педагога как способ развития личностного потенциала».
Поскольку эмоциональный интеллект — предпосылка развития личностного потенциала, ему отводится важное место в обучении педагогов.
тренинг по эмоциональному интеллекту для педагогов.docx

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «образовательный центр «Южный город»

пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Забава»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг личностного роста «Эмоциональное благополучие педагога как способ развития личностного потенциала».

 

 

 

 

 

Составила: Уколова Александра Александровна.

                                                  Должность: педагог – психолог.

 

 

 

 

 

мкрн. Волжский, 2024г.

Тренинг личностного роста «Эмоциональное благополучие педагога как способ развития личностного потенциала».

Цель тренинга - научить распознавать и осознавать свои эмоции.

Материал: ручки, карандаши, ведро пустое, бумага А4, кубики 3 шт, Карточки с фразами, инструкция с жестами, столы 3 шт, стулья по количеству участников, шарф, косынка, наушники, очки.

Правила занятий (2-3мин). Психолог знакомит участников с правилами занятий.

1. Активность. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. От выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

2. Единая форма обращения друг к другу (по имени).

3. «Я – высказывания». Высказываем свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю», «мне это не понятно…» Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…».

4. Принцип доброжелательности. Относимся к друг к другу доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь.

5. Конфиденциальность. Всё что происходит во время тренинга, не разглашается и не обсуждается вне занятий.

1. Приветствие. Упражнение «эмоциональный ток» (2-3 мин)

Цель: создать дружелюбную комфортную атмосферу.

Участники встают в круг, берутся за руки, и задача участников передать импульс. Передавать будет ведущий. Ведущий участнику справа рукой передает импульс (поглаживание, сжатие, пощипывание и т.д) и смотрит в глаза с эмоцией, далее следующий участник передает импульс, но уже со своей эмоцией, которая возникла у него на данный момент..

2. Игра «Выразительная речь» (5 мин)

Цель: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

1-й команде: Произнесите фразу «Иди сюда»

- громко

- возмущенно

- радостно

- таинственно

2-й команде: Скажите «Молодец»

- тихо

- громко, ласково

- удивленно

- радостно

Рефлексия.

2. Упражнение «Зачем нужны негативные эмоции?» (10 минут)

Цель: Осознание и принятие педагогами своих эмоций, освоение способов управления своими эмоциями.

Кроме того, как бы мы к ним ни относились, каждая из них имеет свою функцию. Страх, гнев, стыд, зависть – все эти и другие не слишком светлые эмоции служат важным целям. Давайте сейчас разобьемся на 4 группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния.

Первая – злость, грусть, Вторая – стыд, страх Третья – апатию, разочарование; Четвертая – зависть, отвращение, печаль.

По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.

Подводим итоги обсуждения: 1. Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься; Между тем злость необходима нам, чтобы защищать свои личные границы, она служит энергией перемен, а порой помогает физически защитить себя и близких.

2. Грусть побуждает нас задуматься; Это завершающее чувство, которое сопровождает потери, разлуки и неудачи. Оно позволяет нам смириться с негативным событием, открыть для себя что-то важное, порой помогает выйти на новый уровень понимания себя и жизни – если дать себе прожить печаль, а не давить ее обязательным позитивом.

3. Стыд - может удерживать человека от неблаговидных поступков и незаконных действий. Эта эмоция способствует развитию самосознания, самоконтроля и самокритичности. Чувство стыда помогает человеку морально не разложиться в условиях вседозволенности и продолжать вести правильную жизнь.

4. Страх сигнализирует об опасности;

5. Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

6. Разочарование Буквально: сбросить чары, шаль, вырваться из иллюзий, протрезветь. Разочарование позволяет отстраниться (абстрагироваться) от пристрастного отношения к чему-либо и взглянуть на вещи с «высоты птичьего полета». Когда человек разочаровывается, он начинает критически мыслить, разрушая прежние убеждения и выстраивая новые, более объективные.

7. Зависть - Она мотивирует нас чужими достижениями. Мы смотрим на кого-то, завидуем, и хотим также. И порой из этого может получиться собственный интересный проект, прогресс в отношениях. Разумеется, бывают патологические формы зависти, которые, наоборот, не дают нам двигаться вперед. Но это можно сказать о любом другом чувстве, положительном или отрицательном.

8. Отвращение - Чувство, которое, как и гнев, помогает нам держать свои границы, а также помогает чувству меры. Люди, которые умеют ощущать свое отвращение, могут и вовремя остановиться – во всех смыслах. В еде, общении, учебе и так далее. А это очень важно, если мы не хотим чем-то объесться или чтобы нам что-то навязали.

9. Печаль - Печаль сигнализирует о том, что что-то произошло и человек нуждается в поддержке. Одна из функций состоит в том, чтобы заставить тех, кто видит выражение печали на лице проявить участие и заботу. Другая функция печали состоит в полном восприятии того, что означает понесенная потеря. Выражение эмоции печали на лице, плач помогают нам в полной мере ощутить утрату.

Нужно не забывать, что существует педагогическая этика, которая не позволяет нам давать выход эмоциям в том виде, в котором очень бы хотелось. Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья. Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Но не всегда получается поговорить с человеком на которого затаил обиду, по различным причинам. Тогда сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти. Когда чувствуете, что едва cдepживaeтecь от того, чтобы не наговорить коллеге или родительнице лишнего, мысленно наберите в рот воды. Когда все уйдут, закройте двери и выскажите все, что хотели сказать, адресуя слова шкафу-стулу-компьютеру.

Есть два главных варианта отреагирования (проживания) эмоций:

1. Через творческое самовыражение - арттерапия, позволяющая выразить на листе бумаги все чувства.

2. Через двигательную энергичность

 Почему двигательная? Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь? Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок, кто-то прогуливается взад - вперед. А если произошла неприятная ситуация то, кому-то необходимо пройтись по улице и просто подышать. Кому-то помогает плавание, кому-то бег. Чтобы выразить злость физически можно побить или покричать в подушку, попинать мяч или еще что-нибудь. Каждому подходит свой способ.

4. Упражнение «Запрет на выражение эмоций» (10мин)

Все ли свои чувства человек показывает другим людям? - Почему мы иногда скрываем свои чувства? В нашей культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д. А ведь каждое чувство нам нужно, мы это уже выяснили. - Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?»

Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот - чтобы не кричал и не ругался; глаза - чтобы не выражали злости, не плакали; уши - чтобы не слышали лишнего; руки - чтобы не дрались; ноги - чтобы не убегали. - Что может такой человек? (Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности). В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Таким образом, и человек, копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе. Вывод: Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.

5. Упражнение «Мусорное ведро» (7 мин)

Основная цель данного упражнения: осознание и освобождение от своих негативных эмоций и чувств.

Ведущий показывает мусорное ведро и предлагает обсудить для чего оно нужно, почему его необходимо постоянно освобождать. Психолог предлагает педагогам представить жизнь без такого ведра. Важно дать понять, что тоже происходит с негативными чувствами годами «засевшими» в нашей душе и необходимость от них избавляться.

 Предлагается вспомнить все негативные ситуации, произошедшие с ними за этот год, представить их, попытаться испытать эти эмоции снова, а затем на листах бумаги записать эти чувства и выбросить в мусорное ведро старые и ненужные обиды, страхи.

6. Игра «Эмоциональный скульптор» (5 мин)

Цель: прочувствовать эмоцию с помощью языка тела.

Ваша задача – разделить на пары. Договоритесь между собой, кто в паре скульптор, кто - модель. Скульптор не глядя выбирает из мешочка карточку с эмоцией. Модель не знает, какая эмоция задана. Задача скульптора поставить модель в позу, изображающую эмоцию с карточки. Нельзя разговаривать, издавать звуки, можно только двигаться, показывать мимикой и жестами. Задача модели и остальных – отгадать, какая эта эмоция.

7. Игра «Жесты» (15 мин)

Цель: научить видеть и распознавать эмоции с помощью невербальной коммуникации.

Участники делятся на 3-4 команды (в каждой команде не более 6 человек и не менее 4). В каждой команде назначается помощник ведущего, который будет руководить командой. Его задача следить за всеми, чтобы выполняли правильно и не общались вслух между собой. Основное правило игры - выполняется все молча.

Каждой группе дается инструкция с жестами, где указаны цифры от 1-6 и на каждую цифру есть свой жест. Команде необходимо запомнить эту карточку в течении пары минут. Далее начинается игра, в которой ведущий бросает кубик и тот, кто последний правильно показал жест на выпавшую цифру или неправильно, отдает столько фишек первому, кто правильно показал жест, сколько выпало на кубике. Далее, кто был первым кидает кубик. И так раз 10 (зависит от времени тренинга). Затем участники подсчитывают фишки. И у кого больше всех, переходят в другую команду.

И игра начинается снова (инструкцию с жестами не смотрим снова), но помощник ведущего уже не может говорить вслух.

Задача команды понять, что вновь прибывший участник выполняет неправильно, так как у него ранее инструкция с жестами была другая.

Рефлексия.


 

Самарской области средняя общеобразовательная школа «образовательный центр «Южный город» пос

Самарской области средняя общеобразовательная школа «образовательный центр «Южный город» пос

Тренинг личностного роста «Эмоциональное благополучие педагога как способ развития личностного потенциала»

Тренинг личностного роста «Эмоциональное благополучие педагога как способ развития личностного потенциала»

Рефлексия. 2. Упражнение «Зачем нужны негативные эмоции?» (10 минут)

Рефлексия. 2. Упражнение «Зачем нужны негативные эмоции?» (10 минут)

В еде, общении, учебе и так далее

В еде, общении, учебе и так далее

Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь

Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2024