ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА – ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматривается современное понятие патриотизма, его важность в воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова: система ценностей, патриотизм, приоритетное направление, патриотическое воспитание.
Третье тысячелетие…Время высоких технологий и коренных изменений в различных сферах жизни российского общества. Из-за сложной геополитической ситуации, которую мы можем не только наблюдать воочию, но и принимать в ней самое непосредственное участие, на повестке дня остро стоят вопросы и проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Необходимость воспитания патриотов и переориентация системы ценностей выходят на первый план.
На протяжении долгого времени в мировом обществе царило убеждение, что такое чувство, как любовь к Отечеству, морально устарело. Чувство патриотизма пытались обесценить как представители старшего поколения, так и молодёжь. Но на современном этапе развития Донецкой Народной Республики понятие «патриотизм» не только не упростилось, а приобрело новые грани определения, не утратив основной смысл и его составляющие.
Патриотизм – сложное понятие, способное проявиться во множестве форм мыслей, слов, взглядов, поступков. Если проверить словари разных поколений, можно сделать вывод, что эта лексическая единица прошла такую же непростую и длинную историю, как и история целой страны, что строки её толкования пополнялись с каждой прожитой человеческой жизнью, с каждой временной эпохой. Фраза «защита родной земли» уже более не является краеугольным камнем данного понятия. Патриотизм теперь – это осознанное ценностное отношение человека к своей Родине, любовь к Отечеству, природе и красоте родного края, преданность своему народу, его обычаям и традициям, совесть и готовность служить на благо Родины, гуманизм в принятии своей страны со всеми её минусами, достоинство в борьбе за сохранение исторического прошлого.
Известно, что социологи выделяют пять основных видов патриотизма:
- государственный;
- национально-этнический;
- региональный;
- гражданский;
- ложный.
Тем не менее, несмотря на то, что данное слово имеет такую многогранную природу и касается практически всех сфер жизни, патриотизм вышел за рамки одного лишь чувства и превратился в целую систему культурных ценностей. Очевидно, что сплочённость общества на прямую зависит от уровня развития чувства патриотизма, а значит, одним из приоритетных направлений и задач современных образовательных учреждений является именно патриотическое воспитание молодёжи. Трудно отрицать тот факт, что подростковый возраст – это самое подходящее время для осознанного восприятия подобных тем, для формирования морально-нравственных качеств личности и её ценностных ориентаций.
Существует несколько факторов, которые позволяют качественно реализовать задачи патриотического воспитания молодого поколения.
Прежде всего, следует отметить, что законодательство не стоит на месте, а повышает значение воспитательного процесса. Нормативно-правовая база включает в себя следующие документы: Конституция ДНР, Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственные образовательные стандарты общего образования. Закон «Об образовании» определяет «воспитание, как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к памяти защитников Донецкой Народной Республики и подвигам Героев Донецкой Народной Республики, закону и правопорядку, старшему поколению, человеку труда, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде» (п.2, ст.2) [2]. Закон также закрепляет основные принципы государственной политики, направленные на «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма» (подп.4, п.1, ст.3) [2].
Следующим немаловажным фактором являются Программы воспитания, разрабатываемые в общеобразовательных учреждениях Республики, для вовлечения молодого поколения в активную общественную и творческую деятельность на благо страны. Современным подросткам не нравится постоянно следовать правилам и ограничивать себя рамками, ребята стремятся к самовыражению, к поступкам. Задача школы – направить действия подрастающего поколения в правильное русло, потому что не только настоящее, но и будущее нашей страны зависит от того, на сколько удачно сформированы духовные качества и система ценностей молодёжи.
Не стоит забывать, что плодотворное взаимодействие государства, семьи и образовательного учреждения также играет важную роль в процессе воспитания человека, формирования личности, национальной идентичности, гражданственности и патриотизма. Первые рассуждения о любви к Отечеству возникают ещё в детстве, когда ребёнок смотрит на своих близких людей и совершает маленькие поступки. Пример взрослых, их гражданская позиция имеет огромное значение для нравственно-патриотического воспитания будущего гражданина своей страны.
Список использованных источников:
1. Демин И.В., Долгина Е.С.Патриотизм: понятие и виды / Демин И.В., Долгина Е.С. // Вестник магистратуры. – 2015. - № 11. – С.4-6.
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 28.12.2021). – 82с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.