Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Оценка 4.7
docx
27.11.2023
Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
konspekt_uroka_russkogo_yazyk_v_4_klasse_po_teme_pravopisanie_-_tsya_i_tsya.docx

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Цели урока: 

- познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научить задавать вопросы к глаголам;

 - развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

-воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные: обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах.

Тип урока; открытия нового знания.

Форма работы: фронтальная,  прах, индивидульная.

Оборудование: карточки (с разноуровневыми заданиями),  плакат - тся  , -ться(на доске), напечатанные тексты для работы в парах.

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.Этап мотивации.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….(запись на доске)

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, хорошо смогу  выполнить задания ВПР, интересно рассказывать…)

2. Чистописание

3. Подготовка к ВПР. (Выполнение заданий из ВПР)

- Запишите слова и поставьте ударение: магазин, понял, статуя, начала. Проверка.

- Запишите предложение  и охарактеризуйте:

Летом мама, бабушка и я часто ходим в лес.

(Повествовательное, невосклицательное, простое с однородными подлежащими)

У нас лес рядом. Кто ходил летом в лес? Зачем ходили в лес?

2.Актуализация знаний

- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?,что сделает?, что сделать? и т.д,  и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или  ^ –ти. Н-р: везти, писать)

- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.( карточки на партах)

Апрель

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

 Проверка.

Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр

- Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с  ^ -сяназ-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

 

3.Выявление места и причины затруднения

1) Работа с пословицей( с доски)

- Прочитайте пословицу:

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

- Взаимопроверка

- Сравните свои работы.

- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется  -тся или  -ться)

- Какой будет тема нашего урока? (Правописание  -тся и  -ться в глаголах)

 

-тся-ться( Вывешивается на доску)

2)Сообщение темы и целей урока

- Тема урока «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на  -тся и –ться; задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание   -тся и  -ться в глаголах; применять правило правописания  -тся и  -ться в возвратных глаголах)

 

4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

- В какой форме стоят? (неопределённая форма)

 

- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст.и буд. вр.)

 

- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст.и буд. вр.)

 

- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

- Сравните  наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

 

3)Составление алгоритма-на доске- коллективная работа

Глагол

-тся-ться

 

Поставь вопрос

 


Если

 

что (с) делать?                   что делает? , что сделает?,

 что делают? , что сделают?

 

неопределённая форма                                 3-е лицо, ед. или мн.ч

в вопросе есть ь знак,                                в вопросе нет ь знака,                              

то пиши -тьсято пиши -тся

 

4) Дальнейшая работа над пословицей

- Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

 

5.Первичное закрепление

- Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. (1 ученик на доске)

Он  хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

Проверка.

-тся-ться

 он хвалится                вращаться

она боится                качаться

они нравятся                прощаться

 

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться,)

- Запишем их в столбик

- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Потянуться – потянется

Поклониться – поклонится

нагнуться–нагнется

разогнуться - разогнется

 

6.Закрепление (продолжение)

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

- Самопроверка по образцу.

1в.   Рано утром на рассвете умываются мышата.

     Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

 2в.   Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

       Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

 

2)Самостоятельная работа с самопроверкойСла

- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

1 уровень. Вставь в  пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не  учит…ся
За всё (что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

 

2  уровень. Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

 

3ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -….. 

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 

 

7.Итог урока

- Какую цель ставили перед собой на  начало урока?

- Кто считает, что достиг поставленных целей?

- За что бы вы себя похвалили?

- В каких случаях мы пишем перед  ^–ся  ь знак?

- В каких случаях мы не пишем перед  ^–ся  ь знак?

 

8. Домашнее задание.

- Дом.задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать  3 предложения со словами (глголами)на изученное правило.


 

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Подготовка к ВПР . (Выполнение заданий из

Подготовка к ВПР . (Выполнение заданий из

Задание было одно, а вы его выполнили по-разному

Задание было одно, а вы его выполнили по-разному

В каких случаях пишется – тся? (

В каких случаях пишется – тся? (

Физкультминутка Раз – подняться, потянуться,

Физкультминутка Раз – подняться, потянуться,

Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень

Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2023