Методическая разработка открытого урока по теме: В.В.Бианки «Музыкант»
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по теме: В.В.Бианки «Музыкант»

Оценка 4.6
doc
13.03.2023
Методическая разработка открытого урока по теме: В.В.Бианки «Музыкант»
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_bianki_muzykant.doc

Методическая разработка открытого урока по теме: В.В.Бианки «Музыкант»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;

           учить их читать выразительно, без ошибок;

           развивать внимание, мышление;

           прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.

 

                                               Ход урока

 

1. Организационный момент

 

2. Речевая разминка

    На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

На доске:

Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! – 
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?

Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.

3. Определение темы и цели урока

 

На доске запись: Заходер

                             Крылов

                             Пушкин

                             Носов

                             Чуковский

                             Токмакова

- Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

- Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

- Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать.

  Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.

 

На доске запись: 14     21       9       29      12      1       15       20

 - По номерам букв определите слово, которое является названием произведения.

 - Произведение называется «Музыкант»

 

На доске появляется запись:

Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

 

- Зная тему, поставьте цель урока.

- Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки;

                          познакомиться  с его произведением «Музыкант»;

                          учиться правильно, выразительно его читать и           

                          анализировать.

 

4. Подготовительная работа

 

1.     Работа с биографией автора.

- Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.


Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
  Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья».  В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

  Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

 

- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова.

- Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале «…» . А самой знаменитой книгой стала книга «…» .

 

Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.

 

«Воробей»,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, «Лесная газета».

 

2.Словарная работа.

 

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса

 

- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.

 

Устанавливается лексическое значение слов.

 

3.     Предопределение учащимися содержания нового произведения.

 

- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).

 

5. Чтение нового произведения учителем

 

6. Проверка первичного восприятия

 

    - Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение).

    - Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ.

      Тест

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

     а) ловил рыбу;

     б) играл на скрипке;

     в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

     а) что он видел в лесу медведя;

     б) что он собрал много грибов;

     в) что в лесу много ягод;

 

3)    Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

 

4)    Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

 

5)    Кого он увидел в лесу?

а) зайца;

б) лису;

в) медведя;

 

6)    Как поступил старик?

а) … …;

б) … …;

в) … … .

 

        7.Физкультминутка

 

    - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

    - Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

   

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

 

8. Чтение текста учащимися

 

     Установка: определить жанр произведения.

 

 9.Анализ произведения

 

   - Определите жанр произведения.

   - Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

   - Кого автор называет музыкантом?

   - Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

   - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

   - Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

   - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

     (Слушаются ответы учащихся).

   - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

    - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

    - Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

    - «Дзенн»- это звукоподражание.

 

10.Подведение итогов урока

 

     - Скажите,  о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.

     - С каким его произведением познакомились?

     - Как в нём отражается характер творчества этого писателя?

 

11.Рефлексия

 

     - На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.


Методическая разработка открытого урока по теме:

Методическая разработка открытого урока по теме:

На доске запись: Заходер

На доске запись: Заходер

Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк

Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк

Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок

Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок

Какой звук услышал старик? а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк; 4)

Какой звук услышал старик? а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк; 4)

Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы

Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023