Пустозерова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 18»
г.о. Тольятти
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
Предмет: Русский язык
Учитель: Пустозерова Наталья Александровна
Класс: 3 А
Тема: «Суффиксы имен существительных. Значения суффиксов»
Цели деятельности учителя:
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
-учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
-учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
предметные:
- научатся образовывать имена существительные с помощью суффиксов;
- научатся разбирать слова по составу;
- научатся объяснять значение суффиксов.
личностные:
- осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать успешность при изучении темы.
Универсальные УУД:
регулятивные: постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ и сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: закрепление нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл,, УМК «Школа России» автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, презентация.
№ |
Этап, методы и приёмы |
Хро-номе-траж |
Содержание урока |
Планируемые результаты (УУД) |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1. |
Организационный
Мотивационный Словесный: слово учителя |
1 |
-Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок для нас! Вы зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И урок наш мы начнем. - Открываем тетради, записываем число, классная работа.
|
Приветствовать
Настраиваться на урок |
Личностные: формировать положительное отношение к уроку |
2. |
Постановка учебных задач и её решение
Словесный: ответы на вопросы; формулирование темы и цели урока.
|
5
2
3 |
Словарная работа. -Минута чистописания: на доске записаны буквы и сочетания букв к, ок, ик, ушк, юшк, иц, их . -Запишите их в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
Повторение изученного на прошлом уроке -Ребята, как вы думаете, записанные на доске буквы и сочетания букв что-то обозначают? (Это суффиксы) -Суффикс.Что скрывается за этим словом?
Тест «Суффикс» 1.Суффикс-это а) часть слова; б) слово; в) несколько слов; 2.Суффикс стоит: а) в начале слова; б) в конце слова; в) после корня; 3.Суффиксы служат: а) для связи слов в предложении; б) для образования новых слов. -Давайте объединим все правильные ответы и сформулируем правило. (ребята формулируют правило) - Сегодня мы с вами вновь ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных.
- Какие слова называются однокоренными? (слова,у которых один корень) - Какой корень в слове река? -Подберите к существительному река однокоренные существительные с суффиксами – еньк- и –к. (речка, реченька) - Какой оттенок значения придали существительным суффикс –к- и –еньк-? (Уменьшительно-ласкательный) - Как вы думаете, выполнив это упражнение, какая тема сегодняшнего урока? («Суффиксы существительных») - Верно, тема урока «Суффиксы существительных» - Какие цели поставим перед собой? (учиться образовывать существительные при помощи суффиксов) - Молодцы! |
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока
Ставить цели урока
|
Предметные: поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
|
3. |
Решение частных задач Словесный: учебный диалог
Практический: морфемный разбор слов
Практический: выполнение письменного задания
Практический: сравнение отрывков текста |
2
5
5 |
Актуализация опорных знаний. - Подберите к существительному берёза однокоренные существительные с суффиксами –к- и –оньк- . (берёзка, березонька) - Запишите эти слова. - М., выйди к доске, запиши слова и разбери их по составу. Остальные выполняют самостоятельно. (∩ - БЕРЕЗ; ∧ - ОНЬК; ⃞ - А; ∩ - БЕРЕЗ; ∧ - К; ⃞ - А; ) - Сверьтсье с доской. Молодцы!
Упр. 20, стр.58 - Откройте учебник на странице 58, упр.20 и прочитайте задание. Вам нужно к каждому выделенному существительному подобрать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ок-, -ушк-, -еньк-, -юшк-. - Какие существительные у нас получатся? (сынок, Иванушка, доченька, Марьюшка) - Запишите текст с новыми существительными к себе в тетрадь. - Сравните начало сказки из учебника и в вашей тетради. Какие существительные подходят к тексту больше, те, которые в учебнике или те, которые вы подобрали? (Те,которые мы подобрали) - Почему? (Существительные, которые мы подобрали, подходят больше, потому что они смягчают сказку, и она с самого начала кажется доброй) |
Подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу
Подбирать однокоренные слова с помощью суффиксов
Сравнивать сказки, делать выводы
|
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные: умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
|
|
Динамическая пауза
|
2 |
Видеоролик. |
Выполнять физические упражнения |
|
|
Практический: образование однокоренных слов морфемный. разбор.
Проведение словарного диктанта
Практический: взаимопроверка
Практический: анализ упражнения
Практический: подбор однокоренных слов
Практический: морфемный разбор слов
Практический: самопроверка
|
6
5
2 |
Словарный картинный диктант
-Используйте суффиксы, записанные на доске во время минутки чистописания, запишите словарные слова и с помощью суффиксов образуйте новые слова Береза- березка, заяц-заюшка, город- городок, корова- коровушка - Выделите суффиксы. Какое значение придают словам эти суффиксы?
Упр 21, стр.59. - Сейчас выполните упражнение 21 на странице 59 самостоятельно. Вам нужно от слов данных в скобках образовать однокоренные слова с суффиксами –ечк-, -ик-, -ушк-. (дощечка, домик, скворушка) ∩ - дощ; ∧ - еч, к; ⃞ - а; ∩ - дом; ∧ - ик. ∩ - сквор; ∧ - ушк; ⃞ - а.
- Разберите эти существительные по составу самостоятельно. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону, который вы видите на слайде. - Какое значение придали суффиксы новым существительным? (Уменьшительно-ласкательные) - Давайте сделаем вывод, какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения? (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-)
- Давайте подберем к существительным лес, двор, сила, птица однокоренные слова с суффиксами: -ок, -ник, -ик-, -ушк-, -ач, -к-. Какие суффиксы мы можем подобрать к слову лес? (лесок, лесник) Какие суффиксы мы можем подобрать к слову двор? (дворик, дворник) Какие суффиксы мы можем подобрать к слову сила? (силушка, силач) Какие суффиксы мы можем подобрать к слову птица? (птичка, птичник) - Запишите эти слова и разберите их по составу. 1в - слова лесок, лесник, ∩ -лес; ∧ - ок, ∩ - БЕРЕЗ; ∧ - ОНЬК; ⃞ - А; ∩ - лес; ∧ - ник. 2в-дворик, дворник, ∩ - двор; ∧ - ик. ∩ - двор; ∧ - ник. 3в- силушка, силач, ∩ - сил; ∧ - ушк; ⃞ -а; 4в- птичка, птичник. ∩ - пт; ∧ - ич, к; ⃞ - а; - Выполните самопроверку по ключу. - Какие значения новым существительным придали суффиксы? (Уменьшительно-ласкательный и обозначение лица мужского пола) - Давайте сделаем вывод, какие суффиксы обозначают лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-) |
Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов
Делать выводы; работать в паре
Подбирать однокоренные слова
Выполнять морфемный разбор слов
Осуществлять самопроверку
Делать выводы
|
Предметные: поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Предметные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
|
4. |
Итог урока. Рефлексия.
Словесный.: ответы на вопрос;
|
2 |
- Чем мы сегодня занимались на уроке? - Что вы узнали для себя нового? - Какие суффиксы обозначает лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-) - Какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения? (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-)
Домашнее задание: страница 61, упр. 25.
- Продолжите фразы: «Я узнал…» «В ходе урока удалось научиться…» «Порадовался тому, что…» «Расскажу дома о…»
- На этом наше занятие подошло к концу. - До свидания! |
Записывать домашнее задание;
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
|
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль
Регулятивные: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.