Каспийский институт морского и речного транспорта
имени генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина -
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Волжский государственный университет водного транспорта»
(ФГБОУ ВО «ВГУВТ»)
Методическая разработка
открытого внеклассного мероприятия
по дисциплине, МДК, модулю |
Информатика |
|
|
||
для курсантов |
1 |
курса |
|
||
специальности |
26.02.03 Судовождение |
РАССМОТРЕНО |
|
СОСТАВИЛ |
|||||||||||||
на заседании цикловой методической комиссии |
|
|
|||||||||||||
общих математических и естественнонаучных дисциплин |
|
|
|
Ильина О.А. |
|||||||||||
|
|
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
Протокол |
№ |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||||||
от |
« |
|
» |
|
2021 года |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Председатель ЦМК |
|
|
|||||||||||||
|
|
Суринова Н.С. |
|
|
|||||||||||
(подпись) |
|
(Ф.И.О.) |
|
|
|||||||||||
ОДОБРЕНО |
|
|
|||||||||||||
учебно-методическим отделом СПО |
|
|
|||||||||||||
Начальник |
|
В.А.Овсянников |
|
|
|||||||||||
Ст. методист |
|
О.Н. Вербицкая |
|
|
|||||||||||
2021 г.
План-конспект урока № ____
Дата |
4.03.2021г. |
Группа |
13СВ |
Тема урока: |
Интеллектуальная игра – турнир «Знатоки информатики»
|
|
Цели урока: |
· развитие устойчивого интереса к предмету, творческой активности; |
· развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности; |
|
· воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости; |
|
· повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях; |
|
· формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира; |
|
· формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер; |
|
· применение знаний полученных, в результате изучения других дисциплин в процессе решения заданий по информатике. |
Формируемые умения и знания, необходимые для достижения метапредметных и предметных результатов:
МПР.1 |
Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации. |
|
||
МПР.2 |
Использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
|
||
МПР.3 |
Использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов. |
|
||
МПР.4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
||
МПР.5 |
Использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет. |
|
||
МПР.6 |
Умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах. |
|
||
МПР.7 |
Умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. |
|
||
МПР.8 |
Умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий. |
|
||
ПР.1 |
Сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире. |
|
||
ПР.2 |
Использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки. |
|
||
ПР.3 |
Владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере. |
|
||
ПР.4 |
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах. |
|
||
ПР.5 |
Сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими. |
|
||
ПР.6 |
Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса). |
|
||
ПР.7 |
Владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования. |
|
||
ПР.8 |
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. |
|
||
ПР.9 |
Понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам. |
|
||
ПР.10 |
Применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. |
|
||
З.1 |
суть понятия «информация», основные процессы, совершаемые над информацией; |
|
||
З.2 |
особенности представления и преобразования информации для человека и ЭВМ; |
|
||
З.3 |
основные единицы измерения количества информации, алгоритмы определения объемов информации; |
|
||
З.4 |
основные арифметические и логические операции над информацией, представленной в двоичной системе счисления, в т.ч. основные положения теории высказываний и законы алгебры логики; |
|
||
З.5 |
назначение и основные характеристики устройств ЭВМ; |
|
||
З.6 |
назначение и основные функции операционной системы; |
|
||
З.7 |
этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера; |
|
||
З.8 |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, программ создания публикаций, компьютерных сетей). |
|
||
У.1 |
приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике; |
|
||
У.2 |
распознавать информационные процессы в различных системах; |
|
||
У.3 |
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; |
|
||
У.4 |
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; |
|
||
У.5 |
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); работать в операционной системой MS Windows; |
|
||
У.6 |
работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами и программами-архиваторами; |
|
||
У.7 |
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов; |
|
||
У.8 |
применять электронные таблицы для решения задач; |
|
||
У.9 |
применять программы создания публикаций для созданий буклетов, визиток и т.д. |
|
||
Учебные наглядные пособия: |
раздаточный материал. |
|||
Технические средства: |
компьютеры, секундомер. |
|||
Интеллектуальная игра – турнир «Знатоки информатики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из интересных форм внеклассной работы являются игровые соревнования. Этот познавательный метод обучения и воспитания обладает образовательной, развивающей и воспитательной функцией, которые действуют в органическом единстве. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и курсанта, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, обучающиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Данное мероприятие можно проводить как среди курсантов одной группы, так и между параллелями. Предлагаемая разработка поможет преподавателям содержательно организовать досуг курсантов, разнообразить внеклассную работу по информатике.
Форма проведения: игра – турнир «Знатоки информатики»
Методы: словесные, наглядные, практические
Оформление и оборудование: компьютеры, доска, маркеры, раздаточный материал, секундомер.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы мероприятия и задач,
которые предстоит решить в процессе совместной работы).
2. Открытие турнира.
3. Состязания команд.
4. Подведение итогов.
Ведущий: Итак, мы начинаем нашу игру. Первый этап нашей игры, мы предлагаем сейчас командам представить свою команду.
(Команды представляются, и ведущий записывает название команд на доске, там же будут фиксироваться заработанные баллы)
I. Тур «Лингвист»
Необходимо придумать как можно больше слов из слова «ИНФОРМАТИКА». Время выполнения 2 минуты, та команда, которая придумала наибольшее количество слов, получает 5 баллов.
Возможные варианты слов, составленных из слова «Информатика»:
1. Миф
2. Форма
3. Романтика
4. Тик
5. Мир
6. Тир
7. Ор
8. Аорта
9. Фирма
10. Мат
11. Нимфа
12. Рот
13. Кот
14. Тор
15. кит
16. мак
17. аромат
18. норма
19. марка
20. комар
21. фара
22. форт
23. фарт
24. кино
25. танк
26. матка
27. рок
28. икота
II. Тур «Всезнайка»
Каждой команде поочередно будут задаваться вопросы, на которые нужно быстро отвечать. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 1 команде:
1. Значок на экране, щелкнув мышью на котором можно открыть некоторую программу, документ или папку. (Ярлык)
2. Сколько байт в 40 битах? (5)
3. Запись числа 15 в 16-ричной системе счисления. (F)
4. Фирма, предоставляющая услуги по пользованию Интернетом. (Провайдер)
5. Минимальная единица измерения информации. (бит)
6. Состояние, при котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (Зависание)
7. Изобретатель системы кодирования информации, использующий два символа: точку и тире. (Морзе).
8. Назовите клавиши удаления символов .(Delete, Backspace)
9. Какое устройство можно назвать мозгом компьютера? (Процессор)
10. Перевод информации в удобную для передачи или форму называется (кодированием)
11. Указатель позиции на экране дисплея.(Курсор)
12. Память, сохраняющая видеоинформацию (Видеопамять)
13. Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера? (Драйвер)
14. Устройство ввода информации в память компьютера с бумажного носителя (Сканер)
15. Какая система обеспечивает работоспособность компьютера? (Операционная)
Вопросы 2 команде:
1. Запись числа 7 в 8-ричной системе счисления. (7)
2. Минимальный элемент изображения на экране монитора. (Пиксель)
3. Главный компьютер многоранговой локальной сети. (Сервер)
4. Сколько бит в 3 байтах?(24)
5. Минимальный информационный объект. (Файл)
6. Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и диском? (Хранение информации).
7. Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счёты. (Абак).
8. Как называются программы, предназначенные для просмотра страниц Интернета? (браузеры)
9. Какие устройства обычно используют для ввода информации в компьютер? (Клавиатура, мышь)
10. Какую сеть образуют компьютеры в нашем кабинете? (Локальную)
11. Какое устройство в ЭВМ обрабатывает информацию? (Процессор)
12. Для чего используют клавишу «Caps Lock»? (Для фиксации верхнего регистра)
13. Как еще называют внешние устройства компьютера? (Периферийные)
14. Монитор служит для…(вывода информации)
15. Адресуемый элемент памяти. (Ячейка)
III. Тур «Внимательность»
Командам раздаются таблицы, в которых необходимо найти слова, имеющие отношение к компьютеру. За каждое найденное слово – 1 балл.
Т |
И |
Л |
И |
Т |
А |
К |
И |
М |
С |
У |
Д |
И |
Л |
Е |
Р |
Р |
О |
С |
К |
Ш |
Ь |
С |
О |
Р |
О |
М |
Е |
Х |
А |
Ы |
М |
С |
Е |
Ц |
О |
Р |
Р |
Е |
Н |
К |
М |
О |
Н |
И |
Д |
П |
Е |
Д |
О |
Л |
А |
В |
И |
Т |
И |
С |
М |
А |
М |
П |
К |
А |
А |
О |
Р |
К |
Е |
Т |
К |
Л |
А |
Б |
Т |
У |
Р |
Ь |
П |
М |
О |
А |
Т |
Е |
Л |
Ь |
А |
Ю |
Т |
Е |
Р |
Зашифрованные слова: плата, кабель, клавиатура, компьютер, монитор, дискета, модем, мышь, процессор, сканер, микросхема, дилер, утилита.
IV. Тур «Поиск терминов»
В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины. Командам дается по пять предложений. За каждое найденное слово – 1 балл.
1. Этот процесс орнитологи называют миграцией. Ответ. Процессор
2. Потом они торжествовали и радовались, как дети. Ответ. Монитор
3. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций. Ответ. Принтер
4. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол. Ответ. Мышка.
5. Он всегда имел запас калькуляторов. Ответ. Паскаль
6. В присутствии начальника Потап робел, как ребёнок. Ответ. Пробел
7. Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось. Ответ. Звук
8. Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо. Ответ. Графика
9. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки. Ответ. Модем
10. Его феска не раз падала с головы. Ответ. Cканер
V. Тур «Творческий кроссворд».
Каждой команде раздаются вопросы и сетка с кроссвордом. Время на выполнения задания 5 минут. За каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество баллов за весь кроссворд 10.
|
1 П |
Р |
О |
Ц |
Е |
С |
С |
О |
2 Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 К |
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
3 Т |
У |
Р |
Б |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
5 Л |
|
6 О |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
Е |
|
М |
|
|
|
|
|
|
7 П |
Р |
И |
Н |
Т |
Е |
Р |
|
|
8 Ч |
|
|
|
|
|
Т |
|
Г |
|
|
|
9 Т |
А |
Б |
Л |
И |
Ц |
А |
|
А |
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 И |
Н |
Т |
Е |
Р |
Н |
Е |
Т |
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1. Базовый элемент компьютера, который выполняет обработку информации. (Процессор)
3. Режим работы персонального компьютера, отличающийся повышенной частотой. (Турбо)
7. Устройство вывода информации. (Принтер)
9. Данные расположенные по строкам и столбцам. (Таблица)
10. Международная компьютерная система связи. (Интернет)
По вертикали:
2. Машина с человекоподобными действиями, управляемая по программе. (Робот)
4. Мигающий указатель на экране, определяющий позицию выводимого символа. (Курсор)
5. Элемент матричного принтера. (Лента)
6. Буква греческого алфавита. (Омега)
8. Одна из операций, производимая с файлом при работе компьютера. (Чтение)
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Тур «Замени букву»
В перечисленных словах необходимо заменить одну букву и получить слово, связанное с информатикой и компьютерами. Оценивается правильность и скорость выполнения следующим образом: 1 балл за каждый правильный ответ + 5 баллов за скорость выполнения. На работу даётся не более пяти минут.
1. Бант
2. Бег
3. Блик
4. Болонка
5. Боль
6. Бот
7. Бочка
8. Буфет
9. Ваза
10. Вектор
11. Весть
12. Ветка
13. Вывоз
14. Гонец
15. Дело
16. Детка
17. Дочка
18. Драйзер
19. Еда
20. Жакет
21. Забор
22. Злак
23. Ива
24. Интернат
25. Канат
26. Кафель
27. Кегля
28. Кит
29. Клок
30. Кол
31. Ком
32. Лектор
33. Лесть
34. Маг
35. Макет
36. Матрос
37. Метла
38. Модуль
39. Мина
40. Моль
41. Мочка
42. Нависание
43. Отлёт
44. Олово
45. Палка
46. Персия
47. Писк
48. Писк
49. Плато
50. Плита
51. Полк
52. Порок
53. Пост
54. Почка
55. Правда
56. Пробег
57. Продел
58. Пролом
59. Профессор
60. Путь
61. Пять
62. Рента
63. Риск
64. Род
65. Роль
66. Сайт
67. Свет
68. Сетка
69. Село
70. Сеть
71. Синус
72. Слежение
73. Соль
74. Сталь
75. Сток
76. Стропа
77. Строфа
78. Сумка
79. Суть
80. Тесть
81. Уборка
82. Тина
83. Увод
84. Учетчик
85. Фаза
86. Хобот
87. Чистота
88. Шапка
89. Шар
90. Штифт
Ответы:
1. Байт
2. Тег
3. Блок
4. Колонка
5. Ноль
6. Бит
7. Точка
8. Буфер
9. База (данных)
10. Сектор
11. Шесть
12. Метка
13. Вывод
14. Конец
15. Тело
16. Метка
17. Точка
18. Драйвер
19. Ада
20. Пакет
21. «Забой»
22. Знак
23. Два
24. Интернет
25. Канал
26. Кабель
27. Кегль
28. Бит
29. Блок
30. Код
31. Код
32. Сектор
33. Шесть
34. Шаг
35. Пакет
36. Макрос
37. Метка
38. Шина
39. Модель
40. Ноль
41. Точка
42. Зависание
43. Слово
44. Отчёт
45. Папка
46. Версия
47. Диск
48. Пуск
49. Плата
50. Плата
51. Поле
52. Поток
53. Порт
54. Точка
55. Правка
56. Пробел
57. Пробел
58. Пролог
59. Процессор
60. Пять
61. Путь
62. Лента
63. Диск
64. Код
65. Ноль
66. Байт
67. Цвет
68. Тело
69. Метка
70. Семь
71. Минус
72. Сложение
73. Ноль
74. Стиль
75. Стек
76. Строка
77. Строка
78. Сумма
79. Путь
80. Шесть
81. Шина
82. Сборка
83. Ввод
84. Счётчик
85. База (данных)
86. Робот
87. Частота
88. Папка
89. Шаг
90. Шрифт
VII. Тур «Логика».
Приглашаются по 1 участнику от команды. В двух местах расположены стулья с надписями “ИСТИНА” и “ЛОЖЬ”. Ведущий проговаривает повествовательное предложение. Цель игроков – определить: данное высказывание - ложь или истина и первым занять соответствующий стул. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
1. В ноябре 31 день
Ложь (30 дней)
2. В слове КЛАВИАТУРА 11 букв
Ложь (10 букв)
3. Элементы, из которых состоит компьютер, называют устройствами.
Истина
4. В Англии есть города Винчестер и Адаптер.
Ложь
5. У первых версий ПК отсутствовал жесткий магнитный диск.
Истина
6. Операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами.
Истина (в разных папках)
7. Река Тигр носит имя домашнего животного.
Ложь (дикого)
8. Число, определяющее систему счисления, называют основанием.
Истина
9. Машина Блеза Паскаля быстро выполняла умножение многозначных чисел.
Ложь (сложение)
10. Один байт больше одного мегабайта.
Ложь
11. Компьютерные вирусы появились в 2000 году.
Ложь. (Первый в мире компьютерный вирус «родился» в 1981 году)
12. Производительность компьютера в первую очередь зависит от производительности памяти.
Ложь (от процессора)
VIII. Тур «Крокодил».
Задание: Игроку, которого предлагает команда, необходимо талантливо и артистично показать загадочное слово, используя при этом язык жестов и язык тела. Команды играют поочередно. На выбор дается 8 карточек, слово выбирается вслепую. Игрок показывает слово своей команде до тех пор, пока команда не сказала отгадываемое слово вслух или ведущий не остановил игру. Нарушениями считаются следующие действия:
Показывающий:
- произносит звуки;
- умышленно показывает буквы слова губами;
Любой член команды:
- отгадывает вслух слова не своей команды.
Слова: архиватор, антивирус, ноутбук, принтер, сканер, файл, курсор, папка
Подведение итогов.
Со счетом … : … победила команда ____________
Преподаватель _________________________
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК _________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.