Методическая разработка открытого занятия на тему: "Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации"
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации"

Оценка 4.7
doc
28.10.2024
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации"
Методическая разработка открытого урока.doc

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ  ПРОМЫШЛЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

ЦК теплотехнических и металлургических дисциплин

 

                          

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

открытого занятия

на тему: «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути загрязнения ситуации»

 

 

 

2023

 

 

 

Составитель  -  Кутыркина Наталья Анатольевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла, специалист первой квалификационной категории ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж»

 

 

 

В данной методической разработке на тему: «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации» дана методика проведения семинарского занятия на основе педагогических инновационных технологий. Разработка занятия направлена на получение студентами новых знаний, на творческую самостоятельную поисково-аналитическую работу обучающихся, самореализацию личности студентов путем применения форм и методов технологии проблемного обучения.

 

Методическая разработка рекомендована преподавателям общеобразвательных базовых дисциплин среднего профессионального образования, осуществляющих обучение студентов всех специальностей по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  

рассмотрена и одобрена на заседании

ЦК теплотехнических и металлургических дисциплин 

ПЦК___________________ФИО

Протокол №   от «  » ________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Методическая разработка по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования подготовлена в соответствии с учебной программой Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

Актуальность избранной темы обусловлена серьёзностью глобальной проблемы, с которой столкнулось человечество. Загрязнение атмосферы вызывает изменение климата, разрушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, потерю видов живых существ, снижение плодородия почвы и отравление воды. Эта проблема мотивирует студентов на дальнейшее изучение данной темы, так как позволяет провести сравнение между состоянием окружающей среды, в частности атмосферного воздуха, в двух состояниях: загрязнённом и условно чистом.

В данной методической разработке рассмотрен современный подход к организации учебного процесса с использованием интерактивных и дистанционных технологий обучения: проблемно-информационный, наглядно-демонстрационный, интерактивный с использованием Интернет-технологий и мультимедийных презентаций.

Цель системно-деятельностного подхода в преподавании – создание преподавателем условий обучения, при которых студент сам будет открывать, добывать и конструировать знания и собственную компетентность в разных сферах своей жизни. Обучение направлено на активное освоение знаний, на формирование приёмов исследовательской, познавательной деятельности и приобщение студентов к научному поиску, творческому проектированию, а также на воспитание профессионально значимых качеств личности.

 Организация самостоятельной работы студентов на занятии играет огромную роль в развитии научно-исследовательского потенциала обучающихся, позволяет выявить позицию студентов, правильность и ошибочность их суждений.

 Использование проблемно-поисковых методов обучения при подготовке к семинарскому занятию, направлено на творческую самостоятельную работу студентов, на самореализацию и творческий подход к будущей профессиональной деятельности.

  Полученные студентами знания способствуют развитию интеллекта, гражданской позиции и формированию собственного мировоззрения на те проблемы, которые ставит перед нами современный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Дата   29.11.2023г.   Группа ТС-21-1/д                 Курс 3

Специальность –   13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Дисциплина –        ЕН.02 Экологические основы природопользования

Преподаватель –    Кутыркина Наталья Анатольевна

Тема:                     «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации»

Цели:

   методическая -       усовершенствовать проведение семинарского занятия с применением элементов традиционных и инновационных технологий обучения (личностно-ориентированной, дистанционной, проблемной), способствующих активизации студентов, их  познавательной и активной деятельности;

   образовательная - раскрыть причины загрязнения атмосферного воздуха, последствия, рассмотреть пути улучшения ситуации;

                                    обеспечить усвоение понятий «загрязнение», «естественные загрязнения», «антропогенные загрязнения»;

                                  формировать умение анализировать экологические проблемы атмосферы, используя различные источники знаний; выявлять причины загрязнения воздуха; понимать меры по устранению загрязнителей атмосферного воздуха;

                                  систематизировать, обобщать материал семинара и                                 формировать навыки исследовательской работы;

                                    решить проблемный вопрос;

                                  комментировать и оценивать знания студентов по данной теме с помощью дифференцированного подхода;

развивающая -          развивать умения анализировать экологический материал, обобщать и систематизировать материал,  делать выводы;

                                    формировать опыт исследовательской работы при подготовке сообщений, презентаций;

                                    повышать образовательный уровень личности студента,     их профессиональной компетенции;

                                    уметь анализировать информацию, видоизменять её объём, форму;

                                  формировать у студентов умения и потребности отстаивать свои взгляды, убеждения.                

воспитательная –      воспитывать чувство ответственности за судьбу Земли, бережливое отношение к природе и желание приумножить ее богатства; учить применять приобретенные знания в повседневной жизни;

                                  стимулировать интерес к исследовательской работе (самореализации);

                                    способствовать формированию положительного интереса к изучению учебной дисциплины, волевых качеств, научного мировоззрения обучающихся.

Задачи:

                                    – показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы;

                                   рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы;     

                                    формировать общеучебные, интеллектуальные умения: работать с учебником и другими источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания, логично излагать материал, осуществлять самоконтроль;

                                  формировать коммуникативные умения;

                                 

         Воспитательный компонент (программный материал и педагогические инструменты): заключается в формировании экологической культуры и бережного отношения к природе. Занятие направлено на привлечение внимания к экологической проблеме, знакомство обучающихся с материалами о загрязнении окружающей среды и пагубном влиянии человека на природу, в частности, на состояние атмосферного воздуха.         Использование педагогических инструментов (приемы, методы и формы преподавания) способствуют формированию познавательной активности (внутренней мотивации к обучению), развитию волевых качеств (способность к преодолению трудностей в обучении). Запланированные педагогические инструменты: методы самостоятельной работы обучающихся (работа с учебной литературой, решение проблемных вопросов), дискуссия, фронтальный опрос, приемы анализа, синтеза, групповая форма организации учебной деятельности.

          Развивающий компонент (программный материал и педагогические инструменты): включает развитие логического мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков и умений самостоятельно добывать знания и анализировать информацию.        

          Регулятивные универсальные учебные действия (совместные действия педагога и обучающихся): целеполагание; планирование; прогнозирование; определение способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.

           Познавательные универсальные учебные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- определение основной и второстепенной информации.

       Коммуникативные универсальные учебные действия:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 - формулировка уточняющих вопросов;

- формирование умения аргументировать свое высказывание;

- формирование умения выделять и формулировать главную информацию.

Вид занятия -         семинар - вебинар

 Тип занятия -       применение знаний на практике; решение проблемных задач.

   Методы обучения: методы самостоятельной работы обучающихся (решение проблемного вопроса), дискуссия, онлайн-тестирование, фронтальный опрос, приемы анализа, синтеза.

Формы организации учебной деятельности студентов:     индивидуальная, коллективная, групповая.

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие -  география, биология, химия.

обеспечиваемые -   безопасность жизнедеятельности

Дидактическое  обеспечение занятия:

1.     Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования.

2.     Календарно-тематический план.

3.     Методическая разработка открытого занятия.

4.     Тест «Загрязнения и их классификация» (проверка домашнего задания).

5.     Информационно-компьютерное сопровождение докладов (презентации).

6.     Доклады студентов. 

7.     Задания для проверки усвоенных знаний и решение проблемы семинара

8.     Ребус;

9.      Видеоматериал.

ТСО:  компьютер с выходом в интернет, приложение для организации видеоконференций Яндекс-Телемост.

 

Литература:

Основная:

1.     Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2018 – 256с.

2.     Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. И доп. 2018 – 208с.

3.     Трушина Т.П. экологические основы природопользования. Учебник для колледжей и средне – специальных учебных заведений. 5-е изд. Перераб., Ростов – на – Дону: «Феникс», 2018 – 408с.

Дополнительная:

1.        Козачек А.В. Экологические основы природопользования. Феникс, 2014 – 442с.

2.        Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Высшая школа, 2017 – 334с.

3.       Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология. Учебник для ВУЗов. М., 2018 – 552с.

Интернет- ресурсы:    

    1. Экология. Курс лекций. Форма доступа: ispu.ru

    2. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природоустройству (online версия)

 

Ход занятия

Номер элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

Продолжитель-ность в минутах (80 мин.)

1.

 

Организационная часть

 -2 мин.

 

1.1

Настраивание видеоконференции. Взаимное приветствие преподавателя и студентов.

 

 

1.2

Проверка присутствия студентов и их готовности к занятию.

 

2.  

2.1

Контроль знаний. Тестовые задания.
На предыдущих лекциях уже познакомились с классификацией загрязнений природной среды. Давайте при помощи тестирования вспомним основные моменты. На его решение вы отратите 10 минут, результаты тестирования выслать на электронную почту.

- 10 мин

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

 

Мотивация учебной деятельности (связь учебного материала с реалиями жизни, показ его практического значения).

                                 «Потомки никогда не простят

                                   нам опустошения земли,

                                   издевательства над тем,

                                   что принадлежит не только

                                   нам, но и им по праву»

                                                 К.Г.Паустовский

 

    Вторым эпиграфом сегодняшнего занятия служит замечательное высказывание

                                  «Мне необходимо разобраться

                                 самому, а чтобы разобраться

                                 самому, необходимо думать

                                 сообща»

                                                 Б.Васильев

    Сегодня мы будем сообща разбираться в современном состоянии атмосферы, а также обсудим основные проблемы, связанные с этим вопросом.

Просмотр презентации «Загрязнение атмосферы»

 Жизнь развивалась своим собственным путем. И вдруг-перед природой предстал Homo sapiens-человек умный, который не хотел ждать ласки от природы, а захотел взять все ее богатства. Она вырубила столетние леса, разрушала зеркальные источники, осушала полноводные реки… Ее когда-то нежные, искупанные в травах руки, становились острыми серпами и вилами. Видимо, неслучайно, эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова К. Г. Паустовского: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, издевательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву". Понятие "загрязнение окружающей среды" является очень вместительным и вмещает любые изменения среды обитания человека, которое негативно влияет на качество его жизни. Источниками загрязнения могут быть любые разнообразные объекты, но все они связаны с промышленным производством, в процессе которого образуется значительное количество отходов.

Существует распространенное мнение, что экологические проблемы возникли только в 1950-60 годах. На самом деле, о вредном влиянии загрязнений на здоровье человека было известно много веков назад. Так, например, еще древние греки и римляне отводили для свалок специальные территории за городом, но даже такое их размещение не спасало от многочисленных эпидемий холеры, тифа, малярии, источниками которых были бытовые отходы, которые разлагаются. В средневековье в связи с увеличением городского населения увеличилась нагрузка на окружающую среду. Уже тогда стали принимать первые природозащитные законы, запрещавшие сваливать отходы в каналы и реки. Но все же угрожающего природе и самим людям размаха человеческая деятельность приобрела в период промышленной революции, которая начавшись в Европе, затем переместилась в Северную Америку и Японию. Сегодня именно эти регионы, а также страны бывшего СССР, считают самыми неблагонадежными с экологической точки зрения, хотя сама проблема давно уже стала глобальной. Именно поэтому наша с вами задача  выяснить воздействие этих загрязнений на окружающую среду и человека и решить пути улучшения ситуации.

В ходе нашего занятия мы ознакомимся с источниками загрязнения атмосферного воздуха. Мы узнаем о причинах загрзнения атмосферы, рассмотри пути улучшения ситуации.

Нам предстоит ответить на вопрос,  в чём проблема загрязнения Атмосферы на Земле? Эффективны ли современные способы борьбы с загрязнением воздуха и снижением негативного воздействия на окружающую среду.

Сегодня у нас семинар - вебинар. Сейчас заслушаем доклады и обсудим проблемный вопрос нашего сегодняшненго занятия.  В ходе прослушивания докладов заполняется таблица

 

Основная часть (объявление темы, проблемы занятия). Тема: «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации».

Проблема: «Эффективность современных способов борьбы с загрязнением воздуха».

План семинара.

1.     Кислотные дожди.

2.     Озоновые дыры в атмосфере.

3.     Парниковый эффект.

4.     Источники загрязнения атмосферы.

5.     Пути решения проблемы загрязнения атмосферы  (решение проблемного вопроса).

 - 8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 40 мин

 

 

 

 

 

 

  

4.2

Учебно-дискуссионная часть (заслушивание докладов студентов, презентаций согласно плана проведения семинара). Отдельные обучающиеся читают доклады о загрязнении атмосферы. Остальные обучающиеся кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради

1.     «Кислотные дожди», презентация.

2.     «Озоновые дыры в атмосфере», презентация.

3.     «Парниковый эффект», презентация

4.     «Источники загрязнения атмосферы», презентация.

5.     «Пути решения проблемы загрязнения атмосферы»

Рефлексия. Ребус «Знатоки языка экологии» Обьяснение условий.

                                         

 

 

4.3

Решение проблемы занятия

Студенты комментируют доклады выступающих и комментирую заполненную таблицу, отвечают на проблемный вопрос занятия

- 10 мин

5.

 

Заключительная часть. Подведение итогов занятия (замечания по усвоению студентами материала темы; акцентирование внимания на основные понятия темы, выводы по изучению темы). Комментирование и оценивание  работы студентов (оценка умений и знаний, творческого,  исследовательского подхода при подготовке рефератов, докладов, проектов и т.д ).

Рефлексия: самоанализ работы на занятии (педагогический приём «Лесенка успеха»)

                                                      

- 15 мин

6.

 

Домашнее задание

Изучить материалы семинара.

 

Выполнить задание (по выбору).

Задание 1 уровня.

Ответить на вопросы для самоконтроля:

1.     Назовите основные причины загрязнения атмосферы.

2.     Как деятельность человека влияет на качество атмосферного воздуха?

3.     Какие промышленные процессы способствую выбросам загрязняющих веществ в атмосферу?

4.     Какие экологические последствия могут возникнуть из-за загрязнения воздуха?

5.     Как загрязнение атмосферы сказывается на климате и глобальном потеплении?

6.     Какие меры могут быть приняты для снижения загрязнения атмосферы?

7.     Как использование альтернативных источников энергии может помочь в улучшении качества воздуха?

8.     Почему важно заботиться о чистоте атмосферы для будущих поколений?

Задание 2 уровня.

Подготовить краткое сообщение на тему «Прогнозы о состоянии атмосферы в ближайшие десятилетия».

 

Задание 3 уровня. Составить синквейн на слово/определение (на ваш выбор)          

                                                       

- 5 мин

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Составитель - Кутыркина Наталья

Составитель - Кутыркина Наталья

ВВЕДЕНИЕ Методическая разработка по дисциплине

ВВЕДЕНИЕ Методическая разработка по дисциплине

Полученные студентами знания способствуют развитию интеллекта, гражданской позиции и формированию собственного мировоззрения на те проблемы, которые ставит перед нами современный мир

Полученные студентами знания способствуют развитию интеллекта, гражданской позиции и формированию собственного мировоззрения на те проблемы, которые ставит перед нами современный мир

Содержание Дата 29.11.2023г

Содержание Дата 29.11.2023г

Земли, бережливое отношение к природе и желание приумножить ее богатства; учить применять приобретенные знания в повседневной жизни; стимулировать интерес к исследовательской работе (самореализации); способствовать формированию…

Земли, бережливое отношение к природе и желание приумножить ее богатства; учить применять приобретенные знания в повседневной жизни; стимулировать интерес к исследовательской работе (самореализации); способствовать формированию…

Использование педагогических инструментов (приемы, методы и формы преподавания) способствуют формированию познавательной активности (внутренней мотивации к обучению), развитию волевых качеств (способность к преодолению трудностей в обучении)

Использование педагогических инструментов (приемы, методы и формы преподавания) способствуют формированию познавательной активности (внутренней мотивации к обучению), развитию волевых качеств (способность к преодолению трудностей в обучении)

Вид занятия - семинар - вебинар

Вид занятия - семинар - вебинар

ТСО: компьютер с выходом в интернет, приложение для организации видеоконференций

ТСО: компьютер с выходом в интернет, приложение для организации видеоконференций

Настраивание видеоконференции

Настраивание видеоконференции

Мотивация учебной деятельности (связь учебного материала с реалиями жизни, показ его практического значения)

Мотивация учебной деятельности (связь учебного материала с реалиями жизни, показ его практического значения)

Основная часть (объявление темы, проблемы занятия)

Основная часть (объявление темы, проблемы занятия)

Выполнить задание (по выбору)

Выполнить задание (по выбору)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2024