МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЦК теплотехнических и металлургических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
на тему: «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути загрязнения ситуации»
2023
Составитель - Кутыркина Наталья Анатольевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла, специалист первой квалификационной категории ГБПОУ «Донецкий промышленно-энергетический колледж»
В данной методической разработке на тему: «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации» дана методика проведения семинарского занятия на основе педагогических инновационных технологий. Разработка занятия направлена на получение студентами новых знаний, на творческую самостоятельную поисково-аналитическую работу обучающихся, самореализацию личности студентов путем применения форм и методов технологии проблемного обучения.
Методическая разработка рекомендована преподавателям общеобразвательных базовых дисциплин среднего профессионального образования, осуществляющих обучение студентов всех специальностей по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования.
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена на заседании
ЦК теплотехнических и металлургических дисциплин
ПЦК___________________ФИО
Протокол № от « » ________ 20__ г.
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка по дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования подготовлена в соответствии с учебной программой Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
Актуальность избранной темы обусловлена серьёзностью глобальной проблемы, с которой столкнулось человечество. Загрязнение атмосферы вызывает изменение климата, разрушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей, потерю видов живых существ, снижение плодородия почвы и отравление воды. Эта проблема мотивирует студентов на дальнейшее изучение данной темы, так как позволяет провести сравнение между состоянием окружающей среды, в частности атмосферного воздуха, в двух состояниях: загрязнённом и условно чистом.
В данной методической разработке рассмотрен современный подход к организации учебного процесса с использованием интерактивных и дистанционных технологий обучения: проблемно-информационный, наглядно-демонстрационный, интерактивный с использованием Интернет-технологий и мультимедийных презентаций.
Цель системно-деятельностного подхода в преподавании – создание преподавателем условий обучения, при которых студент сам будет открывать, добывать и конструировать знания и собственную компетентность в разных сферах своей жизни. Обучение направлено на активное освоение знаний, на формирование приёмов исследовательской, познавательной деятельности и приобщение студентов к научному поиску, творческому проектированию, а также на воспитание профессионально значимых качеств личности.
Организация самостоятельной работы студентов на занятии играет огромную роль в развитии научно-исследовательского потенциала обучающихся, позволяет выявить позицию студентов, правильность и ошибочность их суждений.
Использование проблемно-поисковых методов обучения при подготовке к семинарскому занятию, направлено на творческую самостоятельную работу студентов, на самореализацию и творческий подход к будущей профессиональной деятельности.
Полученные студентами знания способствуют развитию интеллекта, гражданской позиции и формированию собственного мировоззрения на те проблемы, которые ставит перед нами современный мир.
Содержание
Дата 29.11.2023г. Группа ТС-21-1/д Курс 3
Специальность – 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Дисциплина – ЕН.02 Экологические основы природопользования
Преподаватель – Кутыркина Наталья Анатольевна
Тема: «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации»
Цели:
методическая - усовершенствовать проведение семинарского занятия с применением элементов традиционных и инновационных технологий обучения (личностно-ориентированной, дистанционной, проблемной), способствующих активизации студентов, их познавательной и активной деятельности;
образовательная - раскрыть причины загрязнения атмосферного воздуха, последствия, рассмотреть пути улучшения ситуации;
обеспечить усвоение понятий «загрязнение», «естественные загрязнения», «антропогенные загрязнения»;
формировать умение анализировать экологические проблемы атмосферы, используя различные источники знаний; выявлять причины загрязнения воздуха; понимать меры по устранению загрязнителей атмосферного воздуха;
систематизировать, обобщать материал семинара и формировать навыки исследовательской работы;
решить проблемный вопрос;
комментировать и оценивать знания студентов по данной теме с помощью дифференцированного подхода;
развивающая - развивать умения анализировать экологический материал, обобщать и систематизировать материал, делать выводы;
формировать опыт исследовательской работы при подготовке сообщений, презентаций;
повышать образовательный уровень личности студента, их профессиональной компетенции;
уметь анализировать информацию, видоизменять её объём, форму;
формировать у студентов умения и потребности отстаивать свои взгляды, убеждения.
воспитательная – воспитывать чувство ответственности за судьбу Земли, бережливое отношение к природе и желание приумножить ее богатства; учить применять приобретенные знания в повседневной жизни;
стимулировать интерес к исследовательской работе (самореализации);
способствовать формированию положительного интереса к изучению учебной дисциплины, волевых качеств, научного мировоззрения обучающихся.
Задачи:
– показать, что в последние годы объемы и скорость выбросов в атмосферу превосходят возможности биосферы к их разбавлению и нейтрализации, а потому требуется строгое соблюдение мер по охране атмосферы;
рассмотреть основные глобальные экологические проблемы атмосферы;
формировать общеучебные, интеллектуальные умения: работать с учебником и другими источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания, логично излагать материал, осуществлять самоконтроль;
формировать коммуникативные умения;
Воспитательный компонент (программный материал и педагогические инструменты): заключается в формировании экологической культуры и бережного отношения к природе. Занятие направлено на привлечение внимания к экологической проблеме, знакомство обучающихся с материалами о загрязнении окружающей среды и пагубном влиянии человека на природу, в частности, на состояние атмосферного воздуха. Использование педагогических инструментов (приемы, методы и формы преподавания) способствуют формированию познавательной активности (внутренней мотивации к обучению), развитию волевых качеств (способность к преодолению трудностей в обучении). Запланированные педагогические инструменты: методы самостоятельной работы обучающихся (работа с учебной литературой, решение проблемных вопросов), дискуссия, фронтальный опрос, приемы анализа, синтеза, групповая форма организации учебной деятельности.
Развивающий компонент (программный материал и педагогические инструменты): включает развитие логического мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков и умений самостоятельно добывать знания и анализировать информацию.
Регулятивные универсальные учебные действия (совместные действия педагога и обучающихся): целеполагание; планирование; прогнозирование; определение способа действия и его результата; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формулировка уточняющих вопросов;
- формирование умения аргументировать свое высказывание;
- формирование умения выделять и формулировать главную информацию.
Вид занятия - семинар - вебинар
Тип занятия - применение знаний на практике; решение проблемных задач.
Методы обучения: методы самостоятельной работы обучающихся (решение проблемного вопроса), дискуссия, онлайн-тестирование, фронтальный опрос, приемы анализа, синтеза.
Формы организации учебной деятельности студентов: индивидуальная, коллективная, групповая.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие - география, биология, химия.
обеспечиваемые - безопасность жизнедеятельности
Дидактическое обеспечение занятия:
1. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования.
2. Календарно-тематический план.
3. Методическая разработка открытого занятия.
4. Тест «Загрязнения и их классификация» (проверка домашнего задания).
5. Информационно-компьютерное сопровождение докладов (презентации).
6. Доклады студентов.
7. Задания для проверки усвоенных знаний и решение проблемы семинара
8. Ребус;
9. Видеоматериал.
ТСО: компьютер с выходом в интернет, приложение для организации видеоконференций Яндекс-Телемост.
Литература:
Основная:
1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2018 – 256с.
2. Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. И доп. 2018 – 208с.
3. Трушина Т.П. экологические основы природопользования. Учебник для колледжей и средне – специальных учебных заведений. 5-е изд. Перераб., Ростов – на – Дону: «Феникс», 2018 – 408с.
Дополнительная:
1. Козачек А.В. Экологические основы природопользования. Феникс, 2014 – 442с.
2. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Высшая школа, 2017 – 334с.
3. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология. Учебник для ВУЗов. М., 2018 – 552с.
Интернет- ресурсы:
1. Экология. Курс лекций. Форма доступа: ispu.ru
2. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природоустройству (online версия)
Ход занятия
Номер элемента |
Элементы занятия, учебные вопросы |
Продолжитель-ность в минутах (80 мин.) |
|
1. |
|
Организационная часть |
-2 мин. |
|
1.1 |
Настраивание видеоконференции. Взаимное приветствие преподавателя и студентов. |
|
|
1.2 |
Проверка присутствия студентов и их готовности к занятию. |
|
2. |
2.1 |
Контроль знаний. Тестовые задания. |
- 10 мин |
3.
4. |
4.1
|
Мотивация учебной деятельности (связь учебного материала с реалиями жизни, показ его практического значения). «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, издевательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву» К.Г.Паустовский
Вторым эпиграфом сегодняшнего занятия служит замечательное высказывание «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, необходимо думать сообща» Б.Васильев Сегодня мы будем сообща разбираться в современном состоянии атмосферы, а также обсудим основные проблемы, связанные с этим вопросом. Просмотр презентации «Загрязнение атмосферы» Жизнь развивалась своим собственным путем. И вдруг-перед природой предстал Homo sapiens-человек умный, который не хотел ждать ласки от природы, а захотел взять все ее богатства. Она вырубила столетние леса, разрушала зеркальные источники, осушала полноводные реки… Ее когда-то нежные, искупанные в травах руки, становились острыми серпами и вилами. Видимо, неслучайно, эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова К. Г. Паустовского: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, издевательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву". Понятие "загрязнение окружающей среды" является очень вместительным и вмещает любые изменения среды обитания человека, которое негативно влияет на качество его жизни. Источниками загрязнения могут быть любые разнообразные объекты, но все они связаны с промышленным производством, в процессе которого образуется значительное количество отходов. Существует распространенное мнение, что экологические проблемы возникли только в 1950-60 годах. На самом деле, о вредном влиянии загрязнений на здоровье человека было известно много веков назад. Так, например, еще древние греки и римляне отводили для свалок специальные территории за городом, но даже такое их размещение не спасало от многочисленных эпидемий холеры, тифа, малярии, источниками которых были бытовые отходы, которые разлагаются. В средневековье в связи с увеличением городского населения увеличилась нагрузка на окружающую среду. Уже тогда стали принимать первые природозащитные законы, запрещавшие сваливать отходы в каналы и реки. Но все же угрожающего природе и самим людям размаха человеческая деятельность приобрела в период промышленной революции, которая начавшись в Европе, затем переместилась в Северную Америку и Японию. Сегодня именно эти регионы, а также страны бывшего СССР, считают самыми неблагонадежными с экологической точки зрения, хотя сама проблема давно уже стала глобальной. Именно поэтому наша с вами задача выяснить воздействие этих загрязнений на окружающую среду и человека и решить пути улучшения ситуации. В ходе нашего занятия мы ознакомимся с источниками загрязнения атмосферного воздуха. Мы узнаем о причинах загрзнения атмосферы, рассмотри пути улучшения ситуации. Нам предстоит ответить на вопрос, в чём проблема загрязнения Атмосферы на Земле? Эффективны ли современные способы борьбы с загрязнением воздуха и снижением негативного воздействия на окружающую среду. Сегодня у нас семинар - вебинар. Сейчас заслушаем доклады и обсудим проблемный вопрос нашего сегодняшненго занятия. В ходе прослушивания докладов заполняется таблица
Основная часть (объявление темы, проблемы занятия). Тема: «Загрязнение атмосферы. Причины, последствия, пути улучшения ситуации». Проблема: «Эффективность современных способов борьбы с загрязнением воздуха». План семинара. 1. Кислотные дожди. 2. Озоновые дыры в атмосфере. 3. Парниковый эффект. 4. Источники загрязнения атмосферы. 5. Пути решения проблемы загрязнения атмосферы (решение проблемного вопроса). |
- 8 мин
- 40 мин
|
|
4.2 |
Учебно-дискуссионная часть (заслушивание докладов студентов, презентаций согласно плана проведения семинара). Отдельные обучающиеся читают доклады о загрязнении атмосферы. Остальные обучающиеся кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради 1. «Кислотные дожди», презентация. 2. «Озоновые дыры в атмосфере», презентация. 3. «Парниковый эффект», презентация 4. «Источники загрязнения атмосферы», презентация. 5. «Пути решения проблемы загрязнения атмосферы» Рефлексия. Ребус «Знатоки языка экологии» Обьяснение условий.
|
|
|
4.3 |
Решение проблемы занятия Студенты комментируют доклады выступающих и комментирую заполненную таблицу, отвечают на проблемный вопрос занятия |
- 10 мин |
5. |
|
Заключительная часть. Подведение итогов занятия (замечания по усвоению студентами материала темы; акцентирование внимания на основные понятия темы, выводы по изучению темы). Комментирование и оценивание работы студентов (оценка умений и знаний, творческого, исследовательского подхода при подготовке рефератов, докладов, проектов и т.д ). Рефлексия: самоанализ работы на занятии (педагогический приём «Лесенка успеха»)
|
- 15 мин |
6. |
|
Домашнее задание Изучить материалы семинара.
Выполнить задание (по выбору). Задание 1 уровня. Ответить на вопросы для самоконтроля: 1. Назовите основные причины загрязнения атмосферы. 2. Как деятельность человека влияет на качество атмосферного воздуха? 3. Какие промышленные процессы способствую выбросам загрязняющих веществ в атмосферу? 4. Какие экологические последствия могут возникнуть из-за загрязнения воздуха? 5. Как загрязнение атмосферы сказывается на климате и глобальном потеплении? 6. Какие меры могут быть приняты для снижения загрязнения атмосферы? 7. Как использование альтернативных источников энергии может помочь в улучшении качества воздуха? 8. Почему важно заботиться о чистоте атмосферы для будущих поколений? Задание 2 уровня. Подготовить краткое сообщение на тему «Прогнозы о состоянии атмосферы в ближайшие десятилетия».
Задание 3 уровня. Составить синквейн на слово/определение (на ваш выбор)
|
- 5 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.