Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский архитектурно-строительный колледж
имени архитектора А.С.Шеремета»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине
ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности
для специальности
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
на тему: Общие понятия и классификация
чрезвычайных ситуаций
2023
Рассмотрено и одобрено на
заседании цикловой комиссии
бухгалтерского учёта и
экономических дисциплин
Протокол от _______ 2023 г. №__
Председатель цикловой комиссии
________________ В.Е. Цыганок
Разработал: Воронова Елена Владимировна, преподаватель дисциплин общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных циклов высшей квалификационной категории, ГОУ СПО ЛНР «Луганский архитектурно-строительный колледж»
Аннотация
Методическая разработка занятия по ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности по теме: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций.
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению программной темы: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций, использование элементов современных педагогических технологий на занятиях ОБЖ.
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления студентов, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Студенты получают прочные знания о чрезвычайных ситуациях, их развитии и классификации.
Предложенная методическая разработка может быть полезна при проведении занятий ОБЖ на первом курсе изучения данной дисциплины и использована в рамках общепрофессионального процесса обучения в организациях среднего профессионального образования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… |
4 |
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ…………… |
5 |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …..…………………………………………… |
7 |
2.1 Организационный момент…………………………………………. |
7 |
2.2 Мотивация учебной деятельности………………………………… |
7 |
2.3 Сообщение темы занятия, постановка его цели и задач………… |
8 |
2.4 Актуализация опорных знаний……………………………………. |
8 |
2.5 Изложение программного материала……………………………... |
9 |
2.6 Закрепление изложенного материала……………………………... |
15 |
2.7 Подведение итогов занятия. Рефлексия…………………………... |
17 |
2.8 Выдача домашнего задания………………………………………... |
17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... |
18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. |
19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Классификация ЧС по масштабу…………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Ситуационные задачи………………………………. |
20 21 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации.
Знание ОБЖ - один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы.
Весь курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания студентов, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Государственная система обеспечения безопасности населения» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Студенты получают прочные знания о чрезвычайных ситуациях, их развитии и классификации, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.
Планируя занятие, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей на занятии использую игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, технологии критического мышления, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Данное занятие проводится со студентами первого курса.
Предложенная тема актуальна для обучающихся любой профессиональной направленности в системе среднего профессионального образования и других уровней подготовки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. преподавателя |
Воронова Елена Владимировна |
Наименование дисциплины |
ОДБ.12.Основы безопасности жизнедеятельности |
Учебная группа |
Л-9-11, 1 курс |
Специальность |
38.02.03 Операционная деятельность в логистике |
Тема учебного занятия: |
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций. |
Вид занятия: |
Комбинированный урок |
Тип занятия: |
изучения и первичного закрепления новых знаний |
Методическая цель занятия |
методика использования ИКТ в процессе изложения нового материала, проверки знаний |
Дидактические цели занятия: |
|
Обучающая: |
- способствовать формированию знаний о чрезвычайных ситуациях и их классификации; - выработать умение определять природу происхождения чрезвычайной ситуации, масштаб распространения и тяжесть последствий, темп развития. |
Развивающая: |
- развивать мышление, память, внимание. |
Воспитательная: |
- воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью и жизни, стремление к взаимопониманию между людьми; - продолжить работу по формированию ответственности студентов за свою деятельность на занятии, умений самостоятельно добывать знания. |
Используемая технология: |
технология развития критического мышления, проблемная, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии. |
Используемые методы: |
объяснение, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый |
Используемые приемы: |
наблюдение, коллективная работа, самостоятельная работа с учебником, решение ситуаций, мозговой штурм |
Планируемые результаты |
|
Личностные умения |
- рефлексивная самооценка учебной деятельности, мотивация образовательной деятельности на основе фото, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний и практических умений;
|
Метапредметные умения |
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия; |
Предметные умения
|
- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; |
Материально-техническое обеспечение и дидактические средства: |
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, учебная доска; Дидактические материалы: методическая разработка открытого занятия; технологическая карта учебного занятия; опорный конспект для студентов; электронный учебник Курбатов В. А., Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников Безопасность жизнедеятельности. Основы Чрезвычайных ситуаций. (profspo.ru), учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников), презентация в программе Power Point; интерактивная презентация-игра для закрепления полученных знаний, интерактивный филворд, видеофильм: Классификация и стадии развития ЧС (https://www.youtube.com/watch?v=e-IwmzsJZqY) |
Междисциплинарные связи: |
География, Право, Экология |
Структура занятия: |
1. Организационная часть. 1-2 мин 2. Мотивация учебной деятельности. 1-2 мин 3. Сообщение темы, цели и основных задач. 1-2 мин 4. Актуализация опорных знаний студентов. 5-10 мин. 5. Изложение программного материала. 40-50 мин. 6. Закрепление изложенного материала. 15-20 мин 7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5 мин. 8. Домашнее задание. 1 мин |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
2.1 Организационный момент - 2 мин.
Подготовить студентов к работе на занятии.
Деятельность преподавателя: приветствует студентов, принимает рапорт дежурного о готовности группы к занятию, отмечает отсутствующих в журнале.
Деятельность студентов:
Дежурный заранее проверяет готовность группы к занятию (проверяет наличие письменных принадлежностей, тетрадей, учебников), докладывает преподавателю о присутствующих и отсутствующих, готовности группы к занятию.
Здравствуйте, ребята, гости занятия!
Староста, пожалуйста, доложите готовность группы к занятию.
Мы проводим открытое занятие, по дисциплине ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности в группе Л-9-11, обучающихся по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
2.2 Мотивация учебной деятельности - 1мин
Вызвать интерес к изучаемой теме.
Создать мотивацию к активной работе на занятии.
Преподаватель: Мы с вами продолжим изучать безопасность нашей жизнедеятельности.
Мир вокруг нас не всегда спокоен и добр. В нем вы всегда можете встретиться с опасностью.
Вы изучили уже многие предметы: историю, географию, экологию, химию, начали изучать ОБЖ, ответьте мне: «Какие опасности могут подстерегать вас, когда вы находитесь дома, на улице, в колледже, на отдыхе?» (Ответы).
Чтобы избежать беды и не растеряться в различных ситуациях, необходимо уметь различать и классифицировать возможные негативные и опасные факторы, а также знать правила поведения и порядок действий при возникновении различного рода опасностей.
Для этого нам необходимы знания темы, которую мы с вами будем сегодня изучать. Я думаю, вы уже догадались, о чем пойдет речь?(ЧС)
2.3 Сообщение темы занятия, постановка его цели и задач – 3 мин
(Записывают тему занятия в тетрадь, знакомятся с планом)
Преподаватель: запишите
Тема: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций.
(слайд 2-3)
План.
1. Понятие ЧС. Классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
2. Источники и причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
Во время занятия мы должны с Вами
узнать: что такое чрезвычайные ситуации, по каким признакам они классифицируются; какие бывают ЧС по масштабу распространения и по источникам происхождения, выяснить причины возникновения ЧС.
научиться: распознавать чрезвычайные ситуации, определять вид ЧС по масштабам распространения и темпу развития.
2.4 Актуализация опорных знаний - 6 мин
(Проверить знания студентов по изученному Разделу 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения с помощью интерактивной презентации). (слайд 4 - 12)
Предлагается 8 заданий, в которых описаны 7 признаков одного понятия.
Необходимо определить, о каком понятии идет речь.
1. Человек, среда обитания, биосфера, техносфера, ситуация, потенциальные, реальные. (Опасность).
2. Алкоголь, Переедание, Наркомания, Курение, Лень, Зависть, Сквернословие (Вредные привычки).
3. Жизнь, благополучие, состояние, привычки, болезни, питание, сон (Здоровье).
4. Наводнение, Засуха, Ураган, Ущерб, Кратковременно, Явления, Шок (Стихийное бедствие).
5. Поведение, умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек (ЗОЖ).
6. Экология, Часть экосферы, Сооружения, Человек, Потоки, Загрязнения, Негатив (Техносфера).
7. Деятельность, человек, загрязнения, индустриализация, среда обитания, изобретение, автомобили (Антропогенное загрязнение).
8. Столкновение, Травмы, ГИБДД, Госпитализация, Шок, Нарушение, Опьянение. (ДТП).
2.5 Изложение программного материала – 50 мин
Переходим к изучению новой темы.
(Преподаватель показывает несколько видеофрагментов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение)
Давайте посмотрим на фото, и попробуем определить, какие природные явления, какой вид опасности на них изображен. (слайд 13) (Студенты комментируют фото)
Так что же такое опасность? (вопрос студентам)
Ответ:
Опасность - это события или действия, способные нанести вред или даже привести к смерти человека.
Что является причиной возникновения опасной ситуации?
Причиной возникновения опасной ситуации могут быть опасные природные явления и стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы.
Как правило, опасные явления природного или техногенного характера перерастают в чрезвычайные ситуации. (слайд 14)
Запишите:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия, применения современных средств поражения которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона ЧС – это та территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация.
Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций можно разделить на конфликтные и бесконфликтные.
К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др, т.е. социальные ЧС.
Бесконфликтные чрезвычайные ситуации - ЧС техногенного, природного и экологического, биологического происхождения.
Все ЧС можно классифицировать по трем основным признакам:
(слайд 16)
- по масштабу распространения;
- по темпу развития;
- по источникам происхождения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на ЧС (Слайд 15):
- локального характера;
- муниципального характера;
- межмуниципального характера;
- регионального характера;
- межрегионального характера;
- федерального характера;
- трансграничные чрезвычайные ситуации.
При классификации ЧС по масштабу распространения учитываются:
- размеры территорий, где произошла ЧС;
- возможные последствия;
- тяжесть последствий.
Рассмотрим подробнее таблицу (Слайд 17,18. Приложение1)
Чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
Чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей; (например - буря в области, прекращение деятельности городов в следствие сильных снегопадов).
Чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;(например: Буря в нескольких областей)
Чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
Чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей. (эпидемии, военные столкновения)
Трансграничные чрезвычайные ситуации, которые выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивают территорию РФ.
По темпу развития ЧС делятся на (слайд 20):
-внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии);
-стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ);
-умеренные (аварии на коммунальных системах, паводки, наводнения, извержения вулканов и др.);
-плавные (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения т. д.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.
Для того, чтобы проверить как вы усвоили первый вопрос, давайте решим ситуационные задачи. (одна группа решает 1 задачу, вторая - 2)
Ситуационные задачи. (слайд 21, 22)
1. В результате аварии на теплотрассе зимой (температура воздуха -25°С)
без горячей воды и отопления остались 2 жилых дома, в которых проживали около 100 человек. Устранить аварию быстро не удалось, дома были разморожены. На восстановление теплосети ушло 4 дня. Часть жильцов переселилась к родственникам, часть разместилась в здании общежития колледжа, часть оставалась в своих квартирах. Причинен материальный ущерб имуществу граждан более, чем на 5 млн. рублей, пострадавших не было.
Вопрос: Оцените данную ЧС по масштабам распространения, по темпу развития
Эталон ответа: ЧС муниципального масштаба.
2. В результате ЧС сложилась следующая обстановка: количество пострадавших составляет 670 человек, размер материального ущерба составляет 650 млн. рублей, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
Вопрос: определите вид ЧС по масштабам распространения.
Эталон ответа: ЧС федерального характера.
Прежде, чем перейти к рассмотрению следующего вопроса, предлагаю провести разминку. (физкультминутка)
Разгадать филворд Чрезвычайные ситуации. (слайд 23,24)
Подсказка: на филворде зашифрованы слова:
1. Опасная техногенная ситуация – авария.
2. События или действия, способные нанести вред или даже привести к смерти человека – опасность.
3. Причиной возникновения опасной ситуации могут быть опасные природные явления и стихийное – бедствие.
4. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия, применения современных средств поражения которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей – это чрезвычайная ситуация.
5. Внезапная ЧС – взрыв
Мы с вами рассмотрели чрезвычайные ситуации по масштабу распространения.
Давайте еще раз их напомним: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные и трансграничные.
Переходим к рассмотрению следующего вопроса.
2. Источники и причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мы с вами сказали, что все ЧС можно классифицировать по трем основным признакам: (каким?)
- по масштабу распространения;
- по темпу развития;
- по источникам происхождения.
Первые два признака мы уже рассмотрели. (слайд 25)
Источниками возникновения ЧС могут быть опасные природные явления, техногенные происшествия, особо опасные инфекционные заболевания людей и животных, а также современные средства поражения. (слайд 26)
Основные причины возникновения ЧС подразделяются на:
внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.
По причине возникновения ЧС делятся на:
случайные (непреднамеренные) – стихийные бедствия, большинство техногенных аварий и катастроф;
преднамеренные - террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. (слайд 27)
По природе возникновения ЧС можно разделить на природные, техногенные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.
(Работа с учебником – учащиеся выписывают определения.)
Пользуясь учебником (А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности) на стр.26, самостоятельно запишите понятие «ЧС природного характера». Рассмотрим слайд 28-29.
К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
(Работа с учебником – учащиеся выписывают определения.)
Пользуясь учебником (А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности) на стр. 38, самостоятельно запишите понятие «ЧС техногенного характера».
К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиационных веществ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.
К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.
К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
К социальным ЧС – события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.
Антропогенные ЧС – следствия ошибочных действий людей. Источник антропогенных опасностей – это сам человек и его деятельность, его ошибки и недочеты в работе, незнание и низкая квалификация. Наличие таких опасностей приводит к войнам и конфликтам, техногенным катастрофам, взрывам и причинению вреда родной природе.
Человек может допускать такие ошибки, которые приводят к техногенным катастрофам:
В проектировании – низкое качество создания проекта и неверные расчеты. Например, далеко расположенные управляющие устройства. По этой причине оператор испытывает трудности в одновременном пользовании ими.
В изготовлении или ремонте – это могут быть некачественные или неверно подобранные материалы, неправильная сварка, пропуск изделий, не соответствующих конструкторской документации.
В использовании и техническом обслуживании средств. Например, недостаточная подготовка персонала, нехватка навыков и инструментов для обслуживания.
Неудовлетворительное хранение или транспортировка изделий, отклонение от условий, рекомендованных изготовителем.
В организации рабочего места. Например, теснота помещения, повышенная шумность, температура, плохое освещение.
Ошибки управленческого персонала. Например, недостаточное стимулирование сотрудников, несогласование в коллективе.
Комбинированные – источники ЧС, связанные с изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы, вследствие негативного воздействия человека на биосферу и др.
На территории ЛНР расположено около 600 потенциально опасных объектов, в том числе – 180 повышенной опасности, включающие в себя предприятия металлургической, химической, угольной промышленности, энергетического и машиностроительного комплекса.
Вопрос: Какие чрезвычайные ситуации представляют наибольшую опасность для человека в нашем регионе на территории ЛНР?
Ответ: чаще всего возникают:
- метеорологические опасные явления – ливни, ураганы, сильные снегопады, сильный град, гололед;
- гидрологические опасные явления – наводнения, паводки, повышение уровня грунтовых вод;
- природные пожары лесных и хлебных массивов;
- массовые инфекции и болезни людей и животных;
- военные действия и терроризм.
Несколько примеров ЧС, возникших на территории Луганской Народной республики:
Слайд 30 Ураган В Луганске 29.06.2021.
Слайд 31 Около 190 лесных и степных пожаров произошло в 2020году на территории Республики, в результате которых выгорела растительность на площади более 1,3 тыс. га.
Слайд 32 В 2022 году Луганске было ликвидировано 16 пожаров — выгорело почти 26 га сухой травы, 200 кв. м лесополосы, 100 тонн сена, 1,5 га кустарника, 1 га камыша, 30 кв. м мусора.
33 года назад, во второй декаде марта 1985 года началось самое крупное наводнение в Луганске
Вопрос: С какими ЧС вы можете столкнуться при работе операционным логистом?
Ответ: Пожар. Эпидемия. Авария. Потенциальными источниками опасностей могут быть производственное и офисное оборудование, любой технологический процесс, любая операция, вторсырье и материалы, которые использует в работе логист, например, конвейер, который является травмоопасным оборудованием. То есть все то, что он использует во время работы.
Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.
2.6 Закрепление изложенного материала - 10 мин
Интерактивная презентация.
На интерактивной презентации предлагается выбрать правильный ответ.
За правильный ответ (зеленого цвета) дается 2 балла.
1. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера не бывают:
Всего 8 заданий.
Преподаватель: ЧС не возникают сами по себе.
Зная причины возникновения ЧС, её можно предупредить или снизить риск её возникновения. Поэтому причины таких ситуаций необходимо тщательно изучать.
Внимание!
Абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но всё же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты.
В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.
2.7 Подведение итогов занятия. Рефлексия. - 5 мин. (Слайд 33)
Рефлексия «Занятие сегодня для меня …»
Студентам дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на занятии по трем направлениям.
Занятие |
Я на занятии |
Итог |
1. было интересно |
работал |
понял материал |
2. было скучно |
отдыхал |
узнал больше, чем знал |
3. безразлично |
помогал другим |
не понял |
2.8 Домашнее задание. 1 мин
Курбатов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Основы Чрезвычайных ситуаций. (Электронная библиотека profspo.ru) стр. 8-17 проработать.
Подобрать примеры, имевших место в 2022 году в регионе вашего проживания, опасных или чрезвычайных ситуаций. Определить к какому классу их можно отнести (локальные, местные и т. д.) по масштабу их распространения и тяжести последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При создании методической разработки занятия по учебной дисциплине ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности на тему «Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций» учитывались современные подходы, такие как личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.
Реализация выше обозначенных подходов предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных методов проведения занятий с целью формирования общих и профессиональных компетенций. Занятие выстроено так, чтобы можно было развивать такие качества как: восприятие, внимание, мышление, память, устную и письменную речь с применением диалоговой формы общения с обучающимися для лучшего осуществления обратной связи студент – преподаватель.
Предложенные задания способствуют активизации мыслительной деятельности студентов, расширяют общий кругозор. В соответствии с темой и этапами обучения должны использоваться средства обучения, к которым относятся компьютер, проектор, экран, интерактивная презентация, раздаточный материал, «живое слово преподавателя», наглядный материал в достаточном количестве.
Интерактивное обучение представляет собой формы совместной деятельности преподавателя и студентов, где все взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают результаты совместной работы, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества. При создании сценария занятия использовались следующие интерактивные формы, приемы и техники:
- творческие задания;
- мини-лекция;
- использование вопросов;
- решение ситуационных задач;
- презентация.
Обучение вопросам безопасности достигает поставленных целей, если:
- обучающиеся активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности (рефлексии);
- могут практически подготовиться к решению задач обеспечения безопасности в чрезвычайных и кризисных ситуациях различного происхождения, с решением которых им предстоит столкнуться в жизни и профессиональной деятельности.
Освоение учебных требований дисциплины ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности, на мой взгляд, будет результативным, если для обучающегося созданы условия активной деятельности на занятии. А сам обучающийся выступает в качестве активного участника образования в области безопасности, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (https://base.garant.ru/12153609/)
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 30.12.2021) (https://fssp.gov.ru/fz_68_21121994_chs)
3. Курбатов В. А., К93 Безопасность жизнедеятельности. Основы Чрезвычайных ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. – Саратов : Профобразование,2020. – 121 с. – (Среднее профессиональное образование). – Текст : электронный. (profspo.ru),
4. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс : учебник для общеобразовательных организаций : базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 351 с.
5. https://www.youtube.com/watch?v=e-IwmzsJZqY видеофильм: Классификация и стадии развития ЧС
6. https://ok.ru/video/21489846890 - видео
Таблица 1. Классификация ЧС по масштабу ПРИЛОЖЕНИЕ1
|
Количество погибших, пострадавших |
Материальный ущерб |
Количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности |
Зона ЧС |
Кто ликвидирует последствия ЧС |
Локального характера |
не более 10 человек |
не более 240 тыс. рублей |
Не более 100 человек |
не выходит за пределы территории организации (объекта) |
силами и средствами организаций |
Муниципального характера |
не более 50 человек |
не более 12 млн. рублей |
от 100 до 300 человек
|
не выходит за пределы территории одного муниципального образования |
силами и средствами органов местного самоуправления; |
Межмуниципального характера |
более 50 человек |
не более 12 млн. рублей |
от 100 до 300 человек
|
зона ЧС затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта РФ, или внутригородских территорий города федерального значения |
силами и средствами органов местного самоуправления, органами исполнительной власти (ОИВ) субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС; |
Регионального характера |
составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек |
свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей |
от 500 до 1000 человек
|
не выходит за пределы территории одного субъекта РФ |
|
Межрегионального характера
|
составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек |
свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей |
от 500 до 1000 человек
|
затрагивает территорию двух и более субъектов РФ |
силами и средствами ОИВ субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
Федерального характера |
свыше 500 человек |
свыше 1,2 млрд. рублей |
более 1000 человек
|
свыше 500 человек |
|
Трансграничные, которые выходят за пределы РФ |
Осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами. К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством России |
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Задача 1. В результате ЧС сложилась следующая обстановка: количество пострадавших составляет 9 человек, размер материального ущерба составляет 90 тыс. рублей, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта.
Вопрос: определите вид ЧС по масштабам распространения.
Эталон ответа: ЧС локального характера.
Задача 2. В результате ЧС сложилась следующая обстановка: количество пострадавших составляет 40 человек, размер материального ущерба составляет 4,5 млн.рублей, зона ЧС охватывает территорию города федерального значения.
Вопрос: определите вид ЧС по масштабам распространения.
Эталон ответа: ЧС муниципального характера.
Задача 3. В результате ЧС сложилась следующая обстановка: количество пострадавших составляет 100 человек, размер материального ущерба составляет 4,5 млн.рублей, зона ЧС охватывает территорию двух населенных пунктов.
Вопрос: определите вид ЧС по масштабам распространения.
Эталон ответа: ЧС межмуниципального характера.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.