Методическая разработка (Открытый урок) «Обобщение знаний об имени существительном»

  • docx
  • 03.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок по русскому языку во 2 классе.docx

 Галиулина Аклима Салаватовна

Предмет:    русский язык

Класс:  2

Тема: « Обобщение  знаний об имени существительном»

Цели урока:

 Обучающие. 1.Закрепить и обобщить знания об имени существительном как части речи; (собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, изменение имён существительных по числам.);

2. Учить детей рассуждать, анализировать, развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость, пополнение словарного запаса.

Развивающие.1. Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.

Воспитательные.1. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, доброжелательность, чувство дружбы, единства классного коллектива.

 

Задачи:

- закрепить навыки распознавать слова, обозначающие предметы, ставить к ним вопросы;

- развивать умение слышать и видеть слова обозначающие предмет;

- закреплять умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать устную и письменную речь;

- развивать умение писать имена собственные с большой буквы;

- развивать фонематический слух, память, внимание;

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД :

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

научатся распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Коммуникативные УУД :

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

Оборудование уроке: мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах; карточки для рефлексии, презентация.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

1.Организационный момент

 

Ι Организация на урок.

Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Раз – два, выше голова.

Три – четыре, плечи шире.

Пять – шесть, тихо сесть.

     Проверьте посадку. Ваша спинка должна касаться спинки стула, расстояние между туловищем и партой проверяем кулачком.

       Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу,  улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

Коммуникативные:

-Умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2.Актуализация

1. Минутка каллиграфического письма.

Дети записывают число, «классная  работа».

- Сегодня мы с вами повторим правописание изученной буквы, а какой вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
Ответ (Весна)

Вв вв вв

2. Словарная работа.

Л_сица, в_рона, б_реза,  за_ц, м_дведь, с_рока.

- Посмотрите на доску. Перед вами словарные слова. Ваша задача вставить в слова пропущенные буквы.

Дети записывают слова. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, верно ли выполнил задание ваш товарищ.

Слайд 5. Если все выполнено без ошибок, поставьте на полях «!»;

-Хорошо, но есть ошибки «+»

- Много ошибок, нужна помощь «-»

- Скажите, что общего во всех словах?

- Какое слово будет лишним?

- Почему?

Слайд 6.- Что вы знаете про это дерево?  (лиственное дерево с белой корой. Береза – символ России)

 Запишите  предложение с этим словом.

На  берёзках появились почки.

- Сколько слов в этом предложении?

- Какая орфограмма в слове березка?

- В слове почки?

Найдите в предложении главные члены.

- О чем говорится в предложении?

- Какой вопрос зададим к слову почки?

 Слова, отвечающие на вопрос кто? Что? в предложении являются …(подлежащим)

- Подлежащее подчеркивается … одной чертой.

Подчеркните подлежащее.

- Задаем вопрос от слова почки (почки что сделали? Появились

- Это … сказуемое (подчеркиваем двумя чертами)

- Назовите главные члены предложения … появились почки

- Найдите в этом предложении имена существительные… (березках, почки)

Личностные:

контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

 - распознают имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находят одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

 

 

 

3.Формулирование темы урока

Сегодня на уроке мы закрепляем большую тему. А вот как она называется, вы узнаете, послушав стихотворение:

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы , майки и штиблеты

Называются предметы

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Села, города, планеты –

Это тоже все предметы!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они …(существительные).

- Кто догадался, с какой частью речи мы будем сегодня работать?

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

4. Обобщение мате риала

http://gorlovo.ucoz.ru/foto2011/meropriyatiya/solnyshko.jpg

Корзина идей

Что вы знаете об именах существительных? Поделитесь со мной

(дети предлагают, учитель записывает вокруг корзины)

 Блиц-турнир».

Приготовить сигнальные линейки

- Отвечай быстро и чётко:

Часть речи, обозначающая предмет…(имя существительное)

Отвечает на вопросы…(кто? что?) (на доске солнышко с надписью имя сущ. ,кто? что?)

Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые)(на доске лучики с этими названиями)

Имена существительные изменяются по…(числам)

Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в …(ед.числе)(лучик)

Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или несколько предметов)(лучик)

При изменении числа имени существительного изменяется его…(форма)

Какие имена существительные относятся к собственным?(имена, отчества , фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.)(лучик)

Все остальные имена существительные относятся к (нарицательным)(лучик) МОЛОДЦЫ!

Познавательные:

- распознают имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находят одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

 - Использовать полученные знания на практике.

5.Физминутка

Все дети выходят из-за парт. Я вам буду называть имена существительные. Если я называют одушевленные имена существительные, вы стоите ровно, ручки на поясе. Если называю неодушевленное имя существительное, приседаете.

 

6. Закрепление ранее изученного.

 

https://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=2b16f83ee78e9b16&mb=imgdb_preview_1525

Работа в паре.

Шифрограмма.

На каждом столе карточка:

 

ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП

ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ

БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ

 

- Положите перед собой карточку, внимательно изучите. В предложенном наборе букв найдите 6 слов и обведите их. О готовности пары сообщите поднятием рук.

Проверка:

-Какие слова нашли в первой строчке?(вьюга, зверёк)

 

- Во второй строчке? (сугроб, рыбка)

- В третьей строчке? исички, трава)

- На какие две группы можно разделить эти слова?(одушевлённые и неодушевлённые)

 

.запишет в столбик одушевлённые существительные.

. запишет в столбик неодушевлённые существительные.

Подчеркните орфограммы.

 

Взаимопроверка.

- Кто справился с заданием?

- Какие слова вы отнесли к одушевлённым существительным, какие к неодушевлённым?

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

-Почему? (лисички- одуш. и неодуш.)

-Как можно доказать? (составить предложение)

Составьте предложение, где слово «лисички» неодушевленное  существительное. (Лисички растут в лесу.)

- А теперь, составьте предложение, где «лисички» одушевленной имя существительное. (  Лисички очень хитрые зверята.)

Познавательные:

- распознают имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находят одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

 - Использовать полученные знания на практике.

Коммуникативные УУД :

- вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвуют  в совместной деятельности, оказывают  взаимопомощь, проявляют доброжелательное отношение к партнёрам.

- умение работать в парах, группах.

7.Самостоятельная работа с  комментарием

 

Индивидуальная работа.

Игра «Найди ошибку»

- Коля написал предложения под диктовку. Ребята, какое правило не знает мальчик?

- Давайте исправим ошибки.

 

Домик для скворцов делал Алёша скворцов.

  Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Серёжа морозов.

 

-Как называются эти слова? (имена собственные)

- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

Познавательные:

- распознают имена существительные, находят собственные имена существительные.

8.Подведение итогов урока

Составление кластера (Имя  Существительное)

Оцените себя, как знатока имени существительного. Сложенные руки- не запомнил.  Одна поднятая рука- знаю, но не могу рассказать. Две руки - могу рассказать.

 

 

9. Зад.на дом.

Дома составьте 5 – 6 предложений о нашем классе, расскажите о том, с кем вы дружите, чем любите вместе заниматься. Найдите в предложениях существительные и подпишите.

 

10. Рефлексия

Если вам было интересно работать на уроке,  прикрепите красный цветок на зеленую травку.   Если  было неинтересно, то  оранжевый.

Возвращаться нам пора.
По местам мои друзья.

 

Регулятивные:

-оценивать свою работу.