Методическая разработка (Открытый урок) "Три цвета гражданской войны"
Оценка 5

Методическая разработка (Открытый урок) "Три цвета гражданской войны"

Оценка 5
doc
04.01.2023
Методическая разработка (Открытый урок) "Три цвета гражданской войны"
plan_5.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект урока истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»

 

                     11класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Полухина Е.В.

ЖСШ №22

 

 

 

Цели урока:

 

Образовательная - учащиеся должны научиться видеть возможные альтернативы развития России. Научиться выделять в источнике цели программных документов. Отбирать факты, конкретизирующие политические программы трёх сил революции; делать выводы о сильных и слабых сторонах процесса.

 Воспитательная – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе сотрудничества в группах; в результате исследования источников сформировать представление о том, что  гражданская война стала национальной трагедией народа.

 Развивающая – в ходе урока учащиеся должны продемонстрировать  умения отслеживать причинно-следственные  связи. Оперировать историческими  строками, анализировать исторические источники; аргументировано излагать свою точку зрения.

 

Форма деятельности – групповая.

 

Оборудование урока:

 

1.  Карта гражданской войны в России.

2.  Документы времени гражданской войны из учебника А.А. Левандовского «Россия XX век.»

3.  Дополнительные документы для исследования.

4.  Портреты А. В. Колчака, А. И. Деникина, М. В. Фрунзе, В.К. Блюхера.

5.  Песня А. Малинина «Кладбище в Сен- Женевьев –де-Буа.»

6.  Презентация «Гражданская война»

 

Понятия: «Гражданская война», «Интервенция», «Террор».

 

Эпиграф урока: «В каком сражаться стане?»

 

Ход урока.

 

                  I.        Организационный       момент

                II.        Основная часть урока.

 

1.Стадия вызова.

 

Учитель начинает урок с чтения стихотворения М.Волошина «Гражданская война»

 

Они идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию

Другие, разнуздав стихию

Хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами»

А я стою один средь них

В ревущем пламени и  дыма.

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

 

- Какие события нашли отражение в стихотворении?

- Что такое гражданская война?

 

Ученик на доске чертит схему.

«Что такое гражданская война?»

 

 

 


        период  острых                    способ  разрешения                 противостояние

        массовых                              противоречий  между               классов и

        столкновений.                       сторонами с  помощью             общественных

                                                         вооружённых сил.                     групп.

 

 

-  В чём социальный смысл стихотворения?

- Можно ли определить, кому из участников гражданской войны отдаёт предпочтение автор? Была ли в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся между молотом и наковальней?

  Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т.к. ассоциируется с травой, ростками зерновых на полях. Зелёный цвет в понимании крестьян – цвет воли и свободы).

 

2. Стадия осмысления.

 

Учитель: ребята, на этом уроке мы должны будем продолжать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событиях гражданскую войну. Именно собственную, потому что она может идти вразрез, тому что возобладало в массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача.

Итак, запишите в тетради тему урока.

 

    1.Работа в группах     постановление цели предполагают                         

                                      создание 3 творческих лабораторий

 

А) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие белое движение.

Б) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие красное движение.

В) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие зелёное движение.

 


Выступление учащегося – эксперта     опережающее

Краткая историография вопроса        задание

 

Учитель: переходим к анализу источников. Нужно установить социальный состав, цели программы было движения и движения за мировую революцию, определить цели крестьянских движений.

Идёт работа с документами.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

 

2. Анализ работы в группах.

 

Группы предъявляют свои результаты своей работы. Это краткие записки ответов на вопросы, схемы, тезисы, опорные конспекты.

Идёт обсуждение.

С помощью вопросов на выделение сущности проверить уровень усвоения материала.

 

1) Какой пункт программы белых, на ваш взгляд, мог бы привлечь, а какой оттолкнуть крестьянство?

2) Приведите наиболее сильный аргумент в пользу позиции красных.

3) Какая же сила предопределила исход?  

 

3. Составление синквейна –    Террор      

 

1. Истребление

2. Кровавый, красный

3. Уничтожать, устранять, запугивать

4. Форма политического устрашения

 

4. Человеческие судьбы в гражданской войне.

 

Учитель: А теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщение о тех, кто верил в идею белого движения и преданно отдавал за идею свои жизни. С Первой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжения и в гражданскую войну. Первый канул в лету культурный исторический пласт – русские офицеры. Немногие выжившие из них ушли в безвестие. И даже само слово «офицер» официально не употреблялось в армии до 1943 года. ( сообщение о Колчаке и Деникине ).

А теперь послушаем о тех кто верил в идеи красных и отдавал за них свои жизни (сообщение о Фрунзе и Блюхере)

 

3. Стадия размышления.

 

Итак, крестьянство поддержало красных, и белые проиграли. Давайте послушаем А. Малинина «Кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа» Какова ваша собственная точка зрения на гражданскую войну?

- Задумайтесь, какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые? (Могли осознать необходимость единства действий; необходимость согласованности; выдвижение более привлекательных и понятных массам лозунгов).

- А какие уроки могли извлечь красные? (Убедились, что самые жестокие действия способствуют достижению победы; разуверились в надеждах на быстрое осуществление мировой революции; осознали невозможность продолжать прежнюю экономическую политику).

- Какие уроки можем извлечь мы с вами сегодня? (Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. В гражданской войне не бывает победителей, Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам).

 

Вывод: Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой. И если история чему – либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола, как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ».

Этот урок должен помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.

Ребята мы завершаем работу в нашей творческой лаборатории. Представьте, что вас как специалистов – историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918 – 1920г. Каким бы вы хотели его видеть? Придумайте, и дома нарисуйте проект памятника жертвам гражданской войны в России?

 

4. Домашнее задание: п.15 , записи в тетради, творческий проект.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     

                                                       


План - конспект урока истории на тему: «

План - конспект урока истории на тему: «

Цели урока: Образовательная - учащиеся должны научиться видеть возможные альтернативы развития

Цели урока: Образовательная - учащиеся должны научиться видеть возможные альтернативы развития

Ход урока.

Ход урока.

Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т

Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т

Анализ работы в группах. Группы предъявляют свои результаты своей работы

Анализ работы в группах. Группы предъявляют свои результаты своей работы

Стадия размышления. Итак, крестьянство поддержало красных, и белые проиграли

Стадия размышления. Итак, крестьянство поддержало красных, и белые проиграли

Придумайте, и дома нарисуйте проект памятника жертвам гражданской войны в

Придумайте, и дома нарисуйте проект памятника жертвам гражданской войны в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2023