МКОУ «Гимназия №9»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Плетение корзинки из кукурузных оболочек
Учитель технологии
Гедиева Фатима Магометовна
2016г.
Пояснительная записка.
Методическая разработка предназначена для занятий с детьми с 10 лет, имеет развивающий характер.
Содержание разработки направленно на художественно – эстетическое воспитание, развитие природных задатков детей, развитие их интересов к народному творчеству, его традициям и наследию.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Рукоделие – древнейшее из искусств не потерявшее своей актуальности привлекательности и в наши дни.
Самым древним из всех ремёсел, как мы знаем, считается плетение.
Плетение один из очень интересных видов народного искусства, который таит большие возможности. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетёных изделий во все времена удивительно разнообразно: от колыбелей до шляп, от корзин до украшений мебели.
Каждый из нас не один раз держал в руках кукурузный початок – золотой плод, укутанный в листья плетёнки.
Люди издавна использовали не только плод, но и листья, в которые завёрнут початок – кукурузную рубашку, называемую в народе – талашом.
Для плетения не требуется большой силы в руках и больших материальных затрат, качество работы гораздо больше зависит от правильно усвоенных приёмов работы и своевременной, и правильной заготовки кукурузных початков. Получить удовольствие от занятий этим ремеслом могут как дети, так и взрослые. Этим плетением можно заниматься не только в школе, но и в домашних условиях, в кругу семьи.
Новизна заключается не только в том, что данный вид творчества редко встречается в нашей жизни, но и в том, что обучающиеся приобретают углублённые знания по данному виду творчества, развивается способность к труду творческой деятельности, умении создавать оригинальную вещь своими руками.
Актуальность данной разработки определяется запросом со стороны детей и родителей, развитием творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности. Такой подход направлен на социализацию и актуализацию собственных знаний, в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.
Педагогическая целесообразность – реализация задач деятельности идёт через коллективную работу. Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемого и преподавателя в изготовлении образов идей, схем – описаний, наборов рисунков, фотоальбомов. Перед обучающимися ставится цель – аккуратно и правильно выполнять задания. Здесь проявляется творчество, индивидуальность учащихся, развивается соревнование между детьми.
Цели:
- создание условий для развития творческих способностей детей;
- сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
1.Обучающие:
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития плетения из кукурузных оболочек;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- научить самостоятельно выполнять работы любой сложности;
- научить своевременной заготовке талаша.
2. Развивающие:
- развивать природные задатки творческого потенциала ребёнка, фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, глазомер, совершенствовать моторику рук;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
3. Воспитательные:
- приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали ( доброты, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Методическая разработка может быть использована для работы с детьми разных возрастов с 1-го по 11-е классы и рассчитана на 3 учебных года.
1-й учебный год – 216 часов
2-й учебный год – 324 часа
3-й учебный год – 324 часа
Занятия проходят:
1-й учебный год 4раза в неделю, 2 раза в неделю по1 часу – 2 раза по 2 часа.
2 и 3-й учебный год 4 раза в неделю, 1 раз по 3 часа – 3 раза по 2 часа.
Типы занятий: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомление, усвоение, применение на практике.
Виды занятий: урок игра, урок чаепитие, массовое мероприятие, урок путешествие.
Особо популярны комбинированные занятия.
Методы организации занятий:
Словесные методы обучения: лекция – объяснение рассказ, беседа, консультация.
Практической работы: составление композиции рисунка.
Проектные методы обучения: разработка проектов, разработка сценариев праздников.
Метод игры: игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения.
Наглядный метод обучения: наглядные материалы, картины, панно, рисунки, фотографии, демонстрационные материалы.
Методическая разработка способствует:
- развитию личности ребёнка, воспитанию воли и характера
- приобщению детей к национально – региональным особенностям культуры
- обучению практическим навыкам пониманию связи задач с идеей и замыслами.
Методическая разработка составлена с учётом требований современной педагогики, с учётом знаний возрастных, психолого – педагогических, физиологических особенностей детей.
Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
Содержание.
Усваивая новый материал, дети обращаются к знаниям приобретённым раннее. Система обучения включает в себя задания на развитие творческих способностей.
Плетение состоит из нескольких видов:
1. Плетение «Узлом»;
2. Плетение «Косичкой»;
3. Плетение на форме колодке.
Приступая к основной части данной разработки плетение корзиночки «Узлом»:
Перед началом работы листья размачиваем в воде, просто кладём в чашку с водой на две три минуты. Достаём и заматываем в полотенце.
В мокром состоянии листья не ломаются, очень пластичны и прочны.
Для того чтобы начать плетение необходимо листья разделить на полосочки шириной 0,7-1 см.
Любое плетение начинается с плетения верёвочки. Из одной непрерывной верёвочки полностью плетётся изделие. Складываем несколько полосок, связываем их одной полоской. И начинаем окручивать против часовой стрелки (слева на право)
В кольцо вводим полоску, левой рукой зажимаем верхний хвостик, а правой рукой нижний хвостик вводим в кольцо. Обмотав два раза верёвочку против часовой стрелки, завязываем узел.
Следующий узел провязываем также
Ряды идут не параллельно, а по спирали, т.е. в шахматном порядке. Но при этом с каждым новым кругом диаметр круга будет увеличиваться и, чтобы не образовались прорехи в каждом последующем ряду выполняют дополнительные «узлы», в каждое окошко добавляем по одному лишнему столбцу, для увеличения окружности дна (также это делается при вязании крючком)
С каждым последующим рядом добавлять приходится всё реже и реже.
Связав донышко, разворачиваем работу для плетения боковых сторон.
Вывязывание ручки.
Завершив выплетать боковые стенки, делим стенки пополам и скручиваем жгутик, добавив дополнительно нить для крепости ручки. Жгутик скручиваем необходимой длинны.
Затем поворачиваем плетение и закрепляем жгутик у основания второй стороны, начинаем оплетать в обратную сторону ручку «Узлом».
Корзиночка готова. Завершив плетение, готовое изделие необходимо высушить.
По данной методической разработке выполнила работу ученица 6 «А» класса Кулага Валерия
Методические рекомендации.
1. Кабинет.
2. Наглядные пособия: журналы, книги, образцы готовых изделий.
3. Разработки игр, бесед, конкурсов.
4. Содержание занятий даётся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Рекомендуется проводить беседы, инструктажи, направленные на осмысление учащимися трудовых процессов.
Дидактические материалы и наглядные пособия.
1.Правила по технике безопасности.
2.План.
3.Фотографии различных изделий и выставок.
Материалы и инструменты.
Инструменты, необходимые для плетения просты и занимают мало места. Люди, занимающиеся плетением, предпочитают свои собственные самодельные инструменты – это:
1. Посуда для замачивания листьев.
2. Шпилька или крючок для продевания полосок.
3. Деревянная колодка на которой сохнет готовое изделие.
4. Ножницы.
5. Нить для укрепления ручки.
Список литературы для детей.
1. Б. Мейнард. Плетение. – М.: «Просвещение» 1981г.
2. С.А. Караманский. Плетёные изделия. – М.: «Экология» 1992г.
3. Использование интернета.
Список литературы для педагогов.
1. Е.Г. Вануленко. Народное декоративно – прикладное искусство на Кубани. Традиции и современность КГУК и И. – Краснодар 2002г.
2. Журнал. Народное творчество. №3/2003г.
3. Использование интернета.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.