Методическая разработка по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша Донецкая степь»
Оценка 4.8

Методическая разработка по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша Донецкая степь»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
естествознание
27.02.2023
Методическая разработка  по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе  «Наша Донецкая степь»
Методическая разработка по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша Донецкая степь» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о флоре и фауне степной зоны Донецкого края, привлечь к проблеме защиты родной природы.
Донецкая степь.docx

Методическая разработка  по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе

 «Наша Донецкая степь»

Воспитатель: Полежаева К.В.

  Цель: обобщить и систематизировать знания детей о флоре и фауне степной зоны Донецкого края, привлечь к проблеме защиты родной природы.

  Задачи:

  Образовательные:

¾    Развивать познавательный интерес к природе;

¾    Расширять представление детей о представителях животного и  растительного мира степной зоны Донбасса;

¾    Устанавливать причины исчезновения многих видов живых организмов;

¾    Совершенствовать речь как средство общения, обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

¾   Развивать наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие окружающего мира;

¾   Приучать детей к самостоятельности в суждениях, делать выводы;

¾   Формировать и развивать гражданскую позицию и чувство патриотизма.

Воспитательные:

¾    Воспитывать интерес к познанию тайн окружающего мира, любовь и бережное отношение к природе;

¾   Формировать основы экологической культуры.

Предварительная работа: наблюдение в природе,  чтение художественной литературы по теме; рассматривание картин и иллюстраций степи; просмотр видеопрезентации «Природа Донбасса»; дидактические игры, экскурсия по экологической тропе детского сада; аппликация «Ковыль», рисование «Донецкая степь».

Материал:  экологические знаки,  заготовки природных объектов; фотографии лекарственных растений степи; образец ковыля, презентация «Заповедная природа Донбасса»

Ход занятия

Воспитатель. 
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро! Приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте гостям скажем доброе утро
Дети. Доброе утро!
-Как вы думаете, край родной это какой край?(Ответы детей)

Воспитатель: Мы все с вами – жители планеты Земля и у каждого из нас есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну – Россия, ДНР, город – Донецк, точный адрес детского сада)

  Живём мы с вами на Донецкой земле,  а  называется наш край – Донбасс и окружают нас степи. А что такое степь? (ответы детей) .Океан трав – так величаво называют степь. Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы. Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как по безбрежному океану. А движение волн создает символ степи – ковыль и его вечный спутник  типчак.(Демонстрация растений). Хотите узнать, почему так назвали эти растения?

 

ЛЕГЕНДА О  НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И ВЫСОКОМ КОВЫЛЕ

     Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с рус­скими князьями, супротивники послали, те — со своей сторо­ны, а те — со своей, в разведку пронырливую Тыпчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Оза­рила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила ска­зочная красота молодого русича. И он тоже был пленен ее не­сказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Как не мог­ли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их уви­дели вместе стоящими в горах.

— Измена! — закричали противоборствующие стороны.

С обоих станов полетели в них стрелы. Да высоко — не дос­тать. Но и казнить их не успели.

Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.

Там, где упали капли их крови, выросли травы — низкий типчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу го­ловами.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в нашей степи? Тогда совершим путешествие на воздушном шаре. Но прежде, чем отправиться в путешествие, вспомним о правилах поведения в степи. Ведь природой мы должны не только любоваться, но и беречь ее.
(Дети рассматривают знаки и формулируют правила):
1) Не собирай в степи цветы, а только любуйся ими.
2) Если хочешь наблюдать за птицами, веди себя спокойно. Громко не разговаривай, не делай резких движений, не подходи близко.
3) Не лови насекомых, не разоряй муравейники.

4)Не мусори в природе!

5)Не разжигай костры!

  В нашей степи мало рек, очень жарко и сухо летом, редкие дожди, сильные ветра, малоснежные зимы. Как вы думаете: могут ли здесь произрастать леса?(Ответы детей)

Опытно-экспериментальная деятельность

Дети переходят к столу для экспериментирования( горшочки с сухой землей и стаканчики с водой, лопатки).

Постановка задачи для опыта : Доказать, почему в степи не растут деревья.

Опыт: В горшочки с пересохшей почвой дети наливают немного воды. Одновременно рассказывают, как и чем  растения впитывают влагу(корнями). Далее лопатками аккуратно откапывают землю и устанавливают, что почва недостаточно пропитана влагой.

Вывод: в условиях жаркого и сухого климата и малого количества влаги в почве , деревья не могут произрастать .

Воспитатель: А у трав, растущих в степи,  какие корни?(ответы детей) Как вы думаете, им хватает воды? Травы, растущие в степи, приспособились переносить засуху и быстро восстанавливаются.(У них крепкие разветвленные корни, жесткие стебли)

Дидактическая игра «Степные цветы»

Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (Тюльпан)

 

В степи есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой.(Ирис)

Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный ...(Мак)

 

Пышный куст в степи расцвел,
Привлекая много пчел.
Весь в больших цветах бордовых ,
Ароматных и медовых!(Воронец или Пион узколистный)

 

 - Ребята, многие растения , произрастающие в степи , являются редкими или исчезающими. Это тюльпаны, воронец, ирисы и многие другие . Они занесены в Красную книгу.

   Степь является домом для многих живых организмов , одни из них –насекомые.

Физкультминутка
«Насекомые »

Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

Зу - зу - зу, - комар пищит. (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

Укусить скорей спешит

Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)

 -Ребята, какие животные живут в этих степных местах?  Чем они питаются?(Ответы детей).

Презентация «Заповедная природа Донбасса.» Раньше в донецких степях было  много диких лошадей- тарпанов, антилоп-сайгаков, европейских косуль. Люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, и их тоже занесли в Красную книгу.  В донецкой степи обитают лисицы, зайцы, енотовидная собака, ласка, хорек, еж, слепыш. Редко встречаются волк, барсук, выхухоль. Здесь живут в большом количестве различные грызуны:  суслики, хомячки, тушканчики, заяц-русак. Почти все они приспособлены к жизни в открытых пространствах и в норах.

  В этих местах проводится большая работа по охране растительного и животного мира.

На территории  ДНР находятся 2 Государственных природных заповедника «Хомутовская степь» и «Каменные могилы»

   Из занесенных в Красную книгу, здесь гнездятся пеликан кудрявый, колпица, ходулочник, шилоклювка, журавль-красавка, дрофа, стрепет.

 

Заповедник  участок земли, где находятся под охраной  редкие и исчезающие растения и животные.

В заповедниках не разрешается пасти скот и охотиться на животных. Долг каждого человека – бережно относиться к степи. нельзя рвать цветущие растения, ломать ветки деревьев и кустарников.

 

Рефлексия

-Ребята, почему много растений и животных исчезает на нашей родной земле?

-Что нужно делать, чтобы этого не происходило?

-А что бы вы сделали для этого?

 

Я хотела бы закончить наше путешествие словами советского поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Литература

 1.История (история Донбасса: от древности до современности) : учебное пособие / под общей редакцией Л. Г. Шепко, В. Н. Никольского. -Донецк: ДонНУ, 2018.

2.Легенда о низком тыпчаке и высоком ковыле // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 56-57.

             

 


 

Методическая разработка по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша

Методическая разработка по эколого-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наша

Природа Донбасса»; дидактические игры, экскурсия по экологической тропе детского сада; аппликация «Ковыль», рисование «Донецкая степь»

Природа Донбасса»; дидактические игры, экскурсия по экологической тропе детского сада; аппликация «Ковыль», рисование «Донецкая степь»

ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И

ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И

В нашей степи мало рек, очень жарко и сухо летом, редкие дожди, сильные ветра, малоснежные зимы

В нашей степи мало рек, очень жарко и сухо летом, редкие дожди, сильные ветра, малоснежные зимы

Не растенье, а маяк - Это ярко-красный

Не растенье, а маяк - Это ярко-красный

Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, и их тоже занесли в

Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, и их тоже занесли в

Литература 1.История (история

Литература 1.История (история
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2023