Конспект НОД по развитию речи. Связная речь.
Подготовительная к школе группа.
Тема: «Составление сказки по серии сюжетных картин: «Как Тяпа и Топ варили компот».
Программное содержание:учить придумывать начало и конец сказки; учить составлять сказку последовательно; высказываться полными предложениями.
Предварительная работа:пересказ произведений: «Еж» Пришвина, рус. нар. сказки «Лиса и рак», «Мышка вышла погулять», рассматривание иллюстраций к книгам «Маша и медведь», «Мороз Иванович», «Теремок»; рассматривание и составление рассказов и сказок на занятиях по серии картин : «Как мышка кошку перехитрила», «Новенькая», «Ай, да малыши».
Материал: серия картин «Как Тяпа и Топ варили компот».
Ход занятия:
- Дети, как называется сад, в котором растет много яблонь, сливовых, вишневых деревьев? (фруктовый).
- Вот в одном таком фруктовом старом, заброшенном саду встретились однажды друзья Тяпа и Топ. (указываю на первую картинку).
- Как вы думаете кого звали Топ, а кого Тяпа? Почему? (Топ – зовут медведя, потому что он неуклюжий, толстый, ходит медленно, вперевалочку: топ-топ. Тяпа – собачка, так как она гавкает: тяф-тяф).
- Этот сад можно назвать фруктовым?(да).
- Почему? (Здесь растут вишни).
- А можно сказать, что сад старый, заброшенный? Почему? (Сад зарос высокой травой, цветы полевые: колокольчики, ромашки; нет забора, он уже развалился; кругом растут высокие ели, деревья. Вишни тоже высокие, стволы толстые, если бы они были молоденькие, то тогда, когда Топ залез на них, то они бы погнулись и поломались).
- Дети, в какое время года происходит действие? (конец лета, начало осени, так как созрели вишни, но еще цветут цветы).
- Как вы думаете, сейчас ясный день или дождливый? Почему? (ясный, так как в дождливый день костер бы не горел).
- Что же происходит сейчас в этом фруктовом саду? (Тяпа и Топ нарубили дров, развели костер, подвесили котел, налили воды и решили сварить компот. Если дети скажу, что варенье, то обращаю внимание детей на то, что воды – целый котел, сахару только пачка и кладет Тяпа не весь сахар, а только одну ложку).
- Что же делает Тяпа? (как настоящая хозяйка надел фартук и кладет сахар ложкой в котелок).
- Каким же можно назвать Тяпу? (хозяйственный, аккуратный, трудолюбивый, веселый, радостный).
- А посмотрите, откуда видно, что он радостный, довольный? (так как он улыбается, пасть раскрыта, мордочку задрал вверх, глазки веселые, хвостик колечком).
- А на кого смотрит Тяпа? (на Топа).
- Для чего же забрался Топ на дерево? (что бы набрать вишен).
- Посмотрите, какой же Топ? (тоже радостный, ушки поднял, мордочка веселая, глазки кругленькие, шерстка мягкая, густая).
-А почему Топ полез на вишню, а не Тяпа? (так как медведи умеют хорошо лазить по деревьям, когти у них большие и цепкие).
- Как вы думаете, о чем они разговаривают? (ответы детей по вымыслу).
- Как же мы назовем этот сюжет? (подвожу детей к названию «Тяпа и Топ варили компот»).
- Давайте, посмотрим, что же было дальше? (выставляю 2-ю картинку. Ответы детей: компот сварился и они решили попробовать).
- Посмотрите, как же это делает Топ? (он уселся в деревянное резное кресло, положил ногу на ногу, переднюю лапку красиво свесил, взял деревянную ложку и пробует).
- Топу нравится компот? (да).
- А почему вы так думаете? (он закрыл глаза от удовольствия, улыбается, довольный).
- А как пробует компот Тяпа? (он налил себе чашку, взял деревянную ложку и пробует).
- Глядя на Тяпу, как вы думаете, компот вкусный? (да, так как он тоже довольный, улыбается, глаза веселые, хвостик колечком, ушки поднял вверх).
- Обратите внимание, что ложки у них деревянные, как вы думаете, почему? (деревянная ложка так мне нагревается, ей удобнее есть, она не горячая).
- Что же вы здесь видите? (костер, котел большой, рядом корзина, полная ягод, стол, на столе чугунок (новое слово объяснить, показать чугунок), скатерть(если дети не назовут скатерть, то обратить их внимание).
-А для чего скатерть здесь лежит? (чтобы постелить на стол).
- А как же мы эту картину назовем? («Вкусный компот»).
Физкультминутка.
- Как вы думаете, эта история закончилась или есть продолжение?
- Какое? (ответы по вымыслу. Если дети не назовут вариант: друзья ждут гостей, то я подвожу их к тому, что скатерть приготовлена, компоту полный чугунок наварили и еще котелок варится, корзина полная ягод стоит – для кого это все?)
- Выставляю третью картину.
- Кого же пригласили Тяпа и Топ? (дети перечисляют зверей, изображенных на картине №3).
- Кто же вам из гостей больше всех понравился и почему? (дети описывают зверей за столом).
- Обобщаю: гости сидят за большим столом, накрытым белой скатертью, посуда вся из дерева – резная, узорчатая; белочка – чистюля ест компот ложечкой, журавль в клюве сухарик держит – решил попробовать незнакомое ему блюдо, на пенечке ежиха кормит ежонка вишнями, а тот смешно раскрыл рот и приготовился съесть ягодки, которые ежиха держит за черенок. Заяц тоже приготовился съесть вишни, но засмотрелся на смешного ежонка, а лисонька знай себе лакает язычком компот.
- Нравится здесь гостям и почему? (они себя чувствуют свободно, ест кто-как захочет).
- А довольны ли Тяпа и Топ? (да).
- Откуда это видно? (Топ сидит довольный, глаза прищурил, лапки свесил, поглядывает на гостей, а Тяпа радостный стоит у чугунка и подливает компот).
- Как же эту картину мы назовем? («Гости»).
- Скажите, глядя на эти картины, что мы можем придумать: сказку или рассказ?( сказку, то собачка одета, как повар (в фартук), готовит компот, звери дров нарубили, костер развели – так бывает только в сказках, а в рассказах все по-настоящему, такого в рассказах не бывает).
- Как же мы назовем нашу сказку? («Как Тяпа и Топ варили компот»).
- Давайте, подумаем: с чего началась эта история? (придумывают начало сказки).
- А чем же закончится сказка? (дети придумывают концовку сказки).
- Кто же расскажет всю сказку? (2-3 ответа).
- Дети, что же мы пожелаем этим забавным, добродушным и веселым зверям?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.