Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми
Методическая разработка
по нравственно-этическому воспитанию
«В общении со взрослыми»
Автор-составитель:
Копыльцов Андрей Валерьевич,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Пермь
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире одно из первых мест по степени значимости занимает нравственно-этическое воспитание. Этика и нравственность - неразрывно связанные между собой понятия. Нравственности в словаре Ожегова даётся толкование как «внутренним, духовным качествам, которыми руководствуется человек». Этика в этом же словаре определяется не только как «философское учение о морали и её развитии, принципах, нормах и роли в обществе», но и как «совокупность норм поведения». Именно эти понятия и лежат в основе нравственно-этического воспитания.
Этическому воспитанию следует уделять особое внимание в работе с младшими школьниками. В период от 7 до 11 лет ребёнок всё впитывает как губка, и для него авторитет взрослого значит многое. Младшему школьнику обязательно нужно помочь адаптироваться в социуме - принять его и быть в нём принятым, в том числе и позитивно с ним взаимодействовать.
Эти задачи могут быть решены в процессе проведения занятия по этическому воспитанию, посредством реализации программ внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ.
Учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования могут использовать сценарий занятий, в процессе организации внеурочной работы с учащимися в целях нравственно-этического воспитания.
«В общении со взрослыми»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Время: 45 минут
Цель: закрепление знаний о правилах речевого этикета.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- Воспитывать доброжелательность, умение слушать партнёра.
- Развивать умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
- Формировать уважительное отношение детей друг к другу.
- Воспитывать культуру общения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Познавательные:
- Развивать умения извлекать информацию, представленную в виде электронной презентации, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.
Регулятивные:
- Развивать умения осуществлять самоконтроль своих действий, осуществлять самоконтроль своих эмоций, способность оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль.
Коммуникативные:
- Развивать умения участвовать в диалоге, работать в группе, договариваться друг с другом, составлять план действий.
- Формировать опыт участия в коллективном обсуждении.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Развивать навыки связной диалогической речи детей.
Оснащение:
Технические средства: компьютер, принтер, мультимедиа проектор.
Наглядные пособия: электронная презентация
«В общении со взрослыми».
Инструменты и материалы: карандаши, фломастеры, альбомные листы.
Технологическая карта занятия
Этапы занятия |
t мин |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Вводная часть |
||||
1.1. Организационный момент |
1 |
Взаимное приветствие педагога и учащихся, учащиеся рассаживаются по местам. |
|
|
1.2 Целеполагание |
5 |
Предлагает детям поучаствовать в беседе - Приветствую вас, ребята! - На доске у меня записано определение одного понятия. - Это понятие и будет темой нашего занятия. - Определение же звучит следующим образом: «Система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения». - Что это? О чём идёт речь? Как вы думаете? - Правильно! Мы с вами поговорим о речевом этикете. - Мы должны понять, что же он из себя представляет. - Давайте послушаем стихотворение Григория Остера «Вредные советы» – мы однажды уже читали его. Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Григорий Остер «Вредные советы - Вы согласны с этим советом? - Где умышленно автор сделал ошибки? - Вы правы. - Давайте теперь обсудим, что же такое «речевой этикет». |
Слушают.
Отвечают на вопросы педагога.
|
Коммуникативные: формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.
Познавательные: умения извлекать информацию, представленную в виде устного повествования, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания. |
II. Основная часть |
||||
2.1 Беседа «Речевой этикет» |
7 |
Предлагает детям поучаствовать в беседе Слайд в электронной презентации - Посмотрите на слайд. Для вас – ещё одно понятие. - Оно звучит так: «Установленный порядок поведения, форм обхождения». - Что это такое? - Да. Это этикет. - Знания конкретно речевого этикета помогут вам стать культурными людьми, научит вас умению общаться. - Конечно, если с вами будет приятно общаться, у вас появится много друзей! - Конечно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб или сменить место жительства... - ...однако наша собственная речь и её индивидуальные особенности останутся с нами. - Именно речь «выдаёт» нас. Вы согласны?
Раздаёт детям альбомные листы, - Небольшое задание для вас сейчас. - Как вы представляете себе «культурного» человека? - Человека, который умеет хорошо общаться с людьми? - Человека, который воспитан и вежлив? - Нарисуйте, пожалуйста, и расскажите, почему именно таким вы его представляете. - Прекрасные люди у вас получились! - Давайте расположим их на доске. - Действительно. Именно по речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. - Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение каждого из нас в общении с другими людьми. - На одно из первых мест встаёт способность соблюдать правила речевого этикета – иными словами разговаривать учтиво и вежливо. |
Слушают.
Отвечают на вопросы педагога.
Рисуют. |
Коммуникативные: формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.
Регулятивные: умения осуществлять самоконтроль своих действий, осуществлять самоконтроль своих эмоций, способность оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль.
Личностные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Познавательные: умения извлекать информацию, представленную в виде электронной презентации, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания. |
2.2 История появления речевых этикетных формул |
5 |
- Ребята, пожалуйста, теперь поднимите руки те, кто подготовили к нашему занятию небольшие сообщения. - Они придутся как раз кстати. - Давайте послушаем внимательно своих одноклассников.
История появления речевых этикетных формул - Речевые этикетные формулы имеют очень интересную историю: например, слово «зравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце XVII [17] века из описательного оборота «желаю тебе здравствовати». - Примерно в это же время в русском языке стали появляться такие формулы, как «добрый день» и «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков: «good afternoon» (из английского), «guten tag» (из немецкого) и др. - Слово «прощай» означало отпусти меня с миром. Позже появилось выражение «до свидания». - Слово «спасибо» первоначально обозначало спаси тебя Бог. Слово благодарю произошло от «благодарствую» (то есть приношу благодарение). - Возникновение речевых этикетных формул – очень интересный процесс. - Что интересно: английская пословица гласит, что «если кошку не гладить, то у неё высохнет спинной мозг». - Мы с вами должны помнить, что и весь речевой этикет – это своеобразные словесные «поглаживания», которые создают хорошие отношения. - Вовремя поздравить или пожелать добра, одобрить поступок, что-то посоветовать – в этих случаях нам, конечно же, не обойтись без формул речевого общения. |
Выступают перед классом с небольшими сообщениями. Слушают. Анализируют сообщения. Отвечают на вопросы педагога. |
Регулятивные: способность оценивать результаты своей и чужой деятельности.
Личностные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку, воспитывать доброжелательность, умение слушать партнёра.
Познавательные: умения извлекать информацию, представленную в виде устного сообщения, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания. |
2.3 «Уроки хороших манер». Приветствие |
10 |
Предлагает детям посмотреть видеоролик сериал «Уроки хороших манер» (1-я серия) - Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик. - О чём в нём идёт речь? - Да. Верно. - Мы увидели формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трёх стадий разговора: приветствие, основная и заключительная части. - Давайте отметим их в своих тетрадях и подумаем, что же включают в себя эти три стадии. Предполагаемые ответы: - приветствие включает пожелание здоровья (здравствуйте), указание на время встречи (доброе утро/добрый день и др.), эмоциональные пожелания (очень рад), уважительные формы (моё почтение); - основная часть включает в себя обмен новостями; - в завершение разговора используются формулы в виде пожеланий: всего хорошего, всего доброго, до встречи, до свидания и др. - Вы молодцы! Всё правильно. Теперь давайте отдохнём. |
Смотрят видеоролик.
Анализируют.
Отвечают на вопросы педагога.
|
Регулятивные: способность оценивать результаты своей и чужой деятельности.
Личностные: умение адекватно реагировать на сделать ошибку.
Познавательные: умения извлекать информацию, представленную в виде видеоряда, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания. |
2.4 Физкультминутка |
3 |
Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи: Руки движутся навстречу. Рывки руками: одна вверх, другая – вниз. Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. Наклоны в стороны. Приседанья начинай. Приседают. Не спеши, не отставай. А в конце – ходьба на месте. Ходят на месте. Это всем давно известно. |
Выполняют задание |
|
2.5 «Я была в стране Суоми...» |
6 |
- Сейчас детская писательница Агния Барто и вы покажете возможности контакта людей. - Вы обязательно подумайте: «С помощью чего он возможен?».
Я была в стране Суоми… Вспоминаю часто Снежный лес и низкий домик. И девчонка – Аста. Она была глазаста, Ходила в белой блузке И только слово: «Здрасте» Могла сказать по-русски. Всего одно словечко, А как нас выручало! |
Слушают стихи.
Анализируют.
Отвечают на вопросы педагога.
|
Познавательные: умения извлекать информацию, представленную в виде устного повествования, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.
|
|
|
1-й ученик Потрескивала печка, Девчонка не молчала. Пирог со свежей рыбой Разрезала на части И на мое: «Спасибо», Смеясь, сказала: «Здрасте!» Я улыбнулась Асте, Она мне снова: «Здрасте!» Всего одно словечко, А как нас выручало! 2-й ученик Мы вышли на крылечко, Девчонка не молчала. И на прощанье снова, Как пожеланье счастья, Звучало слово... |
|
|
|
|
Предлагает детям поучаствовать в беседе - Итак. Мы сказали друг другу: «Здравствуйте!». - Много это или мало? - Действительно: с одной стороны – как будто мало (что нового мы сообщили?). - С другой стороны – как вы себя чувствуете и что переживаете, если знакомый человек прошёл мимо, не поздоровавшись? Предполагаемые ответы: обидно, досадно, неловко. - Что же мы подтверждаем, когда приветствуем другого? - Вы правы. Мы подтверждаем наше знакомство и готовность продлить его. - Что же мы выражаем, здороваясь с незнакомым человеком? - Да. Мы показываем ему свое доброжелательное отношение и наше намерение вступить с ним в контакт. |
Отвечают на вопросы педагога.
|
Коммуникативные: формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге. |
2.6 Приветствия. Пожелания |
5 |
Предлагает детям поучаствовать в беседе - Известно, что приветствия в разных странах и у разных народов отличаются. - Вы знаете подобные примеры? Покажите нам. - Молодцы. - Здороваетесь ли вы с незнакомцами в лифте? Принято ли это у вас? - У европейских народов это обязательное правило этикета. - Если на улице у прохожего вам нужно спросить время, что вы скажете? - Да. При обращении людей друг к другу с вопросом на улице у нас обычно извиняются: «Простите, скажите, пожалуйста...». - В Таллине же сначала здороваются, а потом спрашивают. - Знали ли вы, что во всех деревнях мира с незнакомыми на улице здороваются все селяне, показывая своё гостеприимное отношение к прохожему. - В прошлом в русском языке было много приветствий, которые употребляли в зависимости от того, чем был занят человек. - Например, если девушка несла воду, ей говорили: «Свеженькой воды!». - Если крестьяне молотили зерно, им желали: «По сто пудов на день! По тысяче на неделю!». - Если женщина доила корову: «Моря под коровой!». - Всё это пожелания. На них отвечали: «Спасибо!». - Некоторые из таких ситуативных пожеланий сохранились и сегодня. - Сейчас я назову ученика и ситуацию. Что вы ему скажете? Ваня работает. Копает грядку. Предполагаемый ответ: - Бог в помощь! Коля идёт из бани. Предполагаемый ответ: - С лёгким паром! Настя обедает в столовой. Предполагаемый ответ: - Приятного аппетита! Семья вашего друга уже собралась за столом, а вы только вошли. Предполагаемые ответы: - Хлеб да соль! - Чай и сахар! Ваш друг уезжает. Предполагаемый ответ: - Счастливого пути! Ваш друг вернулся из поездки. Предполагаемый ответ: - С приездом! |
Приводят примеры приветствий в других странах. (показывают их)
Участвуют в беседе.
Слушают. |
Коммуникативные: формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге. |
III. Заключительная часть |
||||
3.1 Рефлексия
|
3 |
Предлагает детям подвести итоги занятия - Ребята, наше занятие подходит к концу. - Пожалуйста, расскажите, что нового вы узнали сегодня? - Что вы знали до этого? - Да. Все мы сегодня в который раз убедились: все мы должны следовать правилу высокой культуры. - Оно звучит так: «Пожелайте себе того, чего желаете другим!». - Если хотите, чтобы с вами были вежливы – будьте вежливы сами. - Учитесь словесно выражать уважительное отношение к людям. Введите это в обычай своего повседневного речевого поведения. - Напоследок я хочу задать вам маленькое домашнее задание: напишите, пожалуйста, сочинение-миниатюру «Волшебные слова». - У вас всё получится. Успехов и до новых встреч! |
Слушают. Анализируют свою деятельность на занятии. |
Коммуникативные: формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.
Регулятивные: способность оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль. |
1. Копыльцов А. В. Уроки доброты: Учебно-методическое издание / А. В. Копыльцов // РИЦ «Здравствуй». — 2010. — 152 с.
2. Курочкина И. Н. Развитие коммуникативной компетентности педагога посредством овладения современным этикетом / И. Н. Курочкина // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — 2 (45). — С. 108-111.
3. Курочкина И. Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие / И. Н. Курочкина // М.: Экон-информ. – 2014. – 240 с
4. Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности / И. Н. Курочкина // М.: Экон-информ. — 2012. — 147 с.
5. Усачев А. Этикет для детей различных лет / А. Усачев // М.: Оникс. — 2014. — 128 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.