Методическая разработка по нравственно-этическому воспитанию «В общении со взрослыми»
Оценка 4.6

Методическая разработка по нравственно-этическому воспитанию «В общении со взрослыми»

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитание
1 кл—3 кл
07.02.2022
Методическая разработка по нравственно-этическому воспитанию «В общении со взрослыми»
В современном мире одно из первых мест по степени значимости занимает нравственно-этическое воспитание. Этика и нравственность - неразрывно связанные между собой понятия. Нравственности в словаре Ожегова даётся толкование как «внутренним, духовным качествам, которыми руководствуется человек». Этика в этом же словаре определяется не только как «философское учение о морали и её развитии, принципах, нормах и роли в обществе», но и как «совокупность норм поведения». Именно эти понятия и лежат в основе нравственно-этического воспитания.
Метод разработка 07.02.2022.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по нравственно-этическому воспитанию

«В общении со взрослыми»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Автор-составитель:
                                                Копыльцов Андрей Валерьевич,
                                                          педагог дополнительного образования

                                                                  высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире одно из первых мест по степени значимости занимает нравственно-этическое воспитание. Этика и нравственность - неразрывно связанные между собой понятия. Нравственности в словаре Ожегова даётся толкование как «внутренним, духовным качествам, которыми руководствуется человек». Этика в этом же словаре определяется не только как «философское учение о морали и её развитии, принципах, нормах и роли в обществе», но и  как «совокупность норм поведения». Именно эти понятия и лежат в основе нравственно-этического воспитания.

Этическому воспитанию следует уделять особое внимание в работе с младшими школьниками. В период от 7 до 11 лет ребёнок всё впитывает как губка, и для него авторитет взрослого значит многое. Младшему школьнику обязательно нужно помочь адаптироваться в социуме - принять его и быть в нём принятым, в том числе и позитивно с ним взаимодействовать.

Эти задачи могут быть решены в процессе проведения занятия по этическому воспитанию, посредством реализации программ внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ.

Учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования могут использовать сценарий занятий, в процессе организации внеурочной работы с учащимися в целях нравственно-этического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В общении со взрослыми»

 

Возраст учащихся: 7-11 лет

Время: 45 минут

Цель: закрепление знаний о правилах речевого этикета.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-     Воспитывать доброжелательность, умение слушать партнёра.

-     Развивать умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

-     Формировать уважительное отношение детей друг к другу.

-     Воспитывать культуру общения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Познавательные:

-     Развивать умения извлекать информацию, представленную в виде электронной презентации, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.

Регулятивные:

-     Развивать умения осуществлять самоконтроль своих действий, осуществлять самоконтроль своих эмоций, способность оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль.

Коммуникативные:

-     Развивать умения участвовать в диалоге, работать в группе, договариваться друг с другом, составлять план действий.

-     Формировать опыт участия в коллективном обсуждении.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

-     Развивать навыки связной диалогической речи детей.

Оснащение:

Технические средства: компьютер, принтер, мультимедиа проектор.

Наглядные пособия: электронная презентация «В общении со взрослыми».
Инструменты и материалы: карандаши, фломастеры, альбомные листы.

 

 

Технологическая карта занятия

 

Этапы занятия

t

мин

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Вводная часть

1.1. Организационный момент

1

Взаимное приветствие педагога и учащихся, учащиеся рассаживаются по местам.

 

1.2 Целеполагание

5

Предлагает детям поучаствовать в беседе

-      Приветствую вас, ребята!

-      На доске у меня записано определение одного понятия.

-      Это понятие и будет темой нашего занятия.

-      Определение же звучит следующим образом: «Система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения».

-      Что это? О чём идёт речь? Как вы думаете?

-      Правильно! Мы с вами поговорим о речевом этикете.

-      Мы должны понять, что же он из себя представляет.

-      Давайте послушаем стихотворение Григория Остера «Вредные советы» – мы однажды уже читали его.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Григорий Остер «Вредные советы

-      Вы согласны с этим советом?

-      Где умышленно автор сделал ошибки?

-      Вы правы.

-      Давайте теперь обсудим, что же такое «речевой этикет».

Слушают.

 

Отвечают на вопросы педагога.

 

 

 

 

Коммуникативные:

формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.

 

Познавательные:

умения извлекать информацию, представленную в виде устного повествования, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.

II. Основная часть

2.1 Беседа «Речевой этикет»

7

Предлагает детям поучаствовать в беседе

Слайд в электронной презентации

-      Посмотрите на слайд. Для вас – ещё одно понятие.

-      Оно звучит так: «Установленный порядок поведения, форм обхождения».

-      Что это такое?

-      Да. Это этикет.

-      Знания конкретно речевого этикета помогут вам стать культурными людьми, научит вас умению общаться.

-      Конечно, если с вами будет приятно общаться, у вас появится много друзей!

-      Конечно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб или сменить место жительства...

-      ...однако наша собственная речь и её индивидуальные особенности останутся с нами.

-      Именно речь «выдаёт» нас. Вы согласны?

 

Раздаёт детям альбомные листы,
фломастеры и карандаши

-      Небольшое задание для вас сейчас.

-      Как вы представляете себе «культурного» человека?

-      Человека, который умеет хорошо общаться с людьми?

-      Человека, который воспитан и вежлив?

-      Нарисуйте, пожалуйста, и расскажите, почему именно таким вы его представляете.

-      Прекрасные люди у вас получились!

-      Давайте расположим их на доске.

-      Действительно. Именно по речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

-      Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение каждого из нас в общении с другими людьми.

-      На одно из первых мест встаёт способность соблюдать правила речевого этикета – иными словами разговаривать учтиво и вежливо.

Слушают.

 

Отвечают на вопросы педагога.

 

Рисуют.

Демонстрируют работы.

Устно описывают их.

Коммуникативные:

формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.

 

Регулятивные:

умения осуществлять самоконтроль своих действий, осуществлять самоконтроль своих эмоций, способность оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль.

 

Личностные:

умение адекватно реагировать

на трудности и не бояться

сделать ошибку.

 

Познавательные:

умения извлекать информацию, представленную в виде электронной презентации, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.

2.2 История появления речевых этикетных формул

5

-      Ребята, пожалуйста, теперь поднимите руки те, кто подготовили к нашему занятию небольшие сообщения.

-      Они придутся как раз кстати.

-      Давайте послушаем внимательно своих одноклассников.

 

История появления речевых этикетных формул

-      Речевые этикетные формулы имеют очень интересную историю: например, слово «зравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце XVII [17]  века из описательного оборота «желаю тебе здравствовати».

-      Примерно в это же время в русском языке стали появляться такие формулы, как «добрый день» и «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков: «good afternoon» (из английского), «guten tag» (из немецкого) и др.

-      Слово «прощай» означало отпусти меня с миром. Позже появилось выражение «до свидания».

-      Слово «спасибо» первоначально обозначало спаси тебя Бог. Слово благодарю произошло от «благодарствую» (то есть приношу благодарение).

-      Возникновение речевых этикетных формул – очень интересный процесс.

-      Что интересно: английская пословица гласит, что «если кошку не гладить, то у неё высохнет спинной мозг».

-      Мы с вами должны помнить, что и весь речевой этикет – это своеобразные словесные «поглаживания», которые создают хорошие отношения.

-      Вовремя поздравить или пожелать добра, одобрить поступок, что-то посоветовать – в этих случаях нам, конечно же, не обойтись без формул речевого общения.

Выступают перед классом с небольшими сообщениями.

Слушают. Анализируют сообщения.

Отвечают на вопросы педагога.

Регулятивные:

способность оценивать результаты своей и чужой деятельности.

 

Личностные:

умение адекватно реагировать на трудности и не бояться

сделать ошибку, воспитывать доброжелательность, умение слушать партнёра.

 

Познавательные:

умения извлекать информацию, представленную в виде устного сообщения, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.

2.3 «Уроки хороших манер». Приветствие

10

Предлагает детям посмотреть видеоролик

сериал «Уроки хороших манер» (1-я серия)

-      Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик.

-      О чём в нём идёт речь?

-      Да. Верно.

-      Мы увидели формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трёх стадий разговора: приветствие, основная и заключительная части.

-      Давайте отметим их в своих тетрадях и подумаем, что же включают в себя эти три стадии.

Предполагаемые ответы:

-      приветствие включает пожелание здоровья (здравствуйте), указание на время встречи (доброе утро/добрый день и др.), эмоциональные пожелания (очень рад), уважительные формы (моё почтение);

-      основная часть включает в себя обмен новостями;

-      в завершение разговора используются формулы в виде пожеланий: всего хорошего, всего доброго, до встречи, до свидания и др.

-      Вы молодцы! Всё правильно. Теперь давайте отдохнём.

Смотрят видеоролик.

 

Анализируют.

 

Отвечают на вопросы педагога.

 

Регулятивные:

способность оценивать результаты своей и чужой деятельности.

 

Личностные:

умение адекватно реагировать на
трудности и не бояться

сделать ошибку.

 

Познавательные:

умения извлекать информацию, представленную в виде видеоряда, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.

2.4 Физкультминутка

3

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи:

Руки движутся навстречу. Рывки руками: одна вверх, другая – вниз.

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. Наклоны в стороны.

Приседанья начинай. Приседают.

Не спеши, не отставай.

А в конце – ходьба на месте. Ходят на месте.

Это всем давно известно.

Выполняют задание

 

2.5 «Я была в стране Суоми...»

6

-      Сейчас детская писательница Агния Барто и вы покажете возможности контакта людей.

-      Вы обязательно подумайте: «С помощью чего он возможен?».

 

Я была в стране Суоми…

Вспоминаю часто

Снежный лес и низкий домик.

И девчонка – Аста.

Она была глазаста,

Ходила в белой блузке

И только слово: «Здрасте»

Могла сказать по-русски.

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

Слушают стихи.

 

Анализируют.

 

Отвечают на вопросы педагога.

 

 

Познавательные:

умения извлекать информацию, представленную в виде устного повествования, понимать других, выражать свои мысли и чувства, формулировать высказывания.

 

 

 

1-й ученик

Потрескивала печка,

Девчонка не молчала.

Пирог со свежей рыбой

Разрезала на части

И на мое: «Спасибо»,

Смеясь, сказала: «Здрасте!»

Я улыбнулась Асте,

Она мне снова: «Здрасте!»

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

2-й ученик

Мы вышли на крылечко,

Девчонка не молчала.

И на прощанье снова,

Как пожеланье счастья,

Звучало слово...

 

 

 

 

Предлагает детям поучаствовать в беседе

-      Итак. Мы сказали друг другу: «Здравствуйте!».

-      Много это или мало?

-      Действительно: с одной стороны – как будто мало (что нового мы сообщили?).

-      С другой стороны – как вы себя чувствуете и что переживаете, если знакомый человек прошёл мимо, не поздоровавшись?

Предполагаемые ответы: обидно, досадно, неловко.

-      Что же мы подтверждаем, когда приветствуем другого?

-      Вы правы. Мы подтверждаем наше знакомство и готовность продлить его.

-      Что же мы выражаем, здороваясь с незнакомым человеком?

-      Да. Мы показываем ему свое доброжелательное отношение и наше намерение вступить с ним в контакт.

Отвечают на вопросы педагога.

 

 

Коммуникативные:

формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.

2.6 Приветствия. Пожелания

5

Предлагает детям поучаствовать в беседе

-      Известно, что приветствия в разных странах и у разных народов отличаются.

-      Вы знаете подобные примеры? Покажите нам.

-      Молодцы.

-      Здороваетесь ли вы с незнакомцами в лифте? Принято ли это у вас?

-      У европейских народов это обязательное правило этикета.

-      Если на улице у прохожего вам нужно спросить время, что вы скажете?

-      Да. При обращении людей друг к другу с вопросом на улице у нас обычно извиняются: «Простите, скажите, пожалуйста...».

-      В Таллине же сначала здороваются, а потом спрашивают.

-      Знали ли вы, что во всех деревнях мира с незнакомыми на улице здороваются все селяне, показывая своё гостеприимное отношение к прохожему.

-      В прошлом в русском языке было много приветствий, которые употребляли в зависимости от того, чем был занят человек.

-      Например, если девушка несла воду, ей говорили: «Свеженькой воды!».

-      Если крестьяне молотили зерно, им желали: «По сто пудов на день! По тысяче на неделю!».

-      Если женщина доила корову: «Моря под коровой!».

-      Всё это пожелания. На них отвечали: «Спасибо!».

-      Некоторые из таких ситуативных пожеланий сохранились и сегодня.

-      Сейчас я назову ученика и ситуацию. Что вы ему скажете?

Ваня работает. Копает грядку.  

Предполагаемый ответ:

-      Бог в помощь!

Коля идёт из бани.  

Предполагаемый ответ:

-      С лёгким паром!

Настя обедает в столовой.  

Предполагаемый ответ:

-      Приятного аппетита!

Семья вашего друга уже собралась за столом, а вы только вошли.  

Предполагаемые ответы:

-      Хлеб да соль!

-      Чай и сахар!

Ваш друг уезжает.  

Предполагаемый ответ:

-      Счастливого пути!

Ваш друг вернулся из поездки.  

Предполагаемый ответ:

-      С приездом!

Приводят примеры приветствий в других странах. (показывают их)

 

Участвуют в беседе.

 

Слушают.

Коммуникативные:

формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.

III. Заключительная часть

3.1 Рефлексия

 

3

Предлагает детям подвести итоги занятия

-      Ребята, наше занятие подходит к концу.

-      Пожалуйста, расскажите, что нового вы узнали сегодня?

-      Что вы знали до этого?

-      Да. Все мы сегодня в который раз убедились: все мы должны следовать правилу высокой культуры.

-      Оно звучит так: «Пожелайте себе того, чего желаете другим!».

-      Если хотите, чтобы с вами были вежливы – будьте вежливы сами.

-      Учитесь словесно выражать уважительное отношение к людям. Введите это в обычай своего повседневного речевого поведения.

-      Напоследок я хочу задать вам маленькое домашнее задание: напишите, пожалуйста, сочинение-миниатюру «Волшебные слова».

-      У вас всё получится. Успехов и до новых  встреч!

Слушают.

Анализируют свою деятельность на занятии.

Коммуникативные:

формировать опыт участия в коллективном обсуждении и умение участвовать в диалоге.

 

Регулятивные:

способность оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Копыльцов А. В. Уроки доброты: Учебно-методическое издание / А. В. Копыльцов // РИЦ «Здравствуй». — 2010. — 152 с.

2.     Курочкина И. Н. Развитие коммуникативной компетентности педагога посредством овладения современным этикетом / И. Н. Курочкина // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — 2 (45). — С. 108-111.

3.     Курочкина И. Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие / И. Н. Курочкина // М.: Экон-информ. – 2014. – 240 с

4.     Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности / И. Н. Курочкина // М.: Экон-информ. — 2012. — 147 с.

5.     Усачев А. Этикет для детей различных лет / А. Усачев // М.: Оникс. — 2014. — 128 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Сигнал» г

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Сигнал» г

ВВЕДЕНИЕ В современном мире одно из первых мест по степени значимости занимает нравственно-этическое воспитание

ВВЕДЕНИЕ В современном мире одно из первых мест по степени значимости занимает нравственно-этическое воспитание

В общении со взрослыми» Возраст учащихся: 7-11 лет

В общении со взрослыми» Возраст учащихся: 7-11 лет

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Человека, который умеет хорошо общаться с людьми? -

Человека, который умеет хорошо общаться с людьми? -

Предполагаемые ответы: - приветствие включает пожелание здоровья (здравствуйте), указание на время встречи (доброе утро/добрый день и др

Предполагаемые ответы: - приветствие включает пожелание здоровья (здравствуйте), указание на время встречи (доброе утро/добрый день и др

Что же мы выражаем, здороваясь с незнакомым человеком? -

Что же мы выражаем, здороваясь с незнакомым человеком? -

Рефлексия 3 Предлагает детям подвести итоги занятия -

Рефлексия 3 Предлагает детям подвести итоги занятия -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022