ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Методическая разработка
по дисциплине Обществознание (вкл. экономику и право)
по теме: «Уголовная ответственность»
Разработал(а): преподаватель Созинова И.С.
Чебаркуль, 2019г.
Методическая разработка урока
по теме: «Уголовная ответственность»
Составитель:
Созинова И.С. преподаватель ЧПТ
В методической разработке представлены материалы урока Обществознание (Право) по теме «Уголовная ответственность». Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты и конспекта урока, перечня используемой литературы и приложений. Методическая разработка составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в средних профессиональных образовательных учреждениях.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..5
ПЛАН УРОКА……………………………………………………………………6
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………..…………………………………14
Приложения:
1………………………………………………………………………………….15
2………………………………………………………………………………….17
3………………………………………………………………………………….18
4………………………………………………………………………………….19
5………………………………………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность урока «Уголовная ответственность» состоит в том, что одним из наиболее значительных институтов уголовного права является уголовная ответственность. На уроке обучающиеся изучат особенности уголовной ответственности, познакомятся с возрастом наступления уголовной ответственности, углубят знания об уголовной ответственности.
Научатся применять полученные знания в конкретных ситуациях, формировать грамотную речь в процессе устных ответов. В целях формирования указанных УУД на уроках обществознания следует провести отбор содержания материала по темам, разнообразить формы, методы достижения универсальных способов действий: работать с источниками, составлять планы, характеристики явлений.
В рамках урока применяются новые педагогические технологии, приемы технологии критического мышления. Применяются на уроке такие приемы как: Прием “Нестандартный вход в урок”, Прием «Плюс, минус», Прием «Правовая азбука», прием « Найти ошибку», «Кроссенс».
Универсальные приемы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - направленны на включение обучающихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Характеристика методической разработки
Цель методической разработки:
· представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Уголовная ответственность»
· познакомить с элементами технологии критического мышления: Прием “Нестандартный вход в урок”, Прием «Плюс, минус», Прием «Правовая азбука», прием « Найти ошибку», «Кроссенс».
На изучение данной темы отводится 2 часа в рамках раздела «Обществознание»
Методические рекомендации по проведению урока
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей работающих в учреждениях СПО, а так же для мастеров производственного обучения.
Целевая аудитория
Методическая разработка урока может быть использована для студентов 2 курса учреждений СПО
Предполагаемые результаты урока
Студенты должны:
уметь:
· уметь самостоятельно работать с источниками права, определять понятия; вступать в речевое общение, анализировать ситуации, задачи, высказывать собственное мнение, суждение.
Знать: основные понятия и термины, законодательство УК РФ, понятия «преступление», «наказание», виды наказаний, «уголовная ответственность», статьи по теме «Уголовная ответственность», возраст уголовной ответственности.
Технические условия учебного кабинета
· мультимедийная установка;
· компьютер
· ученические парты и стулья.
Методическая разработка урока рассчитана на 45 мин.
ПЛАН УРОКА
по дисциплине Обществознание
Тема урока: «Уголовная ответственность»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок развивающего обучения с элементами КИМ.
Место урока: кабинет истории
Цели урока:
Обучающие:
· выяснить определение термина «уголовная ответственность», основания уголовной ответственности; определение «состав преступления»; выделить признаки, элементы состава преступления, а также стадии совершения преступления.
Развивающие:
· развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, работать с источниками.
Воспитательные:
· развивать познавательный интерес через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности обучающихся
Задачи урока:
Учебно-образовательные:
· Обеспечить усвоение основных понятий «Уголовная ответственность», «преступление», «состав преступления», умение анализировать материал.
· Формировать у обучающихся умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли;
Воспитательные:
· продолжить воспитание уважения к закону, правам других людей, чувства собственного достоинства;
· побудить учащихся задуматься над опасностями и соблазнами, которые чреваты вовлечением подростков в преступную жизнь.
Развивающие:
· формировать интерес к предмету, выделять главное от второстепенного;
· развивать познавательный интерес к предмету через источники права;
· развивать учебно-информационные умения.
Методы обучения:
· частично-поисковый
· наглядный
Методы контроля:
· фронтальный опрос
Формы организации деятельности студентов:
· групповая, фронтальная.
Виды деятельности на уроке: групповой, индивидуальный.
Педагогическая технология:
· Прием “Нестандартный вход в урок”, Прием «Правовая азбука», задачи по праву, Прием « Найти ошибку», «Кроссенс».
Ожидаемый результат:
· Усвоение понятий по теме, хорошие результаты усвоения материала через интерактивные методы обучения, разнообразные формы организации деятельности обучающихся
Межпредметные связи:
Урок способствует формированию следующих общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК):
Комплексно-методическое обеспечение урока:
· презентация в Misrosoft Power Point;
Время урока: 45 минут
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность студентов |
Формы, методы, средства обучения |
Методическое обеспечение |
Предполагаемый результат |
Время (мин) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
1.Мотивация к учебной деятельности |
Нестандартный вход в урок на включение обучающихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. |
Обучающиеся слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. |
Фронтальная работа |
Предметы для определения темы урока |
Регулятивные: Самостоятельно формулируют тему урока, цели урока после предварительного обсуждения.
|
2 |
2. |
Актуализация знаний. |
Знакомство обучающихся с основными понятиями темы урока. |
Обсуждают основные задачи урока, знакомятся с основными понятиями. |
Фронтальная работа |
презентация |
Принимают учебную задачу, участвуют в обсуждении. |
3 |
3. |
Изучение нового материала |
1.Организует диалог с обучающимися проводит беседу по теме: «Уголовная ответственность» 2.Педагог дает определение Что такое преступление, виды преступлений, категории преступлений. 3.Преподаватель выдает задание «Путешествие по странам». Необходимо выявить возраст уголовной ответственности в странах: Россия, Израиль, США. 4.Подготовить к дальнейшей практической работе и предлагается игра «Правовая азбука», обучающимся необходимо написать список составляющих из слов, начинающихся с буквы «П», тесно связанных с темой. 5.Преподаватель дает понятие «уголовная ответственность», виды наказаний, ответственность несовершеннолетних, особенности уголовной ответственности. 6. Преподаватель выдает задания-Правовые задачи. Указать какие виды преступлений совершены.
7.Преподаватель выдает задание «Текст с ошибками» на закрепление материала по уголовной ответственности по возрасту.
8.Преподаватель производит показ видеоголоволомок. |
Просмотр презентации, Знакомство с новой информацией, задают уточненные вопросы обсуждают новую информацию. Просматривают презентацию, анализируют информацию. Обучающиеся работают в микрогруппах находят в законодательствах возраст уголовной ответственности.
Обучающиеся работают в микрогруппах и самостоятельно составляют слова с буквой «П» по теме урока.
Обучающиеся принимают участие в беседе, рассуждают.
Обучающиеся работают с «Правовыми задачами», определяют виды преступлений. Рассуждают, работают с юридическими источниками. Обучающиеся работают с заданием «Текст с ошибками». Читают текст, рассуждают, анализируют, выдают правильные ответы. Обучающиеся рассуждают, высказывают версии, рассуждают. |
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
фронтальная
|
презентация
Презентация
Задание «Путешествие по странам»
Игра «Правовая азбука»
Презентация
Правовые задачи
Задание «Текст с ошибками»
Видеоголоволомки
|
Умеют структурировать знания, дополняют и расширяют дополнительные знания. Проводят анализ информации
Сравнивают разные точки зрения, осуществляют поиск информации.
Расширяют имеющиеся знания, сравнивают, осуществляют поиск информации.
Участвуют в беседе
Структурируют знания, осуществляют поиск информации.
Расширяют знания работая с текстами УК РФ.
Строят логическую цепь рассуждений.
|
3
3
3
3
2
3
3
4
|
4. |
Первичное осмысление, закрепление |
Нацеливает на самостоятельную работу, поясняет задание с использованием приема «Кроссенс» Закрепляет пройденный материал, проводит анализ урока. |
Выполняют задание, рассуждают, составляют логическую цепочку кроссенса, анализируют, проверяют свои ответы.
|
Фронтальная индивидуальная |
Самостоятельно выполняют задание. Проверяют и оценивают ответы. |
Формулируют ответы Умеют структурировать знания. |
10
|
5. |
Рефлексия |
Предлагает из понятия «Преступление» подвести свое отношение к уроку. |
Определяют свое эмоциональное состояние. |
фронтальная |
Проводят акрорефлексию |
Прогнозируют результаты усвоения изученного материала |
6 |
|
|
|
|
|
|
Время |
45 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Принципы работы на интерактивном занятии:
· занятие – не лекция, а общая работа.
· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
· все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
На уроке использовались следующие приемы:
“Нестандартный вход в урок”,
Прием «Правовая азбука»,
Задачи по праву,
Прием « Найти ошибку»
«Кроссенс».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1.Марченко М.Н. Дерябина Е.М. Основы права.-М.:Проспект, 2016.-336 с.
2.Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.-256 с.
3.Шкатула В.И. Основы права Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования- М.: Издательский центр «Академия»Ю 2017.-160 с.
4.Яковлев А.И.Основы правоведения: Учебник для начального профессионального образования.- 2-е изд., стереотип.- М.: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2016.-272 с.
Дополнительные источники:
Полный сборник кодексов
Уголовный кодекс РФ
Интернет-ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=-riYC1I5f0c
http://histclio.ucoz.ru/index/otkrytye_uroki/0-9
Приложение 1
Задание 1 РОССИЯ
Методические указания:
Найдите в тексте, с какого возраста в России наступает уголовная ответственность несовершеннолетних.
Согласно нормам действующего законодательства несовершеннолетними лицами признаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Лица, не достигшие возраста 14 лет, не несут уголовной ответственности, поскольку законодатель считает, что в таком возрасте человек не способен осознавать последствий своих деяний.
Задание
2 ИЗРАИЛЬ
Методические указания:
Найдите в тексте, с какого возраста в Израиле наступает уголовная ответственность несовершеннолетних
Законодательство Израиля
Парламент Израиля принял
поправки в законодательство страны, в соответствии с которыми суды вправе
приговаривать к тюремному сроку детей, начиная с 12 лет.
"Закон разрешает властям приговаривать к
тюремному сроку малолетних детей, признанных виновными в таких серьезных преступлениях,
как убийство, покушение на убийство или причинение смерти по неосторожности,
даже если они младше 14 лет. Закон был принят во втором и третьем чтениях во
вторник вечером", – отмечается в документе парламента.
До сих пор за подобные преступления тюремные
сроки грозили детям с 14 лет. Теперь этот возраст снижен до 12 лет.
При этом в заявлении подчеркивается, что
снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет стало реакцией на
палестинские атаки в течение последних месяцев, которые "потребовали более
жесткого подхода, в том числе по отношению к малолетним детям".
Задание№ 3 США
Методические указания:
Найдите в тексте, с какого возраста в США наступает уголовная ответственность несовершеннолетних.
В штате
Пенсильвания (США) суд приговорил к пожизненному заключению без права
досрочного освобождения 11-летнего Джордана Брауна, который застрелил в спальне
беременную невесту своего отца, 26-летнюю Кензи Хоук, после чего спокойно
отправился в школу. Аналогичный приговор получил 12-летний Кристиан Фернандес
из штата Флорида, убивший своего двухлетнего брата. В случае, если бы к нему
отнеслись как к несовершеннолетнему, он вышел бы на свободу по достижении 21
года. Самый возраст для еще пары-тройки убийств В этих штатах уголовная
ответственность наступает также с 10-ти лет. В США, в большинстве штатов, к
уголовной ответственности привлекаются с 10-летнего возраста.
Приложение 2
«ПРАВОВАЯ АЗБУКА»
Методические рекомендации:
Написать список, состоящих из слов начинающихся с буквы «П», тесно связанное с темой урока.
П
П
П
П
П
П
П
П
П
Приложение 3
СИТУАЦИИ
Методические указания: Прочитайте ситуации и укажите, какие виды преступлений были совершены.
1.Несовершеннолетние Карпов и Петров, на улице угрожая ножом, отобрали у подростка сотовый телефон и деньги.________________________________
2.Группа подростков забрались на памятник культуры и забрызгали цветной краской.__________________________________
3.Несовершеннолетняя позвонила в техникум и сообщила о том, что на ее территории заложена бомба. ____________________________________
4.2 несовершеннолетних увидели мотоцикл с ключом зажигания, завели и поехали кататься по городу. __________________________________________
5.Четырнадцатилетний Киселев ночью проник в частный магазин и похитил продукты на сумму 1000 рублей. _________________________________
6.Обучающиеся 3 курса Иванов А., Петров Г. систематически требовали у обучающихся 1 курса деньги, угрожая расправой.______________________
Приложение 4
Задание №1 (США)
ТЕКСТ С ОШИБКАМИ
Среди подростков бытует мнение, что до момента совершеннолетия они не подлежат привлечению к уголовной ответственности, и после совершения преступления злодеяние сойдет им с рук. Судебная практика показывает, что такие мысли являются ошибочными и далекими от истины. Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 12-летнего возраста, по отдельным статьям лиц привлекают к ответственности с 18 лет. Принято считать, что, достигнув этого возраста, гражданин может объективно оценивать серьезность своих намерений, проводить анализ ситуации и делать выводы, т. е. полностью отдает отчет своему поведению.
За убийство несовершеннолетних может понести наказание в виде пожизненного заключения, за кражу штраф, за неправомерное завладение автомобилем арест-лишение специального права.
Задание №2(Израиль)
Текст с ошибками
По законодательству РФ дети, не достигшие возраста 18 лет, не могут быть подвержены уголовному наказанию, потому что, в силу малолетнего возраста, не до конца могут осознать всю степень тяжести причиненного вреда и ответственности за него. Однако дети, которым уже исполнилось четырнадцать лет, вполне здраво могут оценивать ситуацию, поэтому уголовный кодекс предусматривает ответственность с 20 лет для лиц совершивших побои и с 16 лет для тех, кто совершил противоправное деяние умышленно. К тому же, если подросток четырнадцати лет, совершил проступок впервые, его привлекут к уголовной ответственности. Первое действие для родителей должно начаться с посещения учебного заведения, с целью выяснения личности обидчика, и разговора с ним, о том какие обстоятельства привели к побоям.
Приложение 5
Методические указания: Используя прием «кроссенс» внесите в таблицу понятия, соедините их логической цепочкой.
1 |
2
|
3 |
8
|
9
|
4 |
7 |
6
|
5 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.