МБУДО «Центр детского творчества» г.Шумерля Чувашской Республики
Методическая разработка по проведению
военно-патриотического квест-игры «Прадедушкины медали»
Автор: методист Хрыкина Т.Ю.
г.Шумерля, 2020
Тема: «Прадедушкины медали»
Цель: актуализировать знания учащихся о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Вид мероприятия: квест-мастерская
Условия проведения: В квесте участвуют 5 команд по 5 человек. Возраст участников – 9-10 лет.
Для проведения квеста необходимо подготовить место общего сбора (на начало и подведение итогов квеста), 5 кабинетов (площадок) для этапов квеста. Для каждой из команд разработан индивидуальный маршрутный лист. Время пребывания на одной площадке 8 минут, 2 минуты даются на переход к другому этапу. На каждой площадке должны быть организаторы, которые представляют командам небольшую историческую справку по теме Вов, дают задания и делают отметки в маршрутных листах о прохождении этапа. Команды за успешное прохождение получают по элементу боевой награды на каждой площадке, а на последней складывают из них картинку. Если знают, то говорят, какая боевая награда сложилась, а также дают другую известную информацию. Если не владеют информацией по данной награде, то получают ее от организатора площадки. На итоговом сборе команды по очереди представляют награду и рассказывают о ней.
Оборудование и метод. материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, карточки для жеребьевки, эмблемы для команд (самолет, корабль, телефон, танк, парашют); маршрутные листы; элементы наград (медаль «Золотая звезда», орден Отечественной войны, орден Славы, медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу»); разрезная картинка памятника «Родина-мать зовет!»; видеоролик «Пионеры-герои»; презентации «Детям о Великой Отечественной войне», «Памятники Великой Победы», «Города-герои», «Оружие Победы», «Партизанское движение»; счетные палочки; клей-карандаш; карточки с пословицами; карточки с анаграммами; свидетельства участников.
I. Введение в игру.
Вед.: Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена Великой Отечественной войне не случайно. Как вы думаете, почему? В этом году наша страна празднует 75 лет победы в той страшной войне. Давайте вспомним, как это было. 22 июня в 4 часа утра немецкие войска перешли границы Советского Союза - так называлась наша Родина. Слайд 2
Фашисты хотели сделать наших людей рабами. И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт. В их числе были ваши прадедушки, а у некоторых и прабабушки (тогда они были очень молоденькими). Слайд 3
Фашистские варвары разрушали и жгли города, деревни, школы нашей Родины. Слайд 4
Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, Слайд 5
бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Слайд 6
Фашистам удалось глубоко вторгнуться в пределы СССР. В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить Ленинград, город оказался в кольце блокады. Слайд 7
Враги рвались к Москве. Шли трудные бои, много людей погибло, но враг в Москву не прошел. Слайд 8
Первым знаменитым событием стал разгром немцев в битве под Москвой. Слайд 9
Но враг был ещё очень силён. В ту пору у него было больше войск, больше пушек, танков, самолётов, чем у нас. Летом 1942 года фашисты вышли к Волге у города Сталинграда и начали наступление на юге, чтобы захватить Кавказ. Слайд 10
Сталинградская битва стала Коренным переломом в ходе ВОВ. После Победы под Сталинградом Советская Армия погнала врага с нашей земли. Слайд 11
А потом были сражение на Курской Дуге и прорыв Ленинградской блокады. Форсирование Днепра, победный путь по странам Европы и битва за Берлин. Слайд 12
Окончательно наша победа была утверждена тогда, когда над Рейхстагом, главным зданием немецкого командования, было установлено красное знамя – знамя Победы. Слайд 13
Та победа свершилась благодаря советским воинам, в том числе и вашим прадедушкам. Они боролись с врагом, шли на смерть, жертвовали собой и совершали подвиги в каждом бою. И за эти подвиги им вручали боевые награды - медали и ордена. Слайд 14
Вед.: Ребята, а ведь наверняка и у ваших прадедушек есть боевые
награды Великой Отечественной войны. Стоит дома старенький шкаф Слайд 15.
А в нем сохранился прадедушкин пиджак. Слайд 16
Надо же! Тот самый! В котором он 9 мая на парад Победы в Великой Отечественной войне любил ходить! А это что на нем? Медали! Какие они красивые.. Слайд 17
«За отвагу» Написано на одной. А на другой «За боевые заслуги». А вот орден Славы Слайд 18
Сейчас вам, ребята, предоставится возможность совершить путешествие в те далекие военные годы, узнать о подвигах взрослых и детей на полях сражений, в тылу врага, а также о том, какими боевыми наградами награждали отличившихся в боях воинов. Слайд 19
В нашем мероприятии принимают участие пять команд. Так как игра посвящена военной теме, команды мы будем называть отделениями. (отделение - это наименьшее воинское подразделение, которое включает в себя от пяти до десяти человек).
Вед.: Прошу командиров отделений подойти ко мне.
(проводиться жеребьевка – командиры выбирают листочек с названием рода войск, к которому будет относиться каждое отделение. После чего им выдаются эмблемы: летчики (самолет), моряки (корабль), связисты (телефон), танкисты (танк), десантники (парашют).
Воздушно-десантные войска
Военно-воздушные силы
Военно-морской флот
Танковые войска
Войска связи
Вед.: Отделения, стройся.
(Дети выстраиваются в шеренги).
Товарищи бойцы! Сегодня у нас произошло чрезвычайное происшествие. Были похищены боевые награды, которые мы должны были вручить бойцам сегодня на построении. Ваша задача найти их и доставить в штаб. Задание очень сложное, вам необходимо будет пройти много испытаний. Вы готовы к выполнению боевого задания?
Дети. Готовы!
Главнокомандующий: Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться картой, на которой обозначено место, откуда вы должны будете начать своё движение. Стрелками оказан путь, по которому вам нужно передвигаться. Двигаться от этапа к этапу необходимо строго по порядку их номеров. Передвижение разрешено быстрым строевым шагом во главе с командиром и в сопровождении взрослого. Передвижение бегом или по - одиночке запрещено, только дружно в колонне по двое. Когда вы пройдете все этапы и найдёте награду, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания, а именно:
-показать найденную награду
-назвать ее
- дать краткую информацию о данной награде.
Задание понятно? Командирам отрядов получить карту! К выполнению задания приступить!
II. ПРОХОЖДЕНИЕ ЭТАПОВ
Отделения знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, проходят свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим
ЭТАП 1. «Маленькие Герои большой войны»
Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий - Герой Советского Союза. За годы войны звание Героя было присвоено 11 тысячам 635 людям, 115 из них – дважды, а двое, летчики-истребители Александр Покрышкин и Иван Кожедуб – трижды. Это звание присваивалось не только взрослым, но и детям.
Видеоролик «Пионеры-герои»
Ребята, как вы думаете, было ли страшно этим мальчишкам и девчонкам? Дума, да. Давайте представим, что мы на передовой и попали под минометный огонь. Чтобы пройти его без потерь, надо быть очень внимательными. Постройтесь друг за другом. На команду «Вспышка слева!» нужно шагнуть вправо… «Вспышка справа» - шагаем влево. Если вспышка вверху – пригнуться, при вспышке снизу -подпрыгнуть.
Задание: реагировать на команды без ошибок.
По результатам прохождения этапа команда получает часть боевой награды.
Организатор этапа: «Товарищи бойцы, вы успешно справились с заданием – вы заслужили часть награды».
ЭТАП 2. Памятники Великой Победы
Тысячи памятников в нашей стране и за рубежом оставила нам война. Говорить о них можно бесконечно. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
В годы Великой Отечественной войны много погибало солдат, их находили часто без документов. Никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники. Таких воинов хоронили прямо на полях боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых». Самый главный монумент в честь погибших солдат находится в столице нашей Родины в городе Москва у Кремлевской стены - это Могила Неизвестного солдата. Там захоронен прах Неизвестного советского воина, павшего в боях под Москвой в 1941 и похороненного в братской могиле на 42-м километре Ленинградского шоссе. Посмотрите внимательно на изображение Могилы неизвестного солдата. Здесь горит Вечный огонь. Он символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат. На гранитной плите у вечного огня есть надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Слева от главного надгробия на стене высечено посвящение: “1941-Павшим за Родину -1945”. Справа порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землей городов-героев и Крепости-героя Брест. Памятник открыт 8 мая 1967. |
|
в Центральном районе города Волгограда расположен Мама́ев курга́н. В сражении за Сталинград 1942–1943 годов захват Мамаева кургана стал важнейшей стратегической задачей как фашистского, так и советского командования, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью Сталинграда и Волгой. Двести суток длилась Сталинградская битва, из них 135 дней – битва за Мамаев курган. Он неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот. Когда враг был окончательно разбит, на каждом квадратном метре Мамаева кургана лежало от 500 до 1200 осколков снарядов. Весной 1943 года на этой земле не зазеленела трава. На этом месте решено было сделать мемориал в память о Сталинградской битве. Так появился архитектурный ансамбль «Героям Сталинградской битвы», центром которого является Скульптура «Родина-мать зовет!». Она представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длинной 33м (вес 14 тонн). Общая высота скульптуры 85 метров. Общий вес его составляет 8 тонн. Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. |
|
Послушайте, какая история произошла во время войны: “… Во время боя, в Берлине, (это столица Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” Когда война окончилась, в городе Берлине установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. Вот этот памятник, высота которого 12 метров. Солдат одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в одной руке держит меч, а в другой руке девочка. Он прижимает ее к себе. Он ее спас, она не погибла. |
|
Задание: сложить из пазлов картинку памятника и назвать его.
По результатам прохождения этапа команда получает часть боевой награды.
Организатор этапа: «Товарищи бойцы, вы успешно справились с заданием и получаете часть награды».
ЭТАП 3. «Оружие Победы»
Без
военной техники на войне никак,
Очень в ней нуждается на войне солдат.
О военной технике сейчас и пойдет наш разговор.
Показ презентации «Оружие Победы»
Игра «Военная техника»
• Самолёт (руки в стороны)
• Бинокль (кулачки к газам)
• Пулемёт (изобразить стрельбу)
• Граната (взмах рукой)
• Радиопередатчик (ладошки на уши)
• Винтовка (прицелиться)
• Машина (рулить)
• Артиллерия! Огонь! (взмах рукой)
Молодцы! Движения разучили! А теперь проверим, как вы всё запомнили!
Быть внимательней прошу,
Я запутать вас хочу!
Технику военную вам буду называть,
Вы её движением должны мне показать!
Молодцы, ребята, справились с заданием!
Задание: Выложить из счетных палочек военную технику (танк, корабль)
ЭТАП 4. «Партизанское движение»
Когда грянула Великая Отечественная война, в нашей стране началось массовое движение «народных мстителей». Так называли партизан. Кто такие партизаны? Это советские люди, оказавшиеся на занятых фашистами территориях, а также бойцы и командиры, попавшие в окружение. Они уходили в леса, создавали партизанские отряды и вступали в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Туда вступали старики, женщины, мужчины, которых по каким-то причинам не взяли на фронт, и даже дети. В целом, во время войны насчитывалось почти 6000 партизанских отрядов численностью свыше одного миллиона человек.
Главным образом, партизанам приходилось укрываться в лесах. Наиболее безопасными для проживания были густые, еловые или смешанные массивы: такие хорошо скрывали огонь от костров и полностью загораживали места стоянок от чужих глаз. Важно было наличие водоема вблизи стоянки.
Партизаны жили в простых землянках, используя для освещения самодельные светильники из жира. Временами, скрываясь от немецких облав, бойцам приходилось менять своё месторасположение и ночевать прямо под открытым небом. Зимой, чтобы не замерзнуть, они ложились прямо на кострища, накидав сверху больших еловых веток. Такой нехитрый способ помогал бойцам сохранить тепло. А летом были другие напасти — комары и проливные дожди. Чтобы спастись от них строили шалаши.
Основной единицей партизанского движения являлся отряд, насчитывавший обычно несколько десятков человек, а позже – до 200 и более бойцов. На вооружении отрядов были в основном винтовки, карабины, автоматы, ручные пулемёты и гранаты. В партизанском отряде поддерживались дисциплина и порядок. Каждый участник принимал присягу, обязуясь подчиняться командирам.
Так как же такие небольшие отряды могли причинить вред огромной армии противника? Партизанские отряды пускали под откос эшелоны с вражескими солдатами и техникой, взрывали мосты и железнодорожные пути, выводили из строя водонапорные башни, уничтожали линии связи, устраивали взрывы в местах сосредоточения противника и скопления его техники, поджигали склады с оружием, боеприпасами, горючим. Они распространяли листовки, расправлялись с предателями и палачами. А еще проводили разведывательные операции, старались выкрасть или узнать тайные планы нападения немцев и передать их в штаб, чтобы советская армия была подготовлена к нападению.
Вооруженные столкновения случались достаточно редко. Как вы думаете, почему? Потому что отряды были небольшие. «Непрерывно отыскивать противника и никогда не выявлять себя. Ни при каких обстоятельствах не ввязываться в серьезный бой и не находиться в длительном соприкосновении с противником. Если враг переходит в наступление – немедленно скрыться». (Из боевого Устава партизан)
В ходе проведенных операций партизаны уничтожили, захватили в плен и ранили 1 млн. фашистов, вывели из строя 4 тыс. танков и бронемашин, 1100 самолетов, разрушили и повредили 1600 железнодорожных мостов, пустили под откос 20 тыс. эшелонов.
Рассмотрите картинку. За деревом стоит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним молодые люди, все они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. Как вы думаете, кто они? Да, они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага.
Среди партизан было немало мальчишек и девчонок. Под видом беспризорников, музыкантов они пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что оборванцы – разведчики. Часто они оказывались самыми смышлеными при сборе сведений, но, если фашисты ловили их, то на возраст скидок не делалось. Посмотрите на эти фотографии. История сохранила имена не всех этих маленьких героев большой войны. Впрочем, сами они себя героями не считали, а просто, ежечасно рискуя своими жизнями, выполняли свои нелегкие обязанности.
Валя Котик: На начало войны он только перешёл в 6 класс, но с первых дней начал бороться с врагами. Воевал в партизанском отряде, был дважды ранен. Внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. В одном из боев был смертельно ранен и на следующий день скончался.
Лёня Голиков:Разведчик партизанской бригады. Всего им уничтожено: 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор и добыл портфель с чертежами новых образцов немецких мин и другими важными бумагами военного характера. Погиб в неравном бою.
Около 200 тысяч участников боевых действий награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч - медалью «Партизан Великой Отечественной войны» I и II степени, 233 отважным присвоено звание Героя Советского Союза.
Задание: из двух предложенных слов составить пароль – слово военной тематики. При этом обязательно использовать все буквы (пример – РИНГ + ЗОНА = ГАРНИЗОН)
КУШ + ПА = ПУШКА,
АС + ОМЛЕТ = САМОЛЕТ,
ПАН +РОТ = ПАТРОН,
ВАТА +ТОМ = АВТОМАТ
ЭТАП 5. «Города-герои»
Интерактивный альбом «Города -герои» https://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/interaktivnyj_albom_goroda_geroi_velikoj_otechestvennoj_vojny/418-1-0-31836
Задание: сложить части поговорок в целое.
«Жить – ….. ……Родине служить».
«Чужой земли не хотим, …. …. но и своей не отдадим».
«Кто за Родину горой –….. …. тот истинный герой»
«За край родной ….. …..иди бесстрашно в бой».
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
После прохождения всех этапов команды собираются в штабе.
Вед.: Товарищи бойцы, доложите о выполнении задания!
Команды показывают макет собранной награды и
зачитывает информационную справку о ней (приложение 7) Слайды 20-24
Вед.: Отделения, равняйсь, смирно! Задание вами успешно выполнено, боевые награды найдены и возвращены в штаб. Выражаю вам благодарность и вручаю сертификаты за участие в мероприятии.
Сертификаты за активное участие в военно-патриотическом квесте «Прадедушкины медали» успешное выполнение боевого задания вручаются команде МБОУ «СОШ №1».
И т.д.
Ведущий: Ребята, сегодня вы узнали, как выглядят некоторые ордена и медали ВОВ, за какие заслуги Родина давала такие награды. Уверена, что вы поняли, что каждая такая награда доставалась ценой тяжелого ратного труда, и часто – ценой жизни. Наш долг – сберечь память о подвиге людей старшего поколения, передать эту память детям и внукам. Если на улице вы встретите человека с орденами и медалями, подойдите к нему и поблагодарите за все, что он сделал для нас.
-Я желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
Интернет-источники
https://multiurok.ru/files/ighra-kviest-po-sliedam-vielikoi-otiechiestviennoi.html
https://pikabu.ru/story/boevyie_nagradyi_veteranov__chto_vyi_znaete_o_nikh_5021103
https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-pesochnoy-animacii-istoriya-dedushkinoy-medali-3646470.html
https://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/interaktivnyj_albom_goroda_geroi_velikoj_otechestvennoj_vojny/418-1-0-31836
https://ppt-online.org/129346
https://ordenrf.ru/su/medali-su/medal-za-boevye-zaslugi.php
https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-klassnomu-chasu-podvigh-partizan-i-podpol-shchikov-v-ghody-vie.html
https://infourok.ru/cikl-besed-dlya-doshkolnikov-o-vov-v-ramkah-proekta-v-chest-prazdnovaniya-godovschini-vov-2671725.html
https://kladraz.ru/prazdniki/9-maja-den-pobedy/raskazy-o-partizanah-velikoi-otechestvenoi-voiny-dlja-detei.html
Приложение 1.
Карточки для жеребьевки
Воздушно-десантные войска
|
Военно-воздушные силы
|
Военно-морской флот
|
Танковые войска
|
Войска связи
|
Приложение 2.
Эмблемы для команд
Приложение 3.
Разрезная картинка памятника
Приложение 4.
Игра «Собери поговорку»
Родине служить |
но и своей не отдадим» |
тот истинный герой» |
иди бесстрашно в бой» |
«Жить – |
«Чужой земли не хотим, |
«Кто за Родину горой – |
«За край родной |
Приложение 5.
«Составь пароль»
КУШ + ПА =
АС + ОМЛЕТ =
ПИЛОТ + СЕТ =
ПАН +РОТ =
ВАТА +ТОМ =
«Составь пароль»
КУШ + ПА =
АС + ОМЛЕТ =
ПИЛОТ + СЕТ =
ПАН +РОТ =
ВАТА +ТОМ =
Приложение 6.
«Маршрутный лист» отделения «Танкисты»
«Маршрутный лист» отделения «Десантники»
«Маршрутный лист» отделения «Моряки»
«Маршрутный лист» отделения «Связисты»
«Маршрутный лист» отделения «Летчики»
Приложение 7.
Орден Отечественной войны
Орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени - Это первая награда, которая появилась в годы войны. Орденом I степени награждается тот, кто лично уничтожит 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника, либо в составе орудийного расчета—3 тяжелых или средних танка или 5 легких. Орден II степени мог заслужить тот, кто лично уничтожит 1 тяжелый или средний танк или 2 легких, либо в составе орудийного расчета 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника.
Всего за подвиги в годы войны этим орденом были награждены 1 миллион сто тысяч человек.
Орден Славы
Самой почётной солдатской наградой был орден Славы. Получить его было очень трудно – орден Славы получал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуты опасности спас знамя части, тот, кто, рискуя жизнью, спас в бою командира.
Орден имеет 3 степени. Высшей является 1-я степень. Награждение производилось последовательно: сначала вручали орден 3-й степени, затем 2-й и, наконец, 1-й степени. Полными кавалерами ордена Славы стали в годы Великой Отечественной войны около двух тысяч пятисот воинов. Среди них — четыре женщины
Медаль «За отвагу»
Самая почётная солдатская военная медаль – это медаль «За отвагу». Её вручали военнослужащим Красной армии, военно-морского флота, пограничных и внутренних войск за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнении воинского долга. В годы Великой Отечественной войны ею награждены более четырех миллионов человек.
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За боевые заслуги» была учреждена в 1938 году. Медалью награждались за смелые действия в бою, за мужество, проявленное при защите государственной границы Советского Союза, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и другие заслуги.
За период Великой Отечественной войны медали были удостоены более трех миллионов человек.
Медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза
Если вы увидите на груди ветерана медаль в виде золотой звезды, знайте, что перед вами Герой Советского Союза. Такую медаль вручали человеку, который совершил настоящий подвиг! В годы войны более одиннадцати тысяч советских людей стали героями Советского Союза.
Дважды медали «Золотая Звезда» за подвиги в годы Великой Отечественной войны удостоилось сто пятнадцать человек.
Трижды медалью «Золотая Звезда» награждены три человека.
Награждаться медалью могли и города, которым было присвоено звание «Город-герой», и крепости, удостоенные звания «Крепость-герой».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.