Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Чередование звуков в морфемах
Цели: Контролируемые элементы содержания
Значимые части слова (морфемы)
Контролируемые умения
Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
Проверяемые элементы содержания
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука)
Предметные умения
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка; распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука); проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания
Личностные результаты
Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира
Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
Функциональная грамотность
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Видеолекция», «Диагностическая работа», «Изображение или фото», «Кейсы по работе с информацией», «Самостоятельная работа».
Ход урока:
1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1) Мотивирование на учебную деятельность
В начале урока предполагается работа с кейсом, посредством которого дети смогут определить тему урока. После того, как ученики определили тему урока, предложите им попробовать подобрать слова с чередованием в корне. Возможно, кто-то это сделает без труда.
Помогите детям справиться с этим заданием, предложив следующие слова: успешный (это тот, которому сопутствует успех), воздушный (это то, что передвигается по воздуху).
2. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Для ознакомления с новым материалом обратитесь к видеолекции. Параллельно попросите детей записать в тетрадь хотя бы по одному виду чередований на каждую морфему. После просмотра предложите детям ответить на вопросы:
1) Что такое чередование? (Замена отдельных звуков или сочетаний звуков.)
2) В каких морфемах могут происходить чередования звуков?
3) Как вы понимаете фразу «чередование с нулём звука»?
Запишите в тетрадь два вопроса по теме видеолекции, которые вы потом зададите друг другу, работая в парах. Выполняя это задание нужно снова вернуться к содержанию лекции. Это поможет вам лучше подготовиться к самостоятельной работе.
2) Проверка первичного усвоения
Предложите детям, в случае затруднений при выполнении самостоятельной работы, снова обратиться к содержанию видеолекции.
После выполнения работы проанализируйте все задания, выясните, что непонятно ученикам, какие задания оказались непосильными или выполнялись с трудом. Если затруднения были у многих нужно по возможности разобрать все задания. Если же с заданием не справились единицы, то помощь им можно оказать индивидуально.
3. Подведение итогов, домашнее задание
Домашнее задание
Предложите детям:
1. Решить ребус.
2. Подобрать к получившемуся слову родственное слово с чередованием.
3. Изучить видеолекцию к уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.